вторник, 5 сентября 2023 г.

Worms или немного об евреях

Евреи в районе Вормса появляются примерно в конце VIII или в начале IX века. И не только в районе Вормса, вообще на территориях вокруг Рейна.
Тут надо бы сказать как вообще евреи появились в Европе.

На фото: часть городской крепостной стены рядом с еврейским кварталом в Вормсе.


Первое массовое переселение евреев начинается примерно в середине II века после поражения восстания Бар Кохбы. Небольшая часть народа остается в Иудее, Самарии и в Галилее, большая часть рассеивается по территории тогдашней Римской империи. В последующем они станут родоначальниками ашкеназов, понемногу расселяясь почти по всему континенту.
Вторая часть, будущие сефарды приходят на Иберийский полуостров вместе с арабами, во время активной арабской экспансии в VII - IX веках.
И наконец, караимы и крымчаки, которые, как считается происходят от принявших в свое время иудаизм хазар.
Сефарды с караимами нас сейчас не интересуют, поговорим об ашкеназах.

К X веку иврит, бывший когда-то разговорным языком окончательно исчезает из разговорной речи. Причем исчезает до такой степени, что приходится придумывать новые правила письма - некудот, чтобы можно было хотя бы прочесть древние слова. До религиозного запрета на общение с иноверцами, принятого в XVI - XVII веках в Речи Посполитой еще много времени, и евреи активно осваивают языки соседствующих народов. (кстати, этот запрет совместно с запретом на владение землей и ее обработку серьезно ухудшил финансовое положение живших в то время и в том месте евреев).

Но пока евреи спокойно разговаривают на языке соседей, и в результате появляются новые языки - сначала как лингва франка, потом как пиджины, потом, по мере развития появляются креольские языки. Так появляется ладино у сефардов и идиш у ашкеназов.

Идиш - по существу это один из множества диалектов немецкого языка. Если более точно - то идиш это один из верхнефранкских диалектов верхненемецкого кластера западногерманских языков германской группы. Само название идиш появляется только в XIX веке, до этого его называют лошн, или лошн ашкенази, или тайч. В переводе означает "язык".
В Вормсе, где уже существует довольно многочисленная еврейская община и где находятся еврейские образовательные центры впервые идиш становится письменным, то есть на основе квадратного еврейского письма разрабатываются правила написания сложных немецких слов. В древнем еврейском алфавите нет гласных, поэтому существующие согласные, не имеющие произношения (алеф и айн) становится гласными буквами. Для образования более сложных звуков используются дифтонги - алеф и вав или айн и йуд.
Наиболее древнее письмо, дошедшее до нас и написанное на идише и датируемое XII веком родом из Вормса.

Первая каменная синагога была построена в 1034 году при финансовой поддержке состоятельного еврея Якова бен Давида и его жены Рахели, и считается самой старой существующей синагогой в Германии. Здание было разрушено во время Первого Крестового похода в 1096 году в ходе Вормсской резни и Второго Крестового похода в 1146 году.
В 1349 году во время преследований евреев во время чумы синагога снова была сильно повреждена.
Во время погрома 1615 года была разрушена школа Талмуда, а сводчатые потолки и стены синагоги снова сильно повреждены.

С середины XIX века большинство еврейской общины в Вормсе стремилось к реформистскому иудаизму. Поэтому в 1842 году была убрана перегородка между мужскими и женскими синагогами.
Во время Хрустальной ночи 1938 года синагога Вормса была подожжена и полностью сгорела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Оставшиеся стены были взорваны в 1942 году. Остатки зданий также пострадали в конце Второй мировой войны во время воздушных налетов на Вормс.

Синагога был реконструирована в 1961 году, причем старались использовать как можно больше оригинальных камней, которые удалось спасти - в период между 1938 и 1945 годами отдельные компоненты были извлечены из руин, в том числе датированные 1034 годом.

На фото: здание синагоги. Есть охранник, есть здание, нет евреев.



Примерно в этом месте учился знаменитый РАШ'И - рабби Шломо Ицхаки, крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха; духовный лидер и общественный деятель евреев Франции. Это было в конце X - начале XI века.

Гораздо позднее, в XVI - XVII веках в местной иешиве преподавал Яир Хаим бен Моше Шимшон Бахарах, каббалист и талмудист.

Рядом, в дворе есть музей. Нельзя сказать что очень информативный, но хоть какой-то.
В музее фигура Голема. В Вормсе в XIII веке жил Меир из Ротенбурга, по прозвищу Маhарам. Примерно такое же имя было у рава Иуды Лева бен Бецалеля, жившего в Праге в XVI веке. По созвучию народная легенда считает что Голем был создан в Вормсе, а совсем даже не в Праге.



Еврейский квартал. Квартал воссоздан по чертежам начала XX века. Примерно так тут жили евреи где-то 100 лет назад.
Довольно скучно жили, однако.





Вормс попал под еврейские погромы, в частности в историю вошел печально известный погром 1096 года, более известный как Вормская резня.
Люди графа Эмиха прибыли в Вормс 18 мая 1096 года. Вскоре в городе прошел слух, что евреи убили христианина и отравили городские колодцы. Горожане вместе с крестоносцами решили расправиться с еврейским населением Вормса. Каждый еврей, не успевший спрятаться, был убит. Вормсский князь-епископ Адальберт разрешил евреям укрыться в своем дворце, но через восемь дней толпа ворвалась туда и перебила их.
Было убито примерно 800 евреев, не считая покончивших с собой. Община Вормса в то время насчитывала примерно 1300 человек.

Вообще погромы в средневековой Европе не были редкостью. И не только погромы, все Средние века по всей Европе ежедневно кто-то с кем-то воевал и кто-то кого-то убивал. И такое положение было в порядке вещей. Мир в Европе во второй половине XX века - это исключение, а не правило.

Причин погромов было несколько. Кроме религиозного рвения была более практичная позиция - отчаянная нужда крестоносцев в деньгах, а рейнландские еврейские общины были богатыми и преуспевающими, что было вызвано разрешением властей заниматься ростовщичеством (в то время как католикам делать это было запрещено). Нападения на евреев стали простейшим способом разбогатеть - будь то путем прямого грабежа или за счет выкупа, который были вынуждены платить попавшие в беду общины. Многим крестоносцам пришлось впасть в долги перед еврейскими ростовщиками ради приобретения оружия и другого снаряжения для похода, таким образом, убийства и грабеж евреев обосновывались святыми целями.

Надо сказать что католическая церковь в то время к погромам относилась резко отрицательно.
Официальная позиция церкви того времени, основываясь на писаниях IV - VI веков, гласила что положение евреев в обществе и само их существование являлись свидетельством веры, которое подтверждало правоту христианства. Считалось, что в будущем евреям предстояло признать Христа, которого они когда-то отвергли, и в конце дней добровольно принять крещение. Теологи спорили о том, имеют ли насильственно крещенные евреи право вернуться к иудаизму после того, как они прошли таинство крещения, сверхъестественное действие которого практически неподвластно человеку.

Еврейское кладбище называется Heiliger Sand (Святой песок). Откуда такое название - сказать сложно.
Первые захоронения относятся в XII веку. Странно, но нацисты, разрушив синагогу и разорив еврейский квартал по непонятной причине не тронули кладбище.



Под одним из камней покоится уже упоминавшийся Меир из Ротербурга.
В 1286 году новый император Священной Римской империи Рудольф Габсбург объявил всех евреев рабами казны императора (Servi Camerae Regis) и наложил на них непосильные налоги. Рабби Меир призвал евреев покинуть Германию и отправился в путь сам. В Италии его настигли солдаты императора, которые посадили в тюрьму в Энзисхайме и стали требовать у еврейских общин уплату огромного выкупа за него - 20000 марок. Деньги были собраны учеником раввина Ашером бен-Йэхиэлем. Руководствуясь законом из Мишны "Не выкупают заложников за непомерный выкуп, чтобы не привести к ещё большим несчастьям", рабби Меир запретил этот выкуп платить, чтобы подобные инциденты пленения лидеров еврейских общин с целью наживы не повторялись в дальнейшем. В 1293 году рабби Меир умер в заключении, и только в 1307 году его тело смог выкупить у властей продавший для этого все свое имущество Александр Зискинд Вимпен.







Примерно такая история. Сейчас в Вормсе живет то ли 8, то ли 9 евреев, все выходцы из бывшего Советского Союза. По религиозным праздникам приезжает раввин из Майнца, чтобы просто обойти здания и посетить кладбище.

Не хотелось бы заканчивать на столь грустной ноте.
Утро над Рейном.




Дальше - промышленный город Мангейм.
Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий