понедельник, 15 июля 2019 г.

По дороге в Хорватию и городок Stolac.

В Боснии, а точнее - в Герцеговине мы провели всего 2 дня. А если точнее, то почти 3 дня и 2 ночи.
Впечатления об этой стране немного сумбурные, возможно виновата аномально жаркая погода. Если очень хочется лежать под кондиционером и совсем даже не двигаться, а внутренний голос говорит: "время ограниченно, надо успеть увидеть все и даже немного больше", то поневоле возникает внутренний диссонанс.

Далее у нас по плану было возвращению в Хорватию, в Дубровник. По дороге планировали посетить небольшой городок Столац, называемый еще боснийской Венецией.
Городок славится несколькими водопадами и множеством древних небольших мостов. И что самое приятное - он как раз находится по дороге из Мостара в Дубровник.

Речка Брегава, водопад Бенат.
Самый небольшой из трех водопадов в этом районе.




Сразу хочу сказать, что на два остальных водопада - Инат и Провалие мы не попали. В машине был кондиционер, а выходить из относительно прохладного места на улицу, где температура вплотную подбиралась к 40 градусам было очень некомфортно.
Увидели очень мало, мостами не полюбовались, на горку не полезли.
Жалко. Но было очень жарко. (Почти стихи, однако).

Для начала мы на въезде в городок повернули не в ту сторону, и навигатор стал нас выводить какими-то странными закоулками на путь истинный. Так мы абсолютно случайно попали к церкви святого Ильи.



Сверху на горе - Старый Город, или Старая крепость.



Святой Илья.



Церковь его же имени.
Церковь закрыта, вокруг ни души. И очень жарко.



Памятник святому Илье немного поближе.
Современный скульптор не очень любит святого Илью, иначе зачем он его так изваял.

И что особо интересно - в этой части Герцеговины везде развешаны хорватские флаги. В некоторых местах вместе с боснийскими, в некоторых местах (как здесь, например) в гордом одиночестве. Непонятно, в каком государстве мы находимся - то ли в Хорватии, то ли еще где?
Далее, в Республике Сербской были развешаны только флаги Республики, без всякого намека на разные Боснии, Герцеговины и другие непонятные или понятные страны и государства.



Далее навигатор сказал нам выехать на скоростную трассу. Мы его послушались только отчасти, не очень хотелось ехать 18 километров до ближайшего разворота, а потом ехать столько же обратно. К тому же на трассах машин было минимум, поэтому развернуться на совсем не оживленной дороге не составило большого труда.
И тут опять - внезапно.



В Столаце никогда не было своей еврейской общины. Ближайшая община была в Мостаре, причем община очень малочисленная. Самая крупная община находилась и находится в Сараево, но до Сараево далеко.
Что это и почему это?

Ситуация была следующей: в начале XIX века в Сараево некий еврей перешел в ислам. Что в принципе не было особой редкостью в те времена в этих местах, я уже писал о статусе зимми, и какие ограничения он накладывал на его владельца. Так что это была обыденность.
Через некоторое время его убили. Что тоже не являлось особо редким явлением, случалось и такое.
В убийстве заподозрили руководство местной еврейской общины, что тоже было в порядке вещей. Руководство всем коллективом посадили в тюрьму, а местный визирь стал вымогать взятку за освобождение. Надо сказать, что это тоже было в порядке вещей, распад Османской империи, занявший почти 200 лет сопровождался жутким беспределом на местах. Что было необычного - размер взятки. Запрашиваемой суммы просто не было ни у кого.
Руководил общиной в то время раввин Моше Данон. Он хорошо помолился, посмотрел по сторонам и сказал: "Все будет хорошо, не волнуйтесь, скоро Пурим".
Через очень короткое время султан осерчал на местного визиря, повелел его казнить, а всех невинно осужденных отпустить из тюрем.
Так евреи оказались на свободе, а рав Моше Данон еще и стал называться праведником.
Шли годы. Моше Данон со своими домочадцами, последователями и прочим людом решил переселиться в Иерусалим. Процессия вышла из Сараево, худо-бедно добралась до Столаца, где Моше Данон внезапно умер.
Еврейской общины в Столаце не было никогда; иудаизм запрещает хоронить правоверных иудеев вместе с представителями других конфессий; а еще каноны иудаизма предписывают захоронение умершего в тот же день, когда он прекратил свой жизненный путь.
Так в Столаце появилось единственное еврейское кладбище с единственной могилой праведника.
Это произошло в 1830 году.





В 1905 и в 1907 годах на кладбище появились еще две могилы, похоронены два солдата-иудея, служившие в австро-венгерской армии.
За кладбищем ухаживает мусульманская семья, живущая по соседству, ухаживает абсолютно бесплатно, и считает это своим религиозным долгом.



Вот такая история.

Но мы наконец-то попали в Столац.



Очень маленький городок.
На улице просто невыносимое пекло, людей нет.



Река Брегава.
От реки хоть какая=то прохлада.



Жилой дом со следами обстрелов. Столац обстреливали все - и хорваты, и сербы, и боснийцы. От кого именно на этом доме отметины - сказать сейчас невозможно.
Но елы-палы! Война закончилась почти 25 лет назад. Неужели у жильцов дома не нашлось времени замазать все эти отверстия и трещины?
Что-то я чего-то не понимаю.



На заднем плане стены крепости.



И далее, по склону горы до самой вершины.
Но, откровенно говоря, сама мысль о подъеме на высоту вызывала настолько большое отторжение, что о посещении других достопримечательностей мы решили даже не думать.

Лучше река, рядом с ней не так ужасно жарко.







Дальше была дорога в Хорватию.
Путь пролегал по трассе M6. Дороги в Боснии имеют две литеры - M, что по идее означают международные и R - региональные. Те, которые региональные, явно были проложены еще при жизни Тито, и с тех пор не ремонтировались. Международные были в чуть лучшем состоянии, но все равно очень напоминали дороги бывшего Советского Союза - без разметки, узкие, с выбоинами и колдобинами.
Через короткое время мы въехали на территорию Республики Сербской, и дорога резко стала еще хуже.

Если в Герцеговине еще как-то стараются следить за дорогами и за покрытием - изредка встречается какая-то дорожная техника, стоят патрули дорожной полиции (за счет штрафов финансируется ремонт дорожного полотна), то в Республике Сербской ничего подобного не наблюдалось. Просто дорога, ямы и канавы, горы. Полное отсутствие людей и транспорта, полное отсутствие дорожных знаков. Какой-то безлюдный край, начало и конец апокалипсиса.
Очень редко навстречу попадались странные объекты.
Посреди ничего, посередине дороги ехал парень на ударной установке. Концертная ударная установка была установлена на велосипед, сверху сидел человек. Он не только крутил педали, но и играл на барабанах во время движения. На несколько километров вперед и назад не было ни одной живой души. И тем не менее бесплатный концерт посреди дороги. Сюрреализм в самом чистом виде.
Через пару километров встретился крестьянин с возом сена. В качестве тягловых животных он использовал баранов, две штуки.

Я теперь знаю как снимает свои фильмы Эмир Кустурица. Он ничего не придумывает, просто выезжает на дорогу с оператором, и снимает все подряд. Потом вырезает все ненужное - и все, фильм готов.

Мы так ехали, ехали, ехали. Доехали до местечка с говорящим названием Добромани. На съезде в Добромани, прямо на берегу речки Требишница расположен ресторан Zlatni Volan. Сказать что там дешево - не сказать ничего. Там все было практически даром.
За обед на двоих, включающий салаты, местную рыбы, какой-то напиток мы отдали 10 евро. Это просто какие-то именины сердца. Нигде и никогда мы не видели ресторанов дешевле.

И так мы доехали до очередного городка, даже города - Требинье. Дорога внезапно стала очень хорошей и широкой, появился новый асфальт, появилась разметка на дороге. Чудеса!
Требинье - очень богатый город по меркам Боснии. Расположен недалеко и от Хорватии и от Черногории, и использует свое выгодное географическое положение на все 100%. И Хорватия, и Черногория - члены Евросоюза, соответственно цены в этих странах достаточно высоки.
На въезде в Требинье привольно расположилось несколько огромных, просто гигантских супермаркетов. Парковка была заставлена машинами, в основном преобладали хорватские, сербские и черногорские номера. В супермаркете можно было купить если не все, то почти все - начиная от разнообразной еды и заканчивая одеждой, бытовой техникой, товарами для хозяйства и прочими вещами. Кассы уходи вдаль и терялись где-то на уровне горизонта.
Цены... Говорят, что цены ниже плинтуса, есть такое устоявшееся выражение. Цены в Требинье были настолько низкими, что уровень плинтуса казался неприступной горой. Если не даром, то очень рядом с этим.
Ценники. Ценники были на трех языках - боснийском, хорватском и сербском.

Когда-то, во время единой Югославии все население говорило на одном языке - сербско-хорватском. Отличие было только в том, что сербы использовали кириллицу, а все остальные - латиницу. В Словении говорили на словенском, в Македонии - на болгарском.
Потом Югославия распалась, и внезапно бывшие братские народы поняли что они говорят на разных языках. Ну просто на таких разных, что друг друга никак не могут понять без переводчика.
И так же внезапно появились новые языки. Хорватский и боснийский, например. Пишутся на латинице, используют одни и те же знаки, звуки имеют одинаковое звучание. Но, как оказалось, языки разные. Потому что в одном языке используется слово "бордюр", а в другом языке слово "поребрик". А обозначают то же самое. Но пара таких слов, как оказалось - повод для того, чтобы объявить диалект единого языка самостоятельной языковой единицей.
И вот на ценнике три строки. Две на латинице, строго идентичны друг другу. И третья на кириллице. А произносится название товара абсолютно одинаково на всех трех языках.
У Черногории, как оказалось, тоже свой язык, самостоятельный. Совершенно случайно до мелочей совпадает с сербским, но это же случайно. А так совсем самостоятельный язык, даже со своей кодировкой.

Потом была граница. Выезд из Боснии, включая все проверки и небольшую очередь занял несколько минут.
А вот въезд в Хорватию... Два с половиной часа мы простояли в очереди, и, как нам сказали знающие люди, мы потратили не так много времени.
Дальше был Дубровник.


Продолжение очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий