суббота, 22 апреля 2023 г.

Barcelona, немного об архитектуре

Мы говорим Барселона - подразумеваем Гауди.
И в самом деле, если из Барселоны убрать все творения Гауди - получится обычный большой европейский город, не более того. Поэтому сейчас немного про Гауди, кто он, почему, как и зачем.

На фотографии: Дом с шипами или Casa de les Punxes, особняк 1905 года в стиле модерн, построенный Жозепом Пуч-и-Кадафалком, совсем даже не Гауди.


Мы прошлись по улице Рамблас, посмотрели на ужас, летящий на крыльях Ботеро, и не придумали ничего лучшего, чем забраться на крышу нашей гостиницы.
Забираться на крышу гостиницы в середине дня - самое милое дело, это легко и приятно, и каждому это придется по душе. Если не пробовали - попробуйте, без всякого сомнения вам это понравится. К тому же если на крыше будет бассейн - настроение еще и улучшится.
Так что горячо рекомендую.

Виды с крыши.

Проспект Gran Via.



Вдалеке башня Агбар, в народе ее иногда ласково называют "Огурец".
О ней будет отдельный пост.



Sagrada Familia. Тоже будет отдельный пост.



Кто-то на грифоне. Не знаю кто это и почему это, но красиво.



Обычный перекресток.
Система управления дорожным движением в Барселоне в частности и в Испании в общем так и осталась для нас большой загадкой. Как можно было создать настолько неудобную и настолько запутанную схему - большой вопрос, обычному человеку такое не под силу. Тут явно работала не одна сотня мизантропов, они тщательно продумывали каждую мелочь. Если что-либо могло помешать движению машин, велосипедистов или просто пешеходов - это "что-то" тут же внедрялось в жизнь без промедлений.
Вроде как на фотографии широкая улица с двусторонним движением, с разделительной полосой. Движение правостороннее, то есть по идее по противоположной стороне машины должны двигаться навстречу.
На самом деле и справа и слева от разделительной полосы машины едут в одном направлении. Почему - так придумали. Навстречу могут ехать только автобусы и такси, причем едут они по полосе, выделенной для велосипедов.
Придумано замечательно.



И наконец переходим к Гауди.
Полное имя - Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет, или на каталанском языке - Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet, или на испанском - Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet.
Сокращенно: Антинио Гауди (ударение на И), двойная фамилия - народный обычай. Согласно традиции у каждого испанца фамилия двойная, <фамилия отца>-y-<фамилия матери>.

Далее - из официальной биографии Гауди, выпущенной к 150-летию со дня его рождения.

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. Он был пятым, младшим, ребенком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нем пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет - и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат.

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.

Одними из первых проектов Гауди были: уличный фонарь для Королевской площади Барселоны, незавершенные газетные киоски, проекты кооператива Матаронина. На Парижской всемирной выставке 1878 года Гауди продемонстрировал витрину из кованого железа, дерева и стекла, изготовленную по заказу производителя перчаток Эстеве Комелья. Дизайн Гауди крайне впечатлил каталонского промышленника Эусеби Гуэля, который затем заказал некоторые из самых выдающихся работ Гауди.

Решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чем мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо); фантастического Парка Гуэля и дворца Гуэля (Барселона).

Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля (Palau Güell), был ответом художника меценату. С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в "практически непозволительную роскошь". Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.
Заказчики, готовые потратить на строительство половину состояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. В молодости Гауди выглядел как денди, носил дорогие костюмы, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже. Его отличали дружелюбность, вежливость и предупредительное общение.
В зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно, особенно после смерти любимой племянницы. Характер его сильно испортился, он стал замкнутым, грубым и высокомерным. На улице его иногда принимали за нищего.

7 июня 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы отправиться в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Идя рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашел и опознал капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что даже лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им храма.

Вот такая история.

Casa Batllo или дом Батльо.
Из путеводителя: Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и ступенчатую террасу крыши. Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания.

Наиболее замечательной особенностью дома Батльо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тесанного камня, добываемого на барселонском холме Монтжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Святого Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Святого Георгия, вонзенный в хребет дракона, представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую чешую чудища и усеян костями и черепами его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.



Толпы туристов перед домом.



Дом с другой стороны улицы.



Рядом еще одно интересное здание - Дом Амалье или Casa Amatller, архитектор Жозеп Пуч-и-Кадафалк.



В паре сотен метров по той же улице еще одно творение Гауди - Casa Mila.
И опять из путеводителя: Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.

Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.

Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким, дом Мила сразу получил прозвище La Pedrera (каменоломня) за свой запоминающийся неровный и тяжеловесный фасад.







Уже упоминавшийся в самом начале Дом с шипами.



Фасады дома.



Солнечные часы на фасаде.



И просто дом с совой.




Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий