Продолжаем знать и любить свой край, раз ничего другого не остается.
Следующее место познания и любви к своему краю - национальный парк Барам.
Правильно надо произносить Бар'ам, или Баръам. Причем твердый знак должен произноситься не после Р, а перед А. Примерно так: ЪА.
Попробуйте потренироваться и произнести несколько раз, гарантирую что понравится.
Это же очень легко - твердый знак перед гласной, во всех языках семито-хамитской группы такое очень распространено, и посмотрите, насколько счастливы люди, говорящие на каком-либо амхарском.
Или на арабском, особенно когда они начинают петь что-либо о родине. Нет, не так - о Родине, которую они так горячо любят.
Я тут поставлю ссылку, можно будет потом в тишине насладиться народным творчеством, порадоваться вместе.
Ссылка на песню, наслаждайтесь в покое.
А почему они так радостны? Потому, что умеют произносить твердый знак перед гласной в начале слова.
Как мало надо людям для полного счастья.
На этом с лингвистикой, фонетикой и грамматикой покончим, переходим к Бараму. Точнее, к Бар'аму или к Баръаму.
Как всегда - немного истории.
Деревня Барам (я буду писать без твердых знаков и апострофов, так проще) была основана примерно во II веке нашей эры. Возможно позже, но никак не раньше.
Первое письменное упоминание о Бараме относится только к XIII веку, оставлено путешественником Шмуэль бен Шимшоном в 1210 году. Затем о развалинах синагоги сообщал некий неизвестный путешественник, возможно ученик РАМБАМа в начале XIV века; раввин Моше Басула в 1523 году и другие более поздние авторы.
Никто из них ничего не говорил о населении деревни, возможно она была безлюдна.
От древней деревни остались руины синагоги. Сама синагога была построена в период между II и IV веками нашей эры, в римский период.
Либо, как утверждают некоторые исследователи, синагога была перенесена в это место в византийский период, примерно в период между IV и V веками.
Во времена Византии было запрещено строить новые синагоги, но разрешалось переносить с места на место уже существующие.
Синагогу указанные авторы единодушно относят к мидрашу (религиозному просветительскому центру) под руководством Шимона Бар Йохая.
Бар Йохай - полумифическая (а возможно и полностью мифическая) личность, ему приписывается и авторство книги Зоар (Сияние) - первой каббалистической книги в истории, и руководство почти всеми религиозными учебными центрами, и прочие чудеса. Причем сроки его жизни сдвигаются самым необычным образом, в итоге получается что он жил без малого 800 лет. В количество его мест упокоения не поддается ни счету, ни описанию.
В XIX веке на месте бывшей деревни возникает поселение ливанских христиан-маронитов, название поселения - Бирам, что очень созвучно с Барамом. Марониты бежали из Ливана от постоянных стычек с друзами, и осели в спокойном месте.
В 1948 году во время Войны за Независимость армейское командование Израиля попросило жителей Бирама на несколько дней переехать в другое место. Шла война с Ливаном, до границы было менее 2 километров.
Марониты переехали на несколько километров южнее, в бывший еврейский поселок Гуш Халав.
Рядом с деревней постоянно шли бои, и несколько дней немного затянулись. В 1949 году во время очередного боя деревня была полностью разрушена, и марониты так и остались в Гуш Халаве.
Сегодня этот поселок называется Джиш, и это единственный израильский населенный пункт с преобладанием христиан.
Итак, мы приехали, осмотрелись.
Хорошо знать и любить родной край весной.
Остатки древней синагоги.
От нее остались только колонны и центральный вход.
Все остальное было утрачено за прошедшие столетия.
Левая часть здания.
Правая часть здания.
Центральная часть здания.
А тут все три части в одном целом.
В синагоге были обнаружены две надписи на арамейском и на иврите: "Построена Элазаром бар Иуданом" и "Да будет мир этому месту и всем местам, где Его народ, Израиль, обитает. Иосе ха-Леви бар Леви сделал этот карниз, да будут благословенны его деяния, аминь".
Рядом находилась еще одна синагога, малая.
Эта синагога была полностью разрушена, вероятно в XIX веке.
В ходе раскопок была обнаружена надпись: "Да будет мир в этом месте и в каждом доме Израиля. Йосе бар-Леви сделал эту притолоку. Да будет благословен труд его. Шалом".
Надо сказать, что оставлять надписи на строительных камнях - обычная практика тех времен. Например, каждый камень Храма в Иерусалиме (Храм Ирода, постройка I века до нашей - I века нашей эры) имел подобные подписи - обязательно имя мастера, и обязательно какое-либо благословение.
Это современное здание символизирует малую синагогу.
Несколько орнаментов, найденных на месте раскопок в настоящее время находятся в Лувре.
Первая разметка местности и знакомство с местом начались англичанами в 1865 году. Тогда же для фиксации объектов впервые в практике была использована фотография, до этого все увиденное зарисовывалось.
Первые систематические археологические раскопки начались немцами в 1905 году.
В 1918 году в результате поражения в Первой Мировой войне Османская империя распалась, и деревня перешла под контроль Франции. В 1922 году Франция и Великобритания обменялись подмандатными территориями, и деревня перешла под контроль англичан.
Но за неполных 4 года французы отправили несколько археологических экспедиций, и все, что плохо лежало уплыло во Францию. Где и находится по сей день.
Маронитская церковь.
Церковь действующая, открывается по праздниками важным датам.
Пара слов о маронитах.
Почему-то их называют арабами-христианами. Да, они христиане, но не арабы, хотя сейчас в разговорной речи предпочитают арабский язык.
Марониты - осколок древних арамеев, говорили до недавнего времени на сирийском языке, ныне использующимся только для богослужений.
Сирийский язык - язык арамейской группы семито-хамитской языковой семьи, не путать с сирийским диалектом арабского языка или с ассирийскими диалектами новоарамейских языков.
Сами марониты считают себя потомками древних финикийцев.
Маронитская церковь - древняя христианская церковь, одна из шести Восточных католических церквей, имеющих статус патриархата.
История маронитов восходит к концу IV века, когда вокруг святого Марона собралась группа учеников. Позднее они построили на полпути из Алеппо в Антиохию монастырь. В V - VI веках монастырь, где блаженный Феодорит Кирский основал богословскую школу, решительно выступал против монофизитов и миафизитов, поддерживая христологическое учение Халкидонского Собора. В 517 году братия монастыря направила специальное послание папе Гормизду, где отвергала монофизитское учение. Поэтому братия не признала V Вселенский собор.
В конце VII века в связи с арабским завоеванием марониты потеряли связь с Константинополем, который на VI Вселенском соборе осудил их учение, в связи с чем в 687 году избрали собственного патриарха, Иоанна Марона. Ему приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими ее мелькитами и яковитами. В 694 году войска Византии разорили монастырь святого Марона, убив при этом множество маронитских монахов.
В начале VIII века, ввиду непрекращавшихся преследований, маронитские монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока.
Орнамент на притолоке при входе в церковь.
Дальше развалины деревни.
Почти как игра под названием "почувствуй себя археологом".
После разрушения деревни прошло чуть больше 70 лет.
Но такое ощущение что попал как минимум на пару сотен лет назад.
Построено то ли вчера, то ли в Средние века.
Парк небольшой, для его обхода не требуется много времени.
И мы поехали дальше.
Продолжение очень скоро обязательно последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий