понедельник, 4 марта 2024 г.

Hluboká nad Vltavou или мини-копия Виндзорского замка

Примерно в 7 километрах от Ческе Будейовице находится небольшой городок с длинным названием Глубока-над-Влтавой. Городок как городок, немногим более 5 тысяч жителей; сегодня фактически это один из районов Ческе Будейовице.
Таких городков - пригородов более крупного населенного пункта множество во странах на всех континентах. Но в этом городке есть замок.
Опять же, замков в разных местах в общем и в Чехии в частности великое множество. И опять же, количеством замков никого в мире не удивить, только в Чехии их более двух с половиной тысяч, больше только во Франции и в Бельгии. В Средние века каждый любой более-менее состоятельный или относительно состоятельный барон считал жизненной необходимостью построить себе замок. Не говоря уже о маркизах, князьях и герцогах.
Но в Глубока-над-Влтавой не просто еще очередной замок, а уменьшенная копия Виндзорского замка в Лондоне, и количество туристов мечтающих взглянуть на это чудо архитектурной мысли превышает все разумные пределы.

На фото: замок Глубока.


История такова: сначала был замок. Примерно в XIII веке был построен замок, который назвали Wroburch. Через некоторое время название посчитали вульгарным и поменяли его на Froburg. Затем, по прошествии какого-то времени название опять изменили, уже полностью на немецкий лад - Frauenberg.
А в это самое время вокруг замка стали селиться разные люди, и через некоторое время образовался небольшой город, который стали называть по-чешски Подгради (в переводе - рядом с Градом).
У замка было множество владельцев, которые для нас сегодня совершенно не интересны. Если коротко, то лучше сказать, что в течение почти 400 лет, с XIII по XVII века замок поменял 26 хозяев. И только в середине XVII века владельцами замка стал род Шварценбергов, который и владел им до середины XX века.
Примерно в середине XIX века замок вновь переименовывают, уже на чешский лад, и он получает название Глубока.
"Глубока" в переводе с чешского - "непроходимый лес" или "чаща". Ближе к концу XIX века городок Подгради получает новое, современное название - Глубока-над-Влтавой.
Замок Глубока и город Глубока-над-Влтавой.

Каждый новый владелец замка старался его как-то перестроить. Последняя перестройка произошла в конце XIX века, инициатором была княгиня (в некоторых источниках герцогиня) Элеонора Шварценберг.
Княгиня, она же герцогиня была в дружеских отношениях с королевой Великобритании Викторией, и была настолько восхищена Виндзорским замком, что решила в своих владениях построить нечто подобное. Были приглашены архитекторы из Вены (непонятно при чем тут Вена, центр барокко и сецессии, стиль замка Глубока - неоготика), и получилось то, что получилось.

Шварценберги владели замком до 1945 года; в 1947 году замок был национализирован и с тех пор является государственным музеем.

Это была короткая история, теперь можно продвигаться дальше.
Мы приехали в город с длинным названием Глубока-над-Влтавой, припарковались (что самое неприятное - в Чехии практически нет бесплатных парковок. Точнее, возможно где-то, в неведомом нам чешском городе бесплатные парковки есть, но нам они ни разу не попались. Даже в какой-то глуши, на лесной поляне требовалось платить деньги за краткосрочную стоянку), и пошли в сторону замка.

Сначала нам встретилась скульптура, изображающая женский скальп. Возможно так принято встречать гостей города для придания им бодрости.



Дальше была скульптура, изображающая полностью обнаженного мужчину. Скорее всего это был дополнительный символ гостеприимства.



А еще дальше, недалеко от здания с вывеской Mestsky Urad (наверно это местный орган власти) сидели две задорные подружки.



Перед входом в замок разбиты разные клумбы и другие зеленые насаждения для услады глаз, носа и прочих органов чувств.











Парадный вход в замок.



Дальше был внутренний двор, украшенный по всем правилам средневекового готического замка.









Попасть в замок самостоятельно практически невозможно, можно только с группой. Совместить группы нельзя, зря что-ли работники музея старались, планировали маршруты и писали методички для разъяснений. И группы только тематические - одна группа смотрит коллекцию охотничьих трофеев, другая группа коллекцию фарфора, третья группа наслаждается видами рыцарских доспехов, четвертая группа занимается еще чем-то общеобразовательным. Группа с гидом, гид умеет говорить на чешском или на немецком языке. Есть еще отдельные гиды, вещающие на английском, но они в большом дефиците, в тот конкретный день англоговорящий гид уже уехал в другой замок.
Еще совсем недавно были русскоязычные экскурсии, но в связи с тотальным отсутствием людей, говорящих только на русском языке их отменили. А на иврите экскурсии еще не догадались проводить.
Так мы не попали на экскурсию в замок.
Ну не попали - и ладно, не очень-то и хотелось. Кстати, в наш прошлый визит в Чехию 19 лет мы тоже не попали внутрь замка. Мы тогда были с гидом из Праги, и гид нас старательно отговаривал от посещения замка внутри. По если словам замок гораздо интереснее снаружи, а внутри - стандартный набор замковой мебели XIX века, нечего особенного. Мы его тогда послушались и вместо обзора замковых покоев отправились в Чески Крумлов.

Вместо экскурсии, чтобы не жалеть о бесцельно прожитом времени мы пошли на выставку произведений искусства. Приобщиться к прекрасному, расширить кругозор, и вообще - стать еще более культурными людьми, хотя дальше уже некуда (это я еще очень скромен сегодня).

Вход на выставку. Или в выставку, как более правильно?



Сначала ничего не предвещало.
Обнаженная натура - это обязательная часть любого художественного замысла.







Потом что-то изменилось, скульптуры стали страннее и страннее.







А дальше началось современное искусство.
У меня тут недавно вышел спор с одним профессором искусствоведения. Ну да, он доктор искусствоведческих наук (никогда не знал что бывают такие науки, а теперь знаю. В годы моей бурной молодости при окончании института пришлось сдавать научный коммунизм, это тоже была наука, которая почему-то очень ревниво относилась к любой критической мысли), светило и лауреат разных искусствоведческих премий. А я простой, серый и скучный потребитель всего это действа, которое по абсолютно непонятной никому причине называется искусством.
Вполне вероятно, если очень много выпить и при этом ни разу не закусить, то это в самом деле покажется вершиной творчества всего человечества. Но такое количество спиртного выпить одному человеку практически невозможно. И двум человекам тоже.

Ладно, показываю экспонаты.
Если доктор искусствоведческих наук и по совместительству профессор случайно сюда заглянет - огромная просьба объяснить в чем конкретно проявляется талант художника. А то мне, серому и скучному, такое понять не по силам.

Кто-то выбросил старую сантехнику на свалку. Но настоящий художник никогда не может пройти мимо. И вот результат - экспонат в музее на выставке.



Еще один экспонат, с той же свалки.



Это художник нашел на чердаке, когда разбирал хлам. И притащил в музей - не пропадать же добру.



Художник впервые увидел пылесос. И на радостях купил сразу две штуки.



Это тоже экспонат выставки.
В нем заключена непреходящая творческая ценность. Он что-то символизирует, символизм возможно расшифровать только после нескольких литров крепкого чешского пива. До этого - никак.



У древних греков было божество по имени Приап, в зону ответственности которого входило плодородие полей и садов. Изображался с огромным эрегированным пенисом, что довольно логично - поля и сады кто-то должен оплодотворять.
Но тут - современное искусство, для которого главное - эпатаж. Смысл и логика при этом отсуствуют.



Еще один экспонат.
У художника осталось немного оберточного материала, и одновременно потерялся один ботинок. Не пропадать же добру, вот и второй ботинок пригодился.



После столько эксцентричной выставки надо было немного передохнуть на природе, перевести дух. Благо замок стоит посреди огромного природного ландшафтного парка в английском стиле.









Замок где-то вдалеке.



Сбоку от парка притулилась небольшая гостиница. Информации про ее историю я не нашел, поэтому непонятно - то ли она была построена вместе с замком; то ли это более позднее строительство и стилизация "под замок".
Но смотрится неплохо.

Вход в гостиницу.



Внутренний двор.





Машина "под старину".





А мы опять вернулись к замку, решили обойти его со всех сторон.



















Обошли, посмотрели, поставили отметку - тут мы побывали.
Замок красивый, рекомендую. И парк очень замечательный. Только не надо идти на выставку современного искусства.

А мы поехали себе дальше.


Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий