среда, 8 июня 2022 г.

Бухарест, он же București

Вы будете смеяться, но мы еще раз поехали за пределы своей небольшой, но гордой страны.

И в самом деле, после столь длительного двух-с-половиной-летнего застоя пришло время заново смотреть на мир и себя показывать.
На Песах мы съездили в Грузию. Следующие праздничные дни (или условно праздничные, День Памяти - это день траура) - Йом а-Зикарон (День Памяти) и Йом а-Ацмаут (День Независимости) как раз приходились на конец недели, а если еще добавить пару-тройку дней отпуска - можно спокойно съездить в какую-нибудь близлежащую новую для нас страну, в который мы еще ни разу не были.
Выбор пал на Румынию, потому что:
- Румыния недалеко, всего 2 часа лета
- В Румынии мы еще не были.
То есть совпало все, и мы полетели, махая пейсами.

Точнее, мы для начала заказали билеты у нашей местной небольшой авиакомпании Аркиа. Время вылета "туда" было удачное - днем, время вылета "обратно" тоже было днем, и ничего не предвещало.
Через пару дней от замечательной авиакомпании Аркиа прилетело электронное письмо. Наш рейс отменяется, деньги вернут. Живите счастливо и не болейте.
Мы настырные. Не получилось с одними - попробуем с другими. И заказали другой полет, напрямую у румынской авиакомпании под интригующим названием Tarom. Время вылета "туда" было удачное - вечером, но не поздно. Время вылета "обратно" тоже было вечером, и тоже не поздно. И тоже ничего не предвещало.
За пару дней до вылета я зачем-то решил проверить как и что с нашим полетом. На сайте аэропорта Бен Гурион нашего рейса не было. На сайте аэропорта Генри Коанда нашего рейса не было тоже. Другие рейсы были и там и там, нашего же рейса не было ни там, ни там.
Разговор ни с тем, ни с другим аэропортом не получился, роботы не умеют отвечать на произвольно заданные вопросы. Переписка по электронной почте тоже мало чем помогла - Бен Гурион посоветовал смотреть на табло прилетов и вылетов; Генри Коанда гордо проигнорировал любые запросы.
Также гордо игнорировали запросы и все доступные электронные адреса компании Tarom. Телефон их представителя в Израиле был отключен.
Пришлось звонить им напрямую.
Напоминаю, компания румынская, то есть разговорный язык персонала тоже румынский. Я в Израиле, то есть разговорный язык иврит. Просто так пообщаться не получится, нужна какая-нибудь лингва-франка. Но кто же знал, что в международном колл-центре авиакомпании, летающий в несколько десятков стран мира не окажется сотрудника со знанием английского языка...
После нескольких звонков все же нашлась неизвестная мне девушка, немного умеющая по английски. Вот так, запросто перескакивая с английского на французский и потом на румынский, изредка употребляя местные идиоматические выражения эта незнакомка успокаивающим и внушающим доверие голосом сообщила, что по ее данным указанный рейс состоится, и вообще волноваться не следует, потому что... ну не стоит волноваться.
Я бы и не волновался, но среди расписания прилетов и отлетов было много рейсов. Очень много, разных авиакомпаний, разных направлений. Но нашего рейса там не было.
За сутки до предполагаемого полета я в последний раз проверил расписание. Рейс отсутствовал и в аэропорту Тель-Авива, и в аэропорту Бухареста. Решив не искушать судьбу я поменял вылет на ночной рейс на 18 часов раньше.
Из плюсов - в половину четвертого ночи посмотрели на шоу фонтанов. Было красиво, к тому же мы были единственными зрителями, если не считать таксиста.
Из минусов - не выспались. И это не понравилось.
И что самое удивительное - утром я решил проверить что и как с нашим неудавшимся рейсом. Как и следовало по закону Мёрфи наш первоначальный рейс внезапно появился и в аэропорту Бен Гурион и в аэропорту Генри Коанда.
Наверно я больше не буду ничего заказывать у компании Tarom.

На этом с интригующей историей про наши приключения с билетами и полетами закончим, начнем еще более интригующую историю про город Бухарест. По румынски название города звучит как Букурешт.
По легенде город был основан неким пастухом по имени Букур. В албанском языке есть такое слово - букур, означает "милый" или "красивый". Окончание "-решт" на румынском языке означает "селение".
Значит жил себе такой милый и необычайно красивый пастух по имени Букур, и основал селение, которое потом разрослось в город, а затем и в столицу государства.
При чем тут албанский язык - когда-то, в период с I века до нашей эры до I века нашей эры на этих территориях жили воинственные народы даков и гетов. И тех и других уничтожили римляне, но, как считают некоторые лингвисты, часть этих народов убежала в горы в сторону Тирренского моря, и там дала начало албанскому народу. Историки с этим не совсем согласны, но с лингвистами спорить сложно, они могут доказать как черное превращается в белое простой заменой букв.
В реальности первое упоминание Бухареста находится в документах Влада III Цепеша (того самого который Дракула, я о нем потом напишу более подробно) от 1459 года, который построил на месте современного города крепость для защиты Валахии от турок, и назвал крепость Cetatia Dambovitci или Крепость на реке Дымбовица. Свое современное название город получил примерно через 50 лет.
Еще примерно через 200 лет Бухарест становится одним из столичных городов Валахии, а окончательно столицу княжества сюда перенес Константин II Брынковяну.
В 1862 году Бухарест стал столицей Румынского государства. В течение второй половины XIX века и до Второй Мировой войны Бухарест застраивался во французском стиле бозар, широкие бульвары были призваны напоминать Париж.

Вот мы и пошли смотреть на широкие бульвары.
И первое что увидели, отойдя на пару сотен от гостиницы - удивительную скульптуру на фоне ресторана греческой кухни.

Сразу скажу что неприятно удивило - большое количество заброшенных зданий. Потом, уже по приезду я немного поискал информацию - почему это и как это. Отзывы путешественников более чем двадцатилетней давности были примерно такие же - в центре румынской столицы много заброшенных зданий, и никому до этого нет дела.
Наверное это национальная румынская особенность. Это с одной стороны.
С другой стороны, в 2006 году в Румынии был принят закон, возвращающий недвижимость бывшим владельцам. Кто-то, внезапно получив во владение огромное здание на оживленном проспекте не имеет средств для его восстановления, а продавать не хочет, потому что жалко. А кому-то просто недосуг заниматься всякой ерундой вроде той же реставрации.
Такие здания я старался не фотографировать, но сказать об этом было надо. Просто так, для информации.

Дальше был еврейский музей.
Евреи в тех местах появились еще в римскую эпоху. Потом Валахию завоевали хазары (хазары исповедовали иудаизм), количество иудеев увеличилось. Потом была Византия, и Валахия была одним из спокойных мест, где евреев не донимали погромами.
Затем пришел черед Речи Посполитой, откуда в Валахию и в Трансильванию, а также в Молдавию переселилось много евреев. В XVI веке некий Ицхак бен Биньямин Шор из Ясс был назначен господарским управляющим (в терминах сегодняшнего дня - премьер-министром правительства).

По переписи 1930 года в Румынии проживало примерно 750 тысяч евреев, или немногим более 4% от всего населения страны.
Затем был Холокост.
А потом к власти пришли коммунисты. Последний многолетний правитель Николае Чаушеску торговал евреями.
После Второй Мировой войны уцелевшие евреи стали массово иммигрировать в Израиль. Надо сказать, что в Израиле община выходцев из Румынии - вторая по численности после общины выходцев из бывшего Советского Союза.
Вначале евреям давали уезжать спокойно. Но Чаушеску затеял великие стройки социализма, и денег стало катастрофически не хватать. Тогда выезд евреев стал платным. Для начала цены были умеренно-щадящие, за каждого уезжающего надо было заплатить 500 долларов.
Время шло, стройки продолжались, социализм крепчал и денег становилось все меньше. Евреи уезжали, и их количество сокращалось, то есть стабильный источник валюты иссякал на глазах.
Цена на выезд поднялась. Сначала до 2000 долларов, потом до 5000. В 1986 году за каждого выезжающего надо было уже заплатить 25000 долларов.
Сегодня во всей Румынии живет менее 8 тысяч евреев.

Наша гостиница находилась как раз на границе между Старым Городом (Исторический центр Бухареста XIX века) и новыми районами. И с одной стороны как раз был бывший еврейский квартал.
Сегодня в этом квартале об евреях не напоминает ничего, кроме музея. Обычные дома, обычная городская застройка, как в любом крупном городе.
И сам музей еще надо поискать, он затерялся среди жилых пятиэтажек.

Внутри музея.

Музей не особо информативен, были мы в музеях и получше.

Дальше были фонтаны на бульваре Объединения (я не знаю как точно перевести Bulevardul Unirii).
Фонтаны попали в Книгу Рекордов Гиннеса. Общая длина всех фонтанов 1800 метров, работают синхронно.

Бульвар заканчивается еще одним объектом из Книги Рекордов - Дворцом Парламента.
Немного из разных справочников: Дворец считается крупнейшим в Европе гражданским административным зданием, крупнейшим зданием парламента (площадью 350 000 м² и объемом 2 550 000 м³), а также самым тяжелым административным зданием в мире.
Размеры дворца составляют 270 x 240 метров. Высота 86 метров. Подземная часть дворца уходит в глубину на 92 метра. Во дворце 1100 комнат, 12 этажей. 8 подземных уровней.
На строительство было потрачено около 1 миллиона м³ мрамора, 3500 тонн хрусталя (480 люстр, 1409 потолочных светильников и зеркал), 700 тысяч тонн стали и бронзы для дверей, окон, люстр и капителей. Было также использовано 900 тысяч м³ дерева для паркета и настенных панелей (орешник, дуб, вишня, вяз, клен), 200 тысяч м² шерстяных ковров разных форм и размеров.
Идея строительства огромного административного здания, в котором должны были разместиться штаб-квартиры основных государственных институтов Румынии, возникла у Николае Чаушеску в 1977 году после сильнейшего землетрясения, унесшего жизни полутора тысяч человек и превратившего большие участки в центре Бухареста в руины. Этот проект вызвал протесты части архитектурной и исторической общественности, так как в ходе его реализации пятая часть исторического центра Бухареста была бы полностью утрачена; в частности, для освобождения места для дворца были окончательно разрушены 27 церквей и синагог.
Дворец был построен на холме Спирий, который был для этого частично срыт. Строительство началось 25 июня 1984 года. Над строительством работала команда из 700 архитекторов и не меньше 20 тысяч строителей.

В 1989 году в результате революции Чаушеску был свергнут, а впоследствии казнен.
Дворец на тот момент был построен только наполовину. У новых властей возникла дилемма - или разрушить недостроенное здание или его все же достроить. Стоимость разрушения и стоимость достройки была одинаковой.
Решили достроить.
Кстати, отделочные работы в подземной части продолжаются до сих пор.

Площадь перед Дворцом была перекрыта, ктл-то к чему-то готовился.

Дворец более крупным планом.

Идем дальше.
Речка Дымбовица.

Реклама чего-то хорошего.
Когда в рекламе задействована особа с очень внушительными формами - трудно просто так пройти мимо.

Разные церкви, что встретились по пути.
Одна церковь.

Вторая церковь.

Третья церковь.

Граффити. Оригинально.

Современный памятник.
Еще бы понять что хотел сказать скульптор.

Просто памятник.

Памятник Михаю Храброму, первому объединителю Валахии, Трансильвании и Молдавии в единое государство в конце XVI века.

Просто улица. Чем-то в самом деле похоже на Париж.

Кафе Ван Гог.
Часть прибыли кафе отправляет на помощь Украине.

Площадь Революции.
Памятник погибшим в борьбе с коммунистической диктатурой.

И напротив Национальный Музей искусств.

Музей был закрыт, но во дворе музея стояли произведения искусства. Почему-то все обнаженные.
Искусство должно быть доступным, вот они и доступны со всех сторон.

Напротив - бывший королевский дворец, а ныне Оперный театр.
Статуя короля Кароля I.

Еще один памятник, символизирует победу над силами тоталитаризма.

Это не памятник, это просто деревья.

Под конец - бывшее здание Секуритате, румынского аналога КГБ.
Само здание - два нижних этажа, стеклянный куб пристроен позже.
Сейчас в здании располагается Союз архитекторов Румынии.

Продолжение обязательно очень скоро последует.