Кто про что, а я все про историю и археологию. Точнее, про археологию и историю.
До выхода на работу еще целая неделя, надо же чем-то заниматься в оказавшееся свободным время.
Вообще я хотел поехать в Мегидо, рассмотреть и рассказать о событиях VI века до нашей эры. Заодно упомянуть Армагеддон, рассказать о последнем сражении в окрестностях Мегидо, которое произошло в 1918 году, заодно поведать о генерале Алленби, который был удостоен титула барона Армегоддонского, единственного в мире и не передающегося по наследству.
Но карантинные ограничения еще полностью не сняты, Мегидо по непонятной причине еще закрыт.
Закрыт так закрыт, рядом есть Ципори, история которого тоже довольно интересна.
Ципори - название ивритское. Ципор на иврите - птица; "город сидел как птица на вершине горы" по словам Иосифа Флавия.
Вообще у города было много названий, созвучных слову ципор; греки называли его Сепфорис, французы во времена крестоносцев Ла-Сефори, арабы - Саффурия. Единственные, кто называл его по другому - римляне, у низ город назвался Диоцезарея или Диокесарея.
Город был основан царем Иудеи Александром Яннаем в 100 году до нашей эры (по другим источникам - в 103 году до нашей эры).
Город изначально строился как административный центр; судя по всему Александр Яннай хотел перенести сюда столицу Иудеи. Еще в процессе строительства царь проводил больше времени в Ципори, чем в Иерусалиме.
Во времена утраты Иудеей независимости Ципори становится центром Галилейской тетрархии и местом пребывания проконсула Авла Габиния.
Далее город переходит под власть Ирода Великого.
В 4 году до нашей эры город становится центром восстания под руководством Иехуды бен Хизкия, он же Иуда из Гамлы, и он же Иуда Галилеянин. Прокуратор Публий Сульпиций Квириний решил провести перепись населения с целью упорядочить взимание налогов, что вызвало особое недовольство местных жителей. Восстание было подавлено римскими войсками под управлением Публия Квинтилия Вара, а сам город был частично разрушен.
Затем город был заново отстроен Иродом Антипой, который перенес туда свою резиденцию; и до окончания строительства Тверии опять был столицей Галилеи. Иосиф Флавий называл Ципори того времени красивейшим городом всей галилейской страны.
Во время Первой Иудейской войны Ципори не присоединился к восстанию, открыв ворота легионам Веспасиана, и в итоге не пострадал. На чеканившихся в это время монетах Ципори называется Эйренополисом - городом мира.
При императоре Адриане город был переименован в Диокесарию. В начале III века городу возвращено его прежнее название, и тогда же в город переезжает Великий Синедрион. В 220 году нашей эры в Ципори была закончена Мишна - письменный текст с религиозными предписаниями, и в основном написан Иерусалимский Талмуд.
В 352 году город опять становится центром восстания против императора Констанция Галла; восстание было подавлено, но город уцелел.
Но в 363 году мощное землетрясения уничтожает город.
Очень скоро город опять возрождается, во времена Византии в городе живет большая смешанная община - евреи, ромеи, греки.
Так проходит время до арабского завоевания. Далее информация о городе обрывочна; последние отрывочные сообщения о городе датируются X веком.
Затем приходит черед крестоносцев, которые размещают в городе гарнизон, строят церковь и крепость. Крепость и церковь затем разрушаются мамлюками.
В XVIII веке на город обращает внимание арабский шейх Захир аль-Умар аз-Зейдани (я о нем немного рассказывал когда писал про Тверию и Кинерет).
Он восстановил город и сделал его центром своих владений. Однако после его гибели город превратился в большую деревню.
После образования Государства Израиль на месте древнего города был основан кибуц с тем же именем - Ципори.
Первые археологические раскопки начались еще во времена Британского мандата в 30-е годы прошлого века. Раскопки производила американская экспедиция; были найдены строения, идентифицированные как церковь Иосифа и Анны; сейчас на этом месте стоит Monasterio de la Sagrada Familia. Так что Sagrada Familia есть не только в Барселоне, но и у нас. Но барселонская гораздо красивее, это да. Зато у нас уже все достроено, а в Барселоне все только строится.
В 1975 году кибуц решил построить новый коровник. В самом начале работы ковш экскаватора поднял из-под земли плиты с мозаиками, и строительство было тут же заморожено. Начались раскопки под руководством профессора Нецера (того самого, который раскопал Иродион).
В итоге сегодня мы имеем национальный парк Ципори, а кибуц переехал на на несколько километров восточнее.
Для начала - окрестности.
Нижняя Галилея.
Поселок (мошав) Хошайа.
Просто оливковое дерево.
Просто цветы.
Просто панорама местности (ну все очень просто).
Кликабельно.
Вот тут как раз начинался город. Если говорить более точно - тут начинался центр города середины I века нашей эры.
Улица Кардо.
Тут были дома.
Мозаика. Обычная, не парадная.
Более сложные мозаики были либо в общественных зданиях, либо в домах богатых горожан.
Скорее всего создатели сего черного человека хотели показать как выглядел среднестатистический горожанин в те времена.
Получилось не очень, откровенного говоря.
Мозаики перед общественным зданием.
Современное название - Дом Нила, потому что внутри есть мозаики с нилометром - специальным сооружением для измерения уровня воды в Ниле. Низкий уровень означал плохой урожай и голов; высокий - угрозу затоплений и прочие катастрофы.
Почти все мозаики под открытым небом.
Кстати, редкий случай - обычно мозаики аккуратно снимают и отправляют в музей, на месте оставляют точную копию. В Ципори все мозаики оригинальные, в музей ничего не увозили, копий нет.
Простая мозаика в виде шахматной доски.
Возможно тут был вход в здание.
Надпись на греческом языке.
Город был многонациональный, но основным языком был греческий.
Часть мостовой.
Мозаики внутри Дома Нила.
Ниломер (или нилометр) в верхней части мозаики.
Примерно так все это выглядело, когда археологи сняли слои земли.
Еще одна надпись, и тоже на греческом.
Идем дальше.
Дом Нила - это сооружения с крышей.
Спортивная колесница. На таких не ездили по обычным дорогам, на таких соревновались на стадионах.
Sport car, если говорить по современному.
Дальше - крепость крестоносцев, точнее то, что от нее осталось.
Дорога через заросли кактусов опунция.
Сама крепость.
Здание построено практически заново, хорошо что остались подобия чертежей в архивах Французской Республики.
Дом Диониса.
Скорее всего в этом доме жил какой-то очень влиятельный горожанин. Дом очень богато украшен внутри (на одной из мозаик изображен Дионис, отсюда и название - Дом Диониса), находится совсем рядом с театром и центральной площадью.
Конструкция дома - считается что именно так он выглядел в те дальние времена.
Надо было зайти или в крепость, или в Дом Диониса.
В предыдущие посещения всяких разных археологических мест вроде Иродиона, Суситы и так далее я был либо в гордом одиночестве, либо в очень малочисленных компаниях. Было хорошо, но я все время недоумевал - а где же люди, почему так мало народу?
Кто-то где-то наверху проникся таки моим недоумением. В этот раз за несколько минут передо мной приехала экскурсия со школьниками. Целых 3 автобуса, полностью забитые кричащими детьми.
Вы знаете что такое среднестатистический израильский школьник? Если нет, то вы не понимаете в этой жизни ничего, и вообще вам невероятно повезло.
Один израильский школьник по силе звука заставит краснеть реактивный самолет на взлете; три автобуса простых израильских школьников подобны небольшому землетрясению с цунами.
Что можно сделать со стихийным бедствием? Просто ждать пока оно рассосется.
Пришлось немного побродить по округе, в ожидании пока неутомимые дети не утомят свои молодые легкие и речевые аппараты.
Округа.
Стул среди раскопок. Наверно это кресло главного руководителя, отсюда он руководит всеми работами.
Еще округа.
Древний римский театр.
Ступени сверху остались еще с античности; ступени снизу построены заново.
Гора Ацмон и поля вокруг.
Наконец неутомимые школьники освободили крепость.
Внутри крепости два зала, где демонстрируются ролики на тему крестоносцев и всего с ними связанного.
На крыше можно постоять и посмотреть на окрестности.
А казалось - такое внушительное здание.
Окрестности с крыши крепости.
На холмах расположен Назарет.
Расстояние от Назарета до Ципори - примерно 5 километров.
Напоминаю, что в I веке нашей эры Назарет был маленькой деревушкой, а Ципори - столицей.
В Назарете работы не было, а в Ципори все время что-то происходило.
При это в Новом Завете про Ципори нигде не сказано ни слова.
Работы для плотника и его сына должно было быть не просто много, а очень много - сооружать кресты для распятий (распятие - обычный вид казни в те времена; а плотники того времени в основном специализировались как раз на изготовлении крестов), да и вообще что-то строить.
Пока я увлекался осматриванием окрестностей - дети закончили программу и пошли усаживаться в автобусы.
Бедные учителя, я им искренне сочувствую.
Когда-то через эту арку можно было пройти в дом.
Мозаики Дома Диониса.
Афродита, еще называемая галилейской Моной Лизой.
Еще мозаики.
Дальше была синагога.
Современное здание синагоги очень непрезентабельное. Древнее здание было построено в VI веке нашей эры, и неизвестно когда и как было разрушено.
Что необычного - изображения людей и животных. Иудаизм запрещает изображения людей, а тут и знаки Зодиака с персонализацией, и узоры, и надписи, и просто бытовые сцены.
Что еще - все синагоги ориентированы в сторону Иерусалима, точнее - в сторону Храма. Эта же построена строго на юг, хотя Иерусалим находится на юго-востоке.
Уф...
Дальше можно было немного полазить по древнему водоводу.
Водовод был построен еще во времена Александра Яная, и в принципе работоспособен и сегодня.
Это специальная рамка - если человек через нее пролезает, то он не застрянет в водоводе.
Я не пролез. Не получилось.
Да не очень то и хотелось, на улице +34 градуса, какие водоводы, какие пролезания.
Просто несколько фотографий водовода сверху.
Продолжение очень скоро последует.
До выхода на работу еще целая неделя, надо же чем-то заниматься в оказавшееся свободным время.
Вообще я хотел поехать в Мегидо, рассмотреть и рассказать о событиях VI века до нашей эры. Заодно упомянуть Армагеддон, рассказать о последнем сражении в окрестностях Мегидо, которое произошло в 1918 году, заодно поведать о генерале Алленби, который был удостоен титула барона Армегоддонского, единственного в мире и не передающегося по наследству.
Но карантинные ограничения еще полностью не сняты, Мегидо по непонятной причине еще закрыт.
Закрыт так закрыт, рядом есть Ципори, история которого тоже довольно интересна.
Ципори - название ивритское. Ципор на иврите - птица; "город сидел как птица на вершине горы" по словам Иосифа Флавия.
Вообще у города было много названий, созвучных слову ципор; греки называли его Сепфорис, французы во времена крестоносцев Ла-Сефори, арабы - Саффурия. Единственные, кто называл его по другому - римляне, у низ город назвался Диоцезарея или Диокесарея.
Город был основан царем Иудеи Александром Яннаем в 100 году до нашей эры (по другим источникам - в 103 году до нашей эры).
Город изначально строился как административный центр; судя по всему Александр Яннай хотел перенести сюда столицу Иудеи. Еще в процессе строительства царь проводил больше времени в Ципори, чем в Иерусалиме.
Во времена утраты Иудеей независимости Ципори становится центром Галилейской тетрархии и местом пребывания проконсула Авла Габиния.
Далее город переходит под власть Ирода Великого.
В 4 году до нашей эры город становится центром восстания под руководством Иехуды бен Хизкия, он же Иуда из Гамлы, и он же Иуда Галилеянин. Прокуратор Публий Сульпиций Квириний решил провести перепись населения с целью упорядочить взимание налогов, что вызвало особое недовольство местных жителей. Восстание было подавлено римскими войсками под управлением Публия Квинтилия Вара, а сам город был частично разрушен.
Затем город был заново отстроен Иродом Антипой, который перенес туда свою резиденцию; и до окончания строительства Тверии опять был столицей Галилеи. Иосиф Флавий называл Ципори того времени красивейшим городом всей галилейской страны.
Во время Первой Иудейской войны Ципори не присоединился к восстанию, открыв ворота легионам Веспасиана, и в итоге не пострадал. На чеканившихся в это время монетах Ципори называется Эйренополисом - городом мира.
При императоре Адриане город был переименован в Диокесарию. В начале III века городу возвращено его прежнее название, и тогда же в город переезжает Великий Синедрион. В 220 году нашей эры в Ципори была закончена Мишна - письменный текст с религиозными предписаниями, и в основном написан Иерусалимский Талмуд.
В 352 году город опять становится центром восстания против императора Констанция Галла; восстание было подавлено, но город уцелел.
Но в 363 году мощное землетрясения уничтожает город.
Очень скоро город опять возрождается, во времена Византии в городе живет большая смешанная община - евреи, ромеи, греки.
Так проходит время до арабского завоевания. Далее информация о городе обрывочна; последние отрывочные сообщения о городе датируются X веком.
Затем приходит черед крестоносцев, которые размещают в городе гарнизон, строят церковь и крепость. Крепость и церковь затем разрушаются мамлюками.
В XVIII веке на город обращает внимание арабский шейх Захир аль-Умар аз-Зейдани (я о нем немного рассказывал когда писал про Тверию и Кинерет).
Он восстановил город и сделал его центром своих владений. Однако после его гибели город превратился в большую деревню.
После образования Государства Израиль на месте древнего города был основан кибуц с тем же именем - Ципори.
Первые археологические раскопки начались еще во времена Британского мандата в 30-е годы прошлого века. Раскопки производила американская экспедиция; были найдены строения, идентифицированные как церковь Иосифа и Анны; сейчас на этом месте стоит Monasterio de la Sagrada Familia. Так что Sagrada Familia есть не только в Барселоне, но и у нас. Но барселонская гораздо красивее, это да. Зато у нас уже все достроено, а в Барселоне все только строится.
В 1975 году кибуц решил построить новый коровник. В самом начале работы ковш экскаватора поднял из-под земли плиты с мозаиками, и строительство было тут же заморожено. Начались раскопки под руководством профессора Нецера (того самого, который раскопал Иродион).
В итоге сегодня мы имеем национальный парк Ципори, а кибуц переехал на на несколько километров восточнее.
Для начала - окрестности.
Нижняя Галилея.
Поселок (мошав) Хошайа.
Просто оливковое дерево.
Просто цветы.
Просто панорама местности (ну все очень просто).
Кликабельно.
Вот тут как раз начинался город. Если говорить более точно - тут начинался центр города середины I века нашей эры.
Улица Кардо.
Тут были дома.
Мозаика. Обычная, не парадная.
Более сложные мозаики были либо в общественных зданиях, либо в домах богатых горожан.
Скорее всего создатели сего черного человека хотели показать как выглядел среднестатистический горожанин в те времена.
Получилось не очень, откровенного говоря.
Мозаики перед общественным зданием.
Современное название - Дом Нила, потому что внутри есть мозаики с нилометром - специальным сооружением для измерения уровня воды в Ниле. Низкий уровень означал плохой урожай и голов; высокий - угрозу затоплений и прочие катастрофы.
Почти все мозаики под открытым небом.
Кстати, редкий случай - обычно мозаики аккуратно снимают и отправляют в музей, на месте оставляют точную копию. В Ципори все мозаики оригинальные, в музей ничего не увозили, копий нет.
Простая мозаика в виде шахматной доски.
Возможно тут был вход в здание.
Надпись на греческом языке.
Город был многонациональный, но основным языком был греческий.
Часть мостовой.
Мозаики внутри Дома Нила.
Ниломер (или нилометр) в верхней части мозаики.
Примерно так все это выглядело, когда археологи сняли слои земли.
Еще одна надпись, и тоже на греческом.
Идем дальше.
Дом Нила - это сооружения с крышей.
Спортивная колесница. На таких не ездили по обычным дорогам, на таких соревновались на стадионах.
Sport car, если говорить по современному.
Дальше - крепость крестоносцев, точнее то, что от нее осталось.
Дорога через заросли кактусов опунция.
Сама крепость.
Здание построено практически заново, хорошо что остались подобия чертежей в архивах Французской Республики.
Дом Диониса.
Скорее всего в этом доме жил какой-то очень влиятельный горожанин. Дом очень богато украшен внутри (на одной из мозаик изображен Дионис, отсюда и название - Дом Диониса), находится совсем рядом с театром и центральной площадью.
Конструкция дома - считается что именно так он выглядел в те дальние времена.
Надо было зайти или в крепость, или в Дом Диониса.
В предыдущие посещения всяких разных археологических мест вроде Иродиона, Суситы и так далее я был либо в гордом одиночестве, либо в очень малочисленных компаниях. Было хорошо, но я все время недоумевал - а где же люди, почему так мало народу?
Кто-то где-то наверху проникся таки моим недоумением. В этот раз за несколько минут передо мной приехала экскурсия со школьниками. Целых 3 автобуса, полностью забитые кричащими детьми.
Вы знаете что такое среднестатистический израильский школьник? Если нет, то вы не понимаете в этой жизни ничего, и вообще вам невероятно повезло.
Один израильский школьник по силе звука заставит краснеть реактивный самолет на взлете; три автобуса простых израильских школьников подобны небольшому землетрясению с цунами.
Что можно сделать со стихийным бедствием? Просто ждать пока оно рассосется.
Пришлось немного побродить по округе, в ожидании пока неутомимые дети не утомят свои молодые легкие и речевые аппараты.
Округа.
Стул среди раскопок. Наверно это кресло главного руководителя, отсюда он руководит всеми работами.
Еще округа.
Древний римский театр.
Ступени сверху остались еще с античности; ступени снизу построены заново.
Гора Ацмон и поля вокруг.
Наконец неутомимые школьники освободили крепость.
Внутри крепости два зала, где демонстрируются ролики на тему крестоносцев и всего с ними связанного.
На крыше можно постоять и посмотреть на окрестности.
А казалось - такое внушительное здание.
Окрестности с крыши крепости.
На холмах расположен Назарет.
Расстояние от Назарета до Ципори - примерно 5 километров.
Напоминаю, что в I веке нашей эры Назарет был маленькой деревушкой, а Ципори - столицей.
В Назарете работы не было, а в Ципори все время что-то происходило.
При это в Новом Завете про Ципори нигде не сказано ни слова.
Работы для плотника и его сына должно было быть не просто много, а очень много - сооружать кресты для распятий (распятие - обычный вид казни в те времена; а плотники того времени в основном специализировались как раз на изготовлении крестов), да и вообще что-то строить.
Пока я увлекался осматриванием окрестностей - дети закончили программу и пошли усаживаться в автобусы.
Бедные учителя, я им искренне сочувствую.
Когда-то через эту арку можно было пройти в дом.
Мозаики Дома Диониса.
Афродита, еще называемая галилейской Моной Лизой.
Еще мозаики.
Дальше была синагога.
Современное здание синагоги очень непрезентабельное. Древнее здание было построено в VI веке нашей эры, и неизвестно когда и как было разрушено.
Что необычного - изображения людей и животных. Иудаизм запрещает изображения людей, а тут и знаки Зодиака с персонализацией, и узоры, и надписи, и просто бытовые сцены.
Что еще - все синагоги ориентированы в сторону Иерусалима, точнее - в сторону Храма. Эта же построена строго на юг, хотя Иерусалим находится на юго-востоке.
Уф...
Дальше можно было немного полазить по древнему водоводу.
Водовод был построен еще во времена Александра Яная, и в принципе работоспособен и сегодня.
Это специальная рамка - если человек через нее пролезает, то он не застрянет в водоводе.
Я не пролез. Не получилось.
Да не очень то и хотелось, на улице +34 градуса, какие водоводы, какие пролезания.
Просто несколько фотографий водовода сверху.
Продолжение очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий