Некрасивые места и здания тоже существуют, и в количестве более чем изрядном, но сейчас о них не будем.
Так о чем это я? Ах, да - из этого множества красивых мест, зданий и прочего много чего можно посмотреть на картинке или на видео, красота от этого не уменьшится. Но есть некоторые объекты, которые надо смотреть воочию, ибо никакое даже самое совершенное фото или самое тщательно отснятое видео не смогут передать красоту и величие описываемого места.
Одно из таких мест - Sagrada Familia, или более точно - Искупительный храм Святого Семейства; или на каталанском Temple Expiatori de la Sagrada Família.
Другого такого храма на планете нет, и в ближайшей перспективе не предвидится.
Храм прочно связан с именем Антонио Гауди и по праву считается его основной работой. Хотя Гауди был отнюдь не первым архитектором храма (всего за все время строительства уже сменилось более 9 архитекторов), и при жизни Гауди была построена только одна башня из 12 запланированных.
Но немного по порядку: иногда храм ошибочно называется собором или церковью. Не верно ни то, ни другое.
Собором называется главный храм города, где находится правящая кафедра епископата. В Барселоне это кафедральный собор Святой Евлалии. Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство Sagrada Familia ведется на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом.
Тем не менее 7 ноября 2010 года храм был освящен папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики или Basilica minor на латыни.
Немного истории (вся информация из путеводителя): Идея создания искупительного храма, посвященного Святому Семейству возникла в 1874 году, и в 1881 году в районе Эшампле был приобретен земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 года, и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора Франциско дель Вильяра предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была спроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трех монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства в конце 1882 года дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено Антонио Гауди.
В 1883 - 1889 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведен более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьезно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремленных ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жестко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Святой Девы, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Святой Девы Розария был завершен в 1899 году.
В 1909 - 1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной школы. Она была создана Гауди для детей строителей и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на свой эфемерный характер, эта школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.
В 1911 году Гауди создал проект второго фасада - фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада - фасада Славы также датируется началом 10-х годов XX столетия. В проект нефов и перекрытий фасада вошли изыскания, реализованные в крипте колонии Гуэля, и конечный результат, по замыслу архитектора, должен выглядеть как "лес древовидных колонн", залитый светом, проникающим через разновысокие витражи.
30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвященная Святому Варнаве. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.
После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес, работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Сугранес успел закончить постройку трех оставшихся колоколен фасада Рождества, завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провел ряд исследований жесткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества было продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвященный историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
В 1978—2000 годах были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи и к 2010 году были достроены две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом, и башня апсиды, посвященная Деве Марии. По плану эта часть сооружения должна содержать еще четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ — 2036 год, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году. Однако в 2008 году группа из более чем четырехсот деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии. Работы были приостановлены, но не прекращены.
В марте 2020 года строительство было приостановлено из-за пандемии COVID-19. В мае 2021 года строительство возобновилось, но завершение его планируется не ранее 2040 года.
В наш первый приезд в Барселону, а это было то ли в 2008, то ли в 2009 году вход в храм, если мне не изменяет память был свободным, только просили небольшое пожертвование на продолжение строительства. Размер пожертвования был любой - кто сколько может и кто сколько хочет. Можно было просто прийти в любое время и попасть внутрь.
В следующий приезд в 2014 году правила уже изменились. Надо было приобрести входной билет и вход был строго по времени, указанному в билете. Мы тогда этого не знали, и простояв в очереди почти 3 часа купили билеты на следующий день.
В этот раз, уже наученные горьким опытом мы приобрели билеты сильно заранее, через Интернет. И, как оказалось, совсем не зря, примерно за 2 недели до предполагаемого визита билетов на сайте уже не было.
Фотографировать храм очень неудобно. Храм высокий, находится в пределах плотной городской застройки. Вблизи мало что видно, издалека - объект заслоняют соседние здания. Приходится выкручиваться как только можно.
Храм по частям.
Одновременно со строительством некоторые части храма уже реконструируются. Так что строительные леса - это не только само строительство, но и одновременно реставрация.
Внутри храма.
Полное впечатление что попал в каменный лес, где-то высоко сомкнулись кроны каменных деревьев, и свод удерживают ветви, в колонны.
Алтарь.
Ошалевшие от красоты туристы.
Фигура темного ангела.
Внутреннее убранство.
Второй фасад.
Если над фигурами на старом фасаде работал скульптор с руками, растущими откуда надо, то над вторым фасадом работал другой скульптор, у которого руки поросли из тазовой области.
Все же как мало надо, чтобы испортить красоту в угоду низменным вкусам. Скорее всего правы были те самые более чем 400 деятелей культуры Испании, которые призывали остановить вандализм. Жалко что к ним не прислушались.
Уже за пределами храма.
Фотография издалека.
И случайная фотография из окрестностей.
Фонарный столб.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Так о чем это я? Ах, да - из этого множества красивых мест, зданий и прочего много чего можно посмотреть на картинке или на видео, красота от этого не уменьшится. Но есть некоторые объекты, которые надо смотреть воочию, ибо никакое даже самое совершенное фото или самое тщательно отснятое видео не смогут передать красоту и величие описываемого места.
Одно из таких мест - Sagrada Familia, или более точно - Искупительный храм Святого Семейства; или на каталанском Temple Expiatori de la Sagrada Família.
Другого такого храма на планете нет, и в ближайшей перспективе не предвидится.
Храм прочно связан с именем Антонио Гауди и по праву считается его основной работой. Хотя Гауди был отнюдь не первым архитектором храма (всего за все время строительства уже сменилось более 9 архитекторов), и при жизни Гауди была построена только одна башня из 12 запланированных.
Но немного по порядку: иногда храм ошибочно называется собором или церковью. Не верно ни то, ни другое.
Собором называется главный храм города, где находится правящая кафедра епископата. В Барселоне это кафедральный собор Святой Евлалии. Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство Sagrada Familia ведется на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом.
Тем не менее 7 ноября 2010 года храм был освящен папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики или Basilica minor на латыни.
Немного истории (вся информация из путеводителя): Идея создания искупительного храма, посвященного Святому Семейству возникла в 1874 году, и в 1881 году в районе Эшампле был приобретен земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 года, и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора Франциско дель Вильяра предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была спроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трех монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства в конце 1882 года дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено Антонио Гауди.
В 1883 - 1889 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведен более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьезно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремленных ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жестко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Святой Девы, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Святой Девы Розария был завершен в 1899 году.
В 1909 - 1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной школы. Она была создана Гауди для детей строителей и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на свой эфемерный характер, эта школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.
В 1911 году Гауди создал проект второго фасада - фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада - фасада Славы также датируется началом 10-х годов XX столетия. В проект нефов и перекрытий фасада вошли изыскания, реализованные в крипте колонии Гуэля, и конечный результат, по замыслу архитектора, должен выглядеть как "лес древовидных колонн", залитый светом, проникающим через разновысокие витражи.
30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвященная Святому Варнаве. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.
После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес, работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Сугранес успел закончить постройку трех оставшихся колоколен фасада Рождества, завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провел ряд исследований жесткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества было продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвященный историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
В 1978—2000 годах были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи и к 2010 году были достроены две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом, и башня апсиды, посвященная Деве Марии. По плану эта часть сооружения должна содержать еще четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ — 2036 год, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году. Однако в 2008 году группа из более чем четырехсот деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии. Работы были приостановлены, но не прекращены.
В марте 2020 года строительство было приостановлено из-за пандемии COVID-19. В мае 2021 года строительство возобновилось, но завершение его планируется не ранее 2040 года.
В наш первый приезд в Барселону, а это было то ли в 2008, то ли в 2009 году вход в храм, если мне не изменяет память был свободным, только просили небольшое пожертвование на продолжение строительства. Размер пожертвования был любой - кто сколько может и кто сколько хочет. Можно было просто прийти в любое время и попасть внутрь.
В следующий приезд в 2014 году правила уже изменились. Надо было приобрести входной билет и вход был строго по времени, указанному в билете. Мы тогда этого не знали, и простояв в очереди почти 3 часа купили билеты на следующий день.
В этот раз, уже наученные горьким опытом мы приобрели билеты сильно заранее, через Интернет. И, как оказалось, совсем не зря, примерно за 2 недели до предполагаемого визита билетов на сайте уже не было.
Фотографировать храм очень неудобно. Храм высокий, находится в пределах плотной городской застройки. Вблизи мало что видно, издалека - объект заслоняют соседние здания. Приходится выкручиваться как только можно.
Храм по частям.
Одновременно со строительством некоторые части храма уже реконструируются. Так что строительные леса - это не только само строительство, но и одновременно реставрация.
Внутри храма.
Полное впечатление что попал в каменный лес, где-то высоко сомкнулись кроны каменных деревьев, и свод удерживают ветви, в колонны.
Алтарь.
Ошалевшие от красоты туристы.
Фигура темного ангела.
Внутреннее убранство.
Второй фасад.
Если над фигурами на старом фасаде работал скульптор с руками, растущими откуда надо, то над вторым фасадом работал другой скульптор, у которого руки поросли из тазовой области.
Все же как мало надо, чтобы испортить красоту в угоду низменным вкусам. Скорее всего правы были те самые более чем 400 деятелей культуры Испании, которые призывали остановить вандализм. Жалко что к ним не прислушались.
Уже за пределами храма.
Фотография издалека.
И случайная фотография из окрестностей.
Фонарный столб.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий