Время подводить пришло итоги...
Итак, мы прилетели в Брюссель, а потом посетили по порядку Гент, Брюгге, Антверпен, Роттердам, Гаагу и Делфт, Лейден, Амстердам, Утрехт, затем поехали в Льеж, откуда на один день съездили в Люксембург, и вернулись обратно в Брюссель.
Для примера - карта, как мы передвигались по Бельгии, Нидерландам и заезжали в Люксембург.
Люди.
Нас очень пугали исламизацией Европы. Особенно исламизацией Бельгии.
Откровенно говоря, этому были основания. Мы сами заезжали в мусульманские кварталы Кардиффа, где было очень грязно, не было никакой зелени (и это в Великобритании, где буквально каждое свободное место украшается кустами цветов, а за каждой мелкой мусоринкой охотятся муниципальные служащие) и английский язык на указателях был заменен арабской вязью.
Мы были в Лондоне, где нас поразило огромное количество женщин в чадрах, полностью скрывающих лицо, казалось что попали не в европейскую столицу, а в какой-то азиатский эмират.
Мы были в замечательном городе Экс-эн-Прованс, где персонал гостинцы носил имена Ахмад, Насиб и Айша.
Мы были в Ницце, где напротив нашей гостиницы был гастроном "У Селима", а на Английской набережной плотными рядами в разгар рабочего дня сидели совсем даже не пожилые мужчины явно выраженной восточной наружности с четками в руках.
Елы-палы, если я еду во Францию, то надеюсь, что меня там будут встречать какой-нибудь Николя, Франсуа и Мирей.
А если я еду в Англию, то я надеюсь, что самыми распространенными именами будут Пол, Джон и Джордж.
Если я очень захочу лицезреть Мухаммеда или Селима, то поеду в те места, где издревле живут и Мухаммеды, и Селимы.
Но почему-то Мухаммедов и Ахмадов в европейских столицах становится все больше, а Полов и Джонов все меньше.
Но это была беллетристика.
Брюссель приятно удивил небольшим количеством явно выраженных мусульман. То есть тетки в платках были, но их было мало.
Может потому, что мы не заезжали в типично мусульманские кварталы, а в основном обитали в центральных туристических местах, где встретить немца или итальянца легче, чем повстречаться с коренным брюссельцем.
Что очень удивило в Бельгии - большое количество вооруженных полицейских в полном боевом обмундировании, с автоматами и запасными магазинами, наручниками, электрошокерами и прочими устройствами. Причем все они ходили минимум парами и были одеты в бронежилеты, несмотря на погоду. И их было реально много.
Что еще очень приятно удивило - отношение к Израилю.
Радикальный ислам утомил уже многих местных жителей, не каждому нравится когда красивый город вместо размеренной жизни должен постоянно ожидать террористической атаки; а по улицам должна постоянно патрулировать вооруженная до зубов полиция; причем это утомление было видно как у коренных жителей, так и у многочисленных понаехавших, не разделяющих идеи всемирного халифата.
Таксист по имени Мухаммед (опять Мухаммед), родом из Марокко, внезапно перешел на иврит, который учил когда-то в детстве, и вдобавок по окончании поездки пожелавший удачи.
Продавец в сувенирном магазинчике, также внезапно перешедший на иврит, причем на довольно высокий иврит, и тоже наговоривший кучу добрых слов.
Уличный художник, подаривший нам картину, когда узнал откуда мы приехали.
Клерк в гостинце, искренне не понимающий, зачем мы приехали в холодную Европу, когда в Израиле так красиво.
Служащий в компании по прокату автомобилей, который был несколько раз в Израиле и мечтающий переехать к нам навсегда...
Вроде мелочи, а очень приятно.
Языки.
В Бельгии говорят на двух языках - французском и нидерландском. В Нидерландах на одном, собственно нидерландском. А в Люксембурге сразу на трех - люксембургском, немецком и французском.
Причем франкоязычные люди говорили в основном только на французском, явно подчеркивая свое нежелание переходить на другие языки.
В Льеже мы с трудом нашли место поужинать, местная хозяйка с большим изяществом произнесла нам речь на языке Флобера и Дюма. Потом, откуда-то из недр кухни вынырнул разбитной официант, он знал несколько слов по английски.
Спасибо тебе, добрый парень, иначе остались бы мы голодными.
В Нидерландах с пониманием было гораздо проще, на английском там говорили все.
А еще проще было в Люксембурге, там вообще все жители - полиглоты by default.
Погода.
Ну, обычная летняя погода в Северной Европе в середине июля.
То есть иногда дожди, пару дней тепла, пару дней суровой тель-авивской зимы.
Для европейцев это норма.
Транспорт и дороги.
Такого странного метро как в Брюсселе нет ни в одной стране мира. Я до Брюсселя был убежден, что самая запутанная система метро только в Лондоне. Но Брюссель даст фору и Лондону и Риму.
Начать надо с того, что половина линий метро - это не линии метро, а линии трамвая. Трамвай едет по земле, потом спускается под землю, потом едет под землей, потом опять выезжает на поверхность.
Система очень запутанная, если перепутал направление - надо очень долго и нудно обходить всю станцию с начала до конца.
Пересадки - это отдельный рассказ, достойный пера писателя очень крупного калибра, например Льва Толстого.
Если бы Лев Николаевич хоть раз проехал в Брюссельском метрополитене - вместо неба Аустерлица мы бы читали описание судорожных телодвижений бедняги Пьера Безухова, опаздывающего на первый бал Наташи Ростовой и севшего не в тот вагон.
Но общественный транспорт - это еще полбеды.
Самое страшное не в Бельгии и не в Люксембурге, а в Нидерландах - это светофоры, велосипедисты и пешеходы.
Светофоры в Нидерландах работают по абсолютно рандомальному закону, то есть переключаются внезапно и без всякой системы. Понять логику в переключениях невозможно.
Причем на одном перекрестке могут быть разные светофоры - один для машин, другой для велосипедистов, третий для пешеходов. Все три вида светофоров никак не связаны между собой; можно стоять на перекрестке часами, любуясь отражение огней - красный, желтый, зеленый, зеленый, зеленый, красный, желтый, желтый, желтый, красный, красный, красный, опять красный, снова красный, и опять красный, и когда же он переключится, желтый, опять красный, красный...
А еще есть мотоциклисты...
Самый ужас - это поездка на автомобиле по вечернему Амстердаму.
Я бывал во многих переделках.
Я поднимался к горному монастырю на Крите, дорога была со слепыми поворотами на 180 градусов, дул сильный ветер, а бордюр у дороги отсутствовал как класс.
Я ехал по дороге в Синтре и далее к мысу Рока.
Я даже не испугался, когда мы едва не заночевали в открытом поле в Назаре.
Я привык ехать в качестве пассажира по Бомбею. Это было непросто, но опыт приходит с годами.
Я ехал по сельской дороге безлунной ночью в Шотландии.
Но вечерняя поездка по центру Амстердама стоила гораздо больше, чем все эти мои предыдущие подвиги вместе взятые.
Таких диких пешеходов нет ни в одной стране мире. Их специально выращивают для Амстердама и выпускают на волю в отдельные, особо памятные дни.
Люди, будьте бдительны, не передвигайтесь по центру Амстердама на машине, особенно в вечернее время, особенно в пятницу, субботу или воскресенье.
Ну вот в принципе и все.
Поездка закончилась, и скажу тривиально - она нам понравилась.
Хоть мы и не попробовали марихуану в Амстердаме, не успели сфотографировать Триумфальную арку в Брюсселе, не насладились Брюгге, пробежали бегом по Антверпену, не посмотрели на ночной Роттердам, быстро прошлись по Гааге, не переночевали в Делфте, тоже очень быстро пробежались по Утрехту, заехали только в столицу Люксембурга...
Но когда-нибудь еще повторим эту поездку.
Пара панорам, любезно склееных Гуглом.
Кстати, я только вернулся из Латвии.
Так что отчеты по Риге, Юрмале и Елгаве будут в самом ближайшем будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий