понедельник, 21 марта 2022 г.

Homo Soveticus или о пределе деградации

Не стоит думать что Путин превратил граждан России в баранов.
Наоборот, это бараны выбрали Путина своим предводителем.
Андрей Макаревич.



    Немного о личных ощущениях. Я понимаю, что собственные переживания на фоне войны, в которой уже погибли тысячи людей - несущественны, но писать пафосные тексты у меня получается плохо и фальшиво; а для анализа причин помешательства одного отдельно взятого мелкого, злобного, мстительного и бесталанного серого существа надо быть как минимум или клиническим психологом или, что лучше - врачом-психиатром.
Поэтому немного о своем внутреннем.

Для начала, что такое человек советский, и чем он отличается от человека разумного.

Немного цитат их разных источников:

Термин берёт своё начало с попыток большевиков создать «нового человека». Основатели советской системы неоднократно указывали, что для построения коммунизма потребуется создание «нового человека».
Максим Горький: « … большевики во главе с Лениным производят жесточайший научный опыт над живым телом России, русского народа, русского пролетариата. … цель „опыта“: переделка живой человеческой материи.»

В форме homo socialisticus термин был впервые употреблён в 1918 году православным философом Сергием Булгаковым в книге «На пиру богов» в отношении революционных солдат и матросов: "Вы обратите внимание, как изменился даже внешний вид солдата, — он стал каким-то звероподобным, страшным, особенно матрос. Признаюсь вам, что «товарищи» кажутся мне иногда существами, вовсе лишенными духа и обладающими только низшими душевными способностями, особой разновидностью дарвиновских обезьян — homo socialisticus".

Специалист по советской политической системе историк Михаил Геллер определил гомо советикус как совокупность качеств и черт характера, свойственных в разной пропорции всем советским людям. По Геллеру, система советского типа, осуществляя «социальную дрессировку», способствует развитию, росту и господству этих качеств. 
Геллер перечислял следующие черты «советского человека», как их официально описывала советская идеология:
- первейшая важность труда;
- беспредельная преданность Родине;
- членство в коллективе;
- постоянная заинтересованность в жизни соседей, от соседей по дому до соседей по планете;
- об этом человеке целиком заботится государство. 
Геллер приводил версию текста из книги «Гомо советикус» Александра Зиновьева: Гомосос приучен жить в сравнительно скверных условиях, готов встречать трудности, постоянно ждет ещё худшего; одобряет действия властей; стремится помешать тем, кто нарушает привычные формы поведения, всецело поддерживает руководство; обладает стандартным идеологизированным сознанием; чувством ответственности за свою страну; готов к жертвам и готов обрекать других на жертвы.

По мнению английского слависта, сотрудника университета Лидса Фрэнка Эллиса постоянные нападки на разум, здравый смысл и правила приличия и искажают и калечат как личность, так и интеллект, упраздняют границу между истиной и ложью. В результате формируется полный страха и лишенный интеллектуальной инициативности Homo sovieticus, который является «рупором для партийных идей и лозунгов, это не столько человеческое существо, сколько сосуд, который наполняется и опорожняется по указанию партии».

В своих статьях и лекциях известный социолог Юрий Левада и члены его группы отнесли к типичным отрицательным чертам Homo soveticus следующие:
- безразличие к качеству своего труда;
- воровство с рабочих мест;
- отсутствие инициативы и уклонение от любой личной ответственности;
- заниженные амбиции;
- безропотное подчинение любым действиям властей,
- приспособленчество;
- готовность выполнять любые, даже безнравственные распоряжения;
- склонность к пьянству;
- подозрительность;
- лукавство.


Я родился и учился в школе в Казахстане. Мне повезло, у нас был очень дружный класс. Умные и любознательные мальчики и девочки. Все закончили институты, стали врачами, экономистами, инженерами, почти все работали по специальности, достигли определенных успехов в карьере и в профессии. Из нашего класса вышло несколько кандидатов наук, два человека стали докторами наук и профессорами; два человека дослужились до генеральского звания. То есть люди по умолчанию совсем неглупые.

Потом я учился в институте в Новосибирске и в Томске. Группы были уже не настолько дружные, но люди, окружающие меня были тоже с головой на плечах и с критическим взглядом на мир.

Мы все слушали одну и ту музыку - Макаревича, Романова с Никольским, Цоя, Гребенщикова, потом ДДТ. 
Мы читали примерно  одну и ту же литературу - от Стругацких до запрещенного в ту пору Платонова.
Мы несколько раз ходили на Сталкера Тарковского. Я до сих пор считаю этот фильм одним из лучших произведений мирового кинематографа.

Мы все вместе пережили 1980 год. Для нынешнего поколения поясню - согласно программе КПСС в 1980 году должен был наступить коммунизм. Тот самый, который "от каждого по труду, каждому по потребностям".
Год прошел, труд был, потребности были, удовлетворять потребности никто не собирался.
У меня был товарищ, очень комсомольско-восторженный. Ленин, партия, комсомол - все это у него прямо в глазах горело. Он был местный, новосибирский, и жил дома, а мы были ребята простые, обитали в общежитии, впятером в одной комнате.
Где-то в середине ноября у нашего общего друга Коли был день рождения. Мы, как преданные друзья с одной стороны и как настоящие джентльмены с другой должны были прийти с бутылкой с горячительным напитком и с небольшим угощением.
Горячительные напитки доставались легко - у любого таксиста с переплатой в один рубль. Если горячительные напитки были пониженной крепости - то переплата составляла 50 копеек. А с угощением было хуже. В гастрономе было тихо и пусто. На прилавках красовались большие трехлитровые банки с вечнозелеными помидорами в уксусе (не знаю кто их покупал), лежали каменной крепости макароны грязно-серого цвета (их надо было очень долго варить, пока они не разваривались в однородную тягучую массу под названием клейстер; им хорошо было замазывать щели в оконных рамах на зиму) и яйца. И всё. Пустые полки, скучающие продавщицы. До наступления полного коммунизма оставалось месяца полтора или два.
Комсомольско-востроженный друг сник. Мне кажется что он впервые увидел как слова на экране телевизора о миллионных надоях куриц-несушек среди очередных тонн чугуна расходятся с реальным положением дел.

Потом была работа. Одинаковая зарплата для всех, вне зависимости от результатов труда (грузчик в магазине получал больше инженера). Дефицит всего и вся. Очередь на квартиру (для нынешнего поколения - квартиру можно было получить, но не купить), которая растягивалась на десятилетия. Автомобиль - роскошь, доступная только передовикам производства или лицам, приближенным к начальству. Два канала по телевизору, дублирующие друг друга. Абсолютно одинаковые газеты, что "Правда", где не было правды, что "Известия", где не было известий.
Отдых - на даче, которая на самом деле была обычным огородом.
Как там у поэта: ночь, улица, фонарь, аптека. Аптека, улица, фонарь. Исхода нет и прочее.

А потом была перестройка. 
А потом развалился Советский Союз. И я не знаю ни одного человека, который бы жалел о серой жизни в бывшем СССР.

Откровенно говоря, я был уверен что мое поколение, по крайней мере большая его часть получила пожизненный иммунитет от разнообразной демагогии, от лживой дешевой пропаганды и от примитивной ксенофобии - мы самые лучшие, а они такие тупые.
Наверное так оно и было поначалу.

Перестройка, развал Союза. Потом я уехал в Израиль, и в круговороте всеобщей суеты потерял все контакты.
А потом, через несколько лет появился сайт Одноклассники. И мы все (почти все) там встретились, виртуально. Кто-то растолстел, кто-то похудел, у кого-то родились дети, потом родились внуки, у кого-то ушли в мир иной родители, кто-то развелся, кто-то женился в очередной раз. Просто жизнь...
Прошло время, Одноклассники понемногу приелись, появились всякие Фейсбуки, Твиттеры, там было интереснее, все понемногу переместились в более оживленные виртуальные миры.
Последние несколько лет я в Одноклассники не заглядывал. И даже забыл пароль к своему аккаунту.

На этом с преамбулой, длинной и нудной закончим.

24 февраля Россия вторглась в Украину. Лично для меня это был шок, я об этом писал.
Я хорошо понимаю рыдающего Ходорковского в прямом эфире у Гордона, у меня было примерно такое же настроение.

Такой же шок я испытал, когда восстановил пароль к Одноклассникам и зашел на сайт.
Подавляющее большинство моих умных, талантливых и критически мыслящих друзей детства и юности искренне радовались убийству украинцев. Буквально смакуя подробности сколько, где и как убили мужчин, женщин и детей. 
И безудержно восхваляя троицу своих кумиров - Путина, Лаврова и Шойгу. 
Мрак.

Я много чего не понимаю. 
Я не понимаю почему среди моих друзей оказалось столько людоедов.
Я не понимаю куда делось их критическое мышление. В конце концов мы росли во времена Брежнева, когда еще не было Интернета, газеты были на одно лицо, по телевидению только один канал с ежедневной программой "Время", а разные "вражеские" голоса до затерянного где-то на краю Барабинской степи небольшого города не долетали. И при этом как-то не путали белое с черным. 
Каким образом сейчас, при обилии информации можно перепутать стороны света? Еще можно логически объяснить захламленность головы российской агрессивной пропагандой и блокировку неугодных российскому режиму сайтов, можно понять неумение профессора медицины настроить компьютер или смартфон для обхода блокировок. Но почему стало легче отключить голову, а не немного подумать?
Каким образом человек, живущий в США или в Германии, или в Эстонии начинает повторять речи одиозного псевдожурналиста Соловьева и цитировать лютый бред канала Russia Today? Там же свобода информации, можно найти всё - от подтверждения глупой теории плоской Земли до описания новейших способов квантовых вычислений.
Как может человек, написавший добрый десяток исторических художественных книг не увидеть описанные им же аналогии в современной русско-украинской войне?
Как врач-иммунолог может повторять шизоидный бред о генетическом оружии, распространяемом при помощи перелетных птиц, летящих с запада на восток (для тех кто не в теме - перелетные птицы всегда летят с юга на север и возвращаются с севера на юг; никто и никогда не летает по направлению восток - запад. Средняя школа, учебник биологии, 8-ой класс).

Если человек был глуп изначально, с молодости, то из него не получится мудрого старца. Получится глупый взбалмошный дедок, или такая же придурочная бабка. 
Но меня-то в молодости и потом, в более зрелом возрасте окружали неглупые люди. Или они просто так хорошо маскировались, а я их не разглядел. Или просто думал о них хорошо, а надо было наоборот?

Я не видел картины дурней
Чем шар цвета хаки

Это была одна из любимых песен Наутилуса моей молодости. Что произошло с моим поколением, почему оно, это мое поколение белое стало называть черным, а черное белым?
Или извращенный опыт большевиков, создававших вид homo soveticus увенчался успехом, и они долго маскировались под человека разумного?
Не хотелось чтобы это было так.
Я вижу дым
Там где я не был
Я чувствую гарь
Я знать не хочу ту тварь
Кто спалит это небо

  
Почти 8 лет назад я написал небольшой пост о поездке в Россию, в Новосибирск.
И среди прочего вставил относительно шутливый абзац: У России собственный путь. И собственная формула: "Сегодня мы живем хорошо, завтра будем жить хуже, а послезавтра нас вообще не интересует". И тоже ведь стараются, делают себе хуже. И что самое поразительное - гордятся этим. Наверное в России живет много почитателей Захер-Мазоха...
Я тогда думал что это шутка. К сожалению это оказалось не скажу что пророчеством, все же до полноценного пророка я не дорос, но небольшим предвидением. 
Лучше бы не оказывалось.

Возвращаясь к Одноклассникам.
Я разместил там небольшую картинку с пояснением - "профессор Преображенский совместно с ассистентом доктором Борменталем провели очередной опыт по превращению особи вида Pan Troglodytes в особь вида Homo Sapiens.
Опыт признан неудачным
".

Через день 43 человека исчезли из списка друзей.
Буду надеяться что каннибалов среди моих знакомых больше нет.

Сама картинка. Уже не обезьяна, но еще не человек. 
Агрессивен. Может произносить разные слова, не вполне понимая их смысл.
Очень опасен. Встреча в дикой природе крайне нежелательна.





Хотя, как я уже писал выше, опыт был неудачным. Как было написано в первоисточнике: 

Филипп Филиппович пожал плечами.
– Наука ещё не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм.


И пусть это существо вернется в первобытное состояние как можно быстрее.
А профессору Преображенскому с доктором Борменталем надо бы тщательнее планировать свои рискованные опыты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий