воскресенье, 19 мая 2019 г.

Ченстохова, монастырь Ясная Гора.

Ну, наконец-то. Мы ехали, ехали и приехали.

Духовный центр католической Польши, город Ченстохова, монастырь паулинов Ясная Гора.

Для начала - самая главная святыня монастыря, икона Matka Boska Częstochowska, или Ченстоховская икона Божией Матери.
По преданию была написана Лукой, тем самым, которому приписывается авторство одного из канонических Евангелий.
По легенде Лука написал эту икону сразу после распятия Иисуса, причем в качестве основы иконы он взял стол, за которым сидел Иисус с апостолами во время Тайной Вечери.
Потом свеженаписанная икона лежала где-то в Иерусалиме в каком-то неподобающем ей месте, причем каким-то чудесным образом пережила и разрушение Иерусалима, и переименование в Эль Капитолина, и зарождение христианства, пока в IV веке её не подарили Святой Елене, случайно забредшей в тогда ещё не Святую Землю.
Святая Елена по какой-то неведомой причине привезла икону в Константинополь, хотя жила в Риме, а в Константинополе никогда не была.
По другой версии икону подарили не святой Елене, а святой Евдокии, супруге византийского императора Феодосия II, только она жила на 100 лет позже. И после переезда в Иерусалим обратно в Константинополь не возвращалась.

Нудные историки говорят что на самом деле икона была создана в Византии в период между IX и XI веками.
Достоверная история прослеживается только с XIII века, когда ее прислал в дар князь Червонной Руси Лев I Данилович из рода Рюриковичей (кстати, город Львов назван в его честь).

Так, пришло время для фотографий.
Раз уж говорим о монастырях и иконах, то пусть заглавным фото для поста будет храм, где хранится икона.




Немного о монастыре.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. В 1474 году на Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.

В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.


Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.


С историей закончили, переходим к фотографиям.

Вход в монастырь. Точнее, пока еще вход в крепость, окружающую монастырь.
Флаги всех стран, в том числе Израиля.









Вход в одну из церквей.
Солнечные часы работают синхронно.



Внутри крепостных стен.





Панно на стене.
Не совсем понятно по какой причине панно, но красочно.



Копия иконы.
Саму икону выставляют на всеобщее обозрение только два раза в год - на Пасху и на Рождество.





Внутри главного храма.
Всё в золоте, всё блестит. Сразу понятно что место очень небедное.









Статуя Иисуса.



Ещё один Иисус.



Башня.
На башню мы не попали. Как оказалось, доступ только в определенные часы и по записи.



Евангелисты на одном из входов в монастырь.



Ещё раз башня.



И еще один из входов.



Памятник кардиналу (забыл я его имя, каюсь).



Парк. По периметру стоят скульптурные группы, рассказывающие о Страстях Христовых.







По центру сам Иисус.
Неплохую известность приобрел простой еврейский парень из Назарета.
Или это Моисей, судя по скрижалям и 10 заповедям?



Монастырь со стороны парка.
Снимок против Солнца, поэтому качество совсем даже не очень.



Ладно, возвращаемся обратно.
И попадаем на богослужение.
Напоминаю, это копия иконы. Копий несколько, сама икона хранится где-то в защищенном месте.





Внутри все же богато. Даже не так - БОХАТО.





И на этом мы покидаем Ясногорский монастырь.



Далее была дорога в Краков.


Продолжение очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий