суббота, 21 ноября 2015 г.

20 лет и 1 день тому назад

Точнее, 20 лет и 2 дня тому назад я в последний раз пообщался с казахстанским пограничником.
19 ноября 1995 года, город Алматы, который когда-то назывался Алма-Атой, и который все еще был столицей Казахстана.
Снег, температура -20 по Цельсию.
Получен последний инструктаж, даже последние инструктажи от работника Сохнута.
Первый инструктаж касался того, что надлежит сделать в Израиле - сначала пойти прямо, потом свернуть налево. Очень подробно и понятно. Работник Сохнута был очень ответственным, он очень ярко и понятно рассказал своим телом как и где надо поворачивать налево.
Второй инструктаж касался общения с казахстанским таможенником. Работник Сохнута, как я уже сказал, был человеком очень ответственным, и в нем явно умер великий лицедей. Он в лицах быстро сыграл сценку одного актера, причем актер одновременно был и таможенником, и выезжающим. Выезжающий очень грациозно и как бы невзначай давал взятку таможеннику, а таможенник также незаметно клал в себе в кармане зеленые купюры.
Вооруженные знаниями (странно, но второй инструктаж пропал втуне) будущие граждане Израиля поднялись на борт Ту-154 и самолет полетел в ночь.

Первая посадка была в городе Актау.
Когда-то, во времена Советского Союза город назывался Шевченко, потому что основоположник украинского литературного языка когда-то был сослан в эти края. В самом городе он никогда не был, но когда-то проезжал недалеко, примерно в 300 километрах от него. Уже очень достойный повод, чтобы назвать город именем великого поэта.
После развала Союза дружба народов немного обострилась и город переименовали в Актау.
Украинцы не долго думали и в ответ переименовали все улицы Джамбула. Заодно переименовали и все улицы Абая.
Ну, Джамбула-то понятно, он был известен советским детям по стихотворению "Ленинградцы, дети мои". Где Украина и где Ленинград?
А за что Абая?
Но казахи в ответ тоже переименовали город Джамбул, чтобы украинцы не сильно зазнавались. Теперь это город Тараз.
Чем запомнился аэропорт города Актау - своим duty free. Баночка Coca-Cola там стоила полтора доллара.
Итак, в безналоговой зоне 330 грамм сладкой газированной воды стоили полтора доллара. За пределами этой зоны, где магазины платили все налоги такая же баночка такой же сладкой водички стоила в 15 раз дешевле.
Город Атырау - город великих бизнесменов.

20 ноября 1995 года. Самолет приземляется в аэропорту Бен-Гурион города Тель-Авива.
Цветут магнолии, температура +20 по Цельсию.
Как нас проинструктировали, мы сначала идем прямо, потом, помня телодвижения ответственного работника Сохнута, резко сворачиваем налево.
Налево была очередь для оформления новоприбывших.
В полете я читал книжку, Эфраим Севела, повесть "Остановите самолет, я слезу".
Севела очень красочно описывал израильского пакида. Особенно хорошо у Севелы получилось описание того, как пакид сидит целыми днями в кабинете и ковыряется в носу.
Так вот, подошла моя очередь, и я зашел в кабинет. За столом сидел пакид и увлеченно ковырялся в носу.
Севела написал свою книгу в 1975 году, я приехал в Израиль в 1995. За прошедшие 20 лет в израильской бюрократической системе мало что изменилось.
Хотя нет - во время оформления всех бумаг мой пакид внезапно собрался, убрал все бумаги в стол, встал и ушел.
Севела описывал обычного пакида, а мне достался особо продвинутый пакид - у него закончилось рабочее время и он ушел домой.
Через пару минут дверь открылась и пришла пкида. Для начала она выложила на видное место рулон туалетной бумаги, и я моментально приготовился к худшему.
Я еще не знал, что туалетная бумага, кроме своей основной функции выполняет роль гигиенической салфетки в случае насморка.

Потом... Потом было многое.
О котором попытаюсь рассказать когда-нибудь потом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий