четверг, 22 апреля 2021 г.

Рейхания или немного о черкесах в Израиле

 Попробую себя в роди этнографа, расскажу пару слов об одном израильских национальных меньшинств, а именно о черкесах.

Кто они, как они тут очутились, и чем они занимаются в свободное от чего бы то ни было бы время.

Черкесских селений в Израиле два. Одно, более крупное, называется Кфар Кама, расположено недалеко от горы Тавор; и второе, привольно расположившееся неподалеку от Цфата, под названием Рейхания или Рихания (оба названия правильны).

По плану тут должна быть фотография.
Раз должна - значит так и будет.

Мечеть в кавказском стиле в центре Рейхании.



А теперь немного вернемся в прошлое, а точнее в конец XIX века.
В XIX веке Российская империя активно увеличивает свою площадь. Захват Средней Азии, присоединение Бессарабии, Финляндии, Польши и Маньчжурии нас сейчас мало интересует. В том же самом веке Россия активно захватывает и колонизирует весь Северный Кавказ.

Северный Кавказ - это огромное количество разных народов, начиная с реликтовых, поселившихся в тех местах еще с очень незапамятных времен. Большая часть этих народов ведет примитивное хозяйство, занимается в основном земледелием и животноводством.
Покровителем и сюзереном этих народов уже несколько столетий является Османская империя.

Надо сказать что практически весь XIX век Россия и Турция ведут войны, при этом Турция неизменно проигрывает все решающие сражения (за исключением Крымской войны, когда Османская империя совместно с Великобританией и Францией нанесли поражение Российской империи).
Первая русско-турецкая война началась в 1817 году; последняя война закончилась в 1864 году.
Про все эти войны, имама Шамиля и прочих сейчас говорить не буду, это очень большая тема, а я стараюсь быть краток.
Итогом последней войны как раз и явилось изгнание местных жителей из мест их обитания.

... местные же должны покоряться и переходить на указываемые им места на равнине; в противном случае необходимо их оттеснить далее в бесплодные горы, а оставленные ими земли заселить казачьими станицами; наконец, по оттеснении горцев с гор к морскому берегу, им остается или перейти на равнину, под надзор русских, или переселиться в Турцию, в чем предлагать оказывать им возможное содействие ...
Граф Евдокимов, генерал от инфантерии,

21 мая 1864 года в горном селении Кбаадэ, в лагере соединившихся русских колонн, в присутствии великого князя главнокомандующего, отслужен был благодарственный молебен по случаю победы.

В Османскую империю переселилось множество народов - абхазы, чеченцы, адыги, кабардинцы, балкарцы и прочие и прочие. Так как последние переселенцы были из Западной Черкесии, то турки всех беженцев стали называть черкесами, хотя это и неверно. Название прижилось, и теперь всех потомков этих людей скопом называют черкесами.
Всего было переселено, по разным источникам от 30 до 300 тысяч человек. Точных данных нет ни у кого.

Турки долго решали куда поместить приезжих. В саму Турцию переселять не хотели, опасаясь волнений среди собственного народа. К тому же горцы - очень воинственные люди, если им что-то не понравится - тут же могут поднять восстание, а там и до гарема султана недалеко.
Переселять в какие-то гиблые по тем временам места тоже не было большого желания - еще был памятен печальный опыт с переселением славян-мусульман из Боснии в район Кейсарии. Несколько больших групп боснийцев, никогда раньше не видевших моря за пару месяцев вымерли от непривычной еды и заболеваний.
Поэтому вновь прибывших поселили подальше, желательно в те места, которые им более знакомы - в горы и в предгорья.
Так черкесы (точнее, народы, которых называли черкесами) появились на территории современных Израиля, Ливана, Сирии, Иордании и Ирака.

Рейхания была основана в 1876 (по другим данным в 1880) году.
Черкесы жили обособленно, в основном сохраняя привычный уклад жизни. Особо не вступали в отношения ни с арабами-мусульманами (их в те времена в тех местах практически не было), ни с турками (их тоже было не очень много), ни с евреями, ни с арабами-христианами (их было гораздо больше чем мусульман), ни с друзами.
Во время Войны за Независимость в 1948 году сохраняли нейтралитет, при случае помогали евреям.

В годы британского правления в Палестине 1918—1948 годов сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рихании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.

В 1920—30-е годы во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После образования государства Израиль (1948) из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях арабо-израильской войны 1948—1949 годов, а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 года по просьбе жителей Кфар-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста.
Из справочника.

В настоящее время полностью интегрированы в израильское общество; мужчины в основном служат в армии и в полиции.
Селение почти ничем не отличается от любого другого израильского селения.

Рейхания, фотография прошлого года.



Что есть в Рихании, и чем она отличается от других израильских поселков.
Во-первых, есть музей черкесов (в наше посещение был закрыт).



Во-вторых, только в Рихании и в Кфар Каме есть уличные указатели на кириллице.
Раньше черкесы пользовались арабским алфавитом. Для адыгейского языка (в Рихании живут абадзехи, в Кфар Каме - шапсуги; и те и другие считаются частью народа Адыгеи) арабский шрифт неудобен. В 1976 году черкесы перешли на кириллицу, и с тех пор ей так и пользуются.



Памятный указатель при входе на центральную площадь поселка.



Проход на площадь.



И сама площадь.



Изначально поселок был построен в традиционном кавказском стиле - дома стояли плотно один к другому; внешние стены домов образовывали сплошную защитную стену.
С течением времени дома ветшали, и в 2008 году были полностью снесены.
Единственное место, немного напоминающие о стране исхода - частично отреставрированная площадь.





Еще в поселке есть ресторан "Нальчик".
Ну как ресторан... такое среднестатистическое израильское кафе, в котором обычно быстро едят шуарму и чипсы.
Я его даже не стал фотографировать.
Больше Рейхания от остальных израильских поселков ничем не отличается.

А мы поехали дальше, в сторону Бар'ама, о котором будет следующий пост.
Несколько снимков по дороге.

Да, это Израиль, хотя чем-то немного похоже на какую-нибудь европейскую страну.
Или мы просто соскучились по Европе?














Продолжение очень скоро обязательно последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий