День последний. Не подумайте ничего плохого, просто это был последний день нашего пребывания в Хорватии.
Самолет улетал в 3 часа дня, с утра было время, и время мы решили оставшееся время провести с пользой. Польза заключалась в том, что остался еще один важный туристический объект, до которого мы не добрались за прошедшие дни.
Речь идет о фуникулере.
Фуникулер был закрыт на ремонтные работы, снизу подняться в кабинке не получилось. Но у нас была машина, а наверх вела дорога. И мы поехали прямо с утра, смотреть на Дубровник и окрестности с высоты.
Остров Локрум.
Старый Город Дубровника с высоты птичьего полета.
Или даже еще выше.
Гонки на водных скутерах.
Разные кораблики между островом и материком.
Пляж.
Фотография гор. Против солнца, без фильтра.
Никогда так не фотографируйте.
Еще гонки на воде.
Окрестности Дубровника.
Тоже окрестности, но в другую сторону.
Потом еще немного побродили по Дубровнику. Не по Старому Городу, а в обычных новых районах.
Что сказать - обычный город, без особых изысков. Таких множество на нашей планете.
Самое интересное - кораблик на набережной. Ветер дальних странствий и прочее.
Дальше был аэропорт.
Мы летели по маршруту Тель-Авив - Мюнхен - Загреб и обратно Дубровник - Вена - Тель-Авив.
Туда летела Люфтганза, обратно - Австрийские авиалинии. Если в Мюнхен мы прилетели вовремя, то рейс в Загреб задержали на полчаса.
Обратно вылет из Дубровника задержался на час, а дальнейший рейс из Вены вылетел на два часа позднее расписания.
Как-то ни разу у нас не получалось вылететь из Вены вовремя. И где она, эта хваленная австрийская пунктуальность?
На следующий день была работа, начались обычные рутинные будни.
Итак, что видели, что не видели, чем питались, где ездили и прочее.
Маршрут был таким: Загреб - Слунь - Плитвицкие озера - Задар - парк Крка (и окрестности) - Шибеник - Сплит - Трогир - Меджигорье - Мостар - Любушки - Почитель - Благай - Столац - Дубровник - Трстено - Слань - Стон - Цавтат.
Многое, о чем сейчас буду говорить я уже писал. Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий человек сможет внимательно прочитать всю мою писанину. Поэтому буду повторяться, что аккуратно донести свои мысли, не расплескав их по дороге.
Погода.
Обычно про погоду говорят в самом конце, но не в этом случае.
Перед отъездом мы внимательно изучили прогноз погоды. Прогноз обещал спокойное нежаркое небо с облаками, два дня должны были быть дождливыми. Мы отнеслись к прогнозу серьезно, особенно к дождю. Взяли по паре сменной обуви, зонтики, всякие накидки. На всякий случай приготовили даже сменную одежду.
В реальности единственным прохладным днем (относительно прохладным) оказался первый день в Загребе, и то потому, что мы прилетели часов в 10 вечера. Остальные дни погода чередовалась от жаркой до очень жаркой. Облака на небе появились только в наш предпоследний день. Остальные дни - солнце, солнце и еще раз солнце. Очень много солнца.
Особо трудно было в Мостаре и вообще в Боснии. В те дни температура поднялась до +41 градуса (по шкале Цельсия), и так захотелось в прохладный Израиль. В Тель-Авиве в тот же день столбик термометра показывал благословенные +28.
Но, если откровенно - если выбирать между очень жаркой и дождливой погодой - я выбираю жаркую.
Так что нам повезло (относительно).
Дороги.
Хорватия разделена на две неравные части - основная страна и небольшой эксклав с центром в Дубровнике. И куча островов.
В основной части страны дороги делятся на два типа - относительно хорошие и отличные.
Относительно хорошие - это внутри городов. Плохими их назвать нельзя, отличными тоже, где-то посередине.
А вот междугородные платные скоростные трассы - это совсем другая песня. Отличное покрытие, новые дороги, по 3-4 полосы движения в каждую сторону, разделительные заборы. Мечта автомобилиста, а не дороги. И совсем небольшой трафик, что немного удивительно.
Хотя мы были еще до начала высокого сезона; скорее всего в сезон на дорогах будет более плотное движение.
Но это то, что относится к основной Хорватии.
В районе Дубровника ситуация хуже. Покрытие тоже хорошее, но широких скоростных трасс уже нет. Виноват в этом рельеф местности - с одной стороны скала, с другой стороны обрыв. Места для широкой и не извилистой дороги не остается.
В Боснии ситуация с дорогами совсем плохая. Дороги делятся на два типа - те, которые немного ремонтировались в последние лет несколько (вместо "несколько можно поставить любое число, от 1 до 27, до распада Югославии), и те, которые ремонтировались в последний раз еще при жизни Тито. Скоростных трасс нет в принципе, если только не считать скоростной трассой разбитую дорогу без разделительной полосы от Мостара до Требинье.
Возможно, хорошие дороги в Боснии все же есть, но нам они не встречались.
Отдельная история про парковки.
С платными парковками в Боснии все очень просто - платных парковок нет. Опять же, возможно они где-то есть, например в Сараево. Но в тех местах, что мы были платная парковка отсутствовала как класс, что не могло не радовать.
В Хорватии же найти бесплатная парковка - это нонсенс. Почти все парковки платные, и чем более значимо место - тем более платные.
Особо удивили платные парковки в Дубровнике - если в других городах платное время заканчивалось в 7-8-9 и так далее вечера, то в Дубровнике платная парковка круглосуточная. Можно получить штраф за неоплаченную парковку и в 3 часа ночи, инспектора муниципалитета не дремлют.
Парковочные автоматы в своей основной массе очень примитивные. Оплата наличными, примем только монетами, не купюрами. Редкий автомат умеет давать сдачу; еще более редки автоматы, где оплату можно произвести кредитной карточкой.
Люди.
Обычные люди со своими проблемами и заботами. В основной массе дружелюбны, всё как обычно.
Униженных и оскорбленных мигрантов из Африки и Ближнего Востока нет, поэтому криминальная обстановка очень спокойная. Туристы - в основном европейцы. И много туристов из Китая, хотя где сейчас нет туристов из Китая?
В Боснии много туристов из Турции; турки вкладывают большие средства в развитие этой страны.
Что удивило - отношение к курению. Что в Хорватии, что в Боснии очень много курят. Но в Хорватии в помещениях курить запрещено, а в Боснии это никак не регулируется.
Сначала я очень удивился, увидев курящего на рабочем месте клерка в гостинице в Мостаре. Затем мы зашли в какой-то торговый центр, где внутри большого здания курили все, и курили в любом месте. Будто вернулся лет так на 40 назад.
Деньги и цены.
Хорватская валюта называется куна, код HRK.
1 куна примерно равно 7.5 евро. Очень удобно считать по отношению к шекелю, 1 шекель примерно равен 2 кунам.
В Боснии своя валюта, называется конвертируемая марка. Код BAM.
1 марка примерно равно 0.5 евро. Тоже очень удобно считать, 1 шекель примерно равен 0.5 марки.
В Боснии очень странное отношение к собственной валюте. Во всех магазинах и во всех ресторанах указываются сразу 3 цены - в евро, в кунах и в марках. Популярность тоже именно такая же - очень популярно евро, за ним идет куна, и замыкает список местная марка.
В принципе деньги можно не менять, продавец получает деньги в евро или в кунах, и дает сдачу в той же валюте.
При оплате кредитной карточкой деньги снимаются только в марках, по другому не получается.
Цены в Хорватии корректный сравнивать с ценами в Словении или в Черногории. В Словении мы были уже давно, цен я не помню, а до Черногории пока еще не доехали. Но если сравнивать с Израилем - все дешевле раза в два.
Но это не относится к району Дубровника. Израильтяне ездят в Дубровник чтобы поучиться как можно еще поднять на всё и про всё.
Парковка и еда в районе набережной Тель-Авива будет серьезно дешевле чем такая же парковка не только в Дубровнике, а в любом месте рядом с Дубровником.
Цены в Боснии - это тоже отдельный рассказ, достойный пера какого-нибудь Хемингуэя. Сказать, что цены низкие - не сказать ничего. Они не просто низкие, они фантастически низкие, причем на все - начиная от еды и заканчивая жильем в гостиницах.
Раньше я думал что самые низкие цены в Индии. Теперь знаю, что Индия - дорогая страна, Босния ее обошла на повороте.
Еда.
В принципе обычная средиземноморская еда. Близость к морю - значит много рыбы и морепродуктов.
После посещения Словении еще раз хотелось попробовать штрукли. Но как-то не получилось. А жаль.
И - итальянская кухня. Все эти пасты, пиццы, равиоли, ризотто и прочее, что так любимо в Италии так же любимо и в Хорватии и в Боснии.
Жилье.
Обычно мы останавливаемся в гостиницах. Там где они есть.
В эту поездку у нас было всего две гостиницы - одна в Загребе и одна в Мостаре.
В Загребе была очень странная гостиница, чем-то похожая на советские гостиницы времен развитого социализма. Ничего выдающегося, но нам надо было переночевать всего 2 ночи.
В районе Плитвицких озер жили то ли в большом циммере, то ли в мини-гостинице (8 номеров, тихое место рядом с дорогой).
Парк Крка - тоже циммер, далеко от дороги, тишина и покой. По вечерам громко шумели цикады, по утрам оглушительно пели птицы. Почти райский уголок, если не считать ужасную узкую грунтовую дорогу к циммеру.
Гостиница в Мостаре - просто супер-гостиница, новая, самый центр города, с завтраками, огромным номером и отличным кондиционером (в Мостаре нас застигла основная волна жары). И дешево, просто невероятно дешево.
Дубровник - тоже циммер, километрах в 6 от города. Терраса, с видом на горы, две огромные комнаты, по вечерам тихо и торжественно. Мы бы сняли гостиницу в самом Дубровнике, но цены в городе были откровенно далеки от либеральных.
Общие впечатления.
Города что в Хорватии, что в Боснии не блещут красотой и архитектурными изысками. За исключением Дубровника, но про него отдельно.
Зато природа - не просто супер, а настоящий супер-супер. Озера, реки, водопады, горы...
Про Загреб не писал только ленивый - в городе больше полудня делать нечего. И этот только самый не ленивый оказался прав - в Загребе есть смотреть ровно на половину дня. Если всматриваться очень внимательно - то на целый день.
Задар - интересен только Старый Город, но он настолько мал и настолько компактен... Короче говоря, пара часов - и достаточно.
Шибеник. В принципе стоит на него посмотреть более внимательно, лабиринт улочек в Старой части довольно занимателен. Если бы не жаркая погода, то задержались в нем подольше.
Сплит откровенно разочаровал. Толпы туристов, толчея, шум. Совсем не такой он представлялся в описаниях.
Трогир. Очень атмосферный островок в историческом центре, но очень маленький. Но приятный.
Мостар - единственная достопримечательность города - Старый Мост. И вокруг Моста все крутится - магазины, рестораны, музеи. Остальные боснийские города - просто немного занять скучающего туриста. Немного отличаются Почитель и Столац, в них есть посмотреть более чем на полчаса; Благай - откровенный туристический слон, раздутый из маленькой туристической мухи.
Вообще очень трудно понять почему в самом центре города стоят полуразрушенные здания. Или почему люди живут в домах с отметинами от разорвавшихся снарядов. Война закончилась почти четверть века назад, а боснийцы до сих живут прошлым. А кто живет только прошлым - закрывает свое будущее.
Дубровник. Самое интересное - это Старый Город. Все остальное - обычный не очень интересный стандарт. Старый Город небольшой, и одного дня, ну максимум полутора дней полностью хватит его осмотреть вдоль и поперек. На мой взгляд город очень сильно переоценен.
Городки рядом с Дубровником - та же история, что и с Боснией, занять скучающего туриста.
Зато природа (повторюсь) - это нечто прекрасное.
Если бы я сейчас планировал заново этот маршрут, то отвел бы дополнительный день на парк Крка. Очень жалко что не успели посмотреть на все красоты вокруг реки.
На этом скорее всего заканчиваем.
Мы не съездили на острова, и это тоже немного жаль. Но, возможно, еще когда-нибудь туда попадем еще раз.
Или даже не раз.
Продолжение когда-нибудь обязательно последует.
Самолет улетал в 3 часа дня, с утра было время, и время мы решили оставшееся время провести с пользой. Польза заключалась в том, что остался еще один важный туристический объект, до которого мы не добрались за прошедшие дни.
Речь идет о фуникулере.
Фуникулер был закрыт на ремонтные работы, снизу подняться в кабинке не получилось. Но у нас была машина, а наверх вела дорога. И мы поехали прямо с утра, смотреть на Дубровник и окрестности с высоты.
Остров Локрум.
Старый Город Дубровника с высоты птичьего полета.
Или даже еще выше.
Гонки на водных скутерах.
Разные кораблики между островом и материком.
Пляж.
Фотография гор. Против солнца, без фильтра.
Никогда так не фотографируйте.
Еще гонки на воде.
Окрестности Дубровника.
Тоже окрестности, но в другую сторону.
Потом еще немного побродили по Дубровнику. Не по Старому Городу, а в обычных новых районах.
Что сказать - обычный город, без особых изысков. Таких множество на нашей планете.
Самое интересное - кораблик на набережной. Ветер дальних странствий и прочее.
Дальше был аэропорт.
Мы летели по маршруту Тель-Авив - Мюнхен - Загреб и обратно Дубровник - Вена - Тель-Авив.
Туда летела Люфтганза, обратно - Австрийские авиалинии. Если в Мюнхен мы прилетели вовремя, то рейс в Загреб задержали на полчаса.
Обратно вылет из Дубровника задержался на час, а дальнейший рейс из Вены вылетел на два часа позднее расписания.
Как-то ни разу у нас не получалось вылететь из Вены вовремя. И где она, эта хваленная австрийская пунктуальность?
На следующий день была работа, начались обычные рутинные будни.
Итак, что видели, что не видели, чем питались, где ездили и прочее.
Маршрут был таким: Загреб - Слунь - Плитвицкие озера - Задар - парк Крка (и окрестности) - Шибеник - Сплит - Трогир - Меджигорье - Мостар - Любушки - Почитель - Благай - Столац - Дубровник - Трстено - Слань - Стон - Цавтат.
Многое, о чем сейчас буду говорить я уже писал. Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий человек сможет внимательно прочитать всю мою писанину. Поэтому буду повторяться, что аккуратно донести свои мысли, не расплескав их по дороге.
Погода.
Обычно про погоду говорят в самом конце, но не в этом случае.
Перед отъездом мы внимательно изучили прогноз погоды. Прогноз обещал спокойное нежаркое небо с облаками, два дня должны были быть дождливыми. Мы отнеслись к прогнозу серьезно, особенно к дождю. Взяли по паре сменной обуви, зонтики, всякие накидки. На всякий случай приготовили даже сменную одежду.
В реальности единственным прохладным днем (относительно прохладным) оказался первый день в Загребе, и то потому, что мы прилетели часов в 10 вечера. Остальные дни погода чередовалась от жаркой до очень жаркой. Облака на небе появились только в наш предпоследний день. Остальные дни - солнце, солнце и еще раз солнце. Очень много солнца.
Особо трудно было в Мостаре и вообще в Боснии. В те дни температура поднялась до +41 градуса (по шкале Цельсия), и так захотелось в прохладный Израиль. В Тель-Авиве в тот же день столбик термометра показывал благословенные +28.
Но, если откровенно - если выбирать между очень жаркой и дождливой погодой - я выбираю жаркую.
Так что нам повезло (относительно).
Дороги.
Хорватия разделена на две неравные части - основная страна и небольшой эксклав с центром в Дубровнике. И куча островов.
В основной части страны дороги делятся на два типа - относительно хорошие и отличные.
Относительно хорошие - это внутри городов. Плохими их назвать нельзя, отличными тоже, где-то посередине.
А вот междугородные платные скоростные трассы - это совсем другая песня. Отличное покрытие, новые дороги, по 3-4 полосы движения в каждую сторону, разделительные заборы. Мечта автомобилиста, а не дороги. И совсем небольшой трафик, что немного удивительно.
Хотя мы были еще до начала высокого сезона; скорее всего в сезон на дорогах будет более плотное движение.
Но это то, что относится к основной Хорватии.
В районе Дубровника ситуация хуже. Покрытие тоже хорошее, но широких скоростных трасс уже нет. Виноват в этом рельеф местности - с одной стороны скала, с другой стороны обрыв. Места для широкой и не извилистой дороги не остается.
В Боснии ситуация с дорогами совсем плохая. Дороги делятся на два типа - те, которые немного ремонтировались в последние лет несколько (вместо "несколько можно поставить любое число, от 1 до 27, до распада Югославии), и те, которые ремонтировались в последний раз еще при жизни Тито. Скоростных трасс нет в принципе, если только не считать скоростной трассой разбитую дорогу без разделительной полосы от Мостара до Требинье.
Возможно, хорошие дороги в Боснии все же есть, но нам они не встречались.
Отдельная история про парковки.
С платными парковками в Боснии все очень просто - платных парковок нет. Опять же, возможно они где-то есть, например в Сараево. Но в тех местах, что мы были платная парковка отсутствовала как класс, что не могло не радовать.
В Хорватии же найти бесплатная парковка - это нонсенс. Почти все парковки платные, и чем более значимо место - тем более платные.
Особо удивили платные парковки в Дубровнике - если в других городах платное время заканчивалось в 7-8-9 и так далее вечера, то в Дубровнике платная парковка круглосуточная. Можно получить штраф за неоплаченную парковку и в 3 часа ночи, инспектора муниципалитета не дремлют.
Парковочные автоматы в своей основной массе очень примитивные. Оплата наличными, примем только монетами, не купюрами. Редкий автомат умеет давать сдачу; еще более редки автоматы, где оплату можно произвести кредитной карточкой.
Люди.
Обычные люди со своими проблемами и заботами. В основной массе дружелюбны, всё как обычно.
Униженных и оскорбленных мигрантов из Африки и Ближнего Востока нет, поэтому криминальная обстановка очень спокойная. Туристы - в основном европейцы. И много туристов из Китая, хотя где сейчас нет туристов из Китая?
В Боснии много туристов из Турции; турки вкладывают большие средства в развитие этой страны.
Что удивило - отношение к курению. Что в Хорватии, что в Боснии очень много курят. Но в Хорватии в помещениях курить запрещено, а в Боснии это никак не регулируется.
Сначала я очень удивился, увидев курящего на рабочем месте клерка в гостинице в Мостаре. Затем мы зашли в какой-то торговый центр, где внутри большого здания курили все, и курили в любом месте. Будто вернулся лет так на 40 назад.
Деньги и цены.
Хорватская валюта называется куна, код HRK.
1 куна примерно равно 7.5 евро. Очень удобно считать по отношению к шекелю, 1 шекель примерно равен 2 кунам.
В Боснии своя валюта, называется конвертируемая марка. Код BAM.
1 марка примерно равно 0.5 евро. Тоже очень удобно считать, 1 шекель примерно равен 0.5 марки.
В Боснии очень странное отношение к собственной валюте. Во всех магазинах и во всех ресторанах указываются сразу 3 цены - в евро, в кунах и в марках. Популярность тоже именно такая же - очень популярно евро, за ним идет куна, и замыкает список местная марка.
В принципе деньги можно не менять, продавец получает деньги в евро или в кунах, и дает сдачу в той же валюте.
При оплате кредитной карточкой деньги снимаются только в марках, по другому не получается.
Цены в Хорватии корректный сравнивать с ценами в Словении или в Черногории. В Словении мы были уже давно, цен я не помню, а до Черногории пока еще не доехали. Но если сравнивать с Израилем - все дешевле раза в два.
Но это не относится к району Дубровника. Израильтяне ездят в Дубровник чтобы поучиться как можно еще поднять на всё и про всё.
Парковка и еда в районе набережной Тель-Авива будет серьезно дешевле чем такая же парковка не только в Дубровнике, а в любом месте рядом с Дубровником.
Цены в Боснии - это тоже отдельный рассказ, достойный пера какого-нибудь Хемингуэя. Сказать, что цены низкие - не сказать ничего. Они не просто низкие, они фантастически низкие, причем на все - начиная от еды и заканчивая жильем в гостиницах.
Раньше я думал что самые низкие цены в Индии. Теперь знаю, что Индия - дорогая страна, Босния ее обошла на повороте.
Еда.
В принципе обычная средиземноморская еда. Близость к морю - значит много рыбы и морепродуктов.
После посещения Словении еще раз хотелось попробовать штрукли. Но как-то не получилось. А жаль.
И - итальянская кухня. Все эти пасты, пиццы, равиоли, ризотто и прочее, что так любимо в Италии так же любимо и в Хорватии и в Боснии.
Жилье.
Обычно мы останавливаемся в гостиницах. Там где они есть.
В эту поездку у нас было всего две гостиницы - одна в Загребе и одна в Мостаре.
В Загребе была очень странная гостиница, чем-то похожая на советские гостиницы времен развитого социализма. Ничего выдающегося, но нам надо было переночевать всего 2 ночи.
В районе Плитвицких озер жили то ли в большом циммере, то ли в мини-гостинице (8 номеров, тихое место рядом с дорогой).
Парк Крка - тоже циммер, далеко от дороги, тишина и покой. По вечерам громко шумели цикады, по утрам оглушительно пели птицы. Почти райский уголок, если не считать ужасную узкую грунтовую дорогу к циммеру.
Гостиница в Мостаре - просто супер-гостиница, новая, самый центр города, с завтраками, огромным номером и отличным кондиционером (в Мостаре нас застигла основная волна жары). И дешево, просто невероятно дешево.
Дубровник - тоже циммер, километрах в 6 от города. Терраса, с видом на горы, две огромные комнаты, по вечерам тихо и торжественно. Мы бы сняли гостиницу в самом Дубровнике, но цены в городе были откровенно далеки от либеральных.
Общие впечатления.
Города что в Хорватии, что в Боснии не блещут красотой и архитектурными изысками. За исключением Дубровника, но про него отдельно.
Зато природа - не просто супер, а настоящий супер-супер. Озера, реки, водопады, горы...
Про Загреб не писал только ленивый - в городе больше полудня делать нечего. И этот только самый не ленивый оказался прав - в Загребе есть смотреть ровно на половину дня. Если всматриваться очень внимательно - то на целый день.
Задар - интересен только Старый Город, но он настолько мал и настолько компактен... Короче говоря, пара часов - и достаточно.
Шибеник. В принципе стоит на него посмотреть более внимательно, лабиринт улочек в Старой части довольно занимателен. Если бы не жаркая погода, то задержались в нем подольше.
Сплит откровенно разочаровал. Толпы туристов, толчея, шум. Совсем не такой он представлялся в описаниях.
Трогир. Очень атмосферный островок в историческом центре, но очень маленький. Но приятный.
Мостар - единственная достопримечательность города - Старый Мост. И вокруг Моста все крутится - магазины, рестораны, музеи. Остальные боснийские города - просто немного занять скучающего туриста. Немного отличаются Почитель и Столац, в них есть посмотреть более чем на полчаса; Благай - откровенный туристический слон, раздутый из маленькой туристической мухи.
Вообще очень трудно понять почему в самом центре города стоят полуразрушенные здания. Или почему люди живут в домах с отметинами от разорвавшихся снарядов. Война закончилась почти четверть века назад, а боснийцы до сих живут прошлым. А кто живет только прошлым - закрывает свое будущее.
Дубровник. Самое интересное - это Старый Город. Все остальное - обычный не очень интересный стандарт. Старый Город небольшой, и одного дня, ну максимум полутора дней полностью хватит его осмотреть вдоль и поперек. На мой взгляд город очень сильно переоценен.
Городки рядом с Дубровником - та же история, что и с Боснией, занять скучающего туриста.
Зато природа (повторюсь) - это нечто прекрасное.
Если бы я сейчас планировал заново этот маршрут, то отвел бы дополнительный день на парк Крка. Очень жалко что не успели посмотреть на все красоты вокруг реки.
На этом скорее всего заканчиваем.
Мы не съездили на острова, и это тоже немного жаль. Но, возможно, еще когда-нибудь туда попадем еще раз.
Или даже не раз.
Продолжение когда-нибудь обязательно последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий