понедельник, 21 ноября 2022 г.

Пещерный город Уплисцихе

Как я уже писал ранее, мы не попали в пещерный комплекс Вардзиа.
Надо сказать что Вардзиа наиболее известный, наиболее раскрученный и наиболее <прочие прилагательные> пещерный комплекс Грузии. И также надо сказать, что подобных известных пещерных комплексов несколько.

Наиболее труднодоступный - комплекс Давид-Гареджа, на территории Грузии находятся два монастыря комплекса: Лавра и Тетри-Удабно.
Монастырь Ванис-Квабеби, самый крупный из пещерных комплексов, состоит из 19 уровней (для сравнения - в Вардзия только 8 уровней). Комплекс наполовину разрушен частыми землетрясениями и доступ туристов туда закрыт.
Пещерный монастырь Цодвилт Кохеби, самый малоизученный комплекс. В переводе означает "Хижины грешников", построен между XI и XIII веками.
И пещерный город Уплисцихе, один из старейших городов не только Грузии, но и мира.

В тот день мы распрощались с Боржоми. Самолет из Тбилиси был вечером, и оставшееся время было решено потратить с пользой, а именно посетить Уплисцихе, благо пещерный комплекс находится в пригороде Гори, а от Гори до Тбилиси рукой подать.
Метеорологи обещали дождливый день, и, как это ни странно - не обманули. Но дождь начался только во второй половине дня, а пока над этой часть Грузии висели тяжелые дождевые тучи.


Итак, Уплисцихе.
Начнем с названия. Историки выдвинули две версии.
Первая: город назван в честь Уплоса, сына мифического предка грузин Картлоса.
Начнем с самого начала, или как это было принято у древних - с космологии, чтобы понять кто на ком стоял.
Пропустим Адама, Еву, Каина, Авеля и прочих, перейдем сразу ко временам после Потопа. Самый известный человек, спасшийся после Потопа - Ной.
У Ноя было 3 сына - Сим, от которого произошли евреи, арабы, эфиопы, арамеи, мальтийцы и прочие; Хам, от которого произошли египтяне и остальные грубые и невежественные люди; и Яфет, от которого произошли все остальные, кроме монголов, корейцев, китайцев, японцев и прочих.
У Яфета было 7 сыновей, старшего из которых звали Гомер (не путать с древнегреческим поэтом).
У Гомера в свою очередь было 3 сына: Ашкеназ (не путать с еврейским европейским этносом), Рифат и Тегарма (или Фогарма).
У Фогармы в свою очередь тоже были сыновья: Хайк, от которого произошли армяне; Картлос, от которого произошли грузины; Бардос, от которого произошли албаны (не путать с современной Албанией, речь идет о Кавказской Великой Албании); и так далее. Там еще и прародители леков, вайнахов и прочих народов Кавказа и окрестностей.
От Картлоса произошел народ - картвелы; этот народ построил свое государство - Картли, а самоназвание Грузии - Сакартвело, и тоже включает в себя имя Картлоса.
У Картлоса в свою очередь тоже были сыновья, один из которых по имени Мцхетос основал первую столицу Картли Мцхету, и еще один по имени Уплос, который основал Уплисцихе.

Несмотря на всю фантастичность этого генеалогического древа, в нем есть некоторое рациональное зерно. Существует довольно убедительная историко-археологическая теория, точнее - гипотеза о ближневосточном происхождении предков грузин и армян. Согласно этой гипотезе, прото-армянские и прото-грузинские народы жили на территории Месопотамии, и были вытеснены на север шумерами, аккадцами и разнообразными семитами. Так они мигрировали, пока не уперлись в непроходимые Кавказские горы.

Возвращаясь к названию. Вторая версия.
"Упали" в переводе с грузинского - Бог. Соответственно, Уплисцихе - Божья крепость.
Вторая версия больше похожа на правду, потому как Уплисцихе большую часть своей истории, вплоть до прихода в Грузию христианства выполнял функции духовного центра государства.

Теперь немного истории. Постараюсь быть кратким, ибо история длинная и немного запутанная.
Использована информация из нескольких справочников.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе был основан в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры.
Первоначально Уплисцихе был основан примерно в 3 километрах от своего нынешнего местоположения, на холме, который сегодня называется Катланисхеви. Это было примерно в середине II тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы. Поселение просуществовало несколько веков, пока не произошел некий катаклизм - пожар, землетрясение, эпидемия или нашествие врагов. На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры во времена железа поселение или уже город переместился на свое нынешнее положение.

Уже в те времена прото-Уплисцихе был центром культа, в нем поклонялись некоему женскому солнечному божеству, символом которого позднее было колесо. Глиняная статуэтка, единственное изображение этого божества было обнаружено только на холме Катланисхеви.

Есть археологические данные о торговых связях Уплисцихе этого периода с Урарту и Мидией

С течением времени популярность центра увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится крупным городом.
В последующий период, вероятно в конце I - начале II века в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов всего за несколько десятков лет.

Рост Уплисцихе приходится на период формирования Иберии, столицей которой становится Мцхета. Уплисцихе выделялся среди остальных городов Иберии своим преимущественно культовым значением. Большинство его сооружений имели только культовое предназначение, и Уплисцихе, таким образом, являлся именно храмовым городом, главным культовым центром Иберии.
Росту города дополнительно способствовало то обстоятельство, что он находился на одном из торговых путей, соединяющих Европу и Ближний Восток, который проходил между Черным и Каспийскими морями.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причем каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырех метров, причем глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счет различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города производили вино, однако не по практическим соображениям, а по культовым. Скорее всего произведенное здесь вино считалось священным.
В городе не обнаружено следов обработки металлов или гончарного производства. Вероятно все эти материалы, а также сельскохозяйственная продукция поступали в город извне в качестве даров.

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами началась война, которая закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Согласно обнаруженным церковным документам того времени, призывающий предать смерти язычников Уплисцихе. Возможно, что многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен Храм Солнца, находящийся на самой верхней части города. Еще один, больший по площади языческий храм, выходивший на Центральную площадь в VI веке был перестроен в христианскую базилику. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называли "церковью Уплисцули" или в переводе церковью Принца.
Базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

На протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе.
В IX - X веках Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные села.)

История Уплисцихе этого времени известна по летописным сообщениям, где отражались довольно регулярные переходы города из рук в руки. Стратегическое положение Уплисцихе делало его естественной целью всех правителей, которые ставили своей задачей завоевать Картли.
Первоначально, с сороковых годов IX века Уплисцихе владел грузинский царь Баграт Куропалат, потом последовал длительный период арабских завоеваний, в 904 году Картли вместе с Уплисцихе завоевал царь Абхазии Константи III.
Некоторое время Уплисцихе находился в руках армян под предводительством Сумбата Тиезерекала и арабов; в 914 году Картли опустошило войско Саджа Абуль-Касима. После ухода арабов, Уплисцихе вновь находился в руках царей Абхазии.
В 975 году правителем Уплисцихе стал знаменитый Баграт III, приемный сын Давида Куропалата, который, заняв престол в 978 году, впервые объединил Грузию.
После этого правительницей Уплисцихе долгое время была мать Баграта III, Гурандухт. Последующий период в летописях освещен менее подробно. Известно, что Уплисцихе пострадал от нашествия сельджуков в 1080 году.
В 1122 году грузинский царь Давид Строитель освободил Грузию от арабов, государственный центр сместился в Тбилиси, и значение Уплисцихе стало падать.

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчет при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

После монгольских набегов XIII - XIV веков Уплисцихе перестал быть городом и утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов - жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана (от себя добавлю - число не совсем достоверное, опирается не на летописи, а на позднейшие народные пересказы). Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены.
С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение - в случае нашествий местные жители окрестных сел укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Ее первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848 - 1849 годах.

В XIX веке швейцарский путешественник и археолог Фредерик Дюбуа первым из западноевропейских исследователей посетил Уплисцихе, и обнаружил армянские и арабские надписи, при этом не обнаружил ни одной надписи на древнегрузинском языке. И там же он встретил и местных жителей, которых назвал троглодитами, вероятно в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землей пещерах.

В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода город полностью опустел.

Так. С короткой историей города закончили, пора переходить к фотографиям.
Скажу сразу - пещер там много. В какой пещере был магазин, в какой была аптека, а в какой был тронный зал - я уже не помню. Точнее, при посещении помнил. А как только вышли - сразу и забыл.

Как я уже говорил, в этот день обещали сильный дождь. Пока еще дождя не было, но большие и серьезные тучи уже присутствовали в большом количестве.

Въездная дорога в город.





Естественные укрепления.



Сам город находится на возвышенности.





Леса со времен нашествия хана Хулагу успели вырасти.



Река Кура.





Многочисленные туристы.



Остатки того самого поселения, жителей которого по настоянию археологов переселили в 1968 году.





Вдалеке за мостом - небольшое поселение Квахврели.
В Квахврели тоже есть небольшой пещерный комплекс, построен армянами в VII веке. Весь комплекс состоит из 17 хачкаров (хачкар - вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень». Из справочника).



Разной сохранности пещеры.





Та самая церковь, что была построена в незапамятные времена, потом разрушено, потом опять построена и так далее.
Церковь действующая, только непонятно где ее прихожане.





И еще пещеры.





Ну очень много туристов.



Окрестные поля.
И тучи, что над городом стали.



Еще разные пещеры.















Тучи, леса, поля, туристы.
Все смешалось в доме...



Просто гора и тучи.



Туристы.





Скалы внизу.



Скалы сбоку.



И на камнях растут деревья.



Остатки былой роскоши.
Gloria mundi и далее по тексту.









Последний кадр из Уплисцхике.



И дальше мы поехали в Тбилиси. И попали под дождь.
Дождь был хороший, сильный. Но зато машина помылась, что тоже неплохо.


Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий