вторник, 6 апреля 2021 г.

Авдат

 Закончился Песах.

Обычно в праздники мы старались уезжать в разные интересные места, в другие страны. Почти все израильские праздники религиозные, что очень хорошо для профессионально верующих людей - помолился, покушал, еще помолился, еще покушал, опять помолился, опять покушал, лег спать. И так до окончания праздников.
Для не совсем верующих такой режим не совсем подходит. Поэтому не только мы, но и большая часть израильтян старались куда-нибудь уехать. В аэропорту в это время был полный аншлаг, в последний предковидный год в аэропорту Бен Гурион каждые 3 минуты взлетал или садился очередной самолет.
Но уже второй год лететь никуда не получается, то нас не выпускали, а теперь мало кто нас принимает. Не только нас, вообще туристов.

Раз праздник - надо отдыхать, к тому же на работе по случаю праздника принудительный отдых. Даже если очень хочется работать (что само по себе довольно удивительно и странно), то все равно надо отдыхать. Даже если не получается полететь в далекие края.

Почти две трети территории Израиля занимают пустыни. Обычные места отдыха находятся на севере страны, там много зелени и вообще немного похоже на Европу. В этот раз мы решили проехать по пустыне, тем более что в обычных местах на севере должно было наблюдаться небольшое столпотворение, плавно переходящее в большое столпотворение.

Итак, пустыня.
Если ехать по 40 трассе в сторону Эйлата, то, немного не доезжая до городка Мицпе Рамон, слева от трассы, на горе видны развалины древнего акрополя.
Город Авдат, один из набатейских городов-стоянок на караванном пути Дороги Благовоний.



Сейчас будет немного истории. Постараюсь быть кратким, но уж как получится.
Для начала - кто такие набатеи.

Самоназвание народа неизвестно. Греки называли их Ναβαταιοι, из греческого название перешло в латинский язык. Сами набатеи - это полукочевой семитский народ, создавший собственное царство на территории Идумеи и Заиорданья.

Племена набатеев закрепились на юге Заиорданья и Негеве в III в. — начала II в. до н. э. Сначала евреев и набатеев сближала общая угроза со стороны государства Селевкидов. В конце II века до н. э., когда Сирия и Египет ослабли, набатеи создали царство, контролировавшее караванные пути в пустынных и полупустынных районах южного Иордана и Негева. Тогда же началась экспансия набатеев на север, которая привела к столкновениям с Иудеей.

Набатейское царство потеряло политическую независимость в 106 году и было превращено в римскую провинцию Аравия. Последнее упоминание набатеев как народа относится к началу VII века, поле этого периода о них ничего не известно.

Набатеи не оставили о себе письменных памятников, кроме нескольких надписей. Их история известна главным образом из источников на греческом и латинском языках.
Современные историки считаю набатеев предками современных бедуинов. Язык набатеев был близок к арабскому, но писали они на арамейском.

Из справочника: Набатеи достигли значительных успехов в торговле, архитектуре и изобразительном искусстве. Особенно интересны достижения набатеев в земледелии: они выработали оригинальные методы водоудержания, что позволило им превратить значительные площади полупустыни в цветущие сельскохозяйственные оазисы. Некоторые данные о набатейских методах водосбора и водоудержания, полученные при археологических раскопках, применяются и учитываются при освоении новых сельскохозяйственных площадей в Негеве.
От себя добавлю: современные израильские технологии капельного орошения, террасного земледелия и обработки зерновых в пустыне основаны на древних набатейских техниках.

Город Авдат.
Считается, что название города - это имя третьего набатейского царя, обожествленного после смерти. Царя звали то ли Обод, то ли Обода, то ли Ободас или даже Авдат. Имя царя известно из "Географии" греческого ученого Птолемея, и записано имя в греческой транскрипции.
Там же тот же Птолемей впервые упоминает Авдат, и относит время его основания к III веку до нашей эры.

Авдат был одним из городов-стоянок на Дороге Благовоний. Дорога начиналась в Омане, и заканчивалась в Газе. Общая протяженность пути - примерно 2500 километров.
В Израиле сохранилось 5 таких городов-стоянок, в той или иной степени сохранности.
Мамшит (мы там уже были), Авдат, Шивта (мы в ней еще побываем), Халуца (почти полностью уничтожена арабами во времена Британского мандата), Ницана (находится на границе с Египтом, доступ закрыт).

Авдат изначально был полностью набатейским городов. После поражения восстания набатеев во II веке город переходит под власть Рима, а в V веке переходит по наследству к Византии. В VII веке, а точнее в 630 году город разрушен землетрясением и жители его покидают навсегда.

Более 1200 лет город заброшен. Арабы пришедшие в эти места в VII веке, а затем сменившие их турки не хотят жить в пустыне, и ничего не знают про древнюю историю.
Первый историк, посетивший развалины - немец Ульрих Зетцен, это происходит в 1807 году. Следующий историк появляется почти через 100 лет. В 1902 году чешский исследователь Алоис Мусиль находит остатки военного лагеря вблизи Авдата и раскапывает городские бани. Кстати, он же и доказывает, что раскопанный им город - Авдат.
Первые систематические раскопки начинаются только в 1958 году.

Хватит с историей, пора переходить к фотографиям.

Как и все древние города, Авдат расположен на двух уровнях. Верхний город находится на горе, там по традиции жила аристократия, и там же находились все основные учреждения - храмы, торговые ряды, административные здания. Верхний город всегда был укреплен, в случае нападения все население нижних окраин могло воспользоваться защитой крепости.



Остатки крепостных стен.
Город был немаленький по тем временам, общая площадь превышала 20 гектар.



Любознательных, и не очень любознательных туристов встречают скульптурные группы, ненавязчиво рассказывающие о незамысловатом быте народов пустыни.
Вот идет караван.



Вот веселый мужик в компании таких же козлов.



Вот обычная зарисовка из жизни - мужик сидит и о чем-то разглагольствует. Женщины, по освященной веками традиции, заняты общественно-полезным трудом - переносят тяжести, машут руками.
Мало что изменилось в общественном укладе за последние несколько тысячелетий.



Тут усталый путник отстал от каравана.
Собака лает, а караван уже давно ушел.



Одни из городских ворот.



Примерно так выглядели жилые дома аристократов.
Это восстановленное здание.



А это точно такой же аристократический дом, аутентичный. То есть невосстановленный, как разрушился - так и остался.



Дальше будут тщательно отреставрированные здания и площади.
Потому что аутентичные - это обычная груда камней, не представляющая никакого интереса для любого туриста - что любознательного, что ни очень любознательного.







Вокруг пустыня.



Светлая точка на горизонте - гелиотермальная электростанция, прозванная в народе Оком Саурона.
Я о ней расскажу позднее.





Пустыня ...
В городе продолжаются раскопки, как раз на фотографии место работы археологов.



Просто пустыня. И частично восстановленная крепостная стена вокруг Нижнего города.



Тут был бассейн с питьевой водой.
Кладка в основном древняя, немного укреплена современными материалами.



Окна в пустыню.









Здание непонятного предназначения, возможно административное.



Церкви византийского периода.
Точнее то, что осталось от церквей.







Примерно так выглядела часть Верхнего города с храмами.



Еще остатки храмов.







Нижний город мало раскопан и практически не восстановлен.
Погребальные пещеры - единственная более-менее исследованная часть.



Остальное - в руинах.





Нижний город. От городских улиц остались только намеки.





Черная линия - современная трасса номер 40, соединяет центр страны с Эйлатом.
За трассой видны очертания древних городских кварталов.



Вход в город, точнее это был вход в храм, времена Византии.





Центральный городской вход.



Сквозной проход. Пришел из пустыни и вышел в пустыню.



Остатки римской виллы.
Навряд ли римляне в этом месте были счастливы, ежедневно смотреть на пустыню - дело не самое интересное.





Посмотрели, надо двигаться дальше.






Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий