понедельник, 14 ноября 2022 г.

Мцхета, храм Светицховели

На следующее утро, точнее на следующий день мы получили заранее заказанную машину и двинулись далее по также заранее намеченному маршруту в Боржоми.
В эту поездку нас все время преследовали разные мелкие нестыковки. То задержался самолет с вылетом из Тель-Авива; то мы получили номер в гостинице не сразу по приезду, а через несколько часов томительного ночного ожидания; то машина была готова не в 10 утра, как было оговорено, а в 12 часов дня. Апофеозом стала почти трехчасовая задержка с вылетом обратно.
Но об этом более подробно в заключительном посте нашей грузинской эпопеи. А пока мы выехали в сторону Боржоми.

Древняя столица Грузии, а если точнее - древняя столица Иверии Мцхета находится примерно в полутора десятке километров от современного Тбилиси. Немного времени у нас было, и мы решили использовать его с пользой, заехать и посмотреть на древности.

На фотографии: монастырь Джвари, по дороге из Тбилиси в Мцхету.


Надо сказать что по всей Грузии такого типа церквей, монастырей, замков и крепостей великое множество. Большая часть пребывает в состоянии руин, которые очень живописны издалека и очень неприглядны вблизи. Совсем малая часть отреставрирована, и еще меньшая часть открыта для посещения.
А жаль, туристы, любознательные и не очень такое любят. И несут свои денежки в клювике, только чтобы услышать очередную наспех придуманную байку о великих деяниях героев прошлых веков.

Там, где мы остановились на фотосессию как раз подумали и о туристах, и о собственных доходах.
Один ресторан грузинской кухни, второй ресторан грузинской кухни, третий ресторан грузинской кухни. И скромное кафе под ультимативным названием "Самое вкусное хинкали".
Но нас интересовало не хинкали, а виды.



Быки в повозке искусственные, чтобы никто ничего не подумал.



Мцхета. Буквально слово означает "город месхов" или "земля месхов". Месхи, они же мошки (или мушки), и они же мосхи - один из древних этносов, образовавших в дальнейшем грузинский народ.
Это было рациональное объяснение. Есть еще мифологическое - город основан легендарным Мцхетосом, сыном Картлоса, мифического предка всех грузин.
Про Картлоса и его сыновей будет немного позже, в посте про пещерный город, пока продолжаем.

Первые люди основали поселение в районе Мцхеты еще в начале II тысячелетия до нашей эры. Названия и занятия этих народов неизвестны.
В VI веке до нашей эры возникает одно из первых протяженных государств в этой области, столицей становится Мцхета.
В IV веке до нашей эры весь регион завоевывается войсками Александра Македонского.
В I веке до нашей эры вся тогдашняя Грузия завоевывается римскими войсками, руководит легионами Гней Помпей Магн (который позднее вмешивается в борьбу между наследниками последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев, вследствие чего Иудея теряет свою независимость и становится провинцией Рима). От тех времен остался "мост Помпея" - небольшой каменный мост через ручей, построен более 2000 лет тому назад.
В V веке нашей эры царь Дачи, сын Вахтанга I Горгасали переносит столицу из Мцхеты в Тбилиси.
История Мцхеты на этом не заканчивается, в приходом христианства в Мцхете строится храм Светицховели, о котором сейчас и поговорим.

Светицховели, или в переводе - Столп Животворящий, кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов.
Далее - из справочника: Мцхета была городом, где святая Нина Кападокская проповедовала христианство. Благодаря стараниям святой Нины христианство в качестве государственной религии было объявлено царем Мирианом III, современником императора Константина I. В первые годы после обращения Грузии в христианство в центре города, на том месте, где, согласно преданию, была погребена Риза Господня построили небольшую деревянную церковь, таким образом подражая Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Археологические раскопки выявили остатки деревянной церкви внутри собора.

В начале раннего средневековья Мцхета была культурно развитым городом. Надгробие, датируемое концом IV - началом V века, найденное в некрополе Самтавро, содержит эпитафию на греческом языке, рассказывающую о главном архитекторе и архизографе (художнике) Мцхеты Аврелии Ахолисе.
К V веку нашей эры маленькая церковь уже не удовлетворяла растущую христианскую общину города, и царь Вахтанг I Горгасали построил большую базилику, самую крупную на тот момент Успенскую церковь в Грузии, которая сохранилась до XI века. В этом же периоде было избран первый Католикос всея Грузии, резиденция которого располагалась в Светицховели, в Мцхете. Сын и наследник царя Вахтанга Горгасали, Дачи (начало VI века нашей эры), перенес столицу из Мцхеты в более легко защищаемый Тбилиси в соответствии с завещанием, оставленным его отцом.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырехстолпная трехнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Уты Арсукидзе (редчайший случай когда имя архитектора остается в истории; имя Арсукидзе было упомянуто в надписи на фасаде).

На всем протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратиони.

Театр начинается с вешалки, это знают все. А любое туристическое место начинается с продажи сувениров.
Светицховели не стал исключением, чтобы добраться до входа в храмовый комплекс надо пробиться через плотную толпу продавцов и жаждущих самых лучших сувениров покупателей.

Начало. Можно купить шубу.



А еще можно купить воду простую, воду из Боржоми и чачу.
Очень удобно, выпил литр-другой чачи и уже никакой храм не нужен.



Ковры, коврики и прочее.



Кто-то уже даже согнулся под тяжестью покупок.



Чурчхела - это наше все.
И свежевыжатые соки, это тоже наше все.



Музей, украшенный мощными коринфскими колоннами тоже начинается с винного магазина.



С трудом, но все же мы добрались до входа.





Вход в главный храм.



Внутри, как это всегда в древних храмах темно и торжественно.



Древние фрески.
Ну как древние - XVII век, были отреставрированы в XIX веке, потом еще повторно в 20-х и 70-х годах прошлого века.





Самое священное место в храме - каменная сень.
Согласно легенде первоначальный храм был деревянный, на этом месте в качестве одной из опор храма стоял кедр из Кедронской долины в Иерусалиме (от себя отмечу что в Кедронской долине кедры и вообще деревья никогда не росли, возможно кроме случайно прораставших олив).
Так вот, согласно той же легенде после очередного пожара (землетрясения, нашествия врагов, других катаклизмов) кедр судом уцелел и остался висеть в воздухе, удерживаемый высшими силами. Вокруг кедра построили каменную строение, во избежание порчи столь драгоценного артефакта.







Бывшая кафедра католикоса - патриарха Грузинской православной церкви. Сейчас в здании находится этнографический музей, а кафедра переехала в Тбилисский храм Цминда Самеба.





Храм с тыльной стороны.



Крепостная стена.
Храмы в древности всегда окружали стеной, в качестве первой линии обороны от непрошенных гостей.



Часовня.



Монастырь вдалеке на горе.



Увеличенная копия креста святой Нины.
Далее - из справочника: Крест святой Нины - христианская реликвия, крест, сплетенный из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине, перед тем как направить ее в Грузию.
После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете, но после усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесен в область Тарон в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.
В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более чем полувека крест хранился в селе Лыскове Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнес крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси.



Дальше должна быть современная Мцхета. Но современный город ничем особо не интересен. Обычный небольшой опрятный городок, где практически ничего не напоминает о былом величии.
Поэтому мы собрались поехали даль, пить воды Боржоми и гулять под полной Луной.


Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий