четверг, 11 июля 2024 г.

Улцињ / Ulcinj

Примерно в получасе езды от Бара расположен еще один город, называемый Улцинь.
Город знаменит нескольким вещами - во-первых крепостью (хотя крепости в тех местах находятся в разных местах и в невероятном количестве); во-вторых - в Средние века Улцинь был центром работорговли и пиратским гнездом; в-третьих - этнический состав населения, более 70% от числа жителей составляют албанцы, и более половины жителей - мусульмане-сунниты. Не то чтобы мы особо соскучились по мусульманам, просто было интересно посмотреть как живут мусульмане в сугубо православной стране. Да и с албанцами мы еще ни разу не сталкивались.

А еще рядом с Улцинем находится остров Ада Бояна с его знаменитыми нудистскими пляжами. Сразу хочу сказать - до острова мы не доехали, и на нудистские пляжи не попали, так как изначально делать это не планировали. Если кто-то сейчас ожидал замечательные картинки с прекрасными обнаженными девушками, резвящимися в прохладной морской воде - вынужден того сразу же огорчить.

На фотографии: один из пляжей Улциня (пляж не нудистский, а обычный).


Путеводитель обрадовал с первых строк. Раздел "История" начался с фразы "Сам город, как считается, основан в V веке до н. э. под названием Колхиниум колонистами из Колхиды".
Я же человек нудный, сразу стал искать автора столь экстравагантной гипотезы. Колхиду, часть современной Грузии, в те времена населяли колхи, один из картвельских народов, по названию которых древние эллины назвали всю страну. Картвелы были воинами и земледельцами, но никак не мореплавателями. Точнее, они куда-то перемещались на небольших судах, но никогда не выходили за пределы Черного моря. А тут - Адриатика, довольно далеко от родных мест.
Потом я нашел автора, точнее - авторов столь странного утверждения. Есть такие люди, очень им хочется выдать желательное за действительное, и заодно прославить свое имя как первооткрывателя в веках. Так баски внезапно становятся потомками грузин; а албанцы - потомками филистимлян. А поручик Голицын становится родоначальником всей Галиции, а заодно и Галисии.
В реальности город в самом деле назывался Колх или Колхин, и это название не греческое, пришедшее из аккадского, а совсем даже местное, и никто не может сказать откуда оно, что оно означает и почему город так назвали. Как получилось - так и назвали. Но к древней Колхиде название города никакого отношения не имеет, кроме созвучия.

Современные путеводителя зачастую пишут люди, весьма некритично относящиеся к разным псевдонаучным спекуляциям.
Вывод - не все путеводители одинаково полезны.

Еще немного истории, уже из другого путеводителя. В 163 году до нашей эры римляне захватили город и стали называть его Олциниум. Под властью Рима он получил права города с особыми привилегиями. После распада Римской империи Олциниум вошел в состав Византии.
С этого периода и до средних веков Улцинь был известен как "пиратское гнездо" и "столица работорговли" Адриатического моря.
В 1183 году великий жупан Сербии Стефан Неманя, основатель сербской королевской династии Неманичей, завоевал Улцинь. Для города началась эпоха процветания, под властью Неманичей Улцинь стал одним из самых значительных городов побережья Адриатики.
В 1356 году сербский король Стефан Урош V пожаловал земли княжества Зеты (включая Улцинь) своему вассалу Балше I, основателю династии Балшичей. Во времена правления этой династии в городе был основан монетный двор.
Венецианская республика захватила Улцинь у Балши III в 1423 году. Венецианцы назвали город Дульчиньо и включили его в состав своей провинции Венецианская Албания. Во время войн с турками многие христиане укрывались в Улцине.
В 1571 году Османская империя завоевала город у Венецианской республики.
В 1878 году решением Берлинского конгресса была признана независимость Черногории как суверенного княжества, а 30 ноября 1880 года Улцинь вошел в состав Черногории.

В принципе вот вся история.

Мы приехали(в очередной раз хочется сказать пару недобрых слов в адрес программистов из Google Maps, надо же иногда и голову включать, а не посылать автомобиль протискиваться по пешеходным тропам на краю обрыва, и только по причине что такой путь на 20 метров короче обычной автомобильной дороги), припарковались, с некоторым трудом заплатили за парковку (парковку можно оплатить при помощи местного приложения, но для этого надо как минимум понимать что пишется на экране смартфона; а еще можно оплатить парковочными талонами, продающимися в соседних киосках, но найти такой киоск с талонами - задача не совсем тривиальная), и пошли в сторону крепости. Потому что крепость - это основная достопримечательность Улциня (за исключением нудистского пляжа на расстоянии в пару километров, на самой границе с Албанией).

Просто обычный жилой дом по дороге к крепости.



Пляжи.
Чем занимается обычный турист в Улцине - лежит на пляже, притворяется тюленем.





Как я уже писал, большая часть населения Улциня - албанцы. Примерно треть албанцев - христиане-католики, и примерно две трети - мусульмане-сунниты. Православные христиане, то есть черногорцы и сербы в серьезном меньшинстве.





В крепости было тихо и малолюдно. От исторической части мало что осталось, всю территорию занимают гостиницы и разнообразные кафе и рестораны.
Это как раз печь одного из ресторанов.



Адриатическое море. Съемка против солнца, да еще и без фильтра.
Не делайте так.



Опять внутри крепости. Совсем новый, только недавно построенный дом.



А это - вход в гостиницу.





И внезапно - памятник Сервантесу, или очередная завлекаловка для неискушенных туристов.
Кому-то из жителей Ульциня пришла в голову светлая идея - как можно привлечь в город еще больше людей. Идея проста до неприличия, и имеет в своей основе ту же формулу, условно называемую "поручик Голицын - основатель Галиции".

В времена Венеции город назывался Дульчиньо. Дульчиньо созвучно с Дульсинеей, кто не помнит - это прекрасная возлюбленная Дона Кихота. А автор Дон Кихота в свое время целых 5 лет провел в плену и в рабстве. А Улцинь как раз в те времена был центром работорговли и вообще пиратским гнездом.
Вывод - Дон Кихот был написан именно здесь, в Ульцине.
Тем, что реальный Мигель де Сервантес был в плену и в рабстве в Алжире можно без зазрения совести пренебречь. Главное - что турист идет на эту байку косяком, надо только успевать его окучивать.



Рядом памятник еще одному человеку, Шабтаю Цви. Это единственное место и единственный памятник в мире еврейскому лжемессии.



Для тех, кто не знаком с его жизнью и прочими чудесами - небольшой рассказ.
Для начала надо сказать, что биография (точнее - биографии) Шабтая Цви небеспристрастна, его жизнеописания создавались как его горячими сторонниками, так и его непримиримыми противниками. Поэтому только основные факты, с которыми согласны все противоборствующие стороны.

Итак, Шабтай Цви, также известный как Саббатей Цеви, Саббатай Цви, Саббатей Севи, а также как Амира или Мехмет Эфенди.
Родился в 1626 году в Измире, Османская империя. Умер в 1676 году в Ульцине, тогда тоже бывшем часть Османской империи.
Считается что родился и умер в один день 9 ава по еврейскому календарю (9 ава - день скорби). По другим данным умер в Йом Кипур.

В юности получил хорошее религиозное образование, в 16 лет стал изучать Лурианскую кабалу. К 20 годам он успел уже дважды побывать женатым, но оба брака практически сразу же прекращались, из-за его аскетизма нетронутые девушки возвращались к родителям.

Этот период истории был тяжелым для еврейского народа в связи с погромами Богдана Хмельницкого в Украине. Некоторые христиане тогда ожидали с волнением наступления апокалиптического 1666 года, который должен был ознаменовать наступление "пятой монархии" и переход власти Христовой в руки святых: евреи должны быть возвращены из изгнания и слиться с христианами в одной вере.

У юного Шабтая эти события вызывали всплеск самоизбранности и видения себя спасителем Израиля. В 1648 он объявил об этом в кругу своих приближенных, но не встретил особой поддержки. В результате скандала Шабтая изгнали из местной общины, он переселился в Салоники, однако был изгнан и оттуда.

Отправившись в Константинополь, Шабтай сблизился с проповедником Авраамом Яхини, который начал пророчествовать о близком пришествии Мессии. Шабтай Цви ездил по еврейским общинам Османской империи, пока не попал в Египет, где был хорошо принят местной общиной. Тут он женился на беженке из Польши, принявшей имя Сара. Она узнала о мессии, якобы из видения, и пришла к нему через всю Европу, из Амстердама в Ливорно. Цви, находившийся тогда в Каире, отправил за ней послов, которые привезли ее в Каир.

В это же время у него обострились расстройства, современные психиатры называют такие состояния маникально-депрессивным психозом. Практически в течение всей жизни у него чередовались состояния глубокой депрессии с возвышенно-экзальтированным состоянием. Он тяжело переживал депрессивные периоды и искал лечения. Однако во время экзальтации он оказывал очень большое воздействие на окружающих, которым частично передавалось пророческое видение реальности. Последователи Шабтая Цви называли периоды воодушевления "великим озарением", а депрессивные настроения — "падением" или "сокрытием Божественного Лика".

Затем Шабтай Цви попал в Газу, где встретил Натана из Газы, молодого раввина, прославившегося исцелением душевных недугов. Натана тоже посещали видения, и после встречи с Шабтаем Цви он неожиданно уверовал в мессианское предназначение Шабтая Цви и заявил, что тот не нуждается в лечении. Натан стал идеологом саббатиан и много сделал для распространения учения и влияния их движения. Натан поддержал Шабтая Цви, усомнившегося в своей избранности, убеждал его принять великую роль, уготованную судьбой. Натан разослал послания всем еврейским общинам о своём откровении и призвал всех встать под знамя новоявленного мессии.

31 мая 1665 года в Газе Шабтай Цви публично провозгласил себя Мессией.

Весть о появлении мессии, распространившаяся благодаря деятельности Натана, вызвала волнения в еврейских общинах по всему тогдашнему миру. Были распространены десятки тысяч воззваний с восхвалением Шабтая, где заявлялось, что Мессия готовится к возвращению в Сион.
Натан остался в Газе, а Шабтай, взяв в сопровождение двенадцать учеников, с триумфом въехал в Иерусалим, где был с восторгом встречен еврейским населением.

Шабтай Цви направился в Константинополь на встречу с султаном через Цфат, Дамаск, Алеппо и Измир. По дороге еврейские общины с восторгом встречали самозваного мессию. Особенно торжественно его встретили в Алеппо. Шабтай Цви обосновался в Смирне, где поначалу столкнулся с враждой местных иудейских лидеров, но, сумев развеять их подозрения, с почётом был принят даже своими бывшими противниками.

В день Еврейского нового года публично провозгласил себя в синагоге, при звуке рогов, ожидаемым мессией; толпа молящихся с ликованием приветствовала его.

Во время праздничных церемоний лжемессия принялся раздавать присутствующим (в том числе многим своим бывшим противникам) звания королей 26 частей света, каждый перед вступлением во владения должен был произносить имя Бога (что вообще-то запрещено еврейской традицией).
Уверенность в победе Шабтая Цви была столь велика, что все новоназначенные короли до конца жизни очень ценили свои звания, даже когда движение заглохло.

Хроникёры сообщают, что евреями Измира овладело какое-то мистическое беснование. Каждое действие Шабтая рассматривалось как чудо; деловые люди бросали свои занятия и готовились к наступлению царства Мессии; многие подвергали себя телесным истязаниям, постились, не спали ночей, купались в сильные холода; другие предавались безграничному ликованию и устраивали празднества в честь Мессии. Настроение передавалось и в другие города. По расчетам некоторых каббалистов, для приближения избавления следовало привлечь дополнительные души, имеющиеся в потенции, то есть предоставить тела для запаса душ, которые ещё находятся на небесах. Только в одних Салониках провели 700 свадеб малолетних мальчиков и девочек. Повсюду появилось множество пророков и пророчиц, которые в конвульсиях предрекали пришествие Шабтая Цви как Мессии, который восстановит Иерусалимский Храм.

Вести о событиях в Измире произвели чрезвычайное впечатление и на живших в Европе евреев. Повсеместно повторялись сцены: появлялись люди, возвещавшие о появлении Мессии; настроение умов было повсюду иступленное. Люди готовились к приходу мессии, бичевали плоть, раздавали имущество на милостыню. Особенно сильно распространилась вера в явившегося Мессию среди евреев Венеции, Ливорно и других итальянских городов, в Амстердаме, где письма из Измира читали в сефардских синагогах, и Гамбурге. Еврейские общины раскололись на две враждебные партии: саббатианцев и их противников. Повсеместно саббатианцы брали верх: из многих городов слали посланников в Измир. Депутации приветствовали Шабтая Цви царем евреев, осыпали его подарками. Шабтай провозгласил себя наместником Бога и даже самим Богом; так, он подписывался: "Я Господь ваш Бог Шабтай-Цеви".
Параллельно распространились многочисленные фантастические слухи, например об огромной еврейской армии десяти колен, которая якобы движется освобождать Константинополь.

В 1666 году Шабтай в сопровождении четырёх раввинов продолжил путь в Константинополь. Султан Мехмед IV вместо того, чтобы дать ему аудиенцию, издал приказ арестовать Шабтая.

В соответствии с пророческими письмами, которые рассылал Натан из Газы, Шабтай должен был без боя получить от султана трон, только за счет своей святости и пения псалмов. Потом Натан предсказывал сложную череду событий (включая войны и несчастья), которая приводила к освобождению и спасению евреев и воскресению из мертвых.

В начале февраля 1666 года корабль Шабтая был остановлен в Мраморном море близ Константинополя; Шабтая препроводили с корабля на берег, где его приветствовала толпа евреев и любопытствующих мусульман. Султана в это время не было в городе, и суд провел великий визирь Фазыл Ахмед-паша; в это время великий визирь практически вершил исполнительную власть в стране. Ахмед-паша не решился казнить арестованного и заточил его в крепости Абидос. Там ему была предоставлена частичная свобода. По многочисленным свидетельствам, он жил в достаточной роскоши под охраной турецких солдат, даже не стремясь покинуть место своего заточения.
В это время Шабтай провозгласил реформы в религиозных обрядах: уничтожил посты, установил праздник "великой субботы"; день разрушения Иерусалимского храма (9 ава), бывший днем рождения Шабтая, он предписал обратить в праздничный.

В том же 1666 году его навестил каббалист Нехемия Когэн из Львова, тоже считавший себя мессией. Беседа длилась трое суток почти без перерывов на сон, еду и питье и привела к полному непониманию и скандалу. После того как оба стали выкрикивать друг другу взаимные обвинения, Нехемия испугался, что его растерзают последователи Шабтая, и неожиданно обратился к охраннику, объяснив, что собирается принять ислам. Для евреев процедура принятия ислама была крайне упрощена, нужно было буквально заменить головной убор. 5 или 6 сентября 1666 года он совершил формальную процедуру принятия ислама перед галиопольским судьей. В дальнейшем Нехемия направился в Адрианополь, где он выступал с разоблачениями саббатианского заговора.

После инцидента с Нехемией султан послал за Шабтаем Цви, и в сентябре он предстал в Адрианополе перед судом. Ему предъявили обвинение в посягательстве на роль царя и предложили выбрать между смертной казнью и обращением в ислам. Он, не колеблясь, принимает второй вариант. Он принял ислам 16 сентября 1666 года. Вместе с ним принимает ислам его жена Сара и небольшое число близких.

Султан пожаловал Шабтаю дополнительных жен для гарема, личного охранника, должность капиджи-баши (примерно соответствует должности камергера) и большое жалование. В письме в Измир Шабтай писал: "Бог сделал меня мусульманином, он приказал, а я выполнил. Девятый день моего восстановления".

Принятие ислама привело к отмежеванию от него большинства последователей. Однако оставшиеся немногочисленные его последователи (которые не принуждались к принятию ислама), и в первую очередь Натан из Газы, создали различные концепции, оправдывающие его поступок.

Ревностные приверженцы Шабтая утверждали, что не он сам принял магометанство, а его тень, сам же он ушел на небо и скоро явится снова для исполнения освободительного дела. Другие говорили, что переход Шабтая в ислам есть каббалистическая тайна и что этим он лишь содействует установлению мессианского царства. В более отдалённых странах евреи вовсе не хотели верить в измену Шабтая; почти повсюду продолжало существовать саббатианское движение, с которым не прекращали борьбу противники Шабтая с раввинами-талмудистами во главе.

Между тем Шабтай, живший в Адрианополе, снова сблизился с евреями, заявляя, что на него вновь снизошел Святой Дух и дал ему откровение; одновременно он написал брошюрку, где доказывал, что остается истинным Мессией, несмотря на вероотступничество. Чтобы не возбуждать подозрения султана, Шабтай уверял его, что сближение с евреями имеет целью обращение их в ислам; и действительно, многие из последователей Шабтая для вида приняли ислам.

После своего обращения в ислам Шабтай жил в Адрианополе. В 1671 году он был назначен учителем к сыну султана Мехмеда IV - будущему султану Мустафе II. Скорее всего, именно это стало причиной активизации его политических противников. В 1672 году по доносу о тайном соблюдении еврейских обрядов Шабтай был заключен в крепость в Улцине (который тогда назывался Дульчиньо).

В 1674 году умерла его жена Сара, и он женился на Эсфири, дочери раввина из Салоников.

9 ава 1676 года он скончался в день своего 50-летия (по другим сведениям - умер в Йом Кипур, 30 сентября).

На этом можно было поставить точку, но необходимо философское объяснение его поступков.

Шабтай Цви опирался на каббалу Ицхака Лурии. В соответствии с этим учением, целью существования душ является реализация "Гмар Тикун". Выполнение Цели Творения связано с объединением всех душ "нешама" (или Божественных искр), каждая из которых выполнила свою роль (то есть была исправлена или реализована). Наличие любой, даже одной падшей души означает невозможность достижения цели творения. Целью Мессии является спасение всех душ без исключения, и особенно важно становится спасение падших душ. Для этого Мессия должен спускаться в самые низы и подбирать наиболее падшие души. Необходимостью спускаться в самые низы объясняются приливы тяжелых депрессивных состояний у Шабтая Цви. Согласно теории бесформенное первопространство Эйн-соф заполнено плотскими силами "клипот", которым необходимо придать форму, иначе они превращаются в оплот тьмы и зла. Вслед за отдельными упадшими искрами в этот мир попадает и душа Мессии, и Мессия, пребывая среди змей и крокодилов на самом дне, становится "святым змеем" или "нахаш" (слово, имеющее то же численное значение, что и Машиах). По мере развития процесса "тикун" эта душа освобождается и, покинув темницу, является миру. Эта картина описывала чередования великих депрессий и высшего озарения, которые испытывал Шабтай Цви.
Эта теория существовала еще до отступничества Шабтая и благодаря ей было подготовлено объяснение даже для таких поступков, как отречение. Принятие ислама называется сторонниками Шабтая "Святое Отречение".

В целом идеи саббатианства принято сводить к двум основным положениям:

- Истинный Бог Израиля - не Эйн-соф (Бесконечное, Бог философов), а сфира тиферет (великолепие, красота Бога). Это соответствует интерпретации лурианской каббалы Натана из Газы про цимцум как самоумалении Эйн-соф перед Творением.

- Особое место Мессии в исправлении (тикун) миров. Мессия призван способствовать освобождению "Божественных искр" из-под власти клипот (разрушительных сил мироздания). В процессе тикун с приходом Мессии миссия Израиля исчерпывается, а исправление миров начинает осуществлять душа Мессии, спускающаяся за искрами в такие глубины клипот, в которые другие души Израиля не могут войти. Для выполнения этой задачи душа Мессии принимает очертания тех клипот, исправлением которых она занимается. Этим объясняются парадоксы мессии и те его действия, которые воспринимаются как нарушение заповедей Торы. В этих особых случаях действует принцип "нарушение предписаний Торы - это выполнение их".

На этом с жизнеописанием Шабтая Цви в общем и философии в частности закончим.

А мы пошли дальше по крепости. Надо сказать что крепость в Улцине имеет не очень большие размеры, особенно если сравнивать ее с крепостями Котора или других городов. Поэтому прогулка закончилась довольно скоро.





Здание археологического музея. Не знаю, мне музей не показался интересным.



Главный вход в крепость. Толщина стен - более 20 метров.



Вид с высоты крепости на городские кварталы. Впереди - православный храм.



На этом мы с Улцинем попрощались.


Продолжение обязательно очень скоро последует.


Комментариев нет:

Отправить комментарий