суббота, 20 июня 2020 г.

Древний город Дан на реке Дан в заповеднике Тель Дан.

От одного древнего города с лошадиным названием до другого древнего города уже не с лошадиным названием чуть больше часа езды.
Раз уж я забрался так далеко на бескрайний израильский Север, то было относительно удобно посмотреть и на это место. В последний раз мы были в заповеднике Тель Дан лет так 20 назад, может немного меньше. Заповедник тогда только открылся, много мест было не полностью подготовлено, и впечатления остались в то посещения не самые радужные.
Но с тех пор прошло некоторое время, и надо было освежить воспоминания.
К тому же по дороге продавалась свежая черешня и такие же свежие персики и нектарины; а в кибуце Дан выращивают форель и осетров. То есть надо было ехать и совмещать приятное с полезным.

Что такое Дан, откуда он и зачем он.

IMG_4394.jpg


Начнем с того, что Дан - название одного из колен Израилевых; согласно современным историческим представлениям это либо один из близкородственных евреям народов, либо один из так называемых "народов моря", вторгшихся вместе с евреями в Ханаан, либо один из народов, прародителей евреев.
По имени этого народа было дано названию ручью, а точнее реке Дан, и городу стоящему на одноименной реке.

Но начнем по порядку.

Первоначально на этом месте находился город Лаиш или Лаиша, принадлежащий царю Сидона. Город датируется XVIII веком до нашей эры. От города остались части городских ворот, так называемые Ворота Авраама. Согласно Ветхому Завету через эти ворота в город вошел Авраам в поисках своего племянника Лота.
Некоторые историки считают что город на самом деле назывался Лешем (в переводе - опал, полудрагоценный камень, очень ценившийся в древние времена), но точных данных, подтверждающих это утверждение нет.

В Книге Судей описан захват города евреями, который произошел примерно в IX или в VIII веке до нашей эры. И там же Дан назван "самым северным городом Земли Израильской". Старый город был уничтожен вместе с его жителями (обычная практика того времени), и на его месте был выстроен новый город.

По описаниям Библии в Дане царь Северного Израильского Царства Иеровоам I установил Золотого Тельца для поклонения.
Современные археологи считают это преднамеренным искажением фактов, происшедшим еще в древние времена; скорее всего цари Северных Царств хотели построить аналог Иерусалимского Храма и перенести центр культа к себе - Северное и Южное царства непрерывно враждовали друг с другом.
К тому же Иеровоам I - фигура мифическая, нет никаких исторических свидетельств его существования, кроме рассказов из Библии. Первым историческим, то реально существующим царем Северного Царства считается Омри (в русской транскрипции Амврий), основатель династии Омридов.

В Дане была найдена Стела Дана - три фрагмента базальтовой доски с надписями, датируется примерно IX веком до нашей эры. Стела написана на арамейском языке и посвящена победе одного из царей Арама над евреями.

Вот он, образец древнего эпистолярного жанра.
Текст адаптирован и литературно обработан.

И мой отец слег, он пошел к своим предкам. И царь Израиля, ранее вторгся в землю моего отца,
Хадад сделал меня царем, И вышел Хадад передо мной, и я отошел от семи ...
из моего царства, и я убил семьдесят царей, которые вели за собой тысячи колесниц и тысячи всадников.
Я убил Йегорама сына Ахава Царя Израильского и убил Ахазиягу сына Иорама
Царя Дома Давида, и я обратил их города в руины и поверг их землю в опустошение
другие ...
Возглавил Израиль и я возложил осада на ...


Но каков слог! Пасть порвал, моргалы выколол, рога поотшибал.
Крутые ребята руководили в те непростые времена своими владениями.

Что примечательного в этой надписи - это второй подтвержденный артефакт, где упоминается Давид. Точнее, упоминается Бейтдавид - Дом Давида.
Древние еврейские цари Шауль (Саул) с сыновьями, Давид, Шломо (Соломон), его сын Ровоам (или Рехавам) считаются мифическими персонажами. Историчность указанных личностей не доказана.
Историки не уверены, что Бейтдавид или Бейт Давид - это указание на личность конкретного человека; такое название могло применяться как название народа, или как название государства. По аналогии с Стелой Мернептаха (XIII век до нашей эры), где впервые упоминает Израиль, причем упоминается не как государство, а как народ.

Второй артефакт, где упоминается Бейтдавид - Стела Меша или Моавитский камень, датируемый серединой IX века до нашей эры. Но в этом каменном документе Бейтдавид явно относится к народу, и перечисляется среди народов, которых либо поубивали, либо их разграбили, либо им был нанесен существенный урон. Либо, с ними был заключен договор, с целью этот договор нарушить и, как было принято - прийти, разграбить и уйти.

Вообще перевод на современный язык и современные понятия древних документов чрезвычайно труден. Не только потому, что одной и той же буквой могли обозначаться разные звуки (например, слова "брадобрей и " счетовод" писались одинаково; аналогия в современном русском языке "брат" и "пират", для которых должны использоваться одни и те же графемы). Дело в том, что общественная мораль за прошедшие тысячелетия изменилась кардинально; современные нам правители навряд ли стали бравировать тысячами жертв со стороны противника, а тем более детально перечислять все те зверства, которые сотворили их подчиненные. Современные исключения - да, тоже есть, например печально знаменитое расистское движение Black Lives Matter, которое гордится погромами и оправдывает любой разбой.
Но не будем о современности, вернемся к древности.

О том, с какими сложностями столкнулись переводчики можно прочитать в книге от 1919 года, или в новой попытке перевода за 2019 год. Или очень кратко об этом сказано в Википедии.

Ладно, слов написано много, пора переходить к фотографиям.

Ручей Дан и он же река Дан.
Дан берет начало на Голанском плато, и пополняется во время таяния снегов с вершины Хермона.
Вода в реке всегда холодная, в самую жаркую погоду температура воды не превышает 13 градусов.

IMG_4342-HDR.jpg

IMG_4347.jpg

IMG_4349-HDR.jpg

IMG_4358.jpg

IMG_4359.jpg

Это тот же самый Дан, только более спокойное течение.

IMG_4363.jpg

Там, на неведомых дорожках ...
Следов невиданных зверей нет, я проверял.

IMG_4360.jpg

Возможно тут был театр.
Древним евреям театральное искусство было неизвестно; скорее всего это уже эллинистический или римский периоды.
Город просуществовал примерно то ли конца V, то ли до начала VII века нашей эры и был покинут жителями по неизвестной причине.
Во время арабского завоевания в городе уже никто не жил.

IMG_4362.jpg

Реконструированные постройки.
Тут был главный жертвенник. Возможно, на этом месте стоял Храм.

IMG_4364.jpg

Тут были разные строения - дома, прочее.
Так это выглядит сегодня.

IMG_4366.jpg

IMG_4367.jpg

IMG_4368-Pano.jpg

IMG_4375-Pano.jpg

IMG_4378.jpg

IMG_4379.jpg

IMG_4380.jpg

IMG_4381.jpg

Вход в город времен еврейского завоевания.

IMG_4383.jpg

Тут явно была стража или что-то вроде современного контрольно-пропускного пункта.

IMG_4384.jpg

Остатки крепостных стен.
Напоминаю, что все восстановленное, от древних строений остались только остовы.

IMG_4385.jpg

IMG_4386.jpg

IMG_4387.jpg

Вход в город слева.

IMG_4388.jpg

Небольшая прогулка в сторону Ворот Авраама.

IMG_4390.jpg

А вот и сами ворота.
Работа еще не закончена, справа внизу макет - как это должно было выглядеть.

IMG_4391.jpg

Вид на Голаны.
Слева - гора Хермон. Кажется совсем невысокой.

IMG_4392.jpg

Путь обратно. Опять крепостная стена.

IMG_4393.jpg

Цветущая Галилея.
Понятно почему этот район Ханаана назывался Землей Обетованной - можно воткнуть в землю палку, через короткое время на ней вырастут плоды.

IMG_4374.jpg

IMG_4395.jpg

IMG_4397.jpg

Фисташковое дерево.
Очень большое, в кадр влезла только часть.

IMG_4402.jpg

Вокруг лето. Точнее, жаркое израильское лето, термометр показывает +34 градуса.
Но в заповедники придумали как сделать улицу более привлекательной для посетителей. Обычные зеленые туннели - светло, прохладно, и относительно красиво.

IMG_4403.jpg

IMG_4404.jpg

IMG_4405.jpg

Небольшой водопад.

IMG_4407-HDR.jpg

И небольшой искусственный пруд.

IMG_4412.jpg

Заповедник небольшой, час за полтора медленным шагом его можно обойти весь.
Напоследок еще один раз река Дан.

IMG_4413.jpg

Дальше была небольшая поездка за черешней.
Живописная деревня по дороге, называется Рихания.
В Рихании живут черкесы, переселенцы из Северного Кавказа. Попали сюда в XIX веке во время российско-турецких войн. Для письма используют кириллицу.
Чтобы никто не перепутал - главное кафе в деревне называется Нальчик.

Фотография кликабельна.

IMG_4416.jpg



Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий