пятница, 19 декабря 2025 г.

Остановка в пути, город Olomouc

У нас было много планов. После Тешина сначала заехать в Остраву, потом по дороге посетить Оломоуц, потом по дороге посмотреть еще один небольшой городок Кромержиж, и затем прибыть в заранее заказанную гостиницу в Брно.
Планы были замечательные, тем более что в сутках целых 24 часа. Но в октябре световой день короткий, а осматривать новые города ночью не особо принято и не особо приятно. Поэтому было решено временно пожертвовать Остравой, и посетить ее когда-нибудь, в неопределенном будущем. Небольшой городок со сложнопроизносимым названием тоже в ближайшие десятилетия обещал никуда не деться, а вот в Оломоуц мы собрались давно, и заехать в него было необходимо.

На фото: Ратуша в Оломоуце.


Оломоуц, символическая столица Страны ганаков.
Ганаки - это субэтнос мораван. А мораваны - это один из субэтносов чехов. Очень запутанная история.

Название Оломоуц, как сегодня считается, произошло от существовавшего где-то в этих местах древнеримского лагеря, который в Средние века называли то ли Juliomontium, то ли Juliamons. Народная легенда, отталкиваясь от названия приписывает основание лагеря, и соответственно - основание города Юлию Цезарю. На самом деле лагерь, настоящее название которого нам неизвестно (присутствие в названии латинской буквы J говорит о средневековой латыни; во времена Древнего Рима букв J, U, Q и некоторых других не существовало, они появились в более поздние времена) был основан и укреплен примерно во II веке нашей эры, тогда как исторический Гай Юлий Цезарь жил в I веке до нашей эры.

История города в античности и в раннем Средневековье покрыта мраком. Считается что в IX - X веках нашей эры город был столицей полумифического государства Великая Моравия, однако на роль столицы этого государства также претендуют Велеград (современный город Старо Место в Чехии) и Нитра (современный одноименный город в Словакии). Историчность Великой Моравии, время существования которой указана примерно с VII по IX века ставится под сомнение, упоминается она только у одного автора - императора Византии Константина Багрянородного в его труде "Об управлении империей" (название в оригинале "Моему сыну Роману"), написанном примерно в 950 году.
В реальности существовало Моравское княжество (правильнее будет сказать - маркграфство, можно даже обозначить как государство), находившееся в вассальной зависимости то от королевства Баварии, то от Франкского королевства, то от других более сильных соседей. Это было гораздо позже, начиная примерно с XIII века.

Достоверно известно что Оломоуц долго существовал как крепость, причем год основания крепости неизвестен. Первое письменное упоминание относится к 1253 году, когда Оломоуц получил статус королевского города. После этого вплоть до 1641 года Оломоуц был столицей маркграфства Моравия в составе Священной Римской империи немецкого народа.

В декабре 1305 года в Оломоуце от рук неизвестных убийц погиб чешский король Вацлав III (одновременно он был королем Польши под именем Вацлав II и королем Венгрии под именем Ласло V; такое обилие коронационных имен было обычным делом в среде августейших фамилий). На момент смерти королю было 16 лет, и с его кончиной пресекся род Пржемысловичей.

В 1469 году венгерский король Матвей Корвин короновался в Оломоуце чешской короной.

Во время Тридцатилетней войны в 1640 году Оломоуц был захвачен шведскими войсками. Оккупация длилась долгих 8 лет. Шведы оставили город в руинах, что привело к потере Оломоуцем позиций столицы Моравии. Этот статус перешел к городу Брно.

В 1848 году в связи с восстанием в Австро-Венгрии императорский двор временно переехал в Оломоуц. Здесь император Фердинанд I отрекся от престола в пользу своего племянника Франца-Иосифа.

С Оломоуцем связана сфальсифицированная история, так называемая "Битва при Оломоуце", которой на самом деле никогда не было.
"Битва при Оломоуце", вымышленное событие 1241 года во время западного похода монголов, якобы победа чехов под предводительством Ярослава из Штернберка над татарами под городом Оломоуц. Упоминание же об этой битве содержится только в Краледворской рукописи, сборнике "древнечешских" эпических и лирических песен, который, как доказано в конце XIX века, представляет собой подделку, изготовленную филологом, поэтом и одним из основателей Национального музея в Праге Вацлавом Ганкой в 1817 году.
Битва при Оломоуце придумана Ганкой как средство национального возвеличивания чехов - в одиночку, без помощи других народов, чехи наносят монголо-татарам решительное поражение и останавливают их продвижение в Европу. Как часто у Ганки, сюда прибавлен анти-немецкий мотив - Ярослав сражается с татарами, вторгшимися в Чехию при попустительстве немцев.
Считается что одной из целей мистификации было возвеличивание рода Штернберков, придуманный Ярослав из Штернберка согласно рукописи является предком графского рода Штернберков, из которых происходил граф Кашпар Штернберк, один из основных основателей-меценатов Пражского национального музея.
Несмотря на доказанный факт фальсификации упоминание о битве как о действительно существовавшем историческом событии упоминается во многих работах историков XX и XXI веков.
Что можно сказать - это печально. Не каждый историк является настоящим историком, взять например профессоров Шломо Занда или Юваля Харари, которые выдают свои влажные фантазии за реально существовавшие исторические факты. И даже не поспорить, они профессора, печатают лютую чушь, и никто даже не скажет им плохого слова.

А мы тем временем приехали в Оломоуц и пошли осматривать город.

Осмотр начался со странного памятника в виде большого стула, увенчанного крестом. По бокам стула почему-то на английском языке выбито послание Папе римскому: с одной стороны - Папа, что ты делал; со второй стороны - Папа, что ты делаешь; и с третьей стороны - Папа, что ты будешь делать.
Такой бессмысленный крик души, буквально ни о чем. Неизвестно, знаком ли лично Папа с этим произведением искусства.



Стул стоит рядом со зданием бывшего монастыря.



Идем дальше.
Фонтан Меркурия.
Надо сказать что Оломоуц славится своими фонтанами, все посвящены древнегреческим или древнеримским богам или героям. Всего фонтанов штук 20, может даже и больше.



А дальше было то, ради чего мы так стремились в Оломоуц - чумной столп.
Чумные столпы (или столбы) сооружали по всей средневековой Европе в знак благодарности высшим силам в память освобождения от "чумного поветрия".
Самый первый столп был установлен в Мюнхене, самый оригинальный - в Карловых Варах, и самый большой - в Оломоуце.



Ну вот, примерно так это выглядит. Или "что такое не везет, и как с этим бороться". Как куда-либо приезжаем - так обязательно или ремонт, или реставрация, или еще какая напасть.
Печально, придется приехать еще раз, когда снимут строительные леса.



Ладно, пошли осматривать ратушу.







Часы. Почти как в Праге, только в Оломоуце нет таких огромных толп.



Пошли дальше.
Предваряя вопросы - люди на площадях были, но Фотошоп умеет творить чудеса. Поэтому площади кажутся пустынными.



Фонтан Геркулеса.



Колонна Святой Троицы.



Узкий проход между домами.



Ратуша, вид сбоку.





Горгулья.



Рядом - фонтан Ареона (или Ариона, в разных источниках имя пишется по разному).
Не Ориона, который охотник в древнегреческой мифологии, в поэт и певец Ареон, родом из Метимны (или Мефимны), остров Лесбос. Жил примерно в VII или в VI веке до нашей эры, считается исторической личностью.
Согласно Геродоту Ареон ввел в поэзию жанр дифирамба; кроме того славился как искусный музыкант. По легенде Ареон плыл с богатыми сокровищами, которые заработал своим пением на корабле в Коринф. Моряки, желая завладеть богатствами певца, выбросили его за борт, однако Ареон был спасен дельфином, доплыл до самой южной точки Пелопоннеса и благополучно добрался до Коринфа.
Согласно вариациям легенды Ареон попросил у корабельщиков позволения спеть в последний раз в жизни, после чего в одеянии кифареда и с инструментом в руках бросился в волны, но был подхвачен дельфинами; в дополнение легенды дельфина для спасения певца послал Аполлон или даже сам Аполлон принял образ дельфина.









Схватил дельфина и потащил.
Интересно, положил ли потом дельфина на место?



Фонтан очень оригинальный, рекомендую.
Это тоже части фонтана.





Изображение моравской короны на ратуше. И заодно исполняет роль солнечных часов.





Еще немного ратуши, вид с тыльной стороны.





Дом с оленем.





Фонтан Юлия Цезаря.



Проулок, над проулком летающие скаты.
Непонятно что именно они символизируют, может просто летают себе. А если скаты летают - значит это кому-то нужно.





Идем дальше.



Фонтан Нептуна.





Колонна Святой Троицы.



Дома на площади.



Фонтан Юпитера.



Пошли в обратную сторону.



Украшения домов, что встретились по дороге.







И так мы добрели до кафедрального собора.
Снаружи собор закрыт и затерт между домами, а внутри - все дорого и богато.
И везде золото, очень много золота и прочего сверкающего.
Но красиво.









Еще один фонтан, называется "Источник живой воды святого Яна Саркандера".



Идем дальше.



Вывеска отеля.
Оригинально.



Неотреставрированный дом.
Недотыкать се - это сильно. Удивительный чешский язык.
В переводе означает "не прикасаться".



Памятные таблички с именами еврейских жителей Оломоуца, погибших во время Второй мировой войны.



На прощание сделали небольшой круг.
Хороший город, надо было в нем задержать хотя на полный день. Но труба звала в путь.












Начинало смеркаться, а нам надо было двигаться в сторону Брно, где была заказана гостиница.
Так что продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий