Во-первых - замком, точнее его руинами.
Во-вторых - университетом.
И в-третьих - в окрестностях города был найден гейдельбергский человек.
Про человека не очень интересно. Homo heidelbergensis ранее считался одной из разновидностей Homo antecessor или Homo cepranensis, но по данным исследования ДНК оказался предком неандертальцев. Неандертальцы уже давно вымерли, поэтому далее по гейдельбергского человека говорить не будем.
На фото: вид на центральную часть Гейдельберга и Старый мост через Неккар. На возвышенности руины замка - Schloss Heidelberg.
Начнем с замка. Хотя нет, начнем с истории, рассказ будет короткий, обещаю.
Первое письменное упоминание Гейдельберга восходит к 1196 году. В 1225 впервые упоминается крепость Гейдельберг.
В 1386 году был основан Гейдельбергский университет, слава которого со временем распространилась по всей Европе. В Средние Века и в начале Нового времени Гейдельберг был основной резиденцией правителей Курпфальца.
Первая фаза Тридцатилетней войны затронула также и Гейдельберг. Фридрих V Пфальцский (он же "Зимний король"), избранный в 1619 году королем Богемии в 1620 году был разбит в битве при Белой Горе. Двумя годами позже, Гейдельберг был завоеван имперским фельдмаршалом графом Тилли. Тилли завладел Палатинской библиотекой, которая была в 1623 передана герцогом Максимилианом I Баварским в дар папе римскому Григорию XV и вошла в состав библиотеки Ватикана.
Гейдельберг был завоеван и разрушен французами в 1689 и в 1693 годах во время войны за Пфальцское наследство. При этом замок был частично взорван французами. После в разрушении замка поучаствовали жители города, использовавшие камни замка для восстановления города после войны. В 1720 резиденция курфюрстов была перенесена в Мангейм, с тех пор Гейдельберг утратил своё политическое значение.
Гейдельберг очень рано был включён в процесс реформации. Хотя сначала население придерживалось учения Мартина Лютера, курфюрст Фридрих III ввел в 1559 году реформированное учение по Жану Кальвину (так называемый Гейдельбергский катехизис).
В 1803 году решением имперской депутации Гейдельберг вместе с территорией Пфальца на правом берегу Рейна вошёл в состав великого герцогства Баден.
И очень печальный XX век.
В ночь на 10 ноября 1938 года Старая синагога Гейдельберга была сожжена дотла. Сто пятьдесят евреев были депортированы в концентрационный лагерь Дахау; 22 октября 1940 года 339 евреев были высланы в Гурс; а с 1942 по 1945 год еще 103 человека были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Оставшиеся евреи города были переселены в гетто.
На сегодняшний день все, что осталось от синагоги - площадь с мемориальными досками с именами арестованных, депортированных и убитых в годы Холокоста евреев, очертания стен синагоги на белом мраморе и двенадцать кубиков песчаника, представляющих скамьи и двенадцать колен Израиля.
Здания города во время Второй Мировой войны почти не пострадали. Союзные войска практически полностью уничтожили соседние Мангейм и Людвигсхафен, в Гейдельберге не было ни промышленных предприятий, ни военных частей. Университет, стараниями нацистов избавившийся от наиболее ценных преподавателей уже не представлял собой какой-либо научной или практической ценности.
Теперь переходим к замку.
Гейдельбергский замок впервые упоминается в документе 1225 года, затем между 1294 и 1303 годами неоднократно перестраивается.
В 1415 году в замке в роли почетного пленника находился плененный антипапа Иоанн XXIII.
С 1689 по 1693 год войска Людовика XIV несколько раз нападали на Гейдельберг, окончательно превратив замок в руины в 1693 году. В следующие десятилетия замок оставался полуразрушенным, несмотря на некоторые попытки восстановления. Были планы снести замок и использовать его части для постройки дворца в долине. В то же время у пфальцского правителя Карла III Филиппа были идеи по перестройке замка, но для осуществления проекта не имелось достаточных средств. В 1720 году в результате конфликта с протестантским населением города он перенес свою резиденцию в Мангеймский дворец и окончательно потерял интерес к городу и замку.
Спасителем руин замка стал французский граф Шарль де Гремберг - противник позиции Баденского правительства, считавшего замок "старой руиной со множеством безвкусных, обваливающихся орнаментов". Посетив Гейдельберг в начале XIX века он остался в городе на протяжении оставшихся 54 лет жизни, посвятив себя добровольному присмотру за останками замка. Он также инициировал издание первого путеводителя по замку с иллюстрациями, привлекшими множество туристов.
Долгое время обсуждался вопрос о полной или частичной реставрации замка. К 1890 году специалистами был подготовлен план восстановления и сохранения руин. Было решено, что восстановление невозможно, но возможно укрепление оставшихся частей замка. Реставрации подверглась только часть Фридрихсбау, поврежденная пожаром, но никогда не бывшая разрушенной.
Виды на реку Неккар и часть Гейдельберга с высоты замка.
Вдали на горизонте видны заводы химического концерна BASF.
Парк рядом с замком.
Йога рядом с развалинами на свежем воздухе - что может быть романтичней?
Какой-то странный конь.
Будем считать его арт-объектом.
Мне кажется, или у коня только три ноги?
Или это иллюстрация к песне:
Купила мама коника, а коник без ноги.
Яка чудова іграшка бу ги-ги-ги-ги
Купила мама другого, і другий без ноги.
Яка цікава іграшка конь
Рядом с чудова іграшкой конем привольно расположился Нептун (вероятно это Нептун).
Почему - никто не знает.
Грот Нептуна оказался закрыт на реставрацию.
Через парк пошли к замку.
Вход в замок.
Надо сказать что в самом замке особо смотреть не на что. Да, руины впечатляют. То, что можно было отреставрировать - отреставрировали еще в XIX веке.
Остается только смотреть на стены снаружи.
Но стены красивы.
Небольшая панорама, для эффекта присутствия.
Хотя кое-что там находится, а именно - самая большая в мире бочка для вина или Heidelberger Faß.
Изготовлена в 1751 году из высококачественного дуба (точнее, из 130 дубовых стволов), придя на смену аналогичным гигантским бочкам, которые были сделаны гейдельбергцами в 1591, 1664 и 1728 годах.
Емкость бочки указывается разными авторами в диапазоне от 212 000 до 221 000 литров. Реально для хранения вина практически не использовалась. На бочке показывают туристам следы от топориков французских солдат конца XVIII века, которые надеялись найти внутри вино.
Гейдельбергская бочка упоминается в одном из стихотворений Гейне, в одной из песен шумановского цикла "Любовь поэта", а также в классических романах "Отверженные", "Моби Дик", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пять недель на воздушном шаре".
С другой стороны замка находится полностью восстановленный балконный этаж. Можно посмотреть на город и на реку.
Еще немного руин.
Спускаемся вниз, в город.
Очень странная конструкция.
Здание Академии непонятно чего и замок сверху.
Площадь.
Музыканты на площади.
Местная Ратуша.
Университет. Точнее, одно из зданий университета, в нем размещается ректорат и музей.
Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла, старейший и один из наиболее престижных университетов на территории современной Германии.
Университет был основан курфюрстом Рупрехтом I с соизволения римского папы Урбана VI в 1386 году, чтобы дать его разрозненным владениям, Пфальцу на Рейне, центр духовной жизни, привлечь иностранцев и воспитывать церковных деятелей и государственных чиновников в собственном государстве и стране. Подоплекой образования университета стал Великий западный раскол католической церкви: выпускники Сорбонны, подчинявшихся авиньонскому папе Клименту VII, не могли служить в церквях Пфальца, управляемых папой римским, поэтому возникла потребность в собственном теологическом образовании. Первые профессора в Гейдельберг приехали из Парижа и Праги.
На момент основания он стал четвёртым по старшинству после болонского, пражского и венского университетов на территории Священной Римской империи и первым университетом на территории современной Германии.
Учредительные грамоты датированы 1 октября 1386 года. 18 октября того же года состоялась церковная месса, открывшая стены университета, а на следующий день начались занятия. В тот же день была получена и серебряная университетская печать, чей оттиск является логотипом университета.
Поначалу университет испытывал острую нехватку в помещениях. Занятия проходили в помещениях монастырей августинцев и францисканцев. Большие удобства университет получил после того, как курфюрст Рупрехт II выгнал евреев из Гейдельберга и передал освободившиеся здания университету. Здание синагоги было переделано под Мариинскую капеллу и служило аудиторией.
(Очень удачное решение курфюрста, я считаю. Нужны деньги - берем их у евреев. Нужно отдавать деньги - выгоняем евреев. Нужно построить здание - приглашаем евреев. Нужно забрать здание - опять выгоняем евреев).
Первые факультеты нового университета - теологии, юрисдикции (изучалось только религиозное право), медицины (для того времени лучше сказать - знахарства), и свободной философии (под свободной философией понимались любые светские науки - от счета до музыки).
Я не буду пересказывать историю университета за прошедшие века. Были времена процветания, были времена тяжелого упадка.
Перейдем ближе к нашим дням.
В XIX веке в университете преподавали Гегель, Гельмгольц и Макс Вебер. И множество других ученых мужей калибром поменьше.
В XX веке дела пошли не очень хорошо, особенно после поражения Германии в Первой Мировой войне.
В 1921 году в университете защитил докторскую диссертацию молодой Йозеф Геббельс. Тема диссертации - исследование творчества уже тогда малоизвестного, а теперь полностью забытого драматурга романтического направления XIX века Вильгельма фон Шютце. Научным руководителем Геббельса должен был стать Фридрих Гундольф, известный тогда литературовед. Гундольф был евреем, но докторанта это не волновало, он еще не проникся идеями антисемитизма. Так как Гундольф в то время не вел семинары и не принимал экзамены, он направил Геббельса к профессору Максу Фрайхерру фон Вальдбергу, также еврею.
В то же самое время в университете работал ярый пропагандист "арийской физики" Филипп Ленард, лауреат Нобелевской премии по физике за 1905 год, отвергающий любые положения теории относительности и считавший своими личными врагами Альберта Эйнштейна и Макса Планка. Что же, и среди нобелевских лауреатов тоже бывают идиоты.
И - позорные страницы в истории университета: университет Гейдельберга стал первым университетом Германии, приветствовавшим национал-социализм. Это привело к увольнению большого количества доцентов еврейского происхождения, а затем и к исключению студентов по политическим и расистским причинам. Многие были вынуждены эмигрировать, два профессора стали жертвой террора. В сожжении книг на Университетской площади принимали активное участие сотрудники университета (это было первое публичное сожжение книг в 1933 году в Германии). Университет стал исповедовать откровенно нацистские настроения. Посвящение на здании университета "Духу живущему" было переделано в "Духу немецкому", и многие, даже среди профессоров, служили этому девизу.
Во Второй мировой войне университет не пострадал, но требовал духовного обновления. Под руководством философа Карла Ясперса был разработан новый устав, в котором университет обязался "служить живущему духу правды, справедливости и человеколюбия".
Идем дальше по городу.
По реке плывет катер.
Как надо плавать на катере (или в катере), практическое руководство.
Одна нога должна быть задрана и высунута наружу, а пассажир обязан смотреться в зеркало.
На набережной выступал какой-то музыкальный коллектив.
Дом. Рыба, ребенок.
Чудесно.
И мост. Об этом мосте поэты слагали стихи, а музыканты пели песни.
Перед входом на мост установлено бронзовое чудо-юдо.
Мы прошлись по мосту.
Сначала на другой берег реки.
Дошли до конца.
Повернули обратно.
Еще в Гейдельберге есть "Тропа философов". По легенде университетские профессора любили прогуливаться по склону горы и, смотря на Гейдельберг обсуждать научные доктрины.
Мы тоже начали было неспешно прогуливаться. Сначала поднялись по относительно крутой дорогу на один пригорок, потом на другой. А потом силы, которые и так были на исходе нас покинули окончательно.
Было очень жарко, а гулять даже вечером по жаре - не самое лучшее времяпровождение.
Поэтому сделали несколько фотографий (в самом деле Гейдельберг очень живописен на протяжении почти всей тропы) и отправились обратно.
На следующее утро мы отправились во Францию.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Во-вторых - университетом.
И в-третьих - в окрестностях города был найден гейдельбергский человек.
Про человека не очень интересно. Homo heidelbergensis ранее считался одной из разновидностей Homo antecessor или Homo cepranensis, но по данным исследования ДНК оказался предком неандертальцев. Неандертальцы уже давно вымерли, поэтому далее по гейдельбергского человека говорить не будем.
На фото: вид на центральную часть Гейдельберга и Старый мост через Неккар. На возвышенности руины замка - Schloss Heidelberg.
Начнем с замка. Хотя нет, начнем с истории, рассказ будет короткий, обещаю.
Первое письменное упоминание Гейдельберга восходит к 1196 году. В 1225 впервые упоминается крепость Гейдельберг.
В 1386 году был основан Гейдельбергский университет, слава которого со временем распространилась по всей Европе. В Средние Века и в начале Нового времени Гейдельберг был основной резиденцией правителей Курпфальца.
Первая фаза Тридцатилетней войны затронула также и Гейдельберг. Фридрих V Пфальцский (он же "Зимний король"), избранный в 1619 году королем Богемии в 1620 году был разбит в битве при Белой Горе. Двумя годами позже, Гейдельберг был завоеван имперским фельдмаршалом графом Тилли. Тилли завладел Палатинской библиотекой, которая была в 1623 передана герцогом Максимилианом I Баварским в дар папе римскому Григорию XV и вошла в состав библиотеки Ватикана.
Гейдельберг был завоеван и разрушен французами в 1689 и в 1693 годах во время войны за Пфальцское наследство. При этом замок был частично взорван французами. После в разрушении замка поучаствовали жители города, использовавшие камни замка для восстановления города после войны. В 1720 резиденция курфюрстов была перенесена в Мангейм, с тех пор Гейдельберг утратил своё политическое значение.
Гейдельберг очень рано был включён в процесс реформации. Хотя сначала население придерживалось учения Мартина Лютера, курфюрст Фридрих III ввел в 1559 году реформированное учение по Жану Кальвину (так называемый Гейдельбергский катехизис).
В 1803 году решением имперской депутации Гейдельберг вместе с территорией Пфальца на правом берегу Рейна вошёл в состав великого герцогства Баден.
И очень печальный XX век.
В ночь на 10 ноября 1938 года Старая синагога Гейдельберга была сожжена дотла. Сто пятьдесят евреев были депортированы в концентрационный лагерь Дахау; 22 октября 1940 года 339 евреев были высланы в Гурс; а с 1942 по 1945 год еще 103 человека были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Оставшиеся евреи города были переселены в гетто.
На сегодняшний день все, что осталось от синагоги - площадь с мемориальными досками с именами арестованных, депортированных и убитых в годы Холокоста евреев, очертания стен синагоги на белом мраморе и двенадцать кубиков песчаника, представляющих скамьи и двенадцать колен Израиля.
Здания города во время Второй Мировой войны почти не пострадали. Союзные войска практически полностью уничтожили соседние Мангейм и Людвигсхафен, в Гейдельберге не было ни промышленных предприятий, ни военных частей. Университет, стараниями нацистов избавившийся от наиболее ценных преподавателей уже не представлял собой какой-либо научной или практической ценности.
Теперь переходим к замку.
Гейдельбергский замок впервые упоминается в документе 1225 года, затем между 1294 и 1303 годами неоднократно перестраивается.
В 1415 году в замке в роли почетного пленника находился плененный антипапа Иоанн XXIII.
С 1689 по 1693 год войска Людовика XIV несколько раз нападали на Гейдельберг, окончательно превратив замок в руины в 1693 году. В следующие десятилетия замок оставался полуразрушенным, несмотря на некоторые попытки восстановления. Были планы снести замок и использовать его части для постройки дворца в долине. В то же время у пфальцского правителя Карла III Филиппа были идеи по перестройке замка, но для осуществления проекта не имелось достаточных средств. В 1720 году в результате конфликта с протестантским населением города он перенес свою резиденцию в Мангеймский дворец и окончательно потерял интерес к городу и замку.
Спасителем руин замка стал французский граф Шарль де Гремберг - противник позиции Баденского правительства, считавшего замок "старой руиной со множеством безвкусных, обваливающихся орнаментов". Посетив Гейдельберг в начале XIX века он остался в городе на протяжении оставшихся 54 лет жизни, посвятив себя добровольному присмотру за останками замка. Он также инициировал издание первого путеводителя по замку с иллюстрациями, привлекшими множество туристов.
Долгое время обсуждался вопрос о полной или частичной реставрации замка. К 1890 году специалистами был подготовлен план восстановления и сохранения руин. Было решено, что восстановление невозможно, но возможно укрепление оставшихся частей замка. Реставрации подверглась только часть Фридрихсбау, поврежденная пожаром, но никогда не бывшая разрушенной.
Виды на реку Неккар и часть Гейдельберга с высоты замка.
Вдали на горизонте видны заводы химического концерна BASF.
Парк рядом с замком.
Йога рядом с развалинами на свежем воздухе - что может быть романтичней?
Какой-то странный конь.
Будем считать его арт-объектом.
Мне кажется, или у коня только три ноги?
Или это иллюстрация к песне:
Купила мама коника, а коник без ноги.
Яка чудова іграшка бу ги-ги-ги-ги
Купила мама другого, і другий без ноги.
Яка цікава іграшка конь
Рядом с чудова іграшкой конем привольно расположился Нептун (вероятно это Нептун).
Почему - никто не знает.
Грот Нептуна оказался закрыт на реставрацию.
Через парк пошли к замку.
Вход в замок.
Надо сказать что в самом замке особо смотреть не на что. Да, руины впечатляют. То, что можно было отреставрировать - отреставрировали еще в XIX веке.
Остается только смотреть на стены снаружи.
Но стены красивы.
Небольшая панорама, для эффекта присутствия.
Хотя кое-что там находится, а именно - самая большая в мире бочка для вина или Heidelberger Faß.
Изготовлена в 1751 году из высококачественного дуба (точнее, из 130 дубовых стволов), придя на смену аналогичным гигантским бочкам, которые были сделаны гейдельбергцами в 1591, 1664 и 1728 годах.
Емкость бочки указывается разными авторами в диапазоне от 212 000 до 221 000 литров. Реально для хранения вина практически не использовалась. На бочке показывают туристам следы от топориков французских солдат конца XVIII века, которые надеялись найти внутри вино.
Гейдельбергская бочка упоминается в одном из стихотворений Гейне, в одной из песен шумановского цикла "Любовь поэта", а также в классических романах "Отверженные", "Моби Дик", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пять недель на воздушном шаре".
С другой стороны замка находится полностью восстановленный балконный этаж. Можно посмотреть на город и на реку.
Еще немного руин.
Спускаемся вниз, в город.
Очень странная конструкция.
Здание Академии непонятно чего и замок сверху.
Площадь.
Музыканты на площади.
Местная Ратуша.
Университет. Точнее, одно из зданий университета, в нем размещается ректорат и музей.
Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла, старейший и один из наиболее престижных университетов на территории современной Германии.
Университет был основан курфюрстом Рупрехтом I с соизволения римского папы Урбана VI в 1386 году, чтобы дать его разрозненным владениям, Пфальцу на Рейне, центр духовной жизни, привлечь иностранцев и воспитывать церковных деятелей и государственных чиновников в собственном государстве и стране. Подоплекой образования университета стал Великий западный раскол католической церкви: выпускники Сорбонны, подчинявшихся авиньонскому папе Клименту VII, не могли служить в церквях Пфальца, управляемых папой римским, поэтому возникла потребность в собственном теологическом образовании. Первые профессора в Гейдельберг приехали из Парижа и Праги.
На момент основания он стал четвёртым по старшинству после болонского, пражского и венского университетов на территории Священной Римской империи и первым университетом на территории современной Германии.
Учредительные грамоты датированы 1 октября 1386 года. 18 октября того же года состоялась церковная месса, открывшая стены университета, а на следующий день начались занятия. В тот же день была получена и серебряная университетская печать, чей оттиск является логотипом университета.
Поначалу университет испытывал острую нехватку в помещениях. Занятия проходили в помещениях монастырей августинцев и францисканцев. Большие удобства университет получил после того, как курфюрст Рупрехт II выгнал евреев из Гейдельберга и передал освободившиеся здания университету. Здание синагоги было переделано под Мариинскую капеллу и служило аудиторией.
(Очень удачное решение курфюрста, я считаю. Нужны деньги - берем их у евреев. Нужно отдавать деньги - выгоняем евреев. Нужно построить здание - приглашаем евреев. Нужно забрать здание - опять выгоняем евреев).
Первые факультеты нового университета - теологии, юрисдикции (изучалось только религиозное право), медицины (для того времени лучше сказать - знахарства), и свободной философии (под свободной философией понимались любые светские науки - от счета до музыки).
Я не буду пересказывать историю университета за прошедшие века. Были времена процветания, были времена тяжелого упадка.
Перейдем ближе к нашим дням.
В XIX веке в университете преподавали Гегель, Гельмгольц и Макс Вебер. И множество других ученых мужей калибром поменьше.
В XX веке дела пошли не очень хорошо, особенно после поражения Германии в Первой Мировой войне.
В 1921 году в университете защитил докторскую диссертацию молодой Йозеф Геббельс. Тема диссертации - исследование творчества уже тогда малоизвестного, а теперь полностью забытого драматурга романтического направления XIX века Вильгельма фон Шютце. Научным руководителем Геббельса должен был стать Фридрих Гундольф, известный тогда литературовед. Гундольф был евреем, но докторанта это не волновало, он еще не проникся идеями антисемитизма. Так как Гундольф в то время не вел семинары и не принимал экзамены, он направил Геббельса к профессору Максу Фрайхерру фон Вальдбергу, также еврею.
В то же самое время в университете работал ярый пропагандист "арийской физики" Филипп Ленард, лауреат Нобелевской премии по физике за 1905 год, отвергающий любые положения теории относительности и считавший своими личными врагами Альберта Эйнштейна и Макса Планка. Что же, и среди нобелевских лауреатов тоже бывают идиоты.
И - позорные страницы в истории университета: университет Гейдельберга стал первым университетом Германии, приветствовавшим национал-социализм. Это привело к увольнению большого количества доцентов еврейского происхождения, а затем и к исключению студентов по политическим и расистским причинам. Многие были вынуждены эмигрировать, два профессора стали жертвой террора. В сожжении книг на Университетской площади принимали активное участие сотрудники университета (это было первое публичное сожжение книг в 1933 году в Германии). Университет стал исповедовать откровенно нацистские настроения. Посвящение на здании университета "Духу живущему" было переделано в "Духу немецкому", и многие, даже среди профессоров, служили этому девизу.
Во Второй мировой войне университет не пострадал, но требовал духовного обновления. Под руководством философа Карла Ясперса был разработан новый устав, в котором университет обязался "служить живущему духу правды, справедливости и человеколюбия".
Идем дальше по городу.
По реке плывет катер.
Как надо плавать на катере (или в катере), практическое руководство.
Одна нога должна быть задрана и высунута наружу, а пассажир обязан смотреться в зеркало.
На набережной выступал какой-то музыкальный коллектив.
Дом. Рыба, ребенок.
Чудесно.
И мост. Об этом мосте поэты слагали стихи, а музыканты пели песни.
Перед входом на мост установлено бронзовое чудо-юдо.
Мы прошлись по мосту.
Сначала на другой берег реки.
Дошли до конца.
Повернули обратно.
Еще в Гейдельберге есть "Тропа философов". По легенде университетские профессора любили прогуливаться по склону горы и, смотря на Гейдельберг обсуждать научные доктрины.
Мы тоже начали было неспешно прогуливаться. Сначала поднялись по относительно крутой дорогу на один пригорок, потом на другой. А потом силы, которые и так были на исходе нас покинули окончательно.
Было очень жарко, а гулять даже вечером по жаре - не самое лучшее времяпровождение.
Поэтому сделали несколько фотографий (в самом деле Гейдельберг очень живописен на протяжении почти всей тропы) и отправились обратно.
На следующее утро мы отправились во Францию.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий