среда, 16 ноября 2022 г.

Рабати или Ахалцихская крепость

Примерно в 100 километрах на юг от Боржоми привольно расположился выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества пещерный монастырский комплекс XII - XIII веков Вардзиа.
Курсивом я специально выделил цитату из путеводителя.
А примерно посередине также привольно расположилась средневековая Ахалцихская крепость, еще называемая Рабати. Различными крепостями и замками в Грузии никого не удивишь, в давние времена любой самый завалящий феодал считал своим долгом построить или крепость, или замок. А если хватало средств - то и то, и другое. И почти все эти крепости и замки, за очень редкими исключениями сегодня пребывают в качестве руин.
Вот Рабати как раз и является этим очень редким исключением.

План был такой - быстро-быстро смотрим на крепость, а потом долго и неспешно наслаждаемся видами Вардзиа.
И мы поехали. И застряли на добрую половину дня.



Итак, крепость Рабати.
Как всегда - немного истории, сухой и скучной. Предупреждаю, большая часть текста скопирована из разных справочников, поэтому любые огрехи и неточности не на моей совести, а на совести составителей этих самых справочников.

Предшественница крепости Ахалцихе - крепость Ломсиа (в переводе - Львиная), основанная в пределах современного города Ахалцихе в IX веке Гуарамом Багратиони, младшим сыном Ашота I, основателя Тао-Кларджетского княжества.
В конце того же века Ломсиа стала родовым владением грузинских князей Джакели династии Чорчанели, которые были весьма знатными и крупными феодалами и постоянно соперничали с династией Багратиони.
В эпоху правления царицы Тамары, в конце XII века род Джакели в очередной раз вступил в противостояние с правящей царской династией и стал соратником бывшего мужа царицы, князя Юрия Андреевича Боголюбского, который желал силой вернуть себе грузинский престол.

Немного прервемся, поговорим о князе Боголюбском, как он оказался супругом царицы Тамары и почему стал бывшим мужем.
Юрий Андреевич Боголюбский, младший сын Андрея Юрьевича Боголюбского, князя Рязанского и великого князя Владимирского. В русских летописях именуется Юрием Андреевичем; в армянских - князем Георгием. В грузинских летописях практически не упоминается, а если и упоминается (под именем Георгия Русского) - то с очень уничижительными эпитетами.

В 1185 году после смерти грузинского царя Георгия на престол взошла его дочь Тамара, на государственном совете решено было выбрать ей мужа. Кандидатуру посоветовал представитель купцов Абуласан: "Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе кипчакского царя Севенджа".
Купец Занкан Зорабабели отправился к половцам и привез оттуда княжича Юрия, "юношу доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания".
Согласно "Истории и восхвалению венценосцев", Тамара вначале отказывалась от брака и говорила, что вовсе не хочет замужества, но ее тетка Русудан, бывшая замужем за киевским князем Изяславом Мстиславичем и военные настояли на своем, после чего состоялось пышное венчание.

Статус Георгия Русского не вполне ясен. Автор "Истории и восхваления венценосцев" именует его "царем руссов и абхазов".
По мнению армянских летописцев две армянские надписи 1185 и 1191 года, на которых упомянут "царь Георгий Победитель", относятся именно к Георгию Русскому, а не к отцу и сыну Тамары, носившим то же имя.
Согласно армянскому историку Степаносу Орбеляну, Георгий командовал грузинскими войсками, взявшими город Двин. Согласно "Истории и восхвалению венценосцев", Георгий во главе грузинского войска совершил два успешных похода: первый - против земель Карса, второй - на восток, против "страны парфян".
Также Георгий и Тамара встречались с ширваншахом.

Однако вскоре отношения между супругами испортились. Грузинские летописи обвиняют Георгия в беспробудном пьянстве, мужеложстве и зоофилии. (От себя добавлю - армяне в своих выводах не столь категоричны. Про зоофилию и гомосексуализм они не сообщают, но отмечают его повышенную любвеобильность, а также увлечение спиртными напитками и жестокость). Два с половиной года Тамара терпела поведение мужа, хотя и обращалась через монахов с увещеваниями.
Многие историки отмечают, что конфликт различных групп грузинской знати также сыграл свою роль.

Тогда Тамара проявила решительность и решила расторгнуть брак, что для христианской страны было шагом практически не имевшим прецедентов. Она публично заявила, что собирается оставить брачное ложе из-за порочности мужа. Тетка Русудан и грузинские князья поддержали ее действия. В 1188 году Георгий был отправлен на корабле в Константинополь с большими сокровищами. Грузинские летописцы говорят, что Георгий был "изгнан из видимого рая" и "был несчастен не столько ввиду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар".

Согласно армянскому историку XII века Мхитару Гошу, "царство грузинское находилось в волнении, ибо Тамара, дочь царя Георгия, оставила первого мужа, сына царя рузов, и вышла замуж за другого мужа из аланского царства, именуемого по материнскому родству Сосланом…".

Через несколько лет, вернувшись из Константинополя, Георгий прибыл в Карну-Калак (современный Эрзерум), где к нему присоединились многие грузинские вельможи с войсками. Сторонники Георгия заняли Кутаиси, и он был коронован во дворце Гегути, его сторонники совершали набеги до самого города Гори. Однако в ходе развернувшихся военных действий армия, верная царице Тамаре одержала победу в битве на Ниальской равнине. Георгий попал в плен, но был прощен и отпущен. Однако вскоре он решил продолжить борьбу за власть и женился на половецкой княжне. Георгий отправился к Абу-Бекру, атабеку Азербайджана, который выделил ему земли в Арране. С войсками Гянджи и Аррана в 1193 году он вторгся в Кахетию и разорил долину Алазани, но отряд Сагира Махателисдзе разбил его.
Георгий бежал, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Возвращаемся к крепости, раз с личной жизнью царицы Тамары разобрались.
Когда мятеж был подавлен, по велению царицы Тамары все владения опального рода Джакели были переданы другой ветви династии Чорчанели, представители которой образовали новую династию Джакели и со временем стали одним из влиятельнейших родов Южной Грузии. Их усилиями Ломсиа превратилась в настоящий город с новым именем Ахал-цихе (в переводе - Новая крепость), который помимо крепости имел серьезную систему общегородских укреплений - высокие стены, охраняемые въездные ворота и сторожевые башни.

В первой половине XIV века князья Джакели получили от царя Георгия V титул атабега, после чего Ахалцихе на долгий срок превратился в столицу княжества Самцхе. На территории крепости была построена резиденция атабегов - замок Джакели, а также христианский храм-монастырь. В конце того же века Ахалцихская крепость получила серьезные разрушения во время завоевательного похода армии Тамерлана в Закавказье. Спустя столетие еще большие испытания выпали на долю Ахалцихе, когда почти весь город был сожжен тюркским войском Якуб-шаха.

В 1578 году Османская империя начала захватывать земли княжества Самцхе, правители которого поначалу пытались дать отпор захватчикам, но силы были неравны. В 1579 году князья Джакели добровольно сдали Ахалцихе в руки турок и стали одними из первых грузинских феодалов, которые приняли ислам. Это помогло Джакели сохранить свою власть, и когда в 1628 году османы объявили город центром провинции (пашалыка) князья просто сменили наследственный титул атабега на титул паши. Так начался новый период существования Ахалцихской крепости, которая отныне являлась важным укреплением на рубежах Османской империи.

В ходе войны с турками в августе 1828 года у стен Ахалцихе произошло большое сражение между русскими войсками и 30-тысячной турецкой армией. Турецкие войска были разбиты и отступили, после чего крепость была занята русскими войсками. В феврале 1829 года турецкие войска попытались отбить крепость.

В 1853 году в ходе Крымской войны к Ахалцихской крепости было направлено 18-тысячное турецкое войско, но оно было остановлено 7-тысячным отрядом князя Андроникашвили, состоявшего главным образом из грузинских нерегулярных кавалеристов. Отряд одержал решительную победу, которая во многом остановила наступательные действия Османской империи в Закавказье.

В мае 2011 года началась реконструкция крепости Рабат, которая сопровождалась реставрацией и достройкой многих зданий, разрушенных еще в незапамятные времена. В рамках проекта на территории крепости были обновлены мечеть Ахмедийе, минарет мечети, медресе, замок Джакели, бани, цитадель, стены крепости и православная церковь. Также был восстановлен тоннель, ведущий к реке Поцхови. В рамках проекта были отремонтированы и две основные улицы крепости, обустроена мостовая, отреставрированы фасады и крыши зданий.
Часть финансирования обеспечила Турция, заинтересованная в сохранении культурного наследия османов.

На этом с историей закончим и приступим к фотографиям.



Вход в крепость.
Крепость разделена на две части - нижнюю и верхнюю. Вход один, но нижнюю часть, где расположены кафе, гостиница и сувенирные лавки можно посещать бесплатно. Вход в верхнюю часть платный, но не очень платный, а так - условно платный.



Угловая башня.



Вид на центральную площадь города Ахалцихе. В центре - памятник царице Тамаре.



Просто вид на город и дорога, ведущая в крепость.



Нижняя часть крепости.



Гостиница. Называется Rabath.
Слово "рабат" имеет арабские корни. Этот термин в арабских странах означает район, прилегающий к крепости и окруженный дополнительной оборонительной стеной. Но здесь "рабат" стало обозначением самой крепости, окончание "-и" в названии Рабати - влияние грузинского языка.



Одна из смотровых угловых башен.



Очень важное здание. С виду похоже на часть дворца какого-нибудь важного вельможи.
Но это только с виду. На самом деле тут находится туалет.



Выход из туалета.



Ресторан.
Ни одно уважающее себя туристическое место никак не может обойтись без ресторана.



Слева - сувенирная лака.



Общий вид нижней части.







Клумбы, как в лучших домах.
Вообще неплохо.



Еще немного гостиницы.



И еще клумбы.
И на этом с нижней частью покончили.



Дальше - верхняя часть, которая только для избранных, то есть для тех, кто купил входной билет.







Дворец князей Джакели.



Беседка.



Каменные бараны.
С этими баранами немного непонятно - то ли их нашли во время раскопок и последующей реставрации, то ли специально изготовили "под старину".
Но раз они стоят - значит это кому-то нужно.



Входные, точнее "въездные" ворота.



Опять тот же княжеский дворец.
Надо сказать что и дворец, и месть и прочие восстановленные здания очень красивы и интересны снаружи и весьма неприглядны внутри. Точнее, внутри здания пустые, много комнат (в случае с дворцом), огромные пространства - и пустота. Немногочисленные экспонаты, найденные при раскопках демонстрируются в музее при крепости, особо ценные экспонаты увезены в центральный музей Грузии в Тбилиси.
Кстати, местный музей на территории крепости платный, причем плата за вход в музей выше, чем плата за вход в верхнюю часть крепости. Все экспонаты - различные обломки различных частей интерьера, потерянные в свое время монеты и так далее. Интересно только для особых ценителей древности.



Фонтан. Просто фонтан.



Здание.



Мечеть Ахмадийе.



Колоннада рядом с мечетью.



Немногочисленные любознательные туристы.



Стена внутреннего двора.



И там же почему-то традиционная средневековая комната зажиточного грузинского семейства.
Деревянный резной орнамент - обязательная часть жилой комнаты, как в советское время ковер на стене в гостиной.



Еще одна сторожевая вышка.
На вышку можно подняться и обозреть окрестности, что мы и сделали.



Крепостная стена, вид сверху.



Горы рядом, тоже вид сверху.



Вся крепость Рабати, и опять же вид сверху.



Несколько фотографий уже внизу, спустившись с башни.





Христианская церковь.



Внешние, а заодно и внутренние ворота.



Хорошая крепость, если откровенно - мы такого не ожидали. Это был приятный сюрприз.

Ахалцихе был очень толерантным городом, вместе жили армяне, грузины, турки, евреи, азербайджанцы и прочие народы. В XVI - XVII веках евреи составляли более 40% населения, в городе было несколько синагог и несколько микв.
Сейчас в городе осталась одна действующая синагога. Мы ее немного поискали (ну как немного - примерно минут 40 крутились по узким улочкам старой части Ахалцихе), но не преуспели в своих поисках. В тот день Google Maps работал в режиме Ивана Сусанина, и выключить этот режим у нас не получилось.

Далее мы поехали по заранее намеченному маршруту, в Вардзиа. Расстояние от Ахалцихе до Вардзиа - примерно 50 километров, но почему-то это расстояние надо было ехать немногим более двух часов. Странно, асфальт хороший, траффик небольшой. И мы поехали.
Мы ехали, ехали, ехали. Так проехали километров 10, может чуть меньше. И тут асфальт закончился.
Точнее, асфальт там был, даже совсем недавно. Но дорогу решили отремонтировать. Как ремонтируют дорогу в Грузии я уже писал в посте про каньон Окаце - асфальт тотально снимается на очень большом отрезке дороге, потом одновременно на этом же отрезке ложится (или кладется?) новый асфальт.
Большой отрезок в данном случае - почти до самой Вардзии, судя по красной линии трафика на карте.
Надо сказать, что мы немного проехали по кочкам и выбоинам. Ехать в таком режиме не понравилось сразу.
Если в нашей прошлой поездке у нас была совсем убитая старая машина, пережившая многое на своем веку и не боящаяся ни ям, ни рытвин, то в эту поездку нам дали новую Toyota Corolla со всего 11000 километров пробега. И дело даже было не в новизне автомобиля - если бы с машиной что-либо случилось, то непонятно сколько времени надо было ждать помощь, и не факт что она вообще могла прийти откуда-нибудь.
Не добавляли оптимизма и редкие встречные машины, покрытые пылью ремонтируемой дороги. Машины были покрыты пылью, водители были покрыты пылью, пассажиры были покрыты пылью.

Так мы не попали в Вардзиа.
Зато потом все же посетили другой пещерный город.


Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий