Что-то давно я тут не отмечался. Ну как давно - пару - тройку недель, может немного больше.
Вскоре по плану у меня очередной перерыв в написании нетленки (я ведь пишу только гениальные произведения, не правда ли. Да и скромен я просто невероятно, это факт), так что пропадать надолго было бы очень неприлично.
Итак, о чем бы поведать?
Поведаю-ка я о садах бахаев в Акко. Про сам Акко сейчас говорить не будем, город очень интересный с точки зрения истории, одним проходным постом про это место рассказать очень сложно.
А вот про бахаев и про их сады - в самый раз.
Для начала, по традиции - фотография.
Ну так вот. В один из жарких летних дней мы поехали в катиф за личи.
Личи - это такие очень вкусные и сладкие ягоды, их еще называют китайской сливой, растут на севере Израиля. Если кто еще не знал.
Катиф можно перевести с иврита как "сбор урожая". В обычной разговорной речи это также место, где производится сбор урожая.
Фрукты в Израиле можно купить в магазине, они будут дорогими и свежими. А можно поехать в катиф, заплатить за вход, съесть столько фруктов и сопутствующей им растительности столько, сколько позволит вместимость желудка, и еще немного набрать для себя, за дополнительную плату. В итоге получится почти то же самое, что и покупка того же самого в магазине. Только в магазин любой может пойти, а катиф - для людей, склонных к авантюрам.
Выехали мы рано, доехали быстро, наелись тоже быстро. Возвращаться домой рано не хотелось, и тут мы вспомнили про бахаев и про Акко. В последний раз мы были рядом с бахайскими садами лет десять назад, может даже и больше. И сады в то время были на серьезной реконструкции. А тут вроде как реконструкция уже давно закончилась, времени у нас навалом, почему бы и не посетить это место.
Для начала - кто такие бахаи.
Немного истории.
В 1819 году в городе Шираз на юге Персии родился Сейид Али Мухаммад Ширази, более известный в истории как Баб - или Врата Познания в переводе с фарси. Персия - страна ислама шиитского толка, а среди шиитов со времен зарождения ислама бытовала легенда о двенадцатом, или скрытом имаме по имени Махди. Легенда гласила, что в свое время основатель новой религии пророк Мухаммед вместе с 12 своими последователями подошел к некоей пещере. Все спутники Мухаммеда спустились в пещеру и благополучно из нее вышли, кроме одного, по имени Али. И тогда Мухаммед сказал: Али вернется через тысячу лет, чтобы вернуть свет веры, искаженный прошедшими веками.
И вот, 22 мая 1844 года Сейид Али Мухаммад объявил себя тем самым имамом, и возвестил что он вернулся.
Ислам очень нетерпим к любым ересям, и в 1850 году Баба казнили.
Но сама идея о новом Мессии была подхвачена. Эстафету перенял Мирза Хусейн-Али-и-Нури, более известный как Бахаулла, или Слава Господня в переводе с того же фарси, основатель религии бахаи.
Баб и Бахаулла никогда не встречались, только переписывались. После казни Баба его последователи подверглись гонениям, а сам Мирза Хуссейн был заключен в тюрьму. Именно там, по его словам, на него сошло Божественное Откровение. Так родилась вера бахаи.
Немного о принципах этой религии.
Принципы очень интересные, в них полностью отсутствуют присущие любым другим доктринам системы исключительности, определения своей религиозной принадлежности как самой выдающейся и так далее.
Очень симпатичная религия, был бы религиозным - стал бы бахаем.
- Все человечество является единым целым. При этом единство и разнообразие для Бахаи не являются противоречием. Культурное разнообразие приветствуется и поощряется; в то же время человечество является единым целым, так как все люди (и религии) были созданы одним Богом. Бахаулла сформулировал это так: «Вся земля — одна страна, а все люди — её граждане».
- Все люди должны познавать правду самостоятельно. Вера человека зависит лишь от него самого. Поэтому не существует клеруса, который являлся бы носителем веры. Верующие должны сами читать и интерпретировать священные писания. Такое понимание человеческой природы способствует самостоятельному мышлению и самоопределению.
- У всех религий одна общая основа. Бахаи считают, что есть лишь один Бог, вокруг которого сложились разные религии. Все религии обнаруживают черты конкретных эпох, а также вечные (вневременные) черты. В то время, как социальные правила различаются, будучи обусловлены историческим отрезком конкретной культуры, мистическая суть всех религий остается неизменной, даже если в разных религиозных учениях она по-разному формулируется.
- Религия должна быть основой единства и понимания людей. Религия, которая приводит к разногласиям или даже к насилию между людьми — это религия, употребленная во зло. Абдул-Баха говорил, что если религия приводит к раздору между людьми, то лучше от неё отказаться.
- Религия не должна противоречить науке и разуму. Бахаи считают, что религия объясняет связи, затрагивающие области, недоступные науке. Поэтому религия и наука должны друг друга дополнять, вместо того чтобы друг другу противоречить. Религия без науки приводит к суеверию. Наука без религии — к материализму. И от того, и от другого исходит вред.
- У мужчин и у женщин одинаковые права. Бахаи считают, что с откровением Бахауллы человечество вступило в новую эру, в которой «насилие теряет всякое оправдание» и «мужские и женские элементы культуры будут гармонировать друг с другом». Это новое время будет определяться не столько мужским, сколько женским началом — например, интуицией и заботой. Женщины в Бахайских общинах с самого начала имели активное и пассивное избирательное право; благодаря этому, во многих общинах они играют не менее важную роль в принятии решений, чем мужчины.
- От предрассудков любого рода следует избавляться. В первую очередь имеются в виду расовые и религиозные предрассудки. Например, у Бахаи не существует представления о том, что те, у кого «истинная вера», будут спасены — потому что не существует истинной веры, как и разделения людей на «верующих» и «неверующих».
- Нужно стремиться к миру во всем мире. «Мир во всем мире» при этом не является идеализированным представлением о конце света, а требует вполне практического человеческого труда здесь и сейчас. Для этого нужно стремиться к миру между религиями и признанию равенства всех людей, независимо от расы и социального класса. Первые шаги на этом пути — разоружение и создание сообщества народов.
- И мужчины, и женщины должны получать многостороннее духовное и нравственное образование и воспитание. Имеется в виду не только воспитание в семье, а обязательное школьное образование. Если средств на всех детей не хватает, предпочтение отдается девочкам как «главным воспитательницам следующего поколения».
- Следует решить социальный вопрос. Это высказывание Абдул-Баха 1912 года относится к социально-политическим проблемам времен индустриализации, связанным с бедственным положением широких слоев общества. Бахаи стремятся принять активное участие в том, чтобы сделать процессы глобализации более справедливыми — и с экономической и с общественной точки зрения.
- Следует ввести вспомогательный язык и единый шрифт для всего мира. Уже Бахаулла подчеркнул необходимость языка, который сообща выбрали бы все народы мира, чтобы на нём можно было изъясняться всем без исключения. Этот язык следует выучить наряду с родным. Фактически, в сообществе Бахаи таким языком стали английский и эсперанто, которые используются не только во всемирном центре Бахаи, но и на международных конференциях.
- Следует назначить всемирный суд. Несмотря на все пророчества Бахауллы, Бахаи не считают, что все локальные и глобальные конфликты в будущем решатся сами собой. Для разрешения таких конфликтов, по мнению Бахаи, требуется не только всемирный суд, но и полиция, признанная в международном масштабе, которая будет иметь право вмешиваться в конфликты, чтобы предотвратить насилие. В священных писаниях Бахауллы сказано: «Придет время, когда во всем мире поймут, что необходимо созвать всемирное всеобъемлющее собрание людей. Власть имущие со всей земли будут обязаны на нем присутствовать, участвовать в обсуждениях и найти пути и средства, чтобы заложить фундамент для мира во всем мире».
Вот такие принципы. Всего их 12 штук.
Очень созвучно нашему времени.
Но возвращаемся к Бахаулле. Турецкие власти (а Персия тогда находилась под власть Османской империи) сослали его в Акко, в то время совершенную глушь на севере Палестины. Там же он прожил всю свою жизнь, написал множество книг, и в конце-концов умер в своем доме в 1892 году.
Его могила находится в том же доме, где он жил и почитается бахаями как самое святое место на Земле.
У Бахауллы было два сына, Аббас-эфенди, более известный как Абдул-Баха и Мирза Мухаммад Али. При жизни отца два брата мирно сосуществовали, но после его кончины сильно разругались. Старший сын обвинил младшего в нарушении заветов и отлучил от веры; в ответ младший сын основал свою линию веры под названием Унитарный бахаизм.
Просто для информации - сегодня в Израиле живут потомки Бахауллы, все они носят фамилию Бехаи (именно так), и все являются последователями унитарной ветви.
Ладно, текста много, становится неинтересно. Вообще, кому нужна эта история, одни слова, слова, слова...
Но если кто-то заинтересуется - я могу еще много чего понарассказать об истории бахаев. И не только бахаев, и не только истории.
Итак, мы приехали в Бахайские сады.
С одной стороны глухой забор.
Впереди дорога.
В конце дороги ворота.
Ворота закрыты.
За воротами виден дом Бахауллы.
Немного не успели.
Эта часть открыта только с 9 утра до 12 дня. А мы как раз подошли к 12 часам.
Но через решетку можно увидеть немного внутреннего парка.
Тогда несколько панорам этого места.
Фотографии кликабельны.
Делать нечего, пошли обратно.
На обратно пути полюбовались цветущими деревьями.
И вернулись ко входу. Или к выходу, что в принципе одно и то же.
На этом пока все.
Продолжение обязательно когда-нибудь будет.
Вскоре по плану у меня очередной перерыв в написании нетленки (я ведь пишу только гениальные произведения, не правда ли. Да и скромен я просто невероятно, это факт), так что пропадать надолго было бы очень неприлично.
Итак, о чем бы поведать?
Поведаю-ка я о садах бахаев в Акко. Про сам Акко сейчас говорить не будем, город очень интересный с точки зрения истории, одним проходным постом про это место рассказать очень сложно.
А вот про бахаев и про их сады - в самый раз.
Для начала, по традиции - фотография.
Ну так вот. В один из жарких летних дней мы поехали в катиф за личи.
Личи - это такие очень вкусные и сладкие ягоды, их еще называют китайской сливой, растут на севере Израиля. Если кто еще не знал.
Катиф можно перевести с иврита как "сбор урожая". В обычной разговорной речи это также место, где производится сбор урожая.
Фрукты в Израиле можно купить в магазине, они будут дорогими и свежими. А можно поехать в катиф, заплатить за вход, съесть столько фруктов и сопутствующей им растительности столько, сколько позволит вместимость желудка, и еще немного набрать для себя, за дополнительную плату. В итоге получится почти то же самое, что и покупка того же самого в магазине. Только в магазин любой может пойти, а катиф - для людей, склонных к авантюрам.
Выехали мы рано, доехали быстро, наелись тоже быстро. Возвращаться домой рано не хотелось, и тут мы вспомнили про бахаев и про Акко. В последний раз мы были рядом с бахайскими садами лет десять назад, может даже и больше. И сады в то время были на серьезной реконструкции. А тут вроде как реконструкция уже давно закончилась, времени у нас навалом, почему бы и не посетить это место.
Для начала - кто такие бахаи.
Немного истории.
В 1819 году в городе Шираз на юге Персии родился Сейид Али Мухаммад Ширази, более известный в истории как Баб - или Врата Познания в переводе с фарси. Персия - страна ислама шиитского толка, а среди шиитов со времен зарождения ислама бытовала легенда о двенадцатом, или скрытом имаме по имени Махди. Легенда гласила, что в свое время основатель новой религии пророк Мухаммед вместе с 12 своими последователями подошел к некоей пещере. Все спутники Мухаммеда спустились в пещеру и благополучно из нее вышли, кроме одного, по имени Али. И тогда Мухаммед сказал: Али вернется через тысячу лет, чтобы вернуть свет веры, искаженный прошедшими веками.
И вот, 22 мая 1844 года Сейид Али Мухаммад объявил себя тем самым имамом, и возвестил что он вернулся.
Ислам очень нетерпим к любым ересям, и в 1850 году Баба казнили.
Но сама идея о новом Мессии была подхвачена. Эстафету перенял Мирза Хусейн-Али-и-Нури, более известный как Бахаулла, или Слава Господня в переводе с того же фарси, основатель религии бахаи.
Баб и Бахаулла никогда не встречались, только переписывались. После казни Баба его последователи подверглись гонениям, а сам Мирза Хуссейн был заключен в тюрьму. Именно там, по его словам, на него сошло Божественное Откровение. Так родилась вера бахаи.
Немного о принципах этой религии.
Принципы очень интересные, в них полностью отсутствуют присущие любым другим доктринам системы исключительности, определения своей религиозной принадлежности как самой выдающейся и так далее.
Очень симпатичная религия, был бы религиозным - стал бы бахаем.
- Все человечество является единым целым. При этом единство и разнообразие для Бахаи не являются противоречием. Культурное разнообразие приветствуется и поощряется; в то же время человечество является единым целым, так как все люди (и религии) были созданы одним Богом. Бахаулла сформулировал это так: «Вся земля — одна страна, а все люди — её граждане».
- Все люди должны познавать правду самостоятельно. Вера человека зависит лишь от него самого. Поэтому не существует клеруса, который являлся бы носителем веры. Верующие должны сами читать и интерпретировать священные писания. Такое понимание человеческой природы способствует самостоятельному мышлению и самоопределению.
- У всех религий одна общая основа. Бахаи считают, что есть лишь один Бог, вокруг которого сложились разные религии. Все религии обнаруживают черты конкретных эпох, а также вечные (вневременные) черты. В то время, как социальные правила различаются, будучи обусловлены историческим отрезком конкретной культуры, мистическая суть всех религий остается неизменной, даже если в разных религиозных учениях она по-разному формулируется.
- Религия должна быть основой единства и понимания людей. Религия, которая приводит к разногласиям или даже к насилию между людьми — это религия, употребленная во зло. Абдул-Баха говорил, что если религия приводит к раздору между людьми, то лучше от неё отказаться.
- Религия не должна противоречить науке и разуму. Бахаи считают, что религия объясняет связи, затрагивающие области, недоступные науке. Поэтому религия и наука должны друг друга дополнять, вместо того чтобы друг другу противоречить. Религия без науки приводит к суеверию. Наука без религии — к материализму. И от того, и от другого исходит вред.
- У мужчин и у женщин одинаковые права. Бахаи считают, что с откровением Бахауллы человечество вступило в новую эру, в которой «насилие теряет всякое оправдание» и «мужские и женские элементы культуры будут гармонировать друг с другом». Это новое время будет определяться не столько мужским, сколько женским началом — например, интуицией и заботой. Женщины в Бахайских общинах с самого начала имели активное и пассивное избирательное право; благодаря этому, во многих общинах они играют не менее важную роль в принятии решений, чем мужчины.
- От предрассудков любого рода следует избавляться. В первую очередь имеются в виду расовые и религиозные предрассудки. Например, у Бахаи не существует представления о том, что те, у кого «истинная вера», будут спасены — потому что не существует истинной веры, как и разделения людей на «верующих» и «неверующих».
- Нужно стремиться к миру во всем мире. «Мир во всем мире» при этом не является идеализированным представлением о конце света, а требует вполне практического человеческого труда здесь и сейчас. Для этого нужно стремиться к миру между религиями и признанию равенства всех людей, независимо от расы и социального класса. Первые шаги на этом пути — разоружение и создание сообщества народов.
- И мужчины, и женщины должны получать многостороннее духовное и нравственное образование и воспитание. Имеется в виду не только воспитание в семье, а обязательное школьное образование. Если средств на всех детей не хватает, предпочтение отдается девочкам как «главным воспитательницам следующего поколения».
- Следует решить социальный вопрос. Это высказывание Абдул-Баха 1912 года относится к социально-политическим проблемам времен индустриализации, связанным с бедственным положением широких слоев общества. Бахаи стремятся принять активное участие в том, чтобы сделать процессы глобализации более справедливыми — и с экономической и с общественной точки зрения.
- Следует ввести вспомогательный язык и единый шрифт для всего мира. Уже Бахаулла подчеркнул необходимость языка, который сообща выбрали бы все народы мира, чтобы на нём можно было изъясняться всем без исключения. Этот язык следует выучить наряду с родным. Фактически, в сообществе Бахаи таким языком стали английский и эсперанто, которые используются не только во всемирном центре Бахаи, но и на международных конференциях.
- Следует назначить всемирный суд. Несмотря на все пророчества Бахауллы, Бахаи не считают, что все локальные и глобальные конфликты в будущем решатся сами собой. Для разрешения таких конфликтов, по мнению Бахаи, требуется не только всемирный суд, но и полиция, признанная в международном масштабе, которая будет иметь право вмешиваться в конфликты, чтобы предотвратить насилие. В священных писаниях Бахауллы сказано: «Придет время, когда во всем мире поймут, что необходимо созвать всемирное всеобъемлющее собрание людей. Власть имущие со всей земли будут обязаны на нем присутствовать, участвовать в обсуждениях и найти пути и средства, чтобы заложить фундамент для мира во всем мире».
Вот такие принципы. Всего их 12 штук.
Очень созвучно нашему времени.
Но возвращаемся к Бахаулле. Турецкие власти (а Персия тогда находилась под власть Османской империи) сослали его в Акко, в то время совершенную глушь на севере Палестины. Там же он прожил всю свою жизнь, написал множество книг, и в конце-концов умер в своем доме в 1892 году.
Его могила находится в том же доме, где он жил и почитается бахаями как самое святое место на Земле.
У Бахауллы было два сына, Аббас-эфенди, более известный как Абдул-Баха и Мирза Мухаммад Али. При жизни отца два брата мирно сосуществовали, но после его кончины сильно разругались. Старший сын обвинил младшего в нарушении заветов и отлучил от веры; в ответ младший сын основал свою линию веры под названием Унитарный бахаизм.
Просто для информации - сегодня в Израиле живут потомки Бахауллы, все они носят фамилию Бехаи (именно так), и все являются последователями унитарной ветви.
Ладно, текста много, становится неинтересно. Вообще, кому нужна эта история, одни слова, слова, слова...
Но если кто-то заинтересуется - я могу еще много чего понарассказать об истории бахаев. И не только бахаев, и не только истории.
Итак, мы приехали в Бахайские сады.
С одной стороны глухой забор.
Впереди дорога.
В конце дороги ворота.
Ворота закрыты.
За воротами виден дом Бахауллы.
Немного не успели.
Эта часть открыта только с 9 утра до 12 дня. А мы как раз подошли к 12 часам.
Но через решетку можно увидеть немного внутреннего парка.
Тогда несколько панорам этого места.
Фотографии кликабельны.
Делать нечего, пошли обратно.
На обратно пути полюбовались цветущими деревьями.
И вернулись ко входу. Или к выходу, что в принципе одно и то же.
На этом пока все.
Продолжение обязательно когда-нибудь будет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий