суббота, 2 марта 2024 г.

České Budějovice, бывший Böhmisch Budweis

Мы приехали в замечательный город Ческе Будейовице, который еще не столь давно назывался Böhmisch Budweis или просто Budweis.
Переименованных городов в Чехии множество, можно даже сказать что почти все города, за редкими исключениями еще менее 100 лет назад назывались совсем по другому. Поэтому немного о названиях, бывших и современных.
И заодно пара слов о городе Ческе Будейовице.

Для начала - городская ратуша, построена в начале XVII века.


Итак, приступим.
В состав современной Чехии входит 3 исторических региона - Богемия, часть Моравии и часть Силезии. Ранее, еще в бытность Чехословакии регионов было 4, была еще Подкарпатская Русь с центром в Ужгороде. Но, как сказано в Большой Советской Энциклопедии - безграничное уважение лично к товарищу Сталину подвигло тогдашнее Чехословацкое руководство к безвозмездной передаче территорий Подкарпатской Руси в состав СССР.

Оставим в стороне Моравию и Силезию, поговорим о самой большой части - Богемии.
Если открыть любой справочник, или даже почти любой серьезный исторический трактат, касающийся названия Богемии - везде будут упомянуты кельтские народы в общем и некий народ бойев в частности. Якобы бойи дали название Богемии.
Бойи в самом деле существовали, был такой кельтский народ еще в античности. И в античности он и кончился. Последние материальные подтверждения нахождения бойев на территории Богемии датируются самым началом I века нашей эры.

Авторство названия Богемии и привязка к давно исчезнувшему народу бойев принадлежит Косме Пражскому, чешскому священнику и дипломату, декану пражского собора Святого Вита, первому известному хронисту и основоположнику историографии Чешского государства. Основной его труд - "Чешская хроника" (в оригинале Chronica Boëmorum), состоящий из трех книг, излагающих события с сотворения мира и до 1125 года, когда хронист покинул этот мир.
Сложно сказать что подвигло хорошо образованного по тем временам и почтенного священника на изобретение экстравагантного названия. А тем более непонятна его попытка связи названия местности с названием одного из множества народов. Но так или иначе - он был первый, а последующие только послушно переписывали уже готовое, и с тех пор эти земли называются Богемией. Популярные путеводители, не утруждая себя поиском информации по серьезным научным трудам, повторяют рассказа о бойях.

Согласно мифу, впервые опубликованному в Chronica Boemorum, жили-были 3 брата - основатели первых славянских государств - Чех, Лех и Рус. А также мифический герой Крок, который основал Краков, Прагу, заодно и Киев, и еще построил много чего в Сербии. Сначала Чех, а затем Крок называются латинским именем Boemus или Bohemus. И от имени легендарного прародителя все земли, населяемые чехами называются немного по-разному (возможно, тут ошибки переписчиков, книгопечатание было изобретено гораздо позже) - то Beheim, то Bohemia, то Beheimi, то Behemani, то Boemare. Короче говоря, насколько тщательно тот или иной переписчик относился к своей работе - такое название и осталось. В веках.

Исторически сложилось так, что чехи всегда соседствовали с немцами. Точнее, с разными немецкими народами. Первые славяне, предки современных чехов появляются в Богемии примерно в V - VI веках нашей эры. Причем славяне приходят с запада, а с востока на эту же территорию на пару сотен лет раньше приходят германские племена. И это относительно никому не мешает.
Первое чешское государственное образование возникает примерно в середине-конце IX века нашей эры, все короли из чешской династии Пржемысловичей. Затем в XIV веке династия прерывается, трон переход к немецким дворянским родам. Примерно лет через 100 на относительно короткое время королем становится Ййржи из Подебрад; после его смерти королями опять становятся немецкие князья.
На период с XV по XVII века Прага становится столицей Священной Римской империи немецкого народа. А затем вся Чехия становится частью Австрийской империи.
Соответственно, почти у каждого города и почти у каждого населенного пункта возникают как минимум два наименования, одно на чешском языке, другое - на немецком.
После распада Австро-Венгрии возникает независимая Чехословакия. Географические названия остаются двуязычными.
Положение изменяется в 1945 году, после окончания Второй мировой войны. Все немцы насильственно депортируются в Германию и частично в Австрию, все города, имеющие немецкие названия переименовываются на чешский лад.

Вот.
Ладно, дальше будет про České Budějovice, который бывший Böhmisch Budweis.

На фото: статуя Самсона на площади Пржемысла Оттокара II.



Чем знаменит город: во-первых, в Ческе Будейовице находится головной офис компании Hardtmuth, производящей карандаши KOH-I-NOOR (любители рисования знают что такое карандаши Кохинор).
Во-вторых, в городе находится головное производство компании Budějovický Budvar, выпускающей пиво Budweiser Budvar (любители пива знают что такое Budweiser, причем чешский, не американский).
И в-третьих, батальон "Бравого солдата Швейка" стоял в Ческе Будейовице, и бравый солдат Швейк никак не мог туда поспасть, хотя в город "вели все дороги".
И вообще город неплох, хоть и не особо велик. Численность населения - около 100 тысяч человек.

Мы приехали в гостиницу (розовое здание на фотографии) и пошли осматривать город.



Симпатичный паренек уселся на краю.



Основная достопримечательность Ческе Будейовиц - центральная площадь. Весь исторический центр (а он совсем небольшой), и почти все достопримечательности сосредоточены рядом с площадью.







Фонтан Самсон, которым местные жители невероятно гордятся.
Фонтан был сооружен в начале XVIII века, высота памятника - 17 метров.



Ратуша, которой горожане гордятся не меньше.
Ратуша была построена примерно в то же время, что и фонтан.



Ратушу украшают горгульи и четыре фигуры. В путеводителе написано что они олицетворяют четыре гражданские добродетели: Справедливость, Мужество, Мудрость и Осмотрительность. И еще - что фигуры мужские.
Поверим путеводителю на слово насчет олицетворения, а насчет гендерной принадлежности я бы поспорил.

Это горгульи.



А это четыре добродетели в виде мужчин, как написано в путеводителе.
У части мужчин явно не мужское телосложение и одеяние.





Еще на площади - Černá věž или Черная башня, памятник середины XVI века.



И странное сооружение, называемое Аквариумом.
Наверное у сооружения глубокий философский смысл.



Рядом с площадью - бывший соляной склад, а сейчас - ресторан.



И какое-то непонятное произведение искусства. Вероятно тоже нечто философское.



Исторический центр. Тут жили богатые люди.







А тут они учились.
Сейчас в этом здании музей.



А тут жили ремесленники и люд попроще.









Арочные улицы. Если арки - значит тут жили торговцы.
Как правило, в средневековом европейском городе торговцы жили в магазине. Точнее, семья торговца жила на втором этаже, а на первом этаже были торговые помещения. И то же самое касается ремесленников - первый этаж для работы, второй этаж - жилье.
Если арки - значит торговцы или ремесленники объединялись в гильдии и совместно строили перекрытия, защищающие покупателей от дождя. И покупателям хорошо, и торговцы продают больше товара.





Немного искусства на улицах.





Вход в художественную галерею. Точнее - вывеска у входа, а сам вход закрыт по случаю отдыха владельца галереи.



Еще немного зданий в непосредственной близости от площади.





Памятник сердцу.
Информацию об этом творении я не нашел.



А совсем недалеко привольно расположилась скульптурная группа под названием "Гуманоиды".
Небольшое пояснение от скульптора: "Гуманоиды - люди - машины, или инструменты системы. Человек, позволяющий добровольно манипулировать собой под натиском средств массовой информации теряет свою индивидуальность и становится частью толпы. Являются ли люди вообще творцами своей собственной жизни или они просто марионетки системы?"
Скульптор - Михаил Трпак (Michal Trpák), уроженец Ческе Будейовице.



Просто памятник хорошему человеку (не знаю кому, но если ему поставили памятник - значит человек явно хороший).



Чешске Будейовице стоит на слиянии двух рек - Малше и Влтавы.
Это река Малше.



Мост через реку с какой-то блямбой.



Монастырь на берегу реки.



Еще один мост.



И памятник на месте слияния рек.
Две обнаженные девушки символизируют реки, быстрые и непредсказуемые.



Фотографии площади вечером.



Фонтан Самсона с разных ракурсов.






Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий