Был последний день 2023 года. Год начался хорошо, проходил в общем очень средне, но относительно неплохо, а заканчивался ужасно.
В последний день года надо было заняться чем-то полезным, например походить по природе, чтобы следующий год был немного получше. Это с одной стороны.
С другой стороны - половина нашего небольшого, но очень дружного коллектива последнее время постоянно проводила в разъездах, а вторая половина нашего же и опять же такого же (у меня не слишком много "же" в одном предложении?) также постоянно и безвылазно сидела дома. Не очень приятно ходить по открытой местности, когда в любой момент с неба могут начать падать ракеты и прочие смертоносные вещи. Для пущей безопасности приятнее сидеть в квартире рядом с защищенной комнатой.
Для начала решили пройти вдоль Нахаль Аругот, где были пару лет назад.
На фото: скала, более известная как крепость Зоар.
Вход в заповедник Нахаль Аругот из-за войны был закрыт. Точнее, был закрыт проход по верхней части заповедника, по скалам. Внизу, по самому ручью можно было перемещаться, но идти надо было по воде, к чему мы не были готовы.
Некий резон в запрете есть - в случае обстрела беспечные туристы оказываются на открытой местности, спрятаться можно только в кустах (кусты - плохая защита от падающих ракет), или прыгать сверху в ущелье, что само по себе отнюдь не безопасно и совсем не добавляет здоровья.
Ну нет - так нет. Немного посмотрели на птичек и окрестные скалы и двинулись дальше.
Это окрестные скалы.
А это птички.
Тристрамов длиннохвостый скворец.
Еще одна птичка, палестинская нектарница.
Это нектарница-мальчик.
Самцы красивые, разноцветные, переливаются всеми цветами радуги. И еще поют песни.
А это нектарница-девочка.
Самки серые и невзрачные. И необычайно молчаливые.
Такова она, трудная женская доля - и одеть нечего, и поговорить не с кем.
Дальше были козлы. Не плохие люди, которые редиски, а простые обычные нубийские горные козлы.
Шли себе по дороге, никого не трогали, мешали проехать.
Дальше настал через кибуца Эйн-Геди, единственного места в Израиле где растут баобабы.
Последний раз мы были в кибуце лет несколько назад, пришло время освежить воспоминания.
В кибуце нас встретил чернохвостый скромный чекан. Вот он, на фото.
Даже сбоку понятно что птичка необычайно скромна.
И хвост у нее действительно черный.
Бутылочное дерево.
К сожалению даже всезнающий Google не смог определить его название. Но дерево хорошее, необычное.
Тот самый баобаб.
Кактусы, родом из Мексики.
Называется Kroenleinia (скорее всего произносится как крёнлейния, потому что кактус получил имя в честь Марселя Крёнлейна, директора Экзотического сада Монако в 1969 - 1993 годах).
Альтернативные названия (в переводе с испанского) - золотая бочка, золотой шар, и внезапно - тещина подушка.
Цветы сейбы великолепной или сейбы замечательной.
Родом из Южной Америки. Местное название на родине - ватное дерево; плоды дерева представляют собой яйцевидные коробочки, в которых находятся мелкие черные семена, окруженные пушистой волокнистой массой, напоминающей хлопок или шелк. Местные жители использовали этот хлопок - шелк для заполнения матрасов, подушек или набивания мягкой мебели.
Кибуц находится на вершине холма, с высоты хорошо просматривается окружающая действительность, то есть местность.
И немного современного искусства.
Ни одно уважающее себя поселение, а тем более современный кибуц никак не могут обойтись без современного искусства. Пасторальных видов недостаточно, обязательно надо соорудить что-то якобы глубокомысленное, чтобы в будущем археологи ломали себе головы - как же этих аборигенов так угораздило?
Что бы это значило?
И дальше мы двинулись в сторону крепости Зоар.
Название крепости современное, и дано только по той причине, что она находится в русле пересыхающего ручья Зоар.
Дорога к крепости.
Наверное надо начать с того, что крепость не упоминается ни в каких источниках. Лучше даже сказать сказать не крепость, а некий укрепленный пункт, когда-то кем-то и зачем-то построенный.
Первым это место обнаружил уже упоминаемый выше путешественник и естествоиспытатель Генри Тристрам (в честь которого назван тристрамов скворец). Он отнес остатки крепости к временам крестоносцев. Это было в середине XIX Века.
Немного позже другой британский археолог Эдвард Робинсон посчитал что это дело рук мамелюков.
Еще немного позже француз де Соли убедительно доказал что это библейский Цоар, упоминаемый в Книге Бытия.
Потом крепость приписывали византийцам, персам и прочим.
А потом, в середине уже XX века на место пришли современные археологи. Было найдено большое количество эллинской керамики, что отодвинуло возраст крепости примерно к середине III века до нашей эры.
А в 2004 году провели еще одни раскопки. Сейчас считается что первоначально крепость была построена во времена античности, затем по разным причинам заброшена, а в Средние века была восстановлена и использовалась как некая почтовая промежуточная станция на караванном пути Газой и Моавом (современная Иордания).
Скалы о отверстиями, похожими на бойницы.
Ущелье.
Крепость, вид "с тыла".
Естественная пещера.
В разной околотуристической литературе пещера по непонятной причине считается искусственной.
На самом деле пещера более чем естественная. Геологи не дадут обмануть. Да и археологи ничего искусственного внутри не обнаружили.
Посмотрели, насладились? Надо ехать обратно.
Дальше опять было Мертвое море.
Гостиница была заполнена полностью. Не иностранными туристами, иностранных туристов сейчас в Израиле нет, никто не поедет в воюющую страну.
Жители города Сдерот, это примерно 35 тысяч человек были эвакуированы и расселены в гостиницах Мертвого моря и Эйлата. Наверное это неплохо, отдохнуть от трудов насущных в гостинице за государственный счет, но совершенно в других обстоятельствах. В начале января как раз исполнялось ровно три месяца с того дня, когда они были вынуждены бежать из своих домов, многие даже не успели собрать с собой самое необходимое. С детьми, с домашними животными. И все это время находились в гостиницах, даже не имея представления когда можно будет вернуться домой.
За это время они успели перезнакомиться друг с другом, а новые лица ими воспринимались не как обычные отдыхающие, а как эвакуированные с Севера, из Кирьят Шмоны или из Шломи.
Ужасно.
На Мертвом море был штиль.
Температура воды +25 градусов, температура воздуха тоже +25 градусов.
Если бы не война ...
С поздравлением с Новым 2024 годом я опоздал.
Ладно, будем надеяться что 2025 год будет лучше всех предыдущих. Предпосылок никаких нет, но надеяться всегда стоит.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий