В красивом и замечательном городе Краков есть фешенебельный и респектабельный район Казимеж. Когда-то, еще в XIII веке это был отдельный город, располагался недалеко от Кракова, и был назван в честь тогдашнего короля Казимира III Великого.
Город был специально создан для расселения евреев.
Фото: панно в Еврейском центре в Кракове.
Евреи появились в Польше еще примерно в XI веке. А примерно через двести лет уже упоминавшийся король Казимир пригласил евреев в Польшу и гарантировал им все свободы.
Казимир не был семитофилом, он был прагматиком.
В XIII веке Польша пережила три монгольских вторжения. В 1241 году в монголы под руководством внука Чингисхана Байдара разрушили Краков, разорили Моравию и ушли в Венгрию.
В 1259 - 1260 годах монгольский темник Бурундай вторично разрушил Краков и разграбил Силезию.
В 1287 - 1288 годах бек Ногай разорил Мазовию.
В результате Польша обезлюдела. Начинать завоевательные походы против соседей было невозможно - не хватало человеческих ресурсов. Приглашать население тех же соседей пожить у себя - это все равно, что даром отдать свою территорию.
Выбор короля пал на евреев. Народ, не имеющий своей земли, но лояльный своему князю. Если в средневековой Европе грамотность была скорее исключением, чем правилом (многие князья и даже короли не умели ни читать, ни писать), то среди евреев умение понимать текст было обязательным. И еще - по тем временам евреи считались очень щепетильным, честным, точным и аккуратным народом.
Надо сказать что в Средние века Польша была самым веротерпимым государством Европы. Если в не менее толерантных Нидерландах атеизм считался серьезным преступлением, то в Польше вольготно чувствовали себя все - и христиане разных конфессий, и евреи, и даже атеисты.
Евреи к тому же получили часть льгот - им не только разрешалось владеть землей и обрабатывать ее (что было запрещено во всех остальных европейских странах), но и заниматься ремеслами.
Так как все евреи были грамотными и умели считать (очень важное профессиональное достоинство в те времена), то короли охотно приглашали евреев на руководящие должности. После ослабления королевской власти шляхта стала копировать привычки королевского двора, и также стала приглашать евреев для управления своими обширными поместьями.
Кстати, современное одеяние сегодняшнего ортодоксального еврея в точности копирует одежду шляхты начала-середины XVII века. Такой же халат, такая же шляпа, такой же лапсердак, и точно также заправленные в носки (последний писк моды образца 1637 года) брюки (не хватает только галош, брюки заправляли в носки для того, чтобы не обрызгать штанины грязью; асфальтовое покрытие было придумано гораздо позднее).
Для евреев наступил золотой век. Как негодовал некий католический священник "Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów" - "Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев".
Община растет и развивается.
Согласно одной из гипотез, взрывной рост общины что в Польше, а после объединения и в Литве объясняется не только особой плодовитостью еврейских женщин. И польские, и литовские, и еврейские женщины рожали одинаково много, и детская смертность у всех народов была потрясающе огромной. Но у евреев были преимущества.
- Гигиена. Религиозная заповедь омовения рук (современное - мойте руки перед едой и после посещения туалета) наверняка спасла не одну жизнь. У других народов было принято ополаскивать руки после еды, а есть было принято в основном руками. Ложки были не у каждого, а вилки появились уже в Новое время. Туда же относится и омовение в микве. Или - хоть изредка ходи в баню.
- Кашрут. Кошерная пища должна быть свежей и должна готовиться из свежих продуктов. Историй отравлений некачественной едой среди европейской знати великое множество, историй отравлений среди евреев - единицы.
- Лечение болезней. Тоже почти религиозное правило, заболевшего изолировать, и свести с ним контакты до минимума, пока не выздоровеет. Поэтому эпидемии чумы обходили еврейскую общину стороной, в отличие от европейцев, живших с больными в одной комнате и евших с больным из одной тарелки.
- И самое главное - евреем быть было выгодно. Евреи платили налоги не индивидуально, а общиной. Евреев не забирали на войну, а войны в те времена велись почти постоянно. Среди евреев существовала взаимовыручка, чем не могли похвастаться в те времена другие европейские народы. И евреям не было дел до разборок между католиками и протестантами, как протестантам и католикам не было дела до евреев.
Это гипотеза, но очень похожа на правду.
Итак, община развивалась. В какое время евреи даже получили свою автономию, они жили по своим законам, судили по своим законам, выбирали своих руководителей.
Немного сухой истории.
В 1264 году калишский князь Болеслав Набожный издал для евреев, живущих в его княжестве, калишский статут, который гарантировал их права. Болеслав изъял евреев из-под юрисдикции городских властей и непосредственно передал их под юрисдикцию княжеского суда, дав им статус «слуг королевской казны» — servi camerae regis, непосредственных подданных князя. Калишский статут был частично основан на подобных привилегиях для евреев, изданных в середине XIII века в Австрии, Чехии и Венгрии. Он подтверждал свободу торговли и финансов, регулировал вопросы подсудности, наказаний и данных евреем присяг. В отличие от привилегий, данных евреям в других станах, статут не устанавливал максимальных ссудный навар — процент от средств, занятых у евреев, которые, как не-христиане, единственные имели право заниматься ростовщичеством под процент.
В 1334 году король Казимир III Великий подтвердил, а в 1364 году расширил полномочия калишского статута на всю территорию Польского королевства. В 1368 году Казимир Великий назначил откупщиком и управляющим шахт в Величке и Бохне и управляющем краковской таможни своего еврейского банкира Левку, трое из сыновей которого стали впоследствии шляхтичами. Казимир Великий был в хороших отношениях с евреями, в том числе имел романтическую связь с еврейкой Эстеркой, от которой родилось несколько сыновей, ставших основателями польских еврейских шляхетских родов. Сам Казимир получил в народе прозвище «Король холопов и евреев» (Króla chłopów i Żydów).
В 1388 году король Владислав Ягайло распространил положения калишского статута на всё Великое Княжество Литовское.
В 1495 году великий князь Александр Ягеллончик возвёл в шляхетское достоинство и назначил старостой (губернатором) Смоленска Абрама Юзефовича, в дальнейшем минского войта, ковенского городничего, великого литовского подскарбия и члена правительства княжества. В 1507 году Абрам Юзефович, а затем в 1525 году и его брат Меир, главный раввин литовский, были приписаны к гербу «Лелива», ставшему гербом всего шляхетского рода Юзефовичей.
В начале XVI века в Речь Посполитую начали переселяться евреи, изгнанные из Испании, Португалии, Священной Римской империи, Австрии и Чехии. В середине XVI века на польских землях проживало 80 % всех евреев мира. Быстрое развитие еврейской культуры и искусства в польских земель означало, что Польша стала в то время центром еврейского мира.
Наиболее благоприятное время для польских евреев, это период правления короля Сигизмунда I Старого, который старался защищать евреев, а часто и выделял и отмечал выдающихся из числа исповедовавших иудаизм. К примеру в 1525 году король впервые присвоил шляхетское звание раввину, когда во время прусской присяги дал статус шляхтича, а затем и герб Меиру Юзефовичу, брату литовского подскарбия, а в 1534 году король Сигизмунд отменил закон, предписывающий евреям носить отличительную одежду. В 1547 году в Люблине открылась первая еврейская типография.
Сигизмунд II Август продолжил толерантную политику своего отца, в том числе давая автономию евреям в области муниципального управления. В 1567 году была основана первая иешива. В 1568 году Сигизмунд II Август издал серию привелеев de non tolerandis Christianis еврейским городам, запретив христианам поселятся, среди других мест, в подкраковском Казимиже и Люблине.
После смерти Сигизмунда Августа, не оставившего наследников, и короткого правления Генриха III, на трон был избран Стефан Баторий, который, как позже оказалось, был правителем толерантным и доброжелательно относился к евреям. Он дал разрешение приверженцам моисеевого учения заниматься любыми отраслями торговли, даже во время христианских праздников.
Евреи жили изолированно от своих христианских соседей. Это положение поддерживалось как раввинами, управляющими местными кагалами, так и католическим духовенством, так как затрудняло ассимиляцию и углубление взаимной приязни между обеими общинами. Кроме того, несмотря на то, что евреи жили в городах рядом с представителями других народов, они однако не принимали участия в выборах местных властей (что было результатом их изъятия из-под юрисдикции городских властей), и в своих внутренних делах находились под властью раввинов, старейшин или судей (даяним). Наибольшие ограничения на поселение евреев существовали только в городах Королевской Пруссии, из которых в полной мере они были реализованы только в Торуни. В еврейских общинах были конфликты и недоразумения, для решения которых созывались встречи раввинов. В 1580 году Стефан Баторий учредил Сейм Четырёх Земель (Ваад), центральную организацию еврейского самоуправления на землях Короны. Евреи тогда рассматривались как пятое сословие Республики — наряду с духовенством, шляхтой, мещанами и холопами.
Польские короли и магнаты неизменно предоставляли евреям юридическую защиту. Уже Александр Ягеллончик ввёл смертную казнь за ложное обвинение в ритуальном убийстве, а Сигизмунд III Ваза запретил в 1618 году печать и распространение брошюр, способствующих разжигании антиеврейских настроений. В частных городах и во владениях магнатов евреи получали и дополнительные привилегии, часто не только участвуя в избрании городских властей, но и сами избираясь в магистраты. При магнатских дворах евреи занимали должности факторов, арендаторов, банкиров, секретарей, переводчиков, надсмотрщиков и шпионов.
В 1623 был в первый раз созван Ваад Великого Княжества Литовского, а в 1632 году король Владислав IV подтвердил запрет на печать антисемитской литературы. В 1633 году познаньские евреи получили привилей de non tolerandis Christianis (запрет на проживание в городе христиан).
Один раз еврей был даже исполнял обязанности короля Речи Посполитой.
Дело в том, что в государстве сложилась очень оригинальная система правления - выборная монархия. Король выбирался из числа магнатов, он и царствовал, и правил, но не мог передать свою должность по наследству.
После смерти Стефана Батория в 1587 году шляхта не могла договориться кого избрать новым королем, и как временный компромисс был избрал Шауль Валь, самый богатый на то время еврей Литвы. Время его царствования по разным источникам разное - от одного дня до полугода.
Золотой век для евреев закончился с восстанием Богдана Хмельницкого, и последующего Потопа - вторжения шведских войск на территорию Речи Посполитой.
После третьего раздела Речи Посполитой положение евреев значительно ухудшилось. Если в Пруссии (а затем в Германии) и в Австро-Венгрии евреи в течение XIX века были уравнены в правах с остальными гражданами, то в России вплоть до 1918 года для евреев действовала черта оседлости и процентная норма для поступления на учебу.
Польша после восстановления своей государственности скопировала самые неприятные законы Российской империи. Для представителей национальных меньшинств (национальные меньшинства в Польше того времени - евреи, немцы, украинцы, румыны, русины, венгры, австрийцы) также существовала процентная норма, они должны были сидеть на последних рядах в аудитории или в классе, не имели права задавать вопросы учителю. Не могли занимать никакие выборные или государственные должности.
Потом была Вторая Мировая война.
На тему Холокоста и зверствах нацистов написано много, я не буду тут ничего говорить или копировать.
Просто немного об отношении поляков к особо гонимым нацистами народов - евреях и цыганах.
В уничтожении евреев в Польше активное участие принимали сами поляки — как коллаборационисты, так и польские националисты. В деревне Едвабне 10 июля 1941 года поляки учинили жестокий погром евреев, убив несколько сот человек, а остальных сожгли живьём. В Едвабне погибло более 1500 евреев включая женщин и детей.
Случай в Едвабне не был единичным, однако после войны эта информация замалчивалась. По данным историков, участие поляков в геноциде было массовым. Поляками было организовано не менее тридцати погромов и массовых репрессий, устроенных в 24 населенных пунктах. От рук поляков по самым минимальным оценкам погибли десятки тысяч евреев.
После освобождения Польши от немецкой оккупации в 1944 году уцелевшие евреи стали возвращаться. 10 августа 1944 года в Люблине был создан Комитет помощи евреям, преобразованный позже в Центральный комитет польских евреев. Практически в это же время евреи начали подвергаться гонениям со стороны поляков.
Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество и конфликты с новой властью, в рядах которой были и евреи, вызвали многочисленные нападения на евреев — с ноября 1944 по декабрь 1945 от таких нападений погиб 351 еврей. До конца 1947 года погибло от 500 до 1500 евреев.
Крупнейшей из антисемитских акций был погром в Кельце 4 июля 1946 года, в ходе которого было убито 40 и ранено около 50 евреев. Погром в Кельце вызвал массовую миграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000, в августе 35 000 человек. Власти приписали погром «реакционерам», католическая церковь в лице примаса Хлонда обвинила в погроме самих евреев.
Изгнание евреев следует, однако, рассматривать в контексте общей этнической чистки, проходившей в стране. Лозунг «Польша для поляков» к концу 1940-х гг. стал не просто стремлением, а свершившимся фактом. Процесс, всего за несколько лет уничтоживший веками существовавшее культурное разнообразие, проходил в пять этапов: Первый этап — истребление евреев, которое осуществлялось нацистами, при пособничестве польского антисемитизма. Второй — травля возвращавшихся в Польшу евреев, заставившая их бежать не только из Польши, но и из Европы вообще. Третий и четвёртый этапы — изгнание украинцев и русинов в 1944—1946 гг. и их ассимиляция в ходе специальной операции «Висла», проведенной в 1947 году. Финальный акт — изгнание немцев из присоединенных к Польше западных областей.
После Катастрофы из польских евреев выжило только около 380 тысяч человек: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну. После 1946 года в Польше осталось около 100 тысяч евреев.
С середины 1950-х гг. национализм приобрёл в Польше официальный характер, что стало основой для новой антисемитской кампании — с начала 1960-х гг. евреи стали вытесняться из партийно-государственного аппарата. В 1967-68 гг. «борьба с сионизмом», основанная тогдашним польским лидером Владиславом Гомулкой, привела к эмиграции 2/3 из оставшихся в Польше 30 тыс. евреев. Таким образом, к 1970 году в стране оставалось около 6 тыс. евреев, преимущественно пожилых людей.
Вот ...
Нужны красивые картинки? Их тут не будет. Тема очень нерадостная.
Мы шли по Казимежу. Когда-то это был еврейский город. Сейчас евреев там нет, но туристов завлекать чем-то надо.
Поэтому кафе, с надписями на иврите. Кухня польская, кстати говоря.
Синагога.
Сегодня используется движением ХАБАД.
Количество местных евреев сегодня в Кракове - примерно 120 человек. Средний возраст: 80+.
Миньян можно набрать только по очень большим праздникам. А в саму синагогу приходят туристы.
Еврейский центр.
Рассказ туристам как и что тут было.
Еще одна синагога, в которую никто уже не ходит.
Синагога очень известная, только посещать ее некому.
Памятный знак.
Еще одно историческое здание.
И куча туристических автобусов.
Ничего личного, просто бизнес. Евреев нет, но на памяти о них можно неплохо заработать.
Старые облупившиеся здания. Последний ремонт был сразу после войны.
Здания не ремонтируются по очень простой причине - в 1989 году в Польше был принят закон, согласно которому любое имущество, реквизированное нацистами, а затем национализированное коммунистами подлежит возврату законному владельцу. Если владелец сможет доказать право на его владение.
Изначально закон был направлен на возврат собственности, изъятой польскими коммунистами у поляков. Но потом появились иностранцы, и тоже предъявили свои права. Отменить закон не получилось, ограничить его действие только польскими гражданами тоже. Поэтому польские власти решили пойти самым простым путем - махнуть на дома рукой. Если владелец найдется - сам его отремонтирует. Не найдется - так пусть развалится, одной головной болью меньше.
Мемориал.
Дальше было Краковское гетто.
Я не буду ничего говорить о зверствах нацистов в гетто, этой информации очень много на разных сайтах.
И фотографий тоже не будет, потому что сейчас это обычный городской район. С такими же полуоблупившимися домами, с обычными улицами и обычными тротуарами.
Единственное напоминание - площадь. На этой площади нацисты устраивали селекцию - кого сразу отправить в лагерь смерти, а кого оставить на следующие дни.
Посреди площади проводилась желтая линия, те, кто были слева - немедленно отправлялись в лагерь.
Сейчас вместо краски проложены кирпичи.
На углу площади находится аптека "Под орлом", в годы войны ей заведовал доктор Тадеуш Панкевич, Праведник народов мира.
Вообще было бы несправедливым считать всех поляков отъявленными антисемитами. В списке Праведников поляки находятся на первом месте, почетного звания удостоены 6706 человек.
Еще один памятник - стена гетто.
И еще одно здание - фабрика эмали Оскара Шиндлера.
Оскар Шиндлер - человек очень непростой, и судьба у него очень непростая. Стал он очень известным благодаря Стивену Спилбергу, и фильму о его фабрике. А вот Раулю Валленбергу или доктору Панкевичу не так повезло, в Голливуде фильмы о них не сняли, и широкой публике они не известны.
Кстати, Оскар Шиндлер похоронен в Иерусалиме, недалеко от стен Старого Города.
Фабрика как фабрика. Вполне современная, внутри пара комнат - музей.
Что сказать еще?
В Польше не так давно были изменены законы, касающиеся восстановления гражданства. Сейчас гражданство может получить любой человек, чьи родители, дедушки или прадедушки были гражданами Польши, или когда-то проживали на территории Польши. В Израиле живет примерно 1 миллион 200 тысяч человек, подпадающий под этот закон. Воспользовались им примерно 7000 человек.
Еврейское кафе в Казимеже.
Музыкант играет еврейскую музыку в еврейском кафе. Стоит менора - еврейский символ.
Все хорошо, только музыкант - поляк, и кафе совсем даже не еврейское.
В польских городах много улиц носят название "Еврейская". Есть даже еврейские кварталы, туда возят туристов.
В Познани наша гостиница стояла на перекрестке, одна улица называлась Еврейская, а другая - имени известного раввина XVII века.
Сейчас в Познани нет ни одного еврея.
Во Вроцлаве в большом еврейском музее работают местные польские люди. Красивые, хорошие, обходительные.
Говорят на польском и английском, и не знают ни идиш и ни иврит. Когда-то Вроцлав был центром еврейской учености. Сейчас там живет 27 евреев.
В 1939 году в Польше проживало 3.3 миллиона евреев. Сейчас это юденфрай.
Всё. История евреев Польши закончена.
Получился очень мрачный пост. Но и тема тоже совсем даже не светлая.
Но это не рождественская сказка, в которой добро обязательно должно победить зло. В жизни не всегда так бывает, к сожалению.
Чтобы немного скрасить впечатление - фотографии моста через Вислу, от Казимежа до территории гетто.
Продолжение будет.
Город был специально создан для расселения евреев.
Фото: панно в Еврейском центре в Кракове.
Евреи появились в Польше еще примерно в XI веке. А примерно через двести лет уже упоминавшийся король Казимир пригласил евреев в Польшу и гарантировал им все свободы.
Казимир не был семитофилом, он был прагматиком.
В XIII веке Польша пережила три монгольских вторжения. В 1241 году в монголы под руководством внука Чингисхана Байдара разрушили Краков, разорили Моравию и ушли в Венгрию.
В 1259 - 1260 годах монгольский темник Бурундай вторично разрушил Краков и разграбил Силезию.
В 1287 - 1288 годах бек Ногай разорил Мазовию.
В результате Польша обезлюдела. Начинать завоевательные походы против соседей было невозможно - не хватало человеческих ресурсов. Приглашать население тех же соседей пожить у себя - это все равно, что даром отдать свою территорию.
Выбор короля пал на евреев. Народ, не имеющий своей земли, но лояльный своему князю. Если в средневековой Европе грамотность была скорее исключением, чем правилом (многие князья и даже короли не умели ни читать, ни писать), то среди евреев умение понимать текст было обязательным. И еще - по тем временам евреи считались очень щепетильным, честным, точным и аккуратным народом.
Надо сказать что в Средние века Польша была самым веротерпимым государством Европы. Если в не менее толерантных Нидерландах атеизм считался серьезным преступлением, то в Польше вольготно чувствовали себя все - и христиане разных конфессий, и евреи, и даже атеисты.
Евреи к тому же получили часть льгот - им не только разрешалось владеть землей и обрабатывать ее (что было запрещено во всех остальных европейских странах), но и заниматься ремеслами.
Так как все евреи были грамотными и умели считать (очень важное профессиональное достоинство в те времена), то короли охотно приглашали евреев на руководящие должности. После ослабления королевской власти шляхта стала копировать привычки королевского двора, и также стала приглашать евреев для управления своими обширными поместьями.
Кстати, современное одеяние сегодняшнего ортодоксального еврея в точности копирует одежду шляхты начала-середины XVII века. Такой же халат, такая же шляпа, такой же лапсердак, и точно также заправленные в носки (последний писк моды образца 1637 года) брюки (не хватает только галош, брюки заправляли в носки для того, чтобы не обрызгать штанины грязью; асфальтовое покрытие было придумано гораздо позднее).
Для евреев наступил золотой век. Как негодовал некий католический священник "Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów" - "Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев".
Община растет и развивается.
Согласно одной из гипотез, взрывной рост общины что в Польше, а после объединения и в Литве объясняется не только особой плодовитостью еврейских женщин. И польские, и литовские, и еврейские женщины рожали одинаково много, и детская смертность у всех народов была потрясающе огромной. Но у евреев были преимущества.
- Гигиена. Религиозная заповедь омовения рук (современное - мойте руки перед едой и после посещения туалета) наверняка спасла не одну жизнь. У других народов было принято ополаскивать руки после еды, а есть было принято в основном руками. Ложки были не у каждого, а вилки появились уже в Новое время. Туда же относится и омовение в микве. Или - хоть изредка ходи в баню.
- Кашрут. Кошерная пища должна быть свежей и должна готовиться из свежих продуктов. Историй отравлений некачественной едой среди европейской знати великое множество, историй отравлений среди евреев - единицы.
- Лечение болезней. Тоже почти религиозное правило, заболевшего изолировать, и свести с ним контакты до минимума, пока не выздоровеет. Поэтому эпидемии чумы обходили еврейскую общину стороной, в отличие от европейцев, живших с больными в одной комнате и евших с больным из одной тарелки.
- И самое главное - евреем быть было выгодно. Евреи платили налоги не индивидуально, а общиной. Евреев не забирали на войну, а войны в те времена велись почти постоянно. Среди евреев существовала взаимовыручка, чем не могли похвастаться в те времена другие европейские народы. И евреям не было дел до разборок между католиками и протестантами, как протестантам и католикам не было дела до евреев.
Это гипотеза, но очень похожа на правду.
Итак, община развивалась. В какое время евреи даже получили свою автономию, они жили по своим законам, судили по своим законам, выбирали своих руководителей.
Немного сухой истории.
В 1264 году калишский князь Болеслав Набожный издал для евреев, живущих в его княжестве, калишский статут, который гарантировал их права. Болеслав изъял евреев из-под юрисдикции городских властей и непосредственно передал их под юрисдикцию княжеского суда, дав им статус «слуг королевской казны» — servi camerae regis, непосредственных подданных князя. Калишский статут был частично основан на подобных привилегиях для евреев, изданных в середине XIII века в Австрии, Чехии и Венгрии. Он подтверждал свободу торговли и финансов, регулировал вопросы подсудности, наказаний и данных евреем присяг. В отличие от привилегий, данных евреям в других станах, статут не устанавливал максимальных ссудный навар — процент от средств, занятых у евреев, которые, как не-христиане, единственные имели право заниматься ростовщичеством под процент.
В 1334 году король Казимир III Великий подтвердил, а в 1364 году расширил полномочия калишского статута на всю территорию Польского королевства. В 1368 году Казимир Великий назначил откупщиком и управляющим шахт в Величке и Бохне и управляющем краковской таможни своего еврейского банкира Левку, трое из сыновей которого стали впоследствии шляхтичами. Казимир Великий был в хороших отношениях с евреями, в том числе имел романтическую связь с еврейкой Эстеркой, от которой родилось несколько сыновей, ставших основателями польских еврейских шляхетских родов. Сам Казимир получил в народе прозвище «Король холопов и евреев» (Króla chłopów i Żydów).
В 1388 году король Владислав Ягайло распространил положения калишского статута на всё Великое Княжество Литовское.
В 1495 году великий князь Александр Ягеллончик возвёл в шляхетское достоинство и назначил старостой (губернатором) Смоленска Абрама Юзефовича, в дальнейшем минского войта, ковенского городничего, великого литовского подскарбия и члена правительства княжества. В 1507 году Абрам Юзефович, а затем в 1525 году и его брат Меир, главный раввин литовский, были приписаны к гербу «Лелива», ставшему гербом всего шляхетского рода Юзефовичей.
В начале XVI века в Речь Посполитую начали переселяться евреи, изгнанные из Испании, Португалии, Священной Римской империи, Австрии и Чехии. В середине XVI века на польских землях проживало 80 % всех евреев мира. Быстрое развитие еврейской культуры и искусства в польских земель означало, что Польша стала в то время центром еврейского мира.
Наиболее благоприятное время для польских евреев, это период правления короля Сигизмунда I Старого, который старался защищать евреев, а часто и выделял и отмечал выдающихся из числа исповедовавших иудаизм. К примеру в 1525 году король впервые присвоил шляхетское звание раввину, когда во время прусской присяги дал статус шляхтича, а затем и герб Меиру Юзефовичу, брату литовского подскарбия, а в 1534 году король Сигизмунд отменил закон, предписывающий евреям носить отличительную одежду. В 1547 году в Люблине открылась первая еврейская типография.
Сигизмунд II Август продолжил толерантную политику своего отца, в том числе давая автономию евреям в области муниципального управления. В 1567 году была основана первая иешива. В 1568 году Сигизмунд II Август издал серию привелеев de non tolerandis Christianis еврейским городам, запретив христианам поселятся, среди других мест, в подкраковском Казимиже и Люблине.
После смерти Сигизмунда Августа, не оставившего наследников, и короткого правления Генриха III, на трон был избран Стефан Баторий, который, как позже оказалось, был правителем толерантным и доброжелательно относился к евреям. Он дал разрешение приверженцам моисеевого учения заниматься любыми отраслями торговли, даже во время христианских праздников.
Евреи жили изолированно от своих христианских соседей. Это положение поддерживалось как раввинами, управляющими местными кагалами, так и католическим духовенством, так как затрудняло ассимиляцию и углубление взаимной приязни между обеими общинами. Кроме того, несмотря на то, что евреи жили в городах рядом с представителями других народов, они однако не принимали участия в выборах местных властей (что было результатом их изъятия из-под юрисдикции городских властей), и в своих внутренних делах находились под властью раввинов, старейшин или судей (даяним). Наибольшие ограничения на поселение евреев существовали только в городах Королевской Пруссии, из которых в полной мере они были реализованы только в Торуни. В еврейских общинах были конфликты и недоразумения, для решения которых созывались встречи раввинов. В 1580 году Стефан Баторий учредил Сейм Четырёх Земель (Ваад), центральную организацию еврейского самоуправления на землях Короны. Евреи тогда рассматривались как пятое сословие Республики — наряду с духовенством, шляхтой, мещанами и холопами.
Польские короли и магнаты неизменно предоставляли евреям юридическую защиту. Уже Александр Ягеллончик ввёл смертную казнь за ложное обвинение в ритуальном убийстве, а Сигизмунд III Ваза запретил в 1618 году печать и распространение брошюр, способствующих разжигании антиеврейских настроений. В частных городах и во владениях магнатов евреи получали и дополнительные привилегии, часто не только участвуя в избрании городских властей, но и сами избираясь в магистраты. При магнатских дворах евреи занимали должности факторов, арендаторов, банкиров, секретарей, переводчиков, надсмотрщиков и шпионов.
В 1623 был в первый раз созван Ваад Великого Княжества Литовского, а в 1632 году король Владислав IV подтвердил запрет на печать антисемитской литературы. В 1633 году познаньские евреи получили привилей de non tolerandis Christianis (запрет на проживание в городе христиан).
Один раз еврей был даже исполнял обязанности короля Речи Посполитой.
Дело в том, что в государстве сложилась очень оригинальная система правления - выборная монархия. Король выбирался из числа магнатов, он и царствовал, и правил, но не мог передать свою должность по наследству.
После смерти Стефана Батория в 1587 году шляхта не могла договориться кого избрать новым королем, и как временный компромисс был избрал Шауль Валь, самый богатый на то время еврей Литвы. Время его царствования по разным источникам разное - от одного дня до полугода.
Золотой век для евреев закончился с восстанием Богдана Хмельницкого, и последующего Потопа - вторжения шведских войск на территорию Речи Посполитой.
После третьего раздела Речи Посполитой положение евреев значительно ухудшилось. Если в Пруссии (а затем в Германии) и в Австро-Венгрии евреи в течение XIX века были уравнены в правах с остальными гражданами, то в России вплоть до 1918 года для евреев действовала черта оседлости и процентная норма для поступления на учебу.
Польша после восстановления своей государственности скопировала самые неприятные законы Российской империи. Для представителей национальных меньшинств (национальные меньшинства в Польше того времени - евреи, немцы, украинцы, румыны, русины, венгры, австрийцы) также существовала процентная норма, они должны были сидеть на последних рядах в аудитории или в классе, не имели права задавать вопросы учителю. Не могли занимать никакие выборные или государственные должности.
Потом была Вторая Мировая война.
На тему Холокоста и зверствах нацистов написано много, я не буду тут ничего говорить или копировать.
Просто немного об отношении поляков к особо гонимым нацистами народов - евреях и цыганах.
В уничтожении евреев в Польше активное участие принимали сами поляки — как коллаборационисты, так и польские националисты. В деревне Едвабне 10 июля 1941 года поляки учинили жестокий погром евреев, убив несколько сот человек, а остальных сожгли живьём. В Едвабне погибло более 1500 евреев включая женщин и детей.
Случай в Едвабне не был единичным, однако после войны эта информация замалчивалась. По данным историков, участие поляков в геноциде было массовым. Поляками было организовано не менее тридцати погромов и массовых репрессий, устроенных в 24 населенных пунктах. От рук поляков по самым минимальным оценкам погибли десятки тысяч евреев.
После освобождения Польши от немецкой оккупации в 1944 году уцелевшие евреи стали возвращаться. 10 августа 1944 года в Люблине был создан Комитет помощи евреям, преобразованный позже в Центральный комитет польских евреев. Практически в это же время евреи начали подвергаться гонениям со стороны поляков.
Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество и конфликты с новой властью, в рядах которой были и евреи, вызвали многочисленные нападения на евреев — с ноября 1944 по декабрь 1945 от таких нападений погиб 351 еврей. До конца 1947 года погибло от 500 до 1500 евреев.
Крупнейшей из антисемитских акций был погром в Кельце 4 июля 1946 года, в ходе которого было убито 40 и ранено около 50 евреев. Погром в Кельце вызвал массовую миграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000, в августе 35 000 человек. Власти приписали погром «реакционерам», католическая церковь в лице примаса Хлонда обвинила в погроме самих евреев.
Изгнание евреев следует, однако, рассматривать в контексте общей этнической чистки, проходившей в стране. Лозунг «Польша для поляков» к концу 1940-х гг. стал не просто стремлением, а свершившимся фактом. Процесс, всего за несколько лет уничтоживший веками существовавшее культурное разнообразие, проходил в пять этапов: Первый этап — истребление евреев, которое осуществлялось нацистами, при пособничестве польского антисемитизма. Второй — травля возвращавшихся в Польшу евреев, заставившая их бежать не только из Польши, но и из Европы вообще. Третий и четвёртый этапы — изгнание украинцев и русинов в 1944—1946 гг. и их ассимиляция в ходе специальной операции «Висла», проведенной в 1947 году. Финальный акт — изгнание немцев из присоединенных к Польше западных областей.
После Катастрофы из польских евреев выжило только около 380 тысяч человек: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну. После 1946 года в Польше осталось около 100 тысяч евреев.
С середины 1950-х гг. национализм приобрёл в Польше официальный характер, что стало основой для новой антисемитской кампании — с начала 1960-х гг. евреи стали вытесняться из партийно-государственного аппарата. В 1967-68 гг. «борьба с сионизмом», основанная тогдашним польским лидером Владиславом Гомулкой, привела к эмиграции 2/3 из оставшихся в Польше 30 тыс. евреев. Таким образом, к 1970 году в стране оставалось около 6 тыс. евреев, преимущественно пожилых людей.
Вот ...
Нужны красивые картинки? Их тут не будет. Тема очень нерадостная.
Мы шли по Казимежу. Когда-то это был еврейский город. Сейчас евреев там нет, но туристов завлекать чем-то надо.
Поэтому кафе, с надписями на иврите. Кухня польская, кстати говоря.
Синагога.
Сегодня используется движением ХАБАД.
Количество местных евреев сегодня в Кракове - примерно 120 человек. Средний возраст: 80+.
Миньян можно набрать только по очень большим праздникам. А в саму синагогу приходят туристы.
Еврейский центр.
Рассказ туристам как и что тут было.
Еще одна синагога, в которую никто уже не ходит.
Синагога очень известная, только посещать ее некому.
Памятный знак.
Еще одно историческое здание.
И куча туристических автобусов.
Ничего личного, просто бизнес. Евреев нет, но на памяти о них можно неплохо заработать.
Старые облупившиеся здания. Последний ремонт был сразу после войны.
Здания не ремонтируются по очень простой причине - в 1989 году в Польше был принят закон, согласно которому любое имущество, реквизированное нацистами, а затем национализированное коммунистами подлежит возврату законному владельцу. Если владелец сможет доказать право на его владение.
Изначально закон был направлен на возврат собственности, изъятой польскими коммунистами у поляков. Но потом появились иностранцы, и тоже предъявили свои права. Отменить закон не получилось, ограничить его действие только польскими гражданами тоже. Поэтому польские власти решили пойти самым простым путем - махнуть на дома рукой. Если владелец найдется - сам его отремонтирует. Не найдется - так пусть развалится, одной головной болью меньше.
Мемориал.
Дальше было Краковское гетто.
Я не буду ничего говорить о зверствах нацистов в гетто, этой информации очень много на разных сайтах.
И фотографий тоже не будет, потому что сейчас это обычный городской район. С такими же полуоблупившимися домами, с обычными улицами и обычными тротуарами.
Единственное напоминание - площадь. На этой площади нацисты устраивали селекцию - кого сразу отправить в лагерь смерти, а кого оставить на следующие дни.
Посреди площади проводилась желтая линия, те, кто были слева - немедленно отправлялись в лагерь.
Сейчас вместо краски проложены кирпичи.
На углу площади находится аптека "Под орлом", в годы войны ей заведовал доктор Тадеуш Панкевич, Праведник народов мира.
Вообще было бы несправедливым считать всех поляков отъявленными антисемитами. В списке Праведников поляки находятся на первом месте, почетного звания удостоены 6706 человек.
Еще один памятник - стена гетто.
И еще одно здание - фабрика эмали Оскара Шиндлера.
Оскар Шиндлер - человек очень непростой, и судьба у него очень непростая. Стал он очень известным благодаря Стивену Спилбергу, и фильму о его фабрике. А вот Раулю Валленбергу или доктору Панкевичу не так повезло, в Голливуде фильмы о них не сняли, и широкой публике они не известны.
Кстати, Оскар Шиндлер похоронен в Иерусалиме, недалеко от стен Старого Города.
Фабрика как фабрика. Вполне современная, внутри пара комнат - музей.
Что сказать еще?
В Польше не так давно были изменены законы, касающиеся восстановления гражданства. Сейчас гражданство может получить любой человек, чьи родители, дедушки или прадедушки были гражданами Польши, или когда-то проживали на территории Польши. В Израиле живет примерно 1 миллион 200 тысяч человек, подпадающий под этот закон. Воспользовались им примерно 7000 человек.
Еврейское кафе в Казимеже.
Музыкант играет еврейскую музыку в еврейском кафе. Стоит менора - еврейский символ.
Все хорошо, только музыкант - поляк, и кафе совсем даже не еврейское.
В польских городах много улиц носят название "Еврейская". Есть даже еврейские кварталы, туда возят туристов.
В Познани наша гостиница стояла на перекрестке, одна улица называлась Еврейская, а другая - имени известного раввина XVII века.
Сейчас в Познани нет ни одного еврея.
Во Вроцлаве в большом еврейском музее работают местные польские люди. Красивые, хорошие, обходительные.
Говорят на польском и английском, и не знают ни идиш и ни иврит. Когда-то Вроцлав был центром еврейской учености. Сейчас там живет 27 евреев.
В 1939 году в Польше проживало 3.3 миллиона евреев. Сейчас это юденфрай.
Всё. История евреев Польши закончена.
Получился очень мрачный пост. Но и тема тоже совсем даже не светлая.
Но это не рождественская сказка, в которой добро обязательно должно победить зло. В жизни не всегда так бывает, к сожалению.
Чтобы немного скрасить впечатление - фотографии моста через Вислу, от Казимежа до территории гетто.
Продолжение будет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий