суббота, 19 января 2019 г.

Гора Тавор или Гора Преображения

В этом году высшие силы правильно установили зимнюю погоду.
Обычной израильской зимой всю неделю стоит хорошая погода. Светит солнце, по небу весело плывут белые облака. К концу недели облака сменяются грозовыми тучами, и выходные дни идет дождь. К началу следующей рабочей недели дождь прекращается, на небо опять возвращается солнце с белыми облаками, и так происходит до следующего выходного дня.
Истинно, как гласит закон Мерфи anything that can go wrong will go wrong.
Но это было в предыдущие годы.
В этом году наверху что-то произошло, и тенденция изменилась. Теперь все рабочие дни недели идут дожди и дуют холодные ветры, а в конце недели наступает затишье, и настроение сразу поднимается, и сразу хочется куда-то ехать и что-то делать.

И вот в один такой зимний выходной день мы поехали на гору Тавор.




Для начала - немного сухой истории.

По легенде, у подножия горы Тавор встретились патриарх Авраам и царь справедливости Мелхицедек.
Как все знают, Авраам прожил 175 лет, а Мелхицедек никогда не рождался и никогда не умирал, но при этом как-то жил и даже был царем в городе Салиме, который отождествляется с Иерусалимом.
Просто для общего развития: согласно армянской традиции, Мелхиседек — это праотец армянского народа, Айк, заключительную часть своей жизни проведший в Ханаане.
Согласно одной из легенд Мелхиcедек жил на горе Фавор, и встретил Авраама на ее склонах либо у подножия. Епископ Александрии Афанасий Великий (298 – 373) писал, что Мелхиседек был сыном греческого царя Мелхила. Отец хотел принести его в жертву богам за то, что Мелхиседек уверовал в Высшего Творца. По молитве Мелхиседека земля разверзлась и поглотила язычников, а сам он семь лет после этого скрывался на горе Тавор, питаясь ягодами и росой. Там его и нашел Авраам, принес ему одежду, остриг ему волосы и ногти и получил от него благословение.

Гора Тавор упоминается в Торе как граница земель трех колен Израилевых: Звулона, Иссахара и Нефтали. Позднее, во времена Судей, Барак, сопровождаемый пророчицей Дворой, сошёл со своим войском с горы Тавор к потоку Кисон и разбил войско Сисры, военачальника асорского царя Иавина.
Здесь же погибли братья Гидеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана.
Вершина горы Тавор, со времён Антиоха Великого (218 год до н. э.) до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укреплённым местом. Здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристобула, Александра, бежавшего из плена и устроившего восстание в Иудее.
В 67 году н.э., во время Первой Иудейской войны, у подножия горы Тавор произошла битва, вошедшая в историю как битва при Итавирионе. Незадолго до начала битвы Иосифом Флавием, которого тогда еще звали Иосиф бен Матитьяху и которому была поручена оборона Галилеи, на вершине горы Тавор было устроено укрепление. Укрепление было возведено за 40 дней.
Укрепления на горе Тавор были окончательно разрушены во время восстания евреев при императоре Адриане.

Христианская Церковь издревле признаёт гору Тавор горой Преображения Господня, хотя само название горы не упоминается в Евангелиях. Византийцы воздвигли на Таворе храм во имя свидетелей Преображения — апостолов Петра, Иакова и Иоанна, или по другим сведениям — Иисусу, Моисею и Илье.
В четвертом веке появилась традиция подниматься на Тавор, в горе были высечены 4300 ступеней по которым сегодня проходит асфальтированная дорога. Позднее, в VIII веке, здесь существовал монастырь с церковью. Долгое время на развалинах этого храма греческий епископ ежегодно совершал литургию; также католические иноки Назарета совершали здесь литургию в день Преображения.
Крестоносцы возобновили укрепления на Таворе, потому что у подножия горы проходила Via Maris, главная дорога из Египта в Дамаск. Танкред, герой первого крестового похода (1088—1112), построил на вершине церковь, а монахи-клюнийцы основали монастырь. Примерно в это же время здесь была кафедра архиепископа, подчиненная латинскому патриарху Иерусалима. При султане Бейбарсе, в 1263 году, всё это было разрушено сарацинами, а христиане изгнаны. В 1631 году друзский эмир Фахер ад Дин дал разрешение францисканцам вернуться на Фавор.
Наполеон Бонапарт во время своего похода в Сирию в 1799 году недалеко от Тавора одержал одну из побед над дамасским пашой Абдаллой. Французы хотя и потеряли до 300 человек убитыми и ранеными, но избавились от грозившей им опасности со стороны Дамаска, в то время как они осаждали Акко.
К началу XX века на Таворе были построены два новых монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и католический — на месте монастыря Танкреда.

Ладно, закончили с историей.
Кстати, укрепления, построенные Иосифом Флавием в I веке н.э. существуют и сегодня. Если более точно - руины укреплений.

А теперь переходим к Преображению, или точнее - почему гора также называется горой Преображения Господня.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: "...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе", а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илья, которые беседовали с Иисусом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме". Увидев это, восхищенный Петр сказал: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илье". После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте"
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".

Ну и фантазия у людей, однако. Я тоже люблю пофантазировать, у меня не настолько богатое воображение.
Все это Преображение описано в трех канонических Евангелиях - у Марка, Луки и Матфея. Как все наверное знают, у этих трех Евангелий один автор. Другой автор, Иоанн про гору Тавор ничего не упоминает.

День сегодняшний.
На вершине горы находятся два монастыря - католический и православный. Почему не один - потому что католики считают что православные верят в неправильного Иисуса. А православные, в свою очередь считают что католики верят неправильно.
Ну не любят они друг друга, что поделать.
Все постройки на вершине горы датируются XIX - XX веками. От древних построек остались только руины.

Францисканская базилика Преображения. Работа над проектом этого храма началась в 1912 г. По просьбе францисканцев им занимались братья Джулио и Антонио Барлуцци. Первый был инженером, второй – архитектором. На месте будущей базилики францисканские археологи нашли остатки двух зданий – первое было возведено в византийское время, второе – в период крестоносцев. Барлуцци было предложено реконструировать более позднюю церковь. Однако уже в самом начале работы стало ясно, что данных о внешнем виде церкви крестоносцев недостаточно, и реконструкция невозможна. Тогда было решено взять за основу нового здания византийское здание VI-VII веков. Внимательно изучив древние руины, архитекторы сделали вывод, что таворская церковь была похожа на храмы Северной Сирии того времени. Эти храмы неплохо сохранились до наших дней и могли быть использованы в качестве образца при строительстве новой базилики.
К 1914 году проект был готов, но строительство пришлось отложить из-за Первой Мировой войны. После окончания войны, в 1918 году, Антонио Барлуцци вновь оказался в Палестине в составе итальянских войск, и францисканцы предложили ему приступить к строительству.
Расположенный по соседству с базиликой Францисканский монастырь закрыт для посещения. Монастырь состоит из нескольких зданий. Самые старые из них были построены в 70-ые годы XIX века. Тогда же при монастыре открылась паломническая гостиница «Каза Нова». В самом начале ХХ века гостиницу расширили. А в 1923 году к уже существующим зданиям были добавлены несколько новых, спроектированных Барлуцци.
Во время Второй Мировой войны большинство монахов – итальянцы, немцы и австрийцы – были интернированы. Монастырь на несколько лет заняла расквартированная в это время в Палестине польская армия генерала Андерса (2-й Польский корпус). Созданный в 1941-1942 годах на территории СССР по соглашению с польским правительством в изгнании из польских граждан, попавших в советский плен в итоге советско-польской войны 1939 года, а также польских граждан, которые были депортированы и заключены в лагеря ГУЛАГа, в 1943-1946 годах этот корпус входил в состав армии Великобритании.
После окончания войны монахи вернулись на свои места. В 1955 году здесь была возведена башня в стиле неоренессанса. В монастырском саду можно увидеть бюст папы Павла VI (1963 – 1978), установленный в честь посещения им горы Тавор в 1964 году. Монастырь закрыт для посещений, о стороны дороги, ведущей к церкви Благовещения, виден только его задний фасад. Парадный фасад монастыря, обращенный к югу, видят только те, кого допускают на территорию монастыря.

Теперь фотографии.

Рождественский вертеп.



Вход в базилику.



Башня в стиле неоренессанса.





Бюст Папы Павла VI



Да, это суровая израильская зима.



Кактусы. Называются опунция.
У них вкусные плоды, при случае обязательно попробуйте.







Внутри базилики.





Опять рождественский вертеп.





Вид с горы на окрестности.
Метеослужба обещала пыльную бурю на следующий день. И не обманула.
Пыль уже немного проявилась.



Далее - православный монастырь.
Его здания видны за кустарниками.



Старый православный монастырь был разрушен в 1263 году султаном Бейбарсом.
Своим возрождением монастырь обязан румынскому архимандриту Иринарху, который поселился на Фаворе в 1843 году вместе со своим учеником Нектарием.
Архимандрит Иринарх (1790 – 1859, в миру – Иринарх Росетти) родился в румынском городе Фокшани. В знак протеста против желания родителей принудить его к браку, в молодом возрасте ушёл в Нямецкий монастырь, игуменом которого был Паисий Величковский. В 1927 году уехал на Афон. Через два года по возвращению в Румынию, получил звание архимандрита и основал монастырь в Хораице на севере страны. Затем перебрался на Святую Землю. После непродолжительного пребывания в Иерусалиме, обосновался в Назарете, где прожил пять лет, изучая арабский язык.
В 1843 году Иринарху было видение, после которого он решил начать отшельническую жизнь на Творе. Несмотря на опасность этой затеи (Тавор в те времена кишел разбойниками), Иринарх вместе с учеником поселился на Таворе и провёл здесь шестнадцать лет, до самой смерти. Первые годы Иринарх и Нектарий жили в пещерах, питаясь растениями и собирая дождевую воду. Монах-отшельник приобрёл славу чудотворца среди местных жителей – как христиан, и мусульман. Найдя развалины апсид древней православной церкви, Иринарх начал устраивать в них молебны. А через некоторое время решил восстановить здание. За пожертвованиями Иринарх обратился к местным православным и в Иерусалимскую Патриархию. Но собранных средств оказалось недостаточно. Тогда на помощь Иринарху пришли русские жертвователи. Был придуман грандиозный план: в новый большой храм, видный издалека, должны были вести тридцать три ступени, по числу земных лет жизни Христа. Однако собранных денег на большой храм не хватило. Пришлось довольствоваться скромной церковью. ИППО (Императорское Православное Палестинское Общество) передало ей в дар иконостас и церковные принадлежности. Иринарх умер в 1859 году, не дожив до окончания строительства. Храм достраивал его ученик Нестор (Нектарий). В 1862 году храм был освящён.
Сейчас здесь находится Спасо-Преображенский греко-православный монастырь, открытый только для паломников. Первоначально Иринарха похоронили в строящемся здании, но в 1862 году, при освящении храма, погребение было перенесено по требованию патриарха Кирилла II. Неясно, куда были перенесены мощи Иринарха – на монастырском кладбище его могилы нет. О прежней напоминает надгробная мраморная табличка справа от иконостаса с надписями на греческом, арабском и русском языках.
Вначале служба в храме велась на румынском языке, но после смерти Нестора священники перешли на греческий и арабский. Тем не менее, связи с Румынией сохраняются – часть монахинь приехала из этой страны, здесь часто слышна румынская речь.
В 1911 году на средства русской благодетельницы Ольги Кокиной была возведена красивая трехярусная колокольня с воротами, через них и сейчас паломники входят на монастырский участок.
В 2012 году к 150-летию освящения храма из Греции был привезён новый большой электрический колокол.

В монастырь туристов не пускают, только паломников. Но мы все же просочились внутрь, помогло знание русского языка.
Далее кадры, не побоюсь этого слова - уникальные, потому что паломники обычно не фотографируют внутренности монастырей, а если и фотографируют - то не выкладывают их в открытый доступ.

Колокольня с воротами.



Пещера Ильи Пророка.





Кущи. Их на самом деле три, но в кадр влезли только две.



Тот самый электрический колокол из Греции.



Территория монастыря.







И тут пришла какая-то монахиня.
Надо отдать должное прозорливости этой женщины - навряд ли паломники будут вальяжно ходить с большим фотоаппаратом наизготовку.
"Только молиться" - сурово сказала она.
И нам пришлось ретироваться.

Ну не особо-то и хотелось там дальше находиться, то, что можно было сфотографировать мы и так уже сфотографировали.
Пара фотографий монастыря снаружи.









Продолжение очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий