суббота, 24 апреля 2021 г.

По дорогам Верхней Галилеи: разное и Тель Кедеш

 После посещения Барама, точнее Бар'ама, или даже Баръама мы, недолго думая решили ехать куда глаза глядят.

Глаза глядели вдоль ливанской границы. И мы поехали вдоль границы. Только мы хотели поехать на северо-запад, но перепутали направление и поехали на северо-восток.
Бывает и такое, хочется одно, а получается другое. Вот что может произойти, если вовремя не включить навигатор.
Но получилось неплохо, дорога 899 красива во всех направлениях.

Эх, дороги, пыль да туман...

Пыли не было, а туман был немного позднее. Особенно на следующий день, был такой хороший туман, всем туманам туман. Просто загляденье, а не туман.
Но это было завтра, а сегодня мы ехали вдоль израильско-ливанской границы.



Чем хорошо ехать просто так, без особой определенной цели? Тем, что можно останавливаться в любом месте, которое покажется привлекательным.
Никто и ничего не торопит, можно спокойно перемещаться в свое удовольствие, ничем особо не заморачиваясь.
Вот так мы и переместились на край персикового сада.

Так цветут персиковые деревья.





Разные красивые виды холмов Верхней Галилеи.
Пастораль.
Хорошо отдыхать, когда можно съездить посмотреть на что-нибудь красивое.
Особенно хорошо когда другие работают, а ты в это время ездишь, смотришь красивости, отдыхаешь.
Можно сказать, мечта всей жизни - только еще чтобы деньги никогда не кончались.









Это была израильская территория.
С другой стороны Ливан, деревня Айтарун.
Расстояние от дороги до границы - примерно 200 метров.



Виноградники на израильской территории, далее Ливан.





Так мы ехали, ехали и доехали до очередного кургана.
Курган примерно определяется как остатки древнего города Кедеш, или Кадеса, или Кадеша, или что-то созвучное этим названиям.



Какое растение при входе, похожее на коронавирус.
Может это он и есть, коварный и зловредный.



Обычные, не столь пугающие цветы.





Фисташковое дерево.



Разные пасторальные виды.
Где-то там в полях должны резвиться пастушки и пастушки со свирелями.









Певчая птица.
Не смог определить ее название. Google совсем испортился, утверждает что это воробей.
Птица раза в два крупнее воробья, причем очень красиво поет, с руладами.
Пусть будет просто певчей птицей.

Кто ищет - то всегда найдет.
Как оказалось, птицу зовут певчим дроздом.
Вы слыхали как поют дрозды?
А вот мы слыхали, поэтому и хвастаемся.
На самом деле красиво поют, рекомендую.



Так, начинаю вещать про историю. Все же мы попали в историческое место, поэтому немного исторических данных будут очень даже кстати.

В истории и географии этих мест упоминаются несколько городов с одинаковыми или похожими названиями. Самое известное - Кадеш, впервые упоминаемый в анналах Тутмоса III в 1472 году до нашей эры. Кадеш был ключевым городом древнего мира, и его завоевывали и разрушали все, кому ни лень - и египтяне, и ассирийцы, и вавилоняне, и персы, и эламцы, и даже евреи (при случае). Но он находится значительно севернее, на территории современной Сирии.
Есть еще несколько городов, в частности Кадеш (или Кедеш) Нафтали, а также Кедеш ба-Галиль, или Кедеш Галилейский.

Точных данных какой именно древний город носил то или иное название нет - египтяне и прочие древние народы не особо пользовались современными геодезическими картами, да и оставили после себя не вполне понятные современным людям описания. Поэтому сегодняшним исследователям приходится опираться на примерное соответствие того или иного объекта, и поэтому в литературе так много предположений, а не утверждений - мы думаем, что на этом месте происходило то-то и то-то; возможно на этом месте был храм; скорее всего тут был жилой комплекс. И так далее.

Так вот, скорее всего на месте этого кургана был город, известный в истории как Кедеш Нафтали.

История города уходит в очень далекое прошлое. Когда-то тут жили народы Ханаана, затем город был завоеван евреями.
Примерно в VIII веке до нашей эры город был разрушен Ассирией, и все жители были либо убиты, либо уведены в рабство.

Через очень короткое время город восстанавливается, и начинает служить городом-убежищем колена левитов.
Возможно, он был городом-убежищем и до разрушения, история об этом ничего не говорит.

Что такое город-убежище: города (арей миклат) у древних евреев, в которых могли укрываться от кровной мести (вендетты) совершившие неумышленное убийство.

Городами-убежищами у древних евреев служили всего 6 городов: в Ханаане - Кедеш, Шхем и Хеврон; в Эдоме - Бецер, Рамот-Гилеад и Голан.
Тора четко разделяет умышленное и неумышленное убийство. За умышленное убийство полагалась казнить преступника. Человек случайно убивший человека, хотя и не должен подвергаться казни, тем не менее находится под опасностью - так как обычаем в Израиле было отомстить и ему; поэтому уже книга Исход требует защиты такого человека от мести:

Кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то [и] от жертвенника Моего бери его на смерть.

Таким образом, обычаем было удаление от общества убийцы, совершившего убийство случайно, без умысла.
При подходе евреев к границам Эрец-Исраль, Моисей дал указание о том, чтобы из 48 городов, предоставленных левитам в наделах израильских колен Израиля, три города в Эдоме и три в Ханаане были выделены как города-убежища.
Во избежание бессудного применения кровной мести, убийца должен был отправиться в город-убежище. Пока же убийца находится вне города-убежища, по отношению к нему действуют в полной силе древние обычаи о мести кровью даже при случайном причинении кому-либо смерти.
В пределах города-убежища убийца был в полной безопасности от мстителя. Мститель мог в таком случае лишь отстаивать свое право на месть: суд убеждается в действительности самого факта причинения смерти, затем проверяет обстановку деяния и выводит заключение о наличии или отсутствии умысла. В первом случае убийца передается в руки мстителя для осуществления мести, которая уже получает характер исполнения судебного приговора. Во втором случае убийца отправляется в город-убежище, за стенами которого он пользуется охраной закона.
В случае выхода убийцы за черту города-убежища, мститель мог убить его безнаказанно.
Спасающийся от кровной мести имел право искать убежища во всех 48 городах левитов, но в шести городах-убежищах это право предоставлялось ему безоговорочно и безвозмездно, тогда как в остальных 42 городах он мог проживать только по специальному разрешению общины и должен был платить за жилье.
Ведущие в города-убежища дороги должны были содержаться в исправности и иметь на перекрестках дорожные знаки, указывающие направление в города-убежища.
Старейшины городов-убежищ, выслушав заявление просящего укрытия, давали ему временный приют в городе до разбора дела судом. В суд он отправлялся в сопровождении конвоя для защиты от возможных покушений мстителя. Если суд находил убийство умышленным, виновного отдавали в руки мстителя или казнили. Если же суд признавал убийство непреднамеренным, убийцу возвращали в город-убежище, где он оставался до смерти первосвященника, при котором произошло убийство, после чего он не подлежал кровной мести и мог жить, где хотел. До этого убийца не должен был выходить за пределы города-убежища, так как вне города мститель был вправе его убить.
Пребывание в городе-убежище являлось для невольного убийцы не только защитой от мести, но и наказанием. Поэтому древнее еврейское законодательство запрещало заменять его выкупом.

Чем еще знаменит Кедеш - по преданию в этом месте были похоронены Ашер и Нафтали, одни из глав еврейских колен (племен); а также в этом месте была драматическая встреча между пророчицей, и заодно судьей еврейского народа Дворой (Пчелой) и военачальником Бараком (Молнией).

Цитата:
Согласно преданию, Двора была женщиной, вдохновлённой Богом: жила под Пальмою Двориною, между Рамою и Бейт-Элем, на горе Эфраимовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд.
Двора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина (Йехошуа Бин-Нуна), и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Ханаанейский царь Явин, правивший в то время в Хацоре, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисара прославился своей силой.

Слыша мольбы своего народа, Двора не могла оставаться равнодушной, но, сознавая, что ей, как женщине, неудобно стать во главе войска, она искала человека, которому она могла бы доверить дело спасения родного народа. Выбор её пал на Барака, сына Авиноама, жившего в Кедеше Нафтали; ему она и послала приказ от имени Бога собрать мужчин из колен Нафтали и Звулуна и двинуться с ними к горе Тавор. Однако Барак испугался той миссии, которую она возложила на него, и ответил, что согласен стать во главе народного ополчения лишь в том случае, если Двора сама примет участие в этой войне, даже если слава победы над врагом будет принадлежать не ему, мужчине, а женщине Дворе. Тогда к горе Тавор явилась и Двора, во главе колен Эфраима, Биньямина, Иссахара и Менаше. Колено Реувена не трогалось с места, хотя и было извещено о всеобщем восстании; не откликнулись, по-видимому, также и колена Дан и Ашер, а про колена Иехуды и Шимона даже не упоминается. Насчет последних двух колен это может объясняться тем что в то время их наделы были отделены от остальных полосой вражеской территории — и соответственно помощи от них не ждали изначально. И сказала Двора Бараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Барак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек.

У потока Кишон израильское ополчение встретилось с войском финикийского полководца Сисеры. Объединённые великой идеей народного освобождения и ободрённые счастливыми предсказаниями Дворы и её личным присутствием на поле брани, израильтяне близ Мегиддо наголову разгромили Сисеру, которому не помогли даже его многочисленные колесницы. Сам Сисера погиб во время бегства с поля брани от руки Яэль — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами. Она укрыла его в своем шатре, напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисере и вогнала кол ему в висок.
Конец цитаты.

Вот примерно такая история.
Короче говоря, женщины подошли к делу серьезно, поубивали всех, до кого смогли дотянуться.
Какая печальная история, хорошо что это не совсем правда.

А в честь нерешительного полководца Барака через пару тысяч лет назвали вновь родившегося младенца, чей папа был кенийцем, а мама исповедовала коммунистические идеи; так мир узнал Барака Хуссейна Обаму.

Возвращаясь к библейским повествованиям: в память этой блестящей победы Двора и Барак сложили благодарственный гимн Богу, известный под названием «Песнь Дворы». Датировки этого фрагмента разнятся от VIII веком до н. э. до около 1200 года до н. э. Этот текст считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.

Идем дальше по кургану.
Развалины храма Аполлона.



Не совсем понятно что в итоге произошло в городом-убежищем. В эпоху Маккавеев (II - I века до нашей эры) городов-убежищ уже не было. Скорее всего на месте бывшего города евреи устроили место захоронения. Традицию поддержали римляне.
Аполлон, перешедший из древнегреческого пантеона в древнеримский пантеон считался в том числе и покровителем мертвых, и на кладбищах зачастую строились храмы в его честь.
Храм на кладбище всегда имел небольшие размеры, и всегда строился без крыши - только стены.
Священники служили службу внутри храма; остальной люд стоял снаружи.

Храм был построен в 117 году нашей эры, и разрушен землетрясением в 363 году.
Последнее письменное упоминание о храме относится к концу III века.

Все, что осталось от Храма.



Древние римские саркофаги.
Несмотря на то, что на саркофагах ясно видна римская символика, современные раввины считают что это место захоронения Дворы и Барака. И, в соответствие с традицией, приходят молиться к могиле.

У многих народов существует такое понятие как кенотаф (он же сенотаф и он же ценотаф, все названия правильные) - символическая могила. Неизвестно точное место захоронения человека - так устроим символическое место.
У религиозных евреев есть такое понятие - ציון (цион), что можно перевести в том числе как указатель или обозначение. Это когда некий особо уважаемый раввин указал, что в конкретной могиле похоронен конкретный человек. И уже неважно что там может быть совсем другой человек, или что могила совсем из другой эпохи или культуры - с особо уважаемым раввином не спорят, его слова являются почти законом.
И эти римские саркофаги таким образом считаются местами захоронения Дворы и Барака.





Пока мы тут прогуливались, на поляну приехали те самые религиозные евреи. Как раз была середина празднования Песаха, почему бы религиозным людям не отдохнуть от трудов праведных на природе, пока жены и прочие занимаются всякой ерундой вроде присмотра за детьми и другими домашними заботами.



Какие хорошие у них шортики.
Хочу такие, и много.



Религиозные люди вежливо приветствовали наш дружный коллектив.
Причем по всем канонам, заповеданным еще в глубокой древности: мужчине - почет и уважение; женщину надо игнорировать.
Остались еще в мире люди, соблюдающие традиции.

А мы поехали дальше, смотреть на природные красоты.









И так доехали до видов горы Хермон, где как раз и начинался тот самый туман, о котором шла речь в начале поста.



Хермон в облаках.



Тучи небесные, вечные странники.
И далее по тексту.




Продолжение очень скоро обязательно последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий