понедельник, 19 мая 2025 г.

Город Сегед, синагога и прочее

Я обещал немного рассказать что такое неологический иудаизм. Раз уж речь зашла о синагоге в Сегеде - значит самое время приступить к неспешному рассказу.
Начать рассказ наверное надо с того, что самая большая неологическая синагога находится в Будапеште. Синагога в Сегеде считается второй по площади и по роскоши.

Для начала - интерьер сегедской синагоги.


Вся информация далее - из энциклопедий, справочников и прочих источников сухого академического знания. Соответственно, язык изложения сухой и академичный; если кому не интересно - сразу можно перейти к фотографиям.

Иудаизм возникает в период VI - IV веков до нашей эры на основе уже сформировавшегося культа единого и невидимого бога, который восходит к древнейшим временам, возможно к периоду железного века, и, что вероятно - и к более ранним периодам.
В период III - II веков до нашей эры полноценно оформляется в стройную и логичную философско-нравственную доктрину.

В своем развитии иудаизм прошел несколько этапов, а именно:
- библейский иудаизм (перекликается со многими верованиями множества семитских народов, а также сопредельных народов Ближнего Востока, заканчивается примерно в IV веке до нашей эры)
- иудаизм Второго Храма (с IV века до нашей эры до 70 года нашей эры, когда был разрушен Храм Зерубавеля - он же Храм Зоровавеля, он же Второй Храм)
- эллинистический иудаизм (существует параллельно с иудаизмом Второго Храма до середины II века нашей эры, то есть до подавления восстания Бар Кохбы, и до изгнания основной массы евреев из Земли Израиля)
- раввинистический иудаизм (с середины II века нашей эры и до середины XVIII века)
- современный иудаизм (с начала движения Аскала (Просвещение), середина XVIII века и до наших дней).

Древние философские практики нас сейчас мало интересуют, поговорим о современности.

Современность начинается с движения Аскала (в русском языке почему-то принято написание Хаскала или даже Гаскала. Ивритская буква ה как Х и тем более как Г никогда не произносится, это обычное придыхание. В слове השכלה может читаться как hА; переводится как Образование или Просвещение).
Энциклопедия дает следующее определение: Аскала - движение, возникшее в среде евреев Европы под влиянием идей Французской революции во второй половине XVIII века, которое выступало за принятие ценностей Просвещения, большую интеграцию в европейское общество и рост образования в области светских наук, иврита и истории еврейского народа; в этом смысле обозначает начало движения по включению евреев Европы в светскую жизнь, приведшего к созданию первых еврейских политических объединений и борьбе за отмену дискриминационных законов и эмансипацию евреев.

В результате относительно единая еврейская религиозная жизнь разделяется на несколько ответвлений, которые поначалу более-менее мирно сосуществуют, но в течение довольно короткого периода времени начинают неявно и иногда явно враждовать друг с другом.

Наиболее консервативным является ортодоксальный иудаизм. В XII веке раввин и философ Маймонид (известен также как Рамбам) составил обширный комментарий к Талмуду, названный "Мишне Тора" ("Толкование Торы"), где в традиции Аристотеля была сформулирована основная догматика иудейской религии. В XVI веке раввином Иосефом Каро был написан ставший популярным талмудический труд "Шулхан арух" ("Накрытый стол"), который применяется в качестве практического руководства по талмудическому праву, принятого ортодоксальным иудаизмом.
Термин "ортодоксальные евреи" использовался в начале и в середине XIX века немецкими евреями, тяготеющими к идеям Просвещения и реформистскому иудаизму в качестве уничижительного термина по отношению к евреям, противящимся изменениям в религиозной и общественной жизни общины. Сами противники таких изменений называли себя харедим ("богобоязненными"), и лишь с середины XIX века также стали иногда именовать себя "ортодоксами".

Наиболее либеральным течением является реформистский иудаизм. Возникновение движения за реформы в иудаизме предопределили общественные изменения в Европе XVIII - XIX веков. С одной стороны, централизация политической власти вела к ликвидации общественного устройства, позволявшего продолжать существование традиционного еврейского уклада жизни. С другой - идеи Просвещения охватили широкие слои общества, включая и еврейских интеллектуалов, которые остро ощущали противоречия между еврейской религиозной традицией и тем образом жизни, который они могли вести. В результате всё большее число европейских евреев стало отходить от соблюдения традиций и ставить под сомнение отдельные части иудейского обряда. Поскольку в эпоху, когда возникал реформистский иудаизм, автономия - как личная, так и общинная воспринималась как большая ценность, в разных конгрегациях это течение приобретало отличные друг от друга формы.

В 1792 году религиозный мыслитель Шауль Ашер издал на немецком языке книгу "Левиафан, или Об отношении религии к еврейству", где писал, что иудаизм отличается от других религий прежде всего не обрядово-практическими предписаниями, а мировоззрением. Ашер выделил 13 основных догматов, соответствующих 13 принципам веры, которые ранее определил Маймонид. Исходя из мысли о том, что философский смысл религиозных законов первичен, а задача самих законов сводится лишь к его разъяснению, Ашер пришёл к выводам о необходимости реформ, которые приведут ритуальную сторону иудаизма в соответствие с социальными изменениями в повседневной жизни евреев.

Основное отличие реформистского течения иудаизма от ортодоксии - установление примата этических заповедей или заповедей "между человеком и ближним его" над ритуальными заповедями "между человеком и Богом".
Кроме того, в отличие от ортодоксии у реформистов более высокая роль женщины в общине. Если у ортодоксов женщина должна рожать, рожать, рожать, а потом еще немного работать, то женщины у реформистов могут быть раввинами; различные отношения к соблюдению кашрута; более спокойное отношение к проведению шабата (если для отдыха в шабат надо куда-то поехать на машине - никто не вилах это запретить), и так далее.
В конце прошлого века реформистами были внесены также изменения в текст молитв, расценивавшийся как сексистские: наряду с упоминанием праотцов в него были добавлены имена ветхозаветных праматерей, а к формулировке "Бог наших отцов" было добавлено "и наших матерей". Немного позже были изданы молитвенники, в которых исключено упоминание Бога в мужском роде.
Наиболее прогрессистское крыло реформистов допускает религиозные браки для гомосексуальных пар, что категорически запрещено другими течениями иудейской веры.

Своеобразным компромиссом между реформистами и ортодоксами является консервативное течение иудаизма. Несмотря на свое название, консервативный иудаизм в целом стоит на более либеральных позициях, чем любые течения внутри ортодоксального иудаизма. Как и в ортодоксальной ветви, в консервативном иудаизме принят постулат о святости шаббата, однако разрешено в субботу пользоваться транспортом для того, чтобы добраться в синагогу, а также использовать микрофон во время субботней службы. Правила кашрута в основном соблюдаются, но в них при необходимости допускаются модификации. Другими характерными отличиями от ортодоксального иудаизма являются отмена разделения помещения синагоги на мужскую и женскую части и введение органной музыки в литургию.

Основные принципы консервативного иудаизма:
- Признание Галахи в качестве руководства к жизни
- Нефундаменталистское преподавание основ еврейской религии
- Позитивное отношение к современной культуре
В консервативных еврейских общинах долгое время существует положительное отношение к сионизму, что отличает их от реформистского и ортодоксального течений иудаизма, где сильны антисионистские настроения или в лучшем случае равнодушное отношение к еврейской государственности.

И наконец - неологический иудаизм - крупнейшее религиозное течение среди венгерских евреев, близкое консервативному иудаизму. В социальном отношении течение изначально охватывало прежде всего городских ассимилированных евреев, представителей средних и верхних слоев общества, которые в период эмансипации в XIX веке были более склонны к либерализму, модернизму и интеграции в венгерское общество. В религиозном отношении движение испытало влияние позитивно-исторической школы, давшей начало консервативному иудаизму.

В 1867 евреи в обретшей автономию Венгрии получили полные гражданские права. Поскольку отделения церкви от государства не произошло, все жители страны были обязаны принадлежать к одной из религиозных организаций, которые собирали собственные налоги и сохраняли различные полномочия, например, в сфере регистрации рождений и браков. Совет общины Будапешта предложил сформировать общую представительную организацию всех венгерских евреев. Либеральная организация, созданная на конгрессе 1868 года в Пеште, стала называться Национальным еврейским бюро, а за её членами с того момента неофициально закрепилось название "неологи" и "конгрессовые" евреи.
Ортодоксы отнеслись к этому предложению с подозрительностью, видя в нем заговор неологов и в итоге вышли из учредительного конгресса нового органа, образовав собственную организацию, официально признанную 1871 году. С тех пор ортодоксы и неологи стараются не пересекаться между собой.

Юридическое и фактическое разделение общин венгерских евреев сохранилось и на территориях, отделенных от Венгрии в 1920 году. В Словакии и Закарпатье 29 общин неологов и 31 община неопределенного статуса в 1926 году объединились в единую федерацию. В Югославии 70 неологических общин вместе с 30 сефардскими образовали в 1919 году Федерацию еврейских религиозных общин; двенадцать ортодоксальных общин отказалось присоединиться к организации и образовало собственный союз. В Румынии 23 общины неологов и 7 из 11 местных общин неопределенного статуса объединились в "Союз западного обряда Трансильвании и Баната". В Бургенланде (Австрия) в 1922 году неологическая община Рехница стала единственной, не вступившей в созданную тогда Ассоциацию автономных ортодоксальных общин.

Во время Холокоста большинство венгерских евреев было уничтожено. В Венгерской Народной Республике общинные организации слились в Национальную депутацию венгерских евреев. Будапештская семинария осталась единственным местом подготовки раввинов в социалистических странах. После эмиграции практических всех ортодоксов неологи начали составлять значительное большинство.
В 1989 году была основана объединенная Федерация еврейских общин, которая стала де-факто неологической после отделения в 1994 году небольшого ортодоксального меньшинства. На 2011 год на территории Венгрии действовало 42 синагоги, связанные с движением. Из 6 920 евреев, решивших перечислить часть дохода одному из течений, 5 263 выбрало неологов.

Представители консервативного иудаизма считают неологический иудаизм братским, но отдельным неортодоксальным галахическим движением.

Фух... было непросто так много переписывать и одновременно корректировать.
От себя добавлю - все синагоги, что нам встретились в пути - в Тимишоаре, Араде, Ораде, городе с непроизносимым названием Ходмезёвашархей, Сегеде, а далее в Суботице и в Нови Саде - синагоги неологические.

И об отношении Израиля к неологическому иудаизму - Израиль старается его не замечать. В государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр - переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться религиозным судом "Бейт дин" по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права - Галахи в ортодоксальной интерпретации. Государство принимает только одну точку зрения - ортодоксальную, остальные игнорируются.
И это печально, на мой непросвещенный взгляд.

Немного про конкретную синагогу. Построена в 1907 году, стиль - эклектика, то есть в сооружении намешано множество различных стилей - то есть и модерн, и неомавританский стиль, и готика, и еще всего понемногу.
Высота почти 50 метров, вмещает одновременно почти 2500 человек.

Синагога, панорамный снимок.



Десять заповедей на фронтоне.



Звезда Давида.



Интерьер.



Купол, вид снизу.





Не купол.





Оригинальная менора.



Евреи и венгры - братья навек. Или как перевести на венгерский "руси - хинди бхай-бхай"?



Витражи.







Фотография с высоты второго (женского) этажа.



Еще одна менора, перед входом в синагогу.



Мы еще сделали небольшой прощальный круг по городу.

Мальчик, прильнувший к источнику знаний.



Музей рядом с набережной Тисы, куда мы не попали. То есть в музей, а не в Тису.
Да и вообще не особо хотели попасть в этот музей.



Рядом памятный знак, чтобы не перепутать где сейчас находимся.



И несколько фотографий памятников, на память.










А мы поехали обратно в Сербию, так что продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий