вторник, 22 ноября 2022 г.

Тбилиси, Цминда Самеба

Цминда Самеба в переводе - Святая Троица.

Закончив с пещерным городом мы поехали в Тбилиси. Самолет был поздно вечером; а днем метеорологи обещали дождь. Хороший дождь.
Обычно метеорологи шутят - обещают непогоду, а на самом деле на небе ни тучи, ни облака. Или обещают хорошую погоду, а на самом деле получается что-то совсем непогодное. Но в этот раз метеорологи справились со своей задачей, и обещанный дождь получился на славу.

И вот так мы ехали под дождем. Сейчас небольшая фотография храма Цминда Самеба в сумерках, потом рассказ про дождь.

Итак, по дороге до Тбилиси шел дождь. Потом мы въехали в Тбилиси, но дождь все равно продолжался.
От безысходности заехали в Tbilisi Mall, поели. Дождь продолжался.
Внутри торгового центра был большой супермаркет. От той же безысходности увлеклись шопингом, купили много сыра сулугуни. А дождь все не кончался.
Делать было нечего. Сыр был куплен, еда была съедена, в Тбилиси оставалось еще множество неосмотренных нами мест, а тут какая-то вода с небес.
И мы, не мудрствуя лукаво решили ехать вперед, через бури и грозы.

Основная достопримечательность, нами еще не посещенная - та самая церковь Святой Троицы, чей купол виден почти из любой точки Тбилиси.
Мы сели в машину, набрали в навигаторе магическое слово Sameba и поехали, руководствуясь подсказками электронного помощника.
Кто же знал, что церквей с названием Самеба в Тбилиси несколько.
Мы доехали до одной церкви. Навигатор радостно сообщил что "мы прибыли в место назначения". Вышли, осмотрелись. Ничего похожего на величественное строение и идет дождь.
Немного объяснили навигатору где он не прав, навигатор проникся. Поехали к другой церкви. Опять же выслушали радостный рапорт что мы прибыли. Прибыли в место. Но не в то. А дождь все шел.
Где-то на третий или четвертый раз мы поменяли поиск, ввели на правильном английском языке название "Holy Trinity Cathedral", и примерно через полчаса или даже час, продираясь через вечерние пробки и узкие улочки старого города доехали до невзрачной площади.
Дождь перестал, и уже изрядно стемнело.
Но мы приехали именно туда, куда и хотели приехать с самого начала.

Это был короткий рассказ о том, как важно знать иностранные языки.

Храм Цминда Самеба после дождя в сумерках.

Немного описания, все из справочников и путеводителей.

Идея строительства собора возникла в 1989 году и была приурочена к празднованию 1500-летия автокефалии Грузинской православной церкви и 2000-летия христианства.
Из-за распада Советского Союза и гражданской войны в Грузии строительство храма пришлось надолго отложить. Храм был заложен 23 ноября 1995 года, строительство велось на пожертвования граждан.

Отдавая дань традициям, в фундамент заложили святые предметы:
- камень с горы Синай, где Господь дал Десять заповедей Моисею,
- камень из реки Иордан, где крестился Иисус Христос,
- камень из Назарета, где праздновали Рождество,
- камень из Сиона, Иерусалим, где была похоронена Пресвятая Богородица,
- земля из Грузинского монастыря в Иерусалиме,
- земля из Гонио в Аджарии, откуда приехал Андрей Первозванный.

Священники заложили в фундамент также золотые монеты, а на фундамент положили две плитки с именами католикоса-патриарха Грузии и действующего на тот момент президента Грузии.

После освящения в Цминда Самеба из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.

В соборе 10 престолов; нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница и три храма, один в честь пророка Илии, второй в честь Святого Духа, в нем находится крестообразный бассейн для крещения, и третий в честь Иверской иконы Божией Матери над вратами монастыря, в нем проходят богослужения для глухонемых.

Внутри собора размещаются важнейшие церковные реликвии. Одна из них - крест, ранее возвышавшийся над древней грузинской столицей Мцхетой на месте действующего монастыря Джвари. Сейчас его хранят в золотом саркофаге.
Там же в соборе хранится драгоценная икона "Надежда Грузии". Икона выполнена из золота и драгоценных камней в древней технике искусства минанкари. На изготовление иконы ушло 30 килограмм золота, а ее себестоимость составляет 27 миллионов долларов. На иконе изображено 432 святых Грузии.

Собор занимает третье место в мире среди христианских храмов по высоте. Общая высота собора с подземным этажом более 100 метров, вес креста на вершине - 2 тонны.
Вокруг собора расположилось множество построек разного назначения, которые вместе образуют целый храмовый комплекс - он занимает территорию более 5000 квадратных метров и может вместить до 15 тысяч верующих.

Вот постройки разного назначения. Точнее - одна постройка.

Вход в храмовый комплекс. Вид изнутри.

Так более информативно.

Телевышка на горе Мтацминда.

Внутри собора.
Откровенно говоря внутренности собора не впечатлили. Все чрезмерно большое, чрезмерно блестящее. Огромные размеры подавляют. Нет атмосферы воздушной легкости, вместо этого - ощущение большого неиспользованного пространства и одновременно тесноты. Не знаю как у архитектора так получилось.
Хотя, вполне возможно я просто придираюсь, и при солнечном свете собор смотрится совсем по другому.

Но снаружи собор смотрится исключительно замечательно.

Дальше была поездка в аэропорт, сдача машины (как оказалось, это была совсем не тривиальная операция), потом томительное ожидание опоздавшего более чем на 2 часа самолета.
И наша совсем не длинная поездка по Грузии завершилась.

Окончание обязательно очень скоро последует.