пятница, 5 мая 2023 г.

Valencia, или немного о Святом Граале

На следующий день мы все же попали в Кафедральный собор, или если более полно - в Валенсийский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы или Iglesia Catedral-Basilica Metropolitana de la Asuncion de Nuestra Señora de Valencia, один из старейших храмов Испании. Построен в XIII веке.

Во времена Римской империи на этом месте стоял стоял античный храм. Во времена вестготов здесь возвели первый Валенсийский собор. После завоевания Пиренеев арабами здание переделали в мечеть, а с XIII века храм снова стал христианским.
Освящение храма состоялось в 1238 году.

Это если очень коротко.


Но начнем по порядку.

Сначала мы опять пришли на площадь с двойным названием - Plaça de la Verge / Plaça de la Mare de Deu.



В окружении небольшой толпы детально разглядели статую, посвященную реке Турия (река в испанском языке мужского рода).
Турия когда-то протекала через всю Валенсию, потом частично высохла, частично ее воды разобрали на разные хозяйственные нужды, а в бывшем русле устроили множество парков.
Но фонтан, посвященный реке остался.



Фигура ангела.



И дальше был Кафедральный Собор.
Последняя капитальная реставрация Собора была проведена в 1972 году, и поэтому Собор выглядит как новенький.
Внутри все красиво и торжественно. И богато.

Алтарь.



Купол Собора.



Витражи.





Дарохранительница.
Более роскошная только в Кафедральном Соборе в Толедо.



И самая главная реликвия - Чаша Грааля, находящаяся в отдельно помещении.
Вход в помещение отмечен особым витражом.



И сама Чаша.



А теперь немного истории.
Для начала - из путеводителя: В соборе выставляется чаша, выдаваемая за Святой Грааль. Она была подарена Ватикану королем Арагона Альфонсо V в 1436 году. Этой реликвией пользовались в мессах многие Папы Римские, включая Бенедикта XVI. Она представляет собой чашу с арабскими надписями.

И немного более детально.
Святой Грааль от латинского Gradalis - в средневековых французских легендах одно из орудий Страстей - чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский (фигура мифическая) собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.

Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который вместе с копьем, пронзившим тело Христа якобы сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский (повторяю - фигура мифическая). В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия.

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и тому подобное. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета дает бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и прочих других радостей жизни.

В IX веке в Европе начинают охотиться за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, подлинность которых не вызывала сомнений у современников.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на Тайной Вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о ее местонахождении. В противовес Парижу, который монополизировал многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Парсифале главный герой ищет и находит волшебный замок Монсальват, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия.

Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 году прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери.

В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе, впервые у Кретьена де Труа в книге "Персеваль, или Легенда о Граале".
С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола — Персифаля и Галахада. Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака. Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.
Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесен на небо как святой.

В XIX веке примерно 6 или 7 городов объявили о том, что они обладают Граалем:
- Кафедральный собор Валенсии демонстрирует в зале капитула экземпляр чаши, якобы признанный в качестве подлинного самим Ватиканом.
- В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго как Святой Грааль была продемонстрирована чаша из антиохийского клада, которая позднее была датирована VI веком.
- Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи - Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует ее искать.

Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и предположительно их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котел Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден.
В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре.

Примерно так.
Вообще Испании как-то везет на реликвии, прибывшие прямиком из Иерусалима. То в Сантьяго-де-Компостела найдут гроб с нетленными мощами апостола Иакова Бен Заведи, примерно поле 800 лет после его предполагаемой кончины в окрестностях Иерусалима; то в Кафедральном Соборе в Овьедо обнаружат одновременно и щепку от креста, где был распят Иисус, и подошву от сандалии святого Петра и даже сударь - погребального платок с головы Иисуса.
Про реликвии в Толедо даже и говорить нечего.

Но тем не менее на Святой Грааль мы посмотрели. Даже хорошо посмотрели. А вдруг нам тоже повезет - и с едой, и с водой, и со здоровьем, и с материальными и финансовыми благами, и со всем прочим.




Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий