На окраине современного израильского города Ашкелон скромно притулился Национальный парк.
Место не пользуется особой популярностью у израильтян, и тем более у туристов. Израильтяне в основном туда приезжают покушать на природе (израильский национальный спорт - басар аль а-эш, или жареное на огне мясо), а большинство туристов об этом месте даже не подозревают.
А зря. Все знают насколько древний город Иерусалим, ему целых 3000 лет. И мало кто знает насколько древний город Ашкелон, ему всего каких-то 8000 лет. Один из древнейших городов мира, с интересной историей, и пребывает в почти полном забвении.
В последний раз я был в Национальном парке Ашкелона примерно лет 20 назад. Парк тогда произвел не самое лучшее впечатление - какая-то неустроенность, неряшливость, неопрятность. Короче говоря, сплошные "не".
В последние годы отношение к паркам изменилось в лучшую сторону, и пришло время посетить это место еще раз.
В качестве заглавного фото пусть будет кусочек Средиземного моря на берегу Национального парка.
А сейчас пришло время истории, благо у Ашкелона она не просто обширная, а очень обширная.
Древнее название города Аскалон, или Искалуна. Первые поселения относятся ко временам так называемого докерамического неолита, и датируются примерно 6000 годом до нашей эры. Более точный некалиброванный анализ указывает на примерно 5950 год до нашей эры.
От тех времен остались остатки одной из городских стен и следы древних соляных производств; скорее всего в городе той поры было небольшое количество жителей, и занимались они обслуживанием торговых караванов. Или, как одна из гипотез - жители были рыбаками и скотоводами, и занимались засолкой рыбы и мяса. Что это был за народ или народы - сказать сейчас невозможно.
К 2000 году до нашей эры Ашкелон превращается в крупный город, окруженный мощными стенами. Стены были настолько велики, что позднее крестоносцы построили свою крепость на их остатках.
Тут надо сказать пару слов про географию. С одной стороны море, с другой стороны пустыня Негев. С моря постоянно дуют охлаждающие бризы; а ветра из каменной пустыни Негев снижают влажность воздуха. Идеальное расположение - тепло, но нет ни зноя Негева, ни духоты Приморской долины. Множество подземных вод на глубине всего около 5 метров, что не требует полива для выращивания деревьев.
Удачное расположение, плюс пересечение торговых путей, плюс хорошо продуманная для тех времен система транспортных коммуникаций - живи и богатей.
Через город проходили торговые пути:
- Via Maris, приморский торговый маршрут, который вел из Египта и Африки в страну хеттов, а затем в Грецию и Рим.
- Via Regia, торговый путь, который вел из Египта в Вавилон и Парфянское Царство.
- Дорога благовоний, которая вела в Южную Аравию.
- Дорога специй, связывавшая Набатею через Эйлат и порты Йемена к Индийскому океану, и далее через Индию на Молуккские острова.
Современное название города Ашкелон как раз отражает эту связь с торговлей, а основе название глагол Лишколь (корень слова Ш-К-Л), что означает меру веса; от этого же слова и название как древней, так и современной израильской валюты - шекель.
И по той же причине удачного расположения город многократно завоевывался разными народами.
Первое письменное упоминание об Ашкелоне относится приблизительно к 2000 году до нашей эры. В храме в Карнаке найдены осколки кувшинов с названием Ашкелон. Это был вид черной магии того времени: имя врага писалось на глиняном изделии, которое затем разбивалось. Считалось, что это способно нанести ущерб неугодному лицу или народу.
Ашкелон был самым древним и самым крупным морским портом в древнем Ханаане. Археологические раскопки обнаружили приблизительно 16 метров культурных наслоений последовательно периодов ханаанского, филистимского, финикийского, эллинистического, римского, византийского, исламского, и крестоносцев.
Сравнение находок из раскопок Авариса, столицы гиксосов, завоевавших Египет, и Ашкелона позволяет утверждать, что гиксосы были родом из Ашкелона. Но о гиксосах поговорим немного позднее.
В период примерно с 2000 года до нашей эры по 1150 год до нашей эры здесь жили ханаанеи. От них остались только захоронения в самых древних археологических слоях.
В период примерно с 1150 года до нашей эры по 604 год до нашей эры здесь жили филистимляне.
После завоевания царем Ассирии Тиглатпаласаром III, которого на самом деле звали Тукульти-апал-Эшарра Ашкелон вошел в сферу интересов Междуречья.
Около 620 года до нашей эры город был разграблен скифами.
В июне 604 года до нашей эры Навуходоносор II во главе вавилонской армии вторгся во владения ашкелонского царя Адона, который не покорился, а послал гонцов к фараону Нехо II с просьбой о помощи. Египтяне не пришли, и в декабре 604 года до нашей эры вавилоняне взяли Ашкелон штурмом. Город был разграблен и разрушен до основания. Царь Адон, знать и уцелевшие граждане были угнаны в плен.
Ашкелон был центром поклонения богине Атаргатис - женской ипостаси главного семитского бога Дагона, легенды о которой связаны с этим городом.
После разрушения Ашкелона Навуходоносором, город стоял в руинах 75 лет. Филистимляне не вернулись из вавилонского плена, и город был отстроен в 525 году до нашей эры финикийцами, которых поселил здесь персидский царь Камбис, продолжавший политику своего отца, Кира и готовивший базу для вторжения в Египет.
Затем, в IV веке да нашей эры город завоевал Александр Македонский.
Несмотря на значительное еврейское население, город был интернационален, не поддержал восстание Маккавеев, оставался в составе Сирии, и вошел в состав Иудеи только при царях Деметрии III Эвкере из династии Селевкидов и затем при Александре Яннае из династии Хасмонеев. Для укрепления религии в город прибыл Шимон Бен Шетах, бывший главой Синедриона, который за один только день повесил восемьдесят женщин, обвиненных в колдовстве, не утруждая себя особыми разбирательствами (только мне кажется, что все идеологии одинаково безжалостны к конкурентам?).
В то же самое время и в том же Ашкелоне родился Ирод I Великий, который и положил конец правлению династии Хасмонеев в Иудее.
В начале первого тысячелетия нашей эры с 104 года Ашкелон пользовался автономией в составе Византии, но в VII веке дела пошли гораздо хуже. В 614—616 годах в Ашкелоне были персы, а в 640 году город был относительно бескровно завоеван арабами. Для местного населения это означало снижение налогового бремени, и они сами не сопротивлялись.
В битве при Ашкелоне 1099 года, последней битве первого крестового похода, крестоносцы под командованием Готфрида Бульонского и Раймунда Тулузского разбили арабов. После победы Раймунд с Готфридом поссорились - никак не могли поделить, кто же будет управлять Ашкелоном, и город остался в руках прежних хозяев.
В битве при Ашкелоне в 1153 году, по окончании второго крестового похода, крестоносцы под командованием Балдуина Иерусалимского взяли Ашкелон после семимесячной осады.
В 1187 году Салах ад-Дин, разбив крестоносцев, вновь вернул мусульманам город, но, отступая под натиском сил третьего крестового похода, приказал в 1191 году разрушить его, чтобы не давать врагу базу и морской порт на подступах к Египту.
В 1192 году Ричард Львиное Сердце отвоевал город и приказал немедленно его восстановить. При крестоносцах Ашкелон входил в графство Яффы и Аскалона.
В 1260 году передовые отряды монгольских войск Хулагу-хана заняли Ашкелон и Газу, а затем через Ашкелон прошла армия Кутуза, разбившая монгольские войска.
Окончательно разрушил Ашкелон в 1270 году Бейбарс, опасаясь, что крестоносцы, регулярно совершавшие нападения на завоеванный Кутузом город, сумеют вернуть его себе и воспользоваться портом, или же это сделают монголы и используют его как базу для вторжения в Египет, как за 18 веков до них это сделал Камбис.
Кстати, копье святого Георгия, которым он убил дракона, называлось в средневековых балладах и легендах Аскалон по названию города Ашкелон.
Знаменитая Туринская плащаница родом тоже отсюда же.
Далее - на месте разрушенного города арабы выстроили новое поселение, которое назвали Эль-Мадждаль. В 1517 году его захватил султан Селим.
В 1799 году город захватил Наполеон.
В декабре 1917 года, в результате третьей битвы за Газу и обходного маневра через Беэр-Шеву, город заняли войска бригады Алленби.
В мае 1948 года, после начала Арабо-израильской войны, Эль-Мадждал был занят египетскими войсками и стал их форпостом. Египтянам удалось отрезать Негев от основных еврейских населенных пунктов на побережье и продвинуться вплоть до Ашдода, но в результате операции Йоав по прорыву блокады Негева египтяне отступили.
Современный Ашкелон существует с 1951 года. Было восстановлено старое название города, которое он носил со времен неолита до разрушения его Бейбарсом в XIII веке.
Вот такая очень краткая история города.
Краткая, но не короткая.
Дальше - немного фотографий.
Корабли на рейде.
В Ашкелоне расположен самый маленький израильский морской порт. Место выбрано неудачно - вокруг пески, постоянно работает земснаряд, вымывает песок для прохода судов.
Нравятся мне такие цвета. Ну почему я не Айвазовский?
Спасатель поплыл куда-то по своим спасательным делам.
Редкие люди на пляже.
Остатки когда-то мощных крепостных стен. Это эпоха крестоносцев.
Мозаика.
Оригинал находится в музее в Иерусалиме, тут копия.
Эллинистический период, примерно V или IV век до нашей эры.
Те самые ворота с аркой. Это выход из города.
Вообще какой-то жуткий новодел.
Те же ворота, но это вход в город.
Древняя крепостная стена, построена еще филистимлянами.
По такой же технологии строились и египетские пирамиды. Строительство довольно несложное - берется подходящий песчаный холм, тщательно со всех сторон обкладывается кирпичами из обожженной глины, поверх укладываются большие каменные блоки. И далее - опять кирпичи.
Сооружение не боится ни непогоды, ни землетрясений. И разрушить его очень даже непросто.
Это уже крестоносцы построили поверх древней кладки.
Пара слов о гиксосах, раз уж я обещал.
Термин Гиксос образовано в позднейшее время древнеегипетским историком Манефоном от египетского хэка-хасут и означает "правители чужих земель". Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до нашей эры) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана.
Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.
Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, кольчуги, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией.
Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.
Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде связано с царем Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север, перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его.
Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 года до нашей эры, который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (сейчас находится на территории Газы, археологические исследования невозможны).
Согласно некоторым гипотезам гиксосы являются прародителями евреев. Евреи образуются как народ примерно в IX или в VIII веках до нашей эры; библейский Иосиф с братьями скорее всего были как раз царями или высокопоставленными чиновниками в царстве гиксосов.
Согласно той же гипотезе Исход евреев во главе с Моисеем - историческое изгнание гиксосов из Египта.
Опять немного фотографий.
Опять море.
Обломок крепостной стены.
Остатки той же крепостной стены.
Начало лета, но трава уже выгорела. Следующая заленая трава будет только в ноябре, когда пойдут дожди.
Еще немного моря.
Лучше смотреть на прохладную воду, чем на выженную солнцем траву.
Яхты в море.
Тут одна яхта.
И тут одна яхта.
А тут две яхты.
Сухогрузы на рейде.
Идем дальше.
Птичка называется поползень.
Еще одна птичка - удод.
Древний колодец. Точнее, не совсем древний, а эпохи крестоносцев.
Остатки крепостной стены со стороны моря.
На вершине дюны еще продолжение крепостной стены.
Город в самом деле был немаленький, особенно по древним временам.
Еще немного моря.
Люди что-то делают возле обломка скалы.
Современный Ашкелон.
И еще раз море. Точнее - пляж, народу совсем немного, потому что жарко.
Монашка. Очень странно, рядом нет монастырей; древний Аскалон не отмечен на христианских картах как сакральное место, и монашки не купаются в людных местах и стараются не смотреть на обнаженную натуру
Что она там делала?
Яхта и катер в тумане моря.
Остатки былой роскоши.
Еще один колодец. Сверху колесо для выкачивания воды.
Склад строительных материалов.
Непонятно, то ли это в самом деле остатки колонн XII - XIII веков, то современные подделки под старину.
Когда-то тут был дворец.
Когда-то - это во время Крестовых походов.
И еще остатки крепостной стены.
Тут когда-то был театр. Амфитеатр вплотную прилегал к крепостной стене, сейчас от него ничего не осталось.
Остатки крепостной стены.
То, что не сделал Бейбарс - доделало время, ветер и дожди.
Вид с высоты крепостных стен.
Еще раз стены.
Отверстия в стенах - бойницы, тоже остались с незапамятных времен.
Очень мощные были стены.
Национальный парк - это только часть древнего городища. Раскопано далеко не все.
С одной стороны прямо рядом с парком находится больница Барзилай. Несколько лет назад на территории больницы начали строить новый корпус, и сразу наткнулись на древнее захоронение. В соответствии с законом все строительные работы прекратили, вызвали археологов.
Приехали археологи, и вместе с ними раввин. Раввин приехал тоже в соответствии с законом, потому что если в результате раскопок выяснится что раскапывают еврейские могилы - раскопки должны немедленно прекратиться. Причина - согласно религии в Конце Времен состоится Страшный Суд, а перед судом все мертвые воскреснут и обретут плоть, и так, в новой плоти отправятся слушать приговор.
То есть кого-то похоронили правильно - то на суд он придет правильным. А если могилу потревожили- то кто его знает как он там воскреснет, вдруг у него на лбу нога вырастет или что еще хуже. Вот раввин и следит за порядком, чтобы грядущее не испортить.
Счастье, если раввин вменяемый, и знает немного больше, чем религиозные тексты. А если не совсем вменяемый - то дело совсем плохо.
Археологи стали копать и раскопали захоронение финикийцев, одно из древнейших, почти 3000 лет до нашей эры. Но радоваться было рано - раввин оказался совсем неадекватным. Напрасно ему показывали изображение Дагона, найденное в захоронении - бородатого мужчины с хвостом рыбы, напрасно приглашали разных религиозных специалистов по ритуалам - раввин оставался непреклонен. В довершение ко всему он еще и привез пару сотен молодых ультраортодоксов, устроивших демонстрацию под лозунгом "Не дадим трогать уставшие еврейские кости".
Раскопки пришлось свернуть.
Вот такая печальная история.
Напоследок - еще немного моря.
Оно красивое.
Продолжение очень скоро обязательно последует.
Место не пользуется особой популярностью у израильтян, и тем более у туристов. Израильтяне в основном туда приезжают покушать на природе (израильский национальный спорт - басар аль а-эш, или жареное на огне мясо), а большинство туристов об этом месте даже не подозревают.
А зря. Все знают насколько древний город Иерусалим, ему целых 3000 лет. И мало кто знает насколько древний город Ашкелон, ему всего каких-то 8000 лет. Один из древнейших городов мира, с интересной историей, и пребывает в почти полном забвении.
В последний раз я был в Национальном парке Ашкелона примерно лет 20 назад. Парк тогда произвел не самое лучшее впечатление - какая-то неустроенность, неряшливость, неопрятность. Короче говоря, сплошные "не".
В последние годы отношение к паркам изменилось в лучшую сторону, и пришло время посетить это место еще раз.
В качестве заглавного фото пусть будет кусочек Средиземного моря на берегу Национального парка.
А сейчас пришло время истории, благо у Ашкелона она не просто обширная, а очень обширная.
Древнее название города Аскалон, или Искалуна. Первые поселения относятся ко временам так называемого докерамического неолита, и датируются примерно 6000 годом до нашей эры. Более точный некалиброванный анализ указывает на примерно 5950 год до нашей эры.
От тех времен остались остатки одной из городских стен и следы древних соляных производств; скорее всего в городе той поры было небольшое количество жителей, и занимались они обслуживанием торговых караванов. Или, как одна из гипотез - жители были рыбаками и скотоводами, и занимались засолкой рыбы и мяса. Что это был за народ или народы - сказать сейчас невозможно.
К 2000 году до нашей эры Ашкелон превращается в крупный город, окруженный мощными стенами. Стены были настолько велики, что позднее крестоносцы построили свою крепость на их остатках.
Тут надо сказать пару слов про географию. С одной стороны море, с другой стороны пустыня Негев. С моря постоянно дуют охлаждающие бризы; а ветра из каменной пустыни Негев снижают влажность воздуха. Идеальное расположение - тепло, но нет ни зноя Негева, ни духоты Приморской долины. Множество подземных вод на глубине всего около 5 метров, что не требует полива для выращивания деревьев.
Удачное расположение, плюс пересечение торговых путей, плюс хорошо продуманная для тех времен система транспортных коммуникаций - живи и богатей.
Через город проходили торговые пути:
- Via Maris, приморский торговый маршрут, который вел из Египта и Африки в страну хеттов, а затем в Грецию и Рим.
- Via Regia, торговый путь, который вел из Египта в Вавилон и Парфянское Царство.
- Дорога благовоний, которая вела в Южную Аравию.
- Дорога специй, связывавшая Набатею через Эйлат и порты Йемена к Индийскому океану, и далее через Индию на Молуккские острова.
Современное название города Ашкелон как раз отражает эту связь с торговлей, а основе название глагол Лишколь (корень слова Ш-К-Л), что означает меру веса; от этого же слова и название как древней, так и современной израильской валюты - шекель.
И по той же причине удачного расположения город многократно завоевывался разными народами.
Первое письменное упоминание об Ашкелоне относится приблизительно к 2000 году до нашей эры. В храме в Карнаке найдены осколки кувшинов с названием Ашкелон. Это был вид черной магии того времени: имя врага писалось на глиняном изделии, которое затем разбивалось. Считалось, что это способно нанести ущерб неугодному лицу или народу.
Ашкелон был самым древним и самым крупным морским портом в древнем Ханаане. Археологические раскопки обнаружили приблизительно 16 метров культурных наслоений последовательно периодов ханаанского, филистимского, финикийского, эллинистического, римского, византийского, исламского, и крестоносцев.
Сравнение находок из раскопок Авариса, столицы гиксосов, завоевавших Египет, и Ашкелона позволяет утверждать, что гиксосы были родом из Ашкелона. Но о гиксосах поговорим немного позднее.
В период примерно с 2000 года до нашей эры по 1150 год до нашей эры здесь жили ханаанеи. От них остались только захоронения в самых древних археологических слоях.
В период примерно с 1150 года до нашей эры по 604 год до нашей эры здесь жили филистимляне.
После завоевания царем Ассирии Тиглатпаласаром III, которого на самом деле звали Тукульти-апал-Эшарра Ашкелон вошел в сферу интересов Междуречья.
Около 620 года до нашей эры город был разграблен скифами.
В июне 604 года до нашей эры Навуходоносор II во главе вавилонской армии вторгся во владения ашкелонского царя Адона, который не покорился, а послал гонцов к фараону Нехо II с просьбой о помощи. Египтяне не пришли, и в декабре 604 года до нашей эры вавилоняне взяли Ашкелон штурмом. Город был разграблен и разрушен до основания. Царь Адон, знать и уцелевшие граждане были угнаны в плен.
Ашкелон был центром поклонения богине Атаргатис - женской ипостаси главного семитского бога Дагона, легенды о которой связаны с этим городом.
После разрушения Ашкелона Навуходоносором, город стоял в руинах 75 лет. Филистимляне не вернулись из вавилонского плена, и город был отстроен в 525 году до нашей эры финикийцами, которых поселил здесь персидский царь Камбис, продолжавший политику своего отца, Кира и готовивший базу для вторжения в Египет.
Затем, в IV веке да нашей эры город завоевал Александр Македонский.
Несмотря на значительное еврейское население, город был интернационален, не поддержал восстание Маккавеев, оставался в составе Сирии, и вошел в состав Иудеи только при царях Деметрии III Эвкере из династии Селевкидов и затем при Александре Яннае из династии Хасмонеев. Для укрепления религии в город прибыл Шимон Бен Шетах, бывший главой Синедриона, который за один только день повесил восемьдесят женщин, обвиненных в колдовстве, не утруждая себя особыми разбирательствами (только мне кажется, что все идеологии одинаково безжалостны к конкурентам?).
В то же самое время и в том же Ашкелоне родился Ирод I Великий, который и положил конец правлению династии Хасмонеев в Иудее.
В начале первого тысячелетия нашей эры с 104 года Ашкелон пользовался автономией в составе Византии, но в VII веке дела пошли гораздо хуже. В 614—616 годах в Ашкелоне были персы, а в 640 году город был относительно бескровно завоеван арабами. Для местного населения это означало снижение налогового бремени, и они сами не сопротивлялись.
В битве при Ашкелоне 1099 года, последней битве первого крестового похода, крестоносцы под командованием Готфрида Бульонского и Раймунда Тулузского разбили арабов. После победы Раймунд с Готфридом поссорились - никак не могли поделить, кто же будет управлять Ашкелоном, и город остался в руках прежних хозяев.
В битве при Ашкелоне в 1153 году, по окончании второго крестового похода, крестоносцы под командованием Балдуина Иерусалимского взяли Ашкелон после семимесячной осады.
В 1187 году Салах ад-Дин, разбив крестоносцев, вновь вернул мусульманам город, но, отступая под натиском сил третьего крестового похода, приказал в 1191 году разрушить его, чтобы не давать врагу базу и морской порт на подступах к Египту.
В 1192 году Ричард Львиное Сердце отвоевал город и приказал немедленно его восстановить. При крестоносцах Ашкелон входил в графство Яффы и Аскалона.
В 1260 году передовые отряды монгольских войск Хулагу-хана заняли Ашкелон и Газу, а затем через Ашкелон прошла армия Кутуза, разбившая монгольские войска.
Окончательно разрушил Ашкелон в 1270 году Бейбарс, опасаясь, что крестоносцы, регулярно совершавшие нападения на завоеванный Кутузом город, сумеют вернуть его себе и воспользоваться портом, или же это сделают монголы и используют его как базу для вторжения в Египет, как за 18 веков до них это сделал Камбис.
Кстати, копье святого Георгия, которым он убил дракона, называлось в средневековых балладах и легендах Аскалон по названию города Ашкелон.
Знаменитая Туринская плащаница родом тоже отсюда же.
Далее - на месте разрушенного города арабы выстроили новое поселение, которое назвали Эль-Мадждаль. В 1517 году его захватил султан Селим.
В 1799 году город захватил Наполеон.
В декабре 1917 года, в результате третьей битвы за Газу и обходного маневра через Беэр-Шеву, город заняли войска бригады Алленби.
В мае 1948 года, после начала Арабо-израильской войны, Эль-Мадждал был занят египетскими войсками и стал их форпостом. Египтянам удалось отрезать Негев от основных еврейских населенных пунктов на побережье и продвинуться вплоть до Ашдода, но в результате операции Йоав по прорыву блокады Негева египтяне отступили.
Современный Ашкелон существует с 1951 года. Было восстановлено старое название города, которое он носил со времен неолита до разрушения его Бейбарсом в XIII веке.
Вот такая очень краткая история города.
Краткая, но не короткая.
Дальше - немного фотографий.
Корабли на рейде.
В Ашкелоне расположен самый маленький израильский морской порт. Место выбрано неудачно - вокруг пески, постоянно работает земснаряд, вымывает песок для прохода судов.
Нравятся мне такие цвета. Ну почему я не Айвазовский?
Спасатель поплыл куда-то по своим спасательным делам.
Редкие люди на пляже.
Остатки когда-то мощных крепостных стен. Это эпоха крестоносцев.
Мозаика.
Оригинал находится в музее в Иерусалиме, тут копия.
Эллинистический период, примерно V или IV век до нашей эры.
Те самые ворота с аркой. Это выход из города.
Вообще какой-то жуткий новодел.
Те же ворота, но это вход в город.
Древняя крепостная стена, построена еще филистимлянами.
По такой же технологии строились и египетские пирамиды. Строительство довольно несложное - берется подходящий песчаный холм, тщательно со всех сторон обкладывается кирпичами из обожженной глины, поверх укладываются большие каменные блоки. И далее - опять кирпичи.
Сооружение не боится ни непогоды, ни землетрясений. И разрушить его очень даже непросто.
Это уже крестоносцы построили поверх древней кладки.
Пара слов о гиксосах, раз уж я обещал.
Термин Гиксос образовано в позднейшее время древнеегипетским историком Манефоном от египетского хэка-хасут и означает "правители чужих земель". Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до нашей эры) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана.
Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.
Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, кольчуги, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией.
Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.
Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде связано с царем Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север, перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его.
Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 года до нашей эры, который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (сейчас находится на территории Газы, археологические исследования невозможны).
Согласно некоторым гипотезам гиксосы являются прародителями евреев. Евреи образуются как народ примерно в IX или в VIII веках до нашей эры; библейский Иосиф с братьями скорее всего были как раз царями или высокопоставленными чиновниками в царстве гиксосов.
Согласно той же гипотезе Исход евреев во главе с Моисеем - историческое изгнание гиксосов из Египта.
Опять немного фотографий.
Опять море.
Обломок крепостной стены.
Остатки той же крепостной стены.
Начало лета, но трава уже выгорела. Следующая заленая трава будет только в ноябре, когда пойдут дожди.
Еще немного моря.
Лучше смотреть на прохладную воду, чем на выженную солнцем траву.
Яхты в море.
Тут одна яхта.
И тут одна яхта.
А тут две яхты.
Сухогрузы на рейде.
Идем дальше.
Птичка называется поползень.
Еще одна птичка - удод.
Древний колодец. Точнее, не совсем древний, а эпохи крестоносцев.
Остатки крепостной стены со стороны моря.
На вершине дюны еще продолжение крепостной стены.
Город в самом деле был немаленький, особенно по древним временам.
Еще немного моря.
Люди что-то делают возле обломка скалы.
Современный Ашкелон.
И еще раз море. Точнее - пляж, народу совсем немного, потому что жарко.
Монашка. Очень странно, рядом нет монастырей; древний Аскалон не отмечен на христианских картах как сакральное место, и монашки не купаются в людных местах и стараются не смотреть на обнаженную натуру
Что она там делала?
Яхта и катер в тумане моря.
Остатки былой роскоши.
Еще один колодец. Сверху колесо для выкачивания воды.
Склад строительных материалов.
Непонятно, то ли это в самом деле остатки колонн XII - XIII веков, то современные подделки под старину.
Когда-то тут был дворец.
Когда-то - это во время Крестовых походов.
И еще остатки крепостной стены.
Тут когда-то был театр. Амфитеатр вплотную прилегал к крепостной стене, сейчас от него ничего не осталось.
Остатки крепостной стены.
То, что не сделал Бейбарс - доделало время, ветер и дожди.
Вид с высоты крепостных стен.
Еще раз стены.
Отверстия в стенах - бойницы, тоже остались с незапамятных времен.
Очень мощные были стены.
Национальный парк - это только часть древнего городища. Раскопано далеко не все.
С одной стороны прямо рядом с парком находится больница Барзилай. Несколько лет назад на территории больницы начали строить новый корпус, и сразу наткнулись на древнее захоронение. В соответствии с законом все строительные работы прекратили, вызвали археологов.
Приехали археологи, и вместе с ними раввин. Раввин приехал тоже в соответствии с законом, потому что если в результате раскопок выяснится что раскапывают еврейские могилы - раскопки должны немедленно прекратиться. Причина - согласно религии в Конце Времен состоится Страшный Суд, а перед судом все мертвые воскреснут и обретут плоть, и так, в новой плоти отправятся слушать приговор.
То есть кого-то похоронили правильно - то на суд он придет правильным. А если могилу потревожили- то кто его знает как он там воскреснет, вдруг у него на лбу нога вырастет или что еще хуже. Вот раввин и следит за порядком, чтобы грядущее не испортить.
Счастье, если раввин вменяемый, и знает немного больше, чем религиозные тексты. А если не совсем вменяемый - то дело совсем плохо.
Археологи стали копать и раскопали захоронение финикийцев, одно из древнейших, почти 3000 лет до нашей эры. Но радоваться было рано - раввин оказался совсем неадекватным. Напрасно ему показывали изображение Дагона, найденное в захоронении - бородатого мужчины с хвостом рыбы, напрасно приглашали разных религиозных специалистов по ритуалам - раввин оставался непреклонен. В довершение ко всему он еще и привез пару сотен молодых ультраортодоксов, устроивших демонстрацию под лозунгом "Не дадим трогать уставшие еврейские кости".
Раскопки пришлось свернуть.
Вот такая печальная история.
Напоследок - еще немного моря.
Оно красивое.
Продолжение очень скоро обязательно последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий