пятница, 18 ноября 2022 г.

Пустынь Серафима Саровского

Над названием я думал долго. Перебирал разные слова - храм, церковь, келья, часовня, скит, прочие. Да, я знаю много слов, разных и разнообразных. Но ни одно из них не подходило для обозначения явления. И тут, углубившись в дебри Интернета, а точнее в очередной православный сайт, повествующий о чудесах старца Серафима нашел подходящий термин.

Пустынь - небольшая мужская монашеская община, имевшая обычно не более одного храма. Либо скит, удаленный от основного монастыря и располагавшийся в незаселенном людьми месте.
Именно то, что нужно.

К храму (церкви, келье, часовне, скиту и прочим) легче всего подняться по канатной дороге от входа в Центральный парк Боржоми.
С одной стороны - можно прокатиться на новом виде транспорта; с другой стороны - пройтись немного по осеннему лесу.
Что мы и сделали.

Сейчас будет несколько фотографий, а потом пойдет развесистая клюква о связи Серафима Саровского с Боржоми.

Внизу - Боржоми. Черные полосы слева - канаты.


Внизу медленно (на самом деле довольно быстро) проплыл павильон Екатерининского источника минеральной воды.



И там же внизу начинающаяся осень.







Канатная дорога короткая, буквально 5 минут - и мы уже на верхней станции.
Боржоми с высоты крупным планом.



А это более мелким планом.
Черные жирные линии - канаты.



Кабинка. Поехала обратно.



От станции до храма (церкви, кельи, часовни, скита и прочим) еще надо пройти примерно полтора или два километра.
А чего не пройти, если дорога хорошая, асфальтированная, ведет через лес. День теплый, солнечный и птицы поют.

Одно дерево растет из другого дерева.



На следующем дереве непонятный знак. Точнее, он понятный для знающих грузинский язык. А мы остались в недоумении - то ли это обращение к людям, чтобы они не выпускали лошадей и коров; то ли это обращение к лошадям и коровам, чтобы они не ходили куда им вздумается.



Лес, просто обычный лес.





И внезапно на дороге.
Эти коровы явно не умеют читать по-грузински.



И мы почти пришли. Значит подошло время немного поговорить о старце Серафиме и как и почему он вдруг оказался в Боржоми, хотя при жизни никуда дальше Тамбова и Курска не выезжал. И заодно - что я там говорил про лапшу на ушах в предыдущем посте? Так вот, там была не лапша, а какая-то мелкая вермишель. В легенде о пребывании Серафима Саровского в Боржоми уже не лапша, а настоящие густо заваренные спагетти, в огромных количествах.
Там и рассказы о том, как святой кормил диких зверей; и как он усмирял одним кротким взглядом разбойников; и как сам государь император самолично и саморучно, а точнее - самоножно преклонял колена для молитвы на камне, где обычно спал старец. И прочие чудеса. Это, кстати говоря, на вполне официальных сайтах и в рассказах лицензированных гидов.
И отзывы - какое это старинное намоленное место, и как в этих местах чувствуется присутствие святого Серафима, и какая благодать сошла, и так далее.

А теперь немного совсем сухой истории. Из справочника: Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Мошнин, (в некоторых источниках Машнин), точный год рождения неизвестен - от 1754 до 1759, место рождения - Курск; умер в 1833 году в городе Саров Тамбовской губернии. Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Великий подвижник Русской церкви и один из наиболее почитаемых монахов в ее истории.

В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета вышли "Духовные наставления отца Серафима" - краткое описание жизни монаха.
Первое "Сказание о жизни и подвигах" старца Серафима с подзаголовком "Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника" вышло в 1841 году в Москве за подписью иеромонаха Сергия.
В 1844 году в XVI томе журнала Маяк вышло более подробное сказание о старце Серафиме авторства Георгий, настоятель Николо-Барковской пустыни, ранее живший с отцом Серафимом в Саровском монастыре; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге.
В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф издал еще более подробные сказания, которые с дополнениями были переизданы в 1856 году.
Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря, по его архивным документам и рассказам очевидцев вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима.
Последняя редакция "Жития" была издана в 1903 году под редакцией печально известного фальсификатора Сергея Нилуса, автора "Протоколов Сионских мудрецов".

Надо сказать что описание жизни скромного монаха от издания к изданию претерпевало серьезные изменения, явно под влиянием как требований времени, так и под влиянием различных библейских сказаний прошлого. То старец начинал вести патриотические речи о государе-императоре, то начинал активно бороться со старообрядцами.
Святой Герасим приручил льва, но в заповедных и дремучих страшных муромских тамбовских лесах со львами явно не складывалось. Там больше волки, а не хищники пустыни, поэтому отцу Серафиму пришлось приручить медведя. Умножение еды - явная отсылка к Иисусу и апостолу Петру; а с девой Марией на бытовые темы не беседовал только самый ленивый. И так далее и тому подобное.
В самом первом издании 1839 года ничего подобного не было.

Так бы все это и осталось только интересом для историков религии, но в дело вмешался сам император Николай II.
Последний представитель дома Романовых Ольденбург-Гольштейн-Готторпской ветви Саксен-Кобург-Готской династии был весьма подвержен влиянию разных странных личностей (вспомнить тех же Григория Распутина или Матрону Босоножку) и тяготел к мистицизму.
Николай II лично потребовал канонизации святого (скорее всего по настоянию супруги). По воспоминаниям графа Витте: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима
В 1903 году Серафим Саровский был причислен к лику святых.

Все это хорошо и замечательно, но при чем тут Боржоми и коленопреклоненный император Всея Руси на камне в лесу?
Основная лапша, то есть спагетти на ушах начинаются именно отсюда.

Что и как было: в 2007 году некоему жителю города Боржоми по имени Тамаз Куртанидзе три раза подряд приснился один и тот же сон. Во сне к нему приходил старец в белом одеянии и что-то требовал.
Тамаз, ревностный прихожанин Грузиснкой православной церкви, будучи не слишком искушенным в церковных делах обратился за помощью к более опытным товарищам, а именно к митрополиту Боржомскому и Бакурианскому Серафиму.
Митрополит Серафим посоветовался со своими духовными братьями, почитал умные книги и так понял, что являвшийся во сне простому прихожанину старец есть ни кто иной, как сам Серафим Саровский.
Неведомым простым смертным образом церковные власти связались с самим Серафимом Саровским, который:
- подтвердил что он - это именно он
- указал место, где должна стоять церковь, а также сказал, в честь кого ее следует возвести.

Церковь, а также сопутствующие помещения возвели очень быстро. В качестве эскиза проекта использовали фотографии избушки старца в Сарове.
Тут надо сказать, что избушки, камень, беседки, клетки для медведя и прочие интересные сооружения возвели в 1902 году, когда готовились к канонизации. Реальный, не выдуманный отец Серафим жил в очень простой келье, без каких-либо клеток для медведей и без беседок для душеспасительных бесед.
Почему фотографии - в городе Саров в 1946 году был размещен строго засекреченный объект по разработке ядерного оружия под названием КБ-11. Потом город неоднократно менял свое название: База-112, Горький-130, Кремлев, Арзамас-75 и Арзамас-16. После распада Советского Союза городу было возвращено историческое название Саров, но основное предприятие под странным названием РФЯЦ-ВНИИЭФ (Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, как вообще можно использовать столь неблагозвучные канцеляриты?), основное занятие - производство ядерных боеприпасов так и осталось засекреченным. То есть попасть в город сложно, а иностранцам - практически невозможно.

В том же 2007 году строительство пустыни было завершено. Сделано точно так, как было на лубочной фотографии - избушка, вольер, беседка, камень. В избушке нарисовали большую картину, которая занимает всю стену, с изображением старца, кормящего медведя.
Не забыли корзинку с сухариками, которыми по поздней легенде Серафим Саровский одаривал всех приходящих в церковь.

Ну и чудеса, без которых никак не может существовать ни одно более-менее уважающее себя место паломничества. Специально скопировал часть текста с церковного сайта: Не успели построить и освятить пустынь, как сразу же на ее территории начали происходить чудеса. Владыка рассказывал, как мальчишка из села, помогавший художнику расписывать церковь, узнав, что в округе когда-то водились косули, захотел увидеть их вживую. Святой Серафим Саровский услышал просьбу мальчика и не смог остаться равнодушным к чистой детской молитве. Уже спустя несколько минут парень вышел из храма и увидел на опушке косулю. Она испугалась удивленного возгласа ребенка и убежала в лес. Больше косуль с тех пор в Боржомском лесу никто не видел.

От себя добавлю: Боржомский лес является частью заповедника "Национальный парк Боржоми-Харагаули". Посещение парка бесплатное, но обязательна регистрация; в случае чего особо беспечных туристов начинают искать местные егеря. Заповедник большой, есть маршруты на 3-4 дня. Большая часть маршрутов проходит по горам и лесам, в лесах водятся волки, шакалы, лисы, медведи (да, там живут настоящие дикие медведи), олени, косули и так далее.
Во время регистрации также обязательна небольшая лекция - как отличить волка от шакала и от лисы, как защититься от медведя, как не испугать оленей и косуль, коих в тех местах великое множество.
На приезжих городских жителей рассказ о редкой косуле, пробежавшей перед удивленным ребенком действует. На местных - не очень.

Церковь.
Внутри, кроме собственно церкви небольшой магазин без продавца - разложены иконы, книги и прочее, на каждой вещи указана цена. И тут же касса, покупатель сам оставляет деньги и сам же отсчитывает себе сдачу.



Колодец.



Избушка.
Вместе с нами одновременно приехала местная школьная экскурсия. Грузинские дети, как и все дети в мире довольно шумные.
Шум, гам, дети, учительницы.



Дорожка в лесу вокруг всего этого великолепия. Дорожку, согласно поверью посоветовала сделать святому Серафиму сама Матерь Божья. Если пройти по дорожке против часовой стрелки и загадать желание - оно обязательно исполнится.
Вот мы так и пошли, против часовой стрелки. Желание в тот момент было одно - чтобы дети перестали галдеть.





Сделали круг, вернулись. Дорожка довольно короткая, несколько сотен метров.
Шумные дети исчезли, основную массу забрал школьный автобус.
Работает! Надо было загадать какое-нибудь более существенное желание.



Беседка с камнем, на котором преклонял колена сам государь император Николай под порядковым номером II.
Напоминаю, что весь комплекс был построен в 2007 году.



А мы пошли обратно.



Остатки какой-то стены в лесу.



Лес и горы вокруг.






Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий