А мы продолжали двигаться по солнечному Амстердаму.
И додвигались до памятника Спинозе и еврейского квартала.
Но начнем со Спинозы.
Барух, он же Бенедикт, он же почему-то Борис (скорее всего по созвучию имен в русскоязычной среде его иногда принято так называть) Спиноза, основатель слвременного рационализма, основатель современного натурализма, философ, оптик, полиглот (знал португальский, испанский, греческий, французский, нидерландский, итальянский, латынь, ладино, иврит и еще другие языки), преподаватель и прочее и прочее и прочее.
В возрасте примерно 20 лет был отлучен от еврейской общины за вольнодумство - херем.
Почему-то в современной популярной литературе говорится об обряде пульса де-нура.
Впервые описание такого обряда появляется в неглубокой древности, а именно в 50-е годы XX века. И что примечательно - само название происходит не столько из древних семитских языков, а частично из современного французского (или другого языука галло-романской группы), куда оно попало из латыни, и искаженного западно-арамейского, переведенного на современный иврит.
До середины прошлого века никакие каббалисты никогда не слышали о таком обряде, и естестенно, никогда его не практиковали.
Но вернемся к херему.
В разные годы херем служил неким развлечением среди еврейских общин всего мира.
Когда в XVIII веке возникло движение хасидов, признанный глава еврейской учености Элияху бен Шломо Залман, еще известный как Виленский гаон наложил херем на всех хасидов. Хасиды, в свою очередь, наложили херем на Виленского гаона и его последователей. И все остались очень довольны содеяным.
В XVII веке раввины Турции объявили херем всем саббатианцам. Последователи Шабтая Цви также не остались в долгу и в свою очерель предали херему всех, кто не поддерживал идею о последнем мессии.
И все тоже остались довольными друг другом.
А в современноую эпоху ортодоксальные раввины отлучили от общины всех последователей консервативного и реформисткого иудаизма. Потому что они неправильно веруют.
Надо ли говорить, что консерваторы и реформисты точно так же отлучили от своих общин и ультраортодоксов, и хасидов, и прочих харедим.
Но вернемся к Спинозе.
После херема он прожил еще более 20 лет, и умер в возрасте 44 лет от туберкулеза.
А за это время успел построить свою довольно стройную философскую доктрину, которая не устарела и до сегодняшнего дня.
Кстати, лечился он курением табака, в те времена это считалось самым мощным лекарством от любых легочных заболеваний.
Рядом с памятником Спинозе стоит памятный столб - в память о евреях Нидерландов, погибших во время Второй Мировой войны.
Еще неподалеку - португальская синагога.
Евреи-ашкеназы не очень жаловали евреев-сефардов (это к вопросу о том, что все евреи - братья. Как оказывается, некторые их этих братьев - совсем даже сестры).
Когда в конце XVI века сефарды из Испании и Португалии стали селиться в Нидерландах, высокомерные ашкеназы не захотели молиться с ними в одном месте. Поэтому сефардам ничего не оставалось, как строить новые места для собраний.
Синагога построена так, как было заповедано во II - IX веках нашей эры, то есть без электричества.
Сегодня в вечернее время синагога освещается свечами.
Свечи современные, из искусственного парафина, а не из сала животных, как в старые добрые времена.
Ох, не соблюдают заповеди эти современные евреи, совсем не соблюдают...
Еще рядом - музей диаспоры.
Это изображение на музее.
Иисус Навин (Иешуа Бен-Нун) останавливает Солнце и Луну во время битвы с пятью царями Ханаана.
И небольшой музей Холокоста.
Так, закончили с еврейской жизнью.
Над Амстердамом светит солнце, и надо двигаться дальше.
Ворота, пришедшие из средних веков в современный мир.
Канал и мост. На заднем плане музей NEMO, мы еще там будем.
Покосившийся домик на набережной.
Реально он стоит под углом, это оптическая иллюзия.
Дом-музей Рембрандта.
В конце жизни великий художник объявил себя банкротом.
По иронии судьбы "Ночной дозор" - самая знаменитая его картина стала причиной его банкротства. Заказчики остались очень недовольны групповым портретом, картину так никто и не купил, а средств на ее создание Рембрандт потратил немало.
Но благодаря банкротству и благодаря дотошности чиновников, описывающих его имущество и расположение каждой вещи в доме стало возможным восстановить всю обстановку в доме так, как это было во времена Рембрандта.
Далее - просто раскрашенный дом.
Идем дальше
Это не прогулочные корабли.
Это жилые дома, в них живут живые семьи.
Земли, пригодной для строительства в Амстердаме очень мало.
Поэтому еще в середине прошлого века самые обездоленные начали селиться в небольших лодочках вдоль каналов. С течением времени лодочки превратились в лодки, потом в корабли побольше. Потом власти узаконили такое размещение, сейчас у каждого дома такого типа есть все блага цивилизации - вода, электричество, канализация, почтовый адрес.
А стоит такая лодка больше, чем обычная квартира в многоквартирном доме.
Дальше мы озаботились поиском еще одной достопримечательности.
В пригороде Лондона расположен нулевой меридиан.
В пригороде Парижа расположено Международное бюро мер и весов.
А в Амстердаме расположен эталон уровня мирового океана.
Найти этот эталон - забава для людей, кперким духом, имеющим незаурядную смекалку, и не боящихся преодолевать трудности.
Если кратко - надо войти в здание мэрии, повернуть направо, пройти через холл, пройти мимо касс концертного зала, опять свернуть направо, потом оглядеться по сторона, потом повернуть налево, потом понять что пошли не туда, потом спросить у служащего, потом понять, что служащий про это место ничего не знает, потом опять вернуться ко входу, потом опять повторить этот путь, потом повернуть направо, потом опять направо, потом повернуть налево, потом найти киоск, торгующий мороженным, и уже за киоском в закутке найти вход в подвал.
Вход платный, поэтому опять вернуться в киоск, разменять деньги и наконец насладиться заслуженным созерцанием эталона уровня Мирового океана.
Это при входе в мэрию.
Это при входе в концертный зал.
А это сам эталон.
Ну, и стоило так суетится ради этой колонны с водой?
Идем дальше.
Колонны на мосту.
В этом маленьком парке тоже мемориал жертвам Холокоста.
Но мемориал очень такой... современное искусство, короче говоря.
Поэтому фотография только парка.
Вход в зоопарк.
Но мы в него не пошли.
Очень оригинальное здание.
Имени какого-то святого.
Что там внутри - непонятно, зато оригинально.
Еще разные дома и каналы.
Бывшая мельница, а ныне жилой дом.
Да, внутри живут люди.
Какой-то жилищный кризис в Амстердаме, однако.
Дальше идут сплошные дома на воде.
Люди устроились с комфортом.
Это тоже жилой дом, тот, что на переднем плане.
А с другой стороны дороги разные скульптурные композиции
Бывшая верфь, а ныне музей производства лодок.
Продолжение, опять же - следует.
И додвигались до памятника Спинозе и еврейского квартала.
Но начнем со Спинозы.
Барух, он же Бенедикт, он же почему-то Борис (скорее всего по созвучию имен в русскоязычной среде его иногда принято так называть) Спиноза, основатель слвременного рационализма, основатель современного натурализма, философ, оптик, полиглот (знал португальский, испанский, греческий, французский, нидерландский, итальянский, латынь, ладино, иврит и еще другие языки), преподаватель и прочее и прочее и прочее.
В возрасте примерно 20 лет был отлучен от еврейской общины за вольнодумство - херем.
Почему-то в современной популярной литературе говорится об обряде пульса де-нура.
Впервые описание такого обряда появляется в неглубокой древности, а именно в 50-е годы XX века. И что примечательно - само название происходит не столько из древних семитских языков, а частично из современного французского (или другого языука галло-романской группы), куда оно попало из латыни, и искаженного западно-арамейского, переведенного на современный иврит.
До середины прошлого века никакие каббалисты никогда не слышали о таком обряде, и естестенно, никогда его не практиковали.
Но вернемся к херему.
В разные годы херем служил неким развлечением среди еврейских общин всего мира.
Когда в XVIII веке возникло движение хасидов, признанный глава еврейской учености Элияху бен Шломо Залман, еще известный как Виленский гаон наложил херем на всех хасидов. Хасиды, в свою очередь, наложили херем на Виленского гаона и его последователей. И все остались очень довольны содеяным.
В XVII веке раввины Турции объявили херем всем саббатианцам. Последователи Шабтая Цви также не остались в долгу и в свою очерель предали херему всех, кто не поддерживал идею о последнем мессии.
И все тоже остались довольными друг другом.
А в современноую эпоху ортодоксальные раввины отлучили от общины всех последователей консервативного и реформисткого иудаизма. Потому что они неправильно веруют.
Надо ли говорить, что консерваторы и реформисты точно так же отлучили от своих общин и ультраортодоксов, и хасидов, и прочих харедим.
Но вернемся к Спинозе.
После херема он прожил еще более 20 лет, и умер в возрасте 44 лет от туберкулеза.
А за это время успел построить свою довольно стройную философскую доктрину, которая не устарела и до сегодняшнего дня.
Кстати, лечился он курением табака, в те времена это считалось самым мощным лекарством от любых легочных заболеваний.
Рядом с памятником Спинозе стоит памятный столб - в память о евреях Нидерландов, погибших во время Второй Мировой войны.
Еще неподалеку - португальская синагога.
Евреи-ашкеназы не очень жаловали евреев-сефардов (это к вопросу о том, что все евреи - братья. Как оказывается, некторые их этих братьев - совсем даже сестры).
Когда в конце XVI века сефарды из Испании и Португалии стали селиться в Нидерландах, высокомерные ашкеназы не захотели молиться с ними в одном месте. Поэтому сефардам ничего не оставалось, как строить новые места для собраний.
Синагога построена так, как было заповедано во II - IX веках нашей эры, то есть без электричества.
Сегодня в вечернее время синагога освещается свечами.
Свечи современные, из искусственного парафина, а не из сала животных, как в старые добрые времена.
Ох, не соблюдают заповеди эти современные евреи, совсем не соблюдают...
Еще рядом - музей диаспоры.
Это изображение на музее.
Иисус Навин (Иешуа Бен-Нун) останавливает Солнце и Луну во время битвы с пятью царями Ханаана.
И небольшой музей Холокоста.
Так, закончили с еврейской жизнью.
Над Амстердамом светит солнце, и надо двигаться дальше.
Ворота, пришедшие из средних веков в современный мир.
Канал и мост. На заднем плане музей NEMO, мы еще там будем.
Покосившийся домик на набережной.
Реально он стоит под углом, это оптическая иллюзия.
Дом-музей Рембрандта.
В конце жизни великий художник объявил себя банкротом.
По иронии судьбы "Ночной дозор" - самая знаменитая его картина стала причиной его банкротства. Заказчики остались очень недовольны групповым портретом, картину так никто и не купил, а средств на ее создание Рембрандт потратил немало.
Но благодаря банкротству и благодаря дотошности чиновников, описывающих его имущество и расположение каждой вещи в доме стало возможным восстановить всю обстановку в доме так, как это было во времена Рембрандта.
Далее - просто раскрашенный дом.
Идем дальше
Это не прогулочные корабли.
Это жилые дома, в них живут живые семьи.
Земли, пригодной для строительства в Амстердаме очень мало.
Поэтому еще в середине прошлого века самые обездоленные начали селиться в небольших лодочках вдоль каналов. С течением времени лодочки превратились в лодки, потом в корабли побольше. Потом власти узаконили такое размещение, сейчас у каждого дома такого типа есть все блага цивилизации - вода, электричество, канализация, почтовый адрес.
А стоит такая лодка больше, чем обычная квартира в многоквартирном доме.
Дальше мы озаботились поиском еще одной достопримечательности.
В пригороде Лондона расположен нулевой меридиан.
В пригороде Парижа расположено Международное бюро мер и весов.
А в Амстердаме расположен эталон уровня мирового океана.
Найти этот эталон - забава для людей, кперким духом, имеющим незаурядную смекалку, и не боящихся преодолевать трудности.
Если кратко - надо войти в здание мэрии, повернуть направо, пройти через холл, пройти мимо касс концертного зала, опять свернуть направо, потом оглядеться по сторона, потом повернуть налево, потом понять что пошли не туда, потом спросить у служащего, потом понять, что служащий про это место ничего не знает, потом опять вернуться ко входу, потом опять повторить этот путь, потом повернуть направо, потом опять направо, потом повернуть налево, потом найти киоск, торгующий мороженным, и уже за киоском в закутке найти вход в подвал.
Вход платный, поэтому опять вернуться в киоск, разменять деньги и наконец насладиться заслуженным созерцанием эталона уровня Мирового океана.
Это при входе в мэрию.
Это при входе в концертный зал.
А это сам эталон.
Ну, и стоило так суетится ради этой колонны с водой?
Идем дальше.
Колонны на мосту.
В этом маленьком парке тоже мемориал жертвам Холокоста.
Но мемориал очень такой... современное искусство, короче говоря.
Поэтому фотография только парка.
Вход в зоопарк.
Но мы в него не пошли.
Очень оригинальное здание.
Имени какого-то святого.
Что там внутри - непонятно, зато оригинально.
Еще разные дома и каналы.
Бывшая мельница, а ныне жилой дом.
Да, внутри живут люди.
Какой-то жилищный кризис в Амстердаме, однако.
Дальше идут сплошные дома на воде.
Люди устроились с комфортом.
Это тоже жилой дом, тот, что на переднем плане.
А с другой стороны дороги разные скульптурные композиции
Бывшая верфь, а ныне музей производства лодок.
Продолжение, опять же - следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий