среда, 12 января 2022 г.

Новый Год на Мертвом море. Горячие источники и ручей Аругот

 Последний день 2021 года был пасмурным и относительно прохладным.

По первоначальному плану у нас было купание в Мертвом море, но в прохладную пасмурную погоду лезть в воду, а потом сохнуть на холодном ветру не было ни малейшего желания. Поэтому, не мудрствуя лукаво, мы поехали куда глаза глядят.
Глаза глядели в сторону горячих сероводородных источников. Хорошее место, должно быть, к тому же мы все время проезжали мимо, ни разу не останавливаясь.

Для начала - очередная фотография Мертвого моря. Точнее, северной части Мертвого моря.



А далее по порядку.
Вид из окна гостиницы. Пляжи пустынны, лишь на берегу примостилась парочка особо морозоустойчивых людей.
Местных людей, надо заметить, туристов в Израиль еще не пускали.



Утро туманное, утро седое...
И пасмурное, добавлю.
Гостиницы, бело-желтая полоса впереди - это соль.



Гора. На переднем плане все та же соль.



А дальше была северная часть моря.
Для тех, кто не в курсе - Мертвое море разделено на две части - Северную и Южную.
Северная часть - само море, точнее - то, что от него осталось.
Южная часть - технологические испарительные бассейны компании Мафъалей Ям а-Мелах, или Заводов Мертвого моря. Заводы добывают всякие нужные в народном хозяйстве минералы, вроде магния, калия, брома и прочих таких же скучных вещей. Просто для информации - примерно 15% всей мировой добычи калия приходятся на эти заводы.
Гостиницы построены в районе Южной части моря, то есть разные туристы принимают целебные соляные ванны прямо в технологических бассейнах.

Мертвое море умирает. Я об этом писал несколько раз, повторюсь еще. В данном случае с небольшой анимацией, чтобы было более наглядно.



К сожалению, как ни горько об этом писать, в этой экологической катастрофе виноват Израиль.
Мертвое море - это бессточное озеро, в него впадает единственный источник - река Иордан, которая в свою очередь вытекает из озера Кинерет. В течении десятилетий Кинерет был основным поставщиком пресной воды для Израиля, как питьевой, так и для полива всякого сельского хозяйства. Соответственно, в Иордан воды почти не поступало, и также соответственно, в Мертвое море поступало менее пятой части от требуемого объема воды.
В начале 2000-х годов наконец-то в Израиле начали использовать артезианские скважины (непонятно почему их не использовали раньше), а также начали строить опреснительные установки. По состоянию на сегодня вода из Кинерета полностью уходит в Иордан; а для прочих нужд - опресненная вода из Средиземного моря.
Мертвое море стало восстанавливаться; примерно за последние лет 5 уровень воды в море даже повысился. В районе гостиниц укрепили береговую линию в ожидании подъема воды.
И тут вмешалась политика.
Летом к власти пришло новое, "прогрессивное" правительство, как они сами себя называют. Прогрессисты, или прогрессоры, или как их там, не приходя в сознание подписали договор с Иорданией на поставку последней 200 миллионов кубометров питьевой воды. Взамен Иордания будет поставлять Израилю электроэнергию от электростанции, которую построит когда-нибудь на деньги, которые планируется получить от Арабских Эмиратов. Проекта электростанции еще нет, финансирование тоже под большим вопросом.
Примерная стоимость киловатт-часа этой когда-нибудь получаемой электроэнергии примерно в 8 раз выше, чем стоимость такого же киловатт-часа, вырабатываемого в Израиле.
Замечательные бизнесмены у нас в правительстве, умные и расчетливые.
Воду забирают из того же многострадального Кинерета, а Мертвое море так и продолжает мелеть.

Долго ли, коротко ли, но мы доехали до горячих источников.
Это Мертвое море.





А тут где-то и располагаются горячие источники.
Красная точка - кто-то поставил палатку; черные мелкие точки - какие-то люди.



Кто-то приехал на джипах. На обычной машине туда не проехать, обязательно нужен внедорожник 4x4 с высокой колесной базой.



А вот и сами источники.
Запах сероводорода чувствуется издалека, вода горячая.



Индивидуальная ванна.



Еще одна индивидуальная ванна.



С одной стороны море



С другой стороны горы.



С третьей стороны прилетел тристрамов длиннохвостый скворец, дважды окольцованный. Значит находится под пристальным вниманием орнитологов.
Ареал обитания - от Египта до Аравийского полуострова, стайная птица, не боится человека. Живет в пустынях и полупустынях.

Назван в честь преподобного Генри Бейкера Тристрама, английского священника, путешественника и орнитолога, жившего в XIX веке и описавшего огромное количество птиц и рыб, и основавшего Британский союз орнитологов.



С четвертой стороны... с четвертой стороны ничего не было.
Почему бы не построить на этом месте что-нибудь более цивилизованное, с корпусами, персоналом, и потом брать большие деньги за обслуживание?
Ответов несколько. Во-первых, источники слабенькие. На полноценный курорт их никак не наберется. И к тому же стоки источников блуждающие, то есть сегодня он течет из одного места, завтра может в десятке метров выше или ниже.
Во-вторых - почвы. Почвы просоленные и хрупкие. Здание внезапно может уйти под землю, как это было в 2016 году, когда в один не очень прекрасный день под землю ушла бензозаправка с топливом, прихватив с собой добрый квадратный километр поверхности с разными строениями и частью пляжа.
А есть еще и в-третьих, и в четвертых и так далее.

Дальше мы хотели в очередной раз заехать в Эйн Геди, пройтись до водопадов на ручье Давид, а потом немного пройтись по ботаническому саду одноименного кибуца, посидеть под баобабом.
В ботаническом саду кибуца Эйн Геди растет единственный в Израиле баобаб. Это же очень приятно сидеть под баобабом и читать книгу, можно сказать - почти мечта детства.
И мы почти доехали. Но на подъезде к заповеднику обратили внимание на неприметную табличку - Нахаль Аругот (нахаль - ручей на иврите).
Приятно найти место, где еще ни разу не бывали. И поэтому сразу свернули по стрелке в сторону нового для нас направления.



При входе встретились с птичкой-невеличкой, размером с воробья.
Птица называется чернохвостый скромный чекан, местный обитатель.
Он в самом деле и чернохвостый, и очень скромный. А уж какой он чекан ... (кстати, что это - чекан? Когда-то чеканом называли топор, но птичка на топор совсем не похожа).



Скалы со всех сторон.







Разноцветная растительность.



Ущелье. Внизу течет ручей.



Камешек. Катился вниз, потом застрял.



С другой стороны ущелья важно прогуливался нубийский горный козел.





В ущелье можно спуститься и пройти немного по воде.





Разные горы вокруг.





Вид на ручей сверху.



Небольшой водопад, почти скрытый от глаз.



Еще один тристрамов скворец.
Хорошая птица, позирует и не вертится.





Проход между скалами.



Внезапно - еще одна птица.
Google Lens определил ее как пеструю овсянку.
Овсянка - это овсяная каша, а пестрая овсянка - это птица.
Не перепутайте.



Хорошие скалы, большие.





На обратном пути встретилась стая скворцов.









И усталый горный козел.



На этом с ущельем временно закончили.






Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий