понедельник, 16 мая 2022 г.

Батуми, парки и здания, день первый

Продолжаем.

Чем очень удивил Батуми - необычной архитектурой. Не всей, слепое подражание Италии зачастую выглядит аляповато, зато современная архитектура выше всяких похвал. Большая часть высотных красивых зданий еще строится, но уже сегодня Батуми чем-то неуловимо становится похож на Макао.


Теперь немного истории.
Не мудрствуя лукаво я просто скопирую информацию из справочника, так будет и проще, и более информативно.

Для начала: аджарцы - это перешедшие под влиянием турецких завоевателей в ислам грузины. Говорят на грузинском языке, почти ни чем не отличаются от остального населения Грузии. Существовавшая во времена Советского Союза Аджарская АССР - практически единственная автономия, основанная не на национальном, а на религиозном принципе.

Далее - из справочника.
Впервые территория Аджарии была заселена ещё в каменном веке. Бассейн реки Чолоки являются одним из главных очагов мировой металлургии. На территории встречается множество памятников бронзового и раннежелезного периодов, в частности, многочисленные артефакты колхидской культуры, носителями которой были древнегрузинские племена колхи.

Аджария с древнейших времён и до наших дней населена картвелами, которые являются аборигенами данной территории. В середине II тысячелетия до нашей эры на территории Западной Грузии и, в частности, Аджарии возникло Колхидское государство, одно из первых грузинских государственных образований в истории и одна из древнейших держав мира.

В конце X века до н. э. колхи присоединяют к своей стране также населенную картвелами область Диаоха, однако южную её часть захватывает новообразованное государство Урарту, вызвав этим ряд вооруженных столкновений между двумя царствами. Известно, что в период длительных колхско-урартрийских войн (IX столетие до нашей эры) Аджария вместе с рядом южноколхских земель (Диаохи, Шавшети, Кола) подвергалась многочисленным вторжениям урартрийцев, пытавшихся завоевать выход к Чёрному морю. В этой связи следует сказать, что Аджария была одной из важнейших провинций Колхидского царства, а на её территории находился ряд стратегических крепостей, в частности, главная цитадель древних грузинских племён колхов на юге — крепость Гонио, первое упоминание которой принадлежит Плинию Младшему (I век н. э.).

После катастрофического нашествия северных кочевников скифов и киммерийцев (VIII век до нашей эры) Колхидская держава пришла в упадок, а на месте её древних приморских греческие колонисты стали строить свои торговые полисы. Таким образом, в начале VII века до н. э. был основан Батуми, ныне столица и главный порт Аджарии, а также третий по величине город Грузии. На обломках распавшегося колхидского государства в середине VII века до н. э. местные колхские племена образуют формально независимое царство Гениохов и Меланхленов, которое было ликвидировано уже в начале VI века до н. э., когда Колхида возродилась, объединившись в Новоколхидское царство под властью старой династии Аэтидов со столицей в Кутаиси.

В период с VI по IV века до нашей эры большая часть нынешней Аджарии находилась в составе Новоколхидского царства, однако её южные районы вместе с остальной Южной Грузией были завоёваны персами и включены ими в 19-ю сатрапию империи Ахеменидов. В IV веке до н. э. в Восточной Грузии возникает ещё одно крупное картвельское государственное образование — Картлийское царство или Иберия со столицей во Мцхета, которое ставит целью объединение всех грузин в рамках единого государства. В этой связи Иберия начала активно конкурировать с Новоколхидским царством за первенство среди картвельских царств. Сначала Аджария вместе с рядом других колхских земель (Арагвети, Сванетия), а затем и вся остальная Колхида мирно перешли под юрисдикцию усиливающейся Иберии и стали частью единого грузинского государства (в письменных грузинских источниках первое упоминание Аджарии, как части Картлийского царства, встречается уже в III в. до н. э.). С этого времени местное население постепенно перестало использовать колхский язык, относившийся к мегрело-лазской подгруппе картвельских языков и стало использовать исключительно древнегрузинский язык, из которого впоследствии и возник аджарский диалект грузинского языка, на котором аджарцы говорят по сей день.

По легенде, из Аджарии началась проповедь христианства в Иберии (Грузии) — после прихода апостола Андрея Первозванного.

Так, с историей Аджарии все ясно. Теперь переходим к Грузии.
Начнем с того, что Грузию называют Грузией только иностранцы. Сами грузины называют свою страну Сакартвело, или Земля картвелов. Самоназвание грузин - картвелы, грузинами их тоже называют только иностранцы.
В принципе в мире насчитывается большое количество государств, чье общепринятое название не совпадает с самоназванием. Финляндия - Суоми, Северная Корея - Чосон, Южная Корея - Хангук или Тэхан Мингук, Греция - Эллада, Албания - Шкиптария, Страна Басков - Эускади, и так далее.
Так что Грузия здесь отнюдь не одинока.

Вот что говорят справочники: Эндоним Грузии «Сакартвело» — «страна картвелов» восходит к названию Картли — одной из основных историко-географических областей Грузии и колыбели картвельской государственности.
Устоявшееся в русском и ряде других языков название «Грузия», скорее всего, происходит от «Гурджан», или «Гурзан» из арабо-персидских источников. Считается, что эти названия происходят от арабо-персидского гурдж (Гурджистан — «страна волков»), восходящего к персидскому слову горг «волк» и связанному с древнеперсидским Вркан.
Наименование Грузии на армянском языке — Врастан, означающее в переводе «Верхняя страна».

После столь внушительного погружения в историю Аджарии и Грузии пришло время пройтись по улицам и площадям Батуми.
Старый Город.



Копия венецианской площади Святого Марка и копия башни.
Размеры отнюдь не венецианские.





Еще немного Италии, копия статуи Нептуна из Болоньи.



Площадь Европы.



И там же статуя Медеи.
Для тех, кто не знает или подзабыл: Медея - царевна из страны Эета, западногрузинского царства Колхиды, волшебница, легендарная основательница медицины и возлюбленная аргонавта Ясона.
Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном, убила собственного брата и бежала с аргонавтами из Колхиды в Грецию. Когда же ее любимый впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице, посланной ее дедом, богом Гелиосом.

Вся древнегреческая мифология буквально напичкана разнообразными чудовищами с чудовищным же отношением друг в другу. Любой современный фильм ужасов с элементами садизма - просто детский лепет по сравнению с героями древней Эллады. Там ребята убивали себе подобных направо и налево, просто для развлечения, причем для убийства изобретали разные хитроумные способы.

Но начнем по порядку. Точнее, начнем с Золотого Руна.
Золотое руно - это золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или даже самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино. По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).
Фрикс достиг берега Колхиды. Здесь он принес барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Тут надо сделать отступление. Почти все реки Грузии золотоносные. Золота для промышленного производства недостаточно, но частные артели либо индивидуалы добывали драгоценный металл еще с античных времен. До конца XIX века в горные реки бросали шкуру барана, затем через некоторое время ее вынимали, высушивали, сжигали (иногда просто тщательно вычесывали) и получали крупицы золота. В конце XIX века золото стали добывать промышленными способами и в промышленных масштабах, древний способ стал экономически абсолютно неэффективным, и остался только как часть народного фольклора.

Но возвращаемся к аргонавтам и к Медее.

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи, волшебницей, а также дочерью Гекаты.
Как у одного человека могут быть две матери - известно только древним эллинам, добавлю от себя. Но продолжаем.
Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг ее отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедышащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупреждённый Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга. Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и ее возлюбленный таким образом смог его похитить.

Дальше начинается полнейшая вакханалия убийств с элементами садизма.
Пожалуйста, если вы беременная женщина либо очень впечатлительный человек - не читайте написанное, лучше сразу перейдите к картинкам.
Если все же решите читать - только не на ночь, древние греки знали толк в извращениях.

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта. Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать останки тела сына.
Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. Далее Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, вся кровь вытекла, и гигант умер. Таким образом, корабль наконец смог причалить.
Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все еще правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козленка, уже не стала.
После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф. Царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку и убедил его оставить Медею. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался ее спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона и скрылась на посланной ее дедом Гелиосом крылатой колеснице, запряженной драконами.

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. Она родила Эгею сына Меда. Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им в тайне и выросшего в Трезене.
Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей.
На родине она обнаружила, что ее отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед завоевывает значительную часть Азии.

Вот такая чудесная женщина, добрая и сострадательная.
Откровенно говоря, они все были такими. Я еще ничего не говорил про Тесея, ни про Персея, и тем более про Геракла. По сравнению с ними Медея выглядит просто пай-девочкой.



Идем дальше.
Батумская синагога.

В конце XIX века в Батуми существовало две общины - европейских евреев-ашкеназов и грузинских евреев-эбраэли. Группы между собой не смешивались, и, откровенно говоря, не могли даже общаться друг с другом. Ашкеназы говорили на русском и на идише, грузинские евреи на киврули - диалекте грузинского языка.
На фотографии ашкеназская синагога. Была построена в период с 1899 по 1901 годы, просуществовала до 1923 года, когда здание было передано Союзу Аджарских комсомольцев. Потом туда переехало спортивное общество "Динамо". В 2015 году здание было возвращено еврейской общине.
Единственная проблема - евреев в Грузии к этому времени уже почти не осталось.
Синагога эбраэли не сохранилась; но сейчас уже никто не делит евреев на субэтнические группы.



Немного современных зданий.



Это зал бракосочетаний.
Оригинально.



Небольшой парк ближе к набережной.



И разные небольшие статуи на столбах.







Просто высотное здание, гостиница.



Удивительная скульптура.



Строящаяся гостиница.



Еще одна строящаяся гостиница.



Просто фонтан в парке.



Ну да, из камня течет вода, а сам камень парит в воздухе.
Такое встречается повсеместно, не стоит удивляться.



Еще один фонтан, или Дама на велосипеде.




Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий