воскресенье, 3 марта 2024 г.

Český Krumlov, бывший Böhmisch Krummau

На первой странице путеводителя Чески Крумлов называется жемчужиной барокко.
На второй странице того же самого путеводителя тот же самый Чески Крумлов называется жемчужиной готики. А если пойти далее по тексту, то Чески Крумлов уже оказывается жемчужиной Ренессанса.
Дальше мы читать путеводитель не стали, а просто поехали в жемчужину барокко, готики, Ренессанса и всякого другого прочего. Благо ехать недалеко, расстояние от Чески Будейовице до Чески Крумлова всего 20 километров. Заодно поблагодарили составителей путеводителя что они не включили в список рококо, классицизм и прочие архитектурные стили.


В Крумлове мы были в наш прошлой приезд в Чехию, 19 лет назад. Сейчас решили посмотреть - что изменилось за время нашего отсутствия, и как там поживают творения барокко, Ренессанса и прочего.

Немного истории, потому что без нее никуда.
Географически Крумлов расположен на обоих берегах Влтавы, образующей в этом месте крутую излучину, эдакий полуостров. В XIII веке на обоих берегах появились поселения; напротив брода через реку, на торговом пути из Богемии в Каринтию. Через короткое время поселения объединились в город, и примерно в то же время началось строительство замка.

Первоначально замком владел род Витковичей из Крумлова, а затем родственный ему род Рожмберков (род потом изменил свое чешское название на немецкий лад - Розенбергов).

После пресечения рода Рожмберков или Розенбергов городом владели императоры Священной Римской империи немецкого народа Рудольф II, Фердинанд II, род Эггенбергов и наконец, род Шварценбергов, который владел замком до 1945 года. В 1945 году замок был национализирован, и только после Бархатной революции и последовавших за ней реформ возвращен прежним хозяевам.

В замке Крумлова в свое время проживал Юлий Цезарь Австрийский, психически больной внебрачный сын императора Рудольфа II. Свое заболевание он, скорее всего, унаследовал от отца.

Император Рудольф под порядковым номером II был довольно странной личностью. Летописец политкорректно описывал его личность следующим образом: Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьёзный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась всё более характерным признаком его правления.
Основным занятием императора были длительные философские беседы о ни о чем с любым, называющим себя философом. При его дворе были разнообразные алхимики, астрологи, толкователи-мистики, каббалисты. Кстати, если кто не знает - еврейское мистическое течение под названием Каббала в основном развивалось христианскими мистиками.
При этом при дворе Рудольфа работали Тихо Браге и Иоганн Кеплер; Браге умер в Праге в 1601 году, а Кеплер в 1609 году опять же в Праге опубликовал свою основную работу под длинным названием "Новая астрономия, причинно обоснованная, или небесная физика, изложенная в комментариях на движение планеты Марс по наблюдениям благороднейшего мужа Тихо Браге".

Если Рудольф страдал тихой формой шизофрении, то его старший сын с претенциозным именем Юлий Цезарь Австрийский был серьезным психопатом и садистом. Странности в его поведении проявились еще в детстве. Заботливый папа-император постарался дать ему хорошее образование и найти хорошую должность при дворе, но никто из окружения императора не был готов к выходкам бастарда. В конце-концов Рудольф был вынужден отправить сына в замок Крумлова, где Юлий Цезарь зверски убил свою любовницу, расчленив ее тело. Случай получил огласку, аристократия и окружение императора были шокированы, и папа-император распорядился отправить сына в тюрьму, где тот благополучно и умер менее чем через год после заключения.

Ладно, при чем тут странные императоры и их еще более странные отпрыски. Мы приехали в Чески Крумлов, жемчужину того, сего и еще разного прочего, и поэтому дальше только про город и про замок.

Найти парковку в окрестностях исторического центра - миссия почти невыполнимая, даже не сезон. Я не знаю что происходит летом, когда по окрестностям бродят тучи туристов, но даже в конце сентября с местами было напряженно. Но тем не менее мы благополучно припарковались и двинулись осматривать то, что уже осматривали почти два десятка лет тому назад.

Парковка.



Скала на берегу Влтавы. Люди не нашли другого пути, решили взять горку штурмом.
А ведь сказано в Писании (или не в Писании, но это неважно) - умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.



Дома местных жителей.







Необычная скамейка и туристы.



Необычная скамейка без туристов.



Туристы зашли в какую-то дверь в стене, и мы пошли за ними. Только с целью не остаться в одиночестве.
И попали в художественно оформленную то ли улицу, то ли галерею, то ли во все вместе.









И опять наткнулись на туристов, любовавшимися на что-то особо интересное.



Туристы любовались на замок, как оказалось.





Мы тоже полюбовались, чем мы хуже туристов?
И почти по узким улицам исторического центра.















Вход в ресторан.
Мне понравились стулья, что справа от входа. Купил бы себе домой, только вот для чего они такие дома?



Идем дальше.







Дверь в магазин красок и карандашей.





И так мы опять вышли к реке.



Впереди костел Святого Вита.



Дальше был парк, то есть место с зелеными насаждениями. И заодно с беседкой.







Зеленые насаждения, если что.



И внезапно вышли к синагоге.
Оригинальная синагога была разрушена во время Второй мировой войны. Сейчас построена новая. Цель постройки не совсем понятна - евреев в Крумлове почти не осталось. Точнее, евреи в Крумлове есть, но это в своей основной массе израильтяне, и в основном светские. Живут в Чехии по бизнес-визам, занимаются кто туризмом, кто торговлей.
Но здание синагоги стоит, и почти все время закрыто.



Идем дальше. Впереди замок.



Подъем к замку.



Виды на Крумлов с высоты холма, где привольно расположился замок.





Небольшая кликабельная панорама.



Внутри замка расположены несколько музеев. В некоторых мы уже были в наш прошлый приезд, в другие решили не ходить - музей фарфора и фаянса интересен только любителям фарфора и фаянса, к которым мы не относимся.
Вместо музеев прошлись по внутренним дворам замка.



Во дворе в вольере живут медведи, так велит традиция.
Первые медведи количеством 4 штуки впервые появились в замке в 1707 году. В некоторых хрониках того времени говорится что медведей специально завели, чтобы отгонять непрошенных гостей (а заодно и непрошенных хищных зверей вроде лис и волков) в ночное время. В других, не менее авторитетных хрониках - что медведей подарил кто-то из приезжих друзей-аристократов. А еще хроники, где говорится прямо - владельцы замка хотели таким образом показать насколько они богаты и бесстрашны, если не боятся жить рядом со свирепыми хищниками.
Так или иначе, содержание четырех медведей - это традиция, а традиции нарушать чревато, традициям надо следовать.

Спящий медведь.



Грустный медведь.



В замок прибыла очередная группа туристов.



Значит можно идти на выход.



Дальше - несколько разных фотографий исторического центра.











Вывеска - бабушка ручной работы.



И не обманули, в самом деле бабушка. И вполне возможно что ручной работы.



Магазин, торгующий антиквариатом советских времен.



Еще раз замок.



И уже на подходе к парковке - башня с солнечными часами.




Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий