Ну почти 80000 лье под водой.
Итак, закончилась наша поездка. 16 дней по Шотландии, Англии и Уэльсу, 1763 мили или почти 2800 километров (не 3000, конечно, просто три тысячи - очень круглое число).
Маршрут (я буду писать на английско-шотландско-валлийском языке, потому что с русской транскрипцией многих мест возникнет путаница): Edinburgh - Falkirk - Stirling - Pert - Aberdeen - Keith - Inverness - Drumnadrochit (Loch Ness) - Fort Augustus - Fort William - Balloch (Loch Lomond) - Glasgow - Durham - York - Leeds - Chester - Betws-y-coed - Llanfairpwllgwyncyllgogerychwyrndrobwllpwllllantysiliogogococh - Beaumaris - Holyhead - Caernarfon - Beddgelert - Warwick - Stratford-upon-Avon - Bath - Cardiff - Stonehenge - Salisbury - London.
Итого 29 мест. А если считать с полетом через Франкфурт, то получится все 30.
Много это или мало?
Да, много увидели, еще больше не увидели.
Далее - просто впечатления, про то, какую Великобританию увидели мы, или, лучше сказать, какой стороной повернулась к нам эта страна.
Люди: Люди очень доброжелательные. Везде и во всем. Дело не в улыбках, хотя все улыбаются всем; а в небольших, и даже в больших городах еще и здороваются со всеми подряд. Просто само отношение, готовность в любое время прийти на помощь - этого никак не ожидаешь от чопорных англичан, которые на проверку оказываются совсем даже не чопорными. Как не оказываются чопорными и шотландцы, и жители Уэльса, и даже множественные иммигранты.
Язык: По наивности, я всегда думал, что по приезду в Великобританию не будет проблем с языком. Надежды юношей питают, а уже давно не юноша, хотя очень даже молод душой (это я так надеюсь).
По крайней мере, в предыдущие визиты в Лондон, в Оксфорд и в Кембридж особых проблем с языком не было.
Как я ошибался.
В Шотландии принят свой, шотландско-английский язык. Наверно для носителя английского языка не составило бы особого труда понять, что говорят люди. Но для нас это оказалось не под силу.
Еще сложнее было в тех местах, где по разным причинам надо было общаться с иммигрантами. У них был очень сложный, шотландско-английский или валлийско-английский язык, отягощенный местным акцентом.
- Сэр желает чаувс?
Этот вопрос вогнал меня в ступор. Дело было в Баллоке, мы сидели в китайском ресторане, половина блюд была абсолютно нечитаема. А тут еще чаувс.
- What is it? - я попытался уточнить
- Это такие части из податоу - внес ясность официант
- Неси - великодушно разрешил я, и официант принес полную тарелку чипсов.
Зато какое обслуживание у азиатских людей. В городе Бате, в таиландском ресторанчике меня называли dear sir, а супругу dear madam.
Dear sir, please, your juice is ready yet, dear sir!
Dear sir, would you like to taste our dishes, dear sir?
Dear sir, are you comfortable, dear sir?
Причем все это произносилось как Dear Sir. С обязательным поклоном.
Мелочь, а приятно. К концу ужина я уже чувствовал себя очень дорогим сэром и искренне недоумевал, почему мне не кланяются все посетители ресторана.
Вообще на обычном, нормальном английском языке в Великобритании говорили только в Бате. В других местах самым нашим частым ответом было: Say it again, please.
Даже в Дареме, который вроде не Шотландия и не Уэльс, а самая что ни на есть настоящая Англия, девушка на рецепшн в гостинице произнесла такую замысловатую фразу, что мы только поняли Now I want to explain ...
Что она хотела нам to explain - осталось совершенно неясным.
Еда: Англичане отличаются от других народов мира тем, что у них нет своей национальной еды.
Немцы - сосиски и пиво. Итальянцы - разные пасты и пицца. Французы... ах, французы. Испанцы балуются разной паэльей. Русские не могут прожить дня без борща и водки. Казахи не могут помыслить жизнь без бешбармака и кумыса. Израильтяне изо всех сил нажимают на хумус и фалафель.
Зато англичане придумали traditional English breakfast.
Традиционный английский завтрак был придумал в средние века неким мизантропом. Раньше он работал в инквизиции, а после Реформации инквизицию упразднили, и он очень скучал по своей работе.
Он долго сидел у окна, думал, как больше всего испортить жизнь людям. И придумал же, на нашу голову.
Итак, традиционный английский завтрак - это консервированные бобы, жареные помидоры, яичница с беконом (для вегетарианцев бекон заменяется соевыми сосисками, которые почему-то жарят), жареный в большом количестве масла треугольник хлеба, масло, джем.
При длительном употреблении гастрит, а также колит, ларингит и прочий -ит гарантирован.
Еще у англичан есть fish and chips.
Это специально для тех, кто спасся от колита, бронхита и синусита после завтрака.
Умереть от фиш-энд-чипс нельзя, но полноценная изжога на весь день обеспечена.
Досуг: Среднестатистические жители Великобритании весь свой досуг проводят в пабах.
Кстати, кто сказал, что в России пьют как лошади? По всей Великобритании пьют не хуже, а может даже и лучше. Причем отмечаются все - и мужчины, и женщины, и старые, и молодые, и толстые, и худые.
В последний день в Лондоне мы решили вечером пройти по Сити, просто так, прощальная прогулка.
11 часов вечера. Вечерний Сити был неуютен, половина зданий были закрыты. Зато в пабах царило невероятное веселье.
Разного типа клерки, не снимая галстуков так лихо вливали в себе такое огромное количество виски с пивом, что становилось страшно за вместимость их желудков.
Большие боссы с большими животами пили с молодыми практикантами почти на брудершафт, а молодые и не очень секретарши уже были готовы исполнить танец живота прямо на столе.
Опять же, как легко рушатся стереотипы, ведь англичан считают чопорными людьми.
Кстати, это была середина недели, следующий день был рабочим.
Про падающих с каблуков женщин я писал в посте про Йорк, а про спящих под остановками шотландских рыцарей - в посте про Абердин.
Дороги: Дороги в Великобритании хорошие и разные.
Во многих местах ужасно узкие. Особенно это приятно в Шотландии и в Уэльсе, с одной стороны скала, с другой стороны ограда, ширина дороги чуть больше ширины машины. И навстречу выезжает трактор.
А как там любят ограничивать скорость. Великобританцев хлебом не корми, дай только поограничивать скорость. Это у них такая национальная забава, они ее любят даже больше, чем fish and chips.
Скоростная трасса. По 4 полосы движения в каждую сторону. Небольшое количество машин. И висит ограничение - 50 миль в час. И камеры слежения каждые метров 400. Или еще лучше - измерение средней скорости, о чем предупреждают заранее. И вот тащится поток машин, долго тащится, нудно тащится. И деваться некуда, потому как контроль ежеминутный.
Расстояние то Дарема до Йорка - менее 80 миль, а мы ехали более 2 часов. Потому что там меряется не только скорость, но и интервал между машинами. Приблизился больше, чем на 2 шеврона (они нарисованы на асфальте) - получи штраф.
А еще мы раз попали в пробку. Нет, пробки там обычное явление. Например, в городе обязаны быть пробки, потому что улицы широкие.
Кто не понял - объясню. Обычная городская дорога, те же 4 полосы движения в каждую сторону.
Первая полоса занята, на ней припаркованы машины.
По второй полосе движется общественный транспорт, никто другой по ней ехать не имеет права.
Четвертая полоса закрыта на ремонт. Если не на ремонт - закрыта просто так.
Весь поток машин едет по одной полосе, под номером три.
Но мы попали в пробку на скоростной трассе. Где-то была авария, и Waze отправил нас проехаться по дорогам старой доброй Англии.
Дороги старой доброй Англии были старыми, разбитыми, и совсем недобрыми.
Как там сказал поэт: "Кто разбил мои дороги"?
Нет, это не поэт сказал. Впрочем, это неважно.
Так вот, на отличной скоростной трассе скорость ограничена 50 милями в час. На разбитой старой английской дороге, последний раз ремонтировавшейся во время Кромвеля тоже стоит ограничения - 50 миль в час. Мы ехали со скоростью 10 миль в час, и я все время боялся, что машина сломается на ухабах.
А еще в Великобритании просто обожают светофоры и круги. В любом городе на каждом перекрестке стоит светофор. Если есть город, есть перекресток и нет светофора - вы не в Великобритании.
Светофоры сильно мешают дорожному движению и создают пробки. Поэтому иногда вместо светофоров строят круги. Хорошо, если есть место построить большой круг, с бордюрами, ограждением и прочими отличительными знаками. А если нет?
Великобританцы нашли отличный выход из положения. Если нет места для большого круга - на земле рисуется маленький круг, диаметром в полметра. Ставится знак кругового движения, и все машины его начинают объезжать. Естественно, когда мало места - тут же создается большая пробка, что и нужно было создателям этого круга.
А еще есть круги на скоростных трассах. Это когда две трассы пересекаются, чтобы не строить развязки.
В кругах на скоростных трассах великобританцы ставят одновременно и круги, и светофоры. Это чтобы не было мучительно больно долго размышлять - что же лучше поставить - или одно, или другое. Ставят и то, и другое, и все довольны, потому что сейчас есть полный комплект всего.
Светофоры ставят так - сначала при въезде на круг, потом по движению на круге, потом при съезде с круга.
Потому что если пробки нет, то ее нужно создать, это традиция такая.
Гостиницы: Мы жили в разных местах. За все время мы успели пожить в 9 разных гостиницах, от самых фешенебельных до самых простых.
И какая интересная закономерность - чем выше класс гостиницы, тем дешевле она стоила.В Абердине мы остановились в Хилтоне, отличная гостиница. Цена - 62 паунда.
Роскошный отель при гольф-клубе в Дареме. 70 паундов.
Восхитительный циммер в Уэльсе, с сауной и с бассейном - 85 паундов.
Просто крыша над головой в небольшой комнатке в Бате. 150 паундов.
Ужасный, тесный номер в занюханной гостинице в Лондоне (чтобы вытереться после душа надо было выходить в коридор) - 170 паундов.
Погода: Представьте себе суровый тель-авивский январь. Представили?
Очень хорошо представьте. С дождем, ветром, холодом.
Очень-очень хорошо представьте.
Вот это и есть лето в Великобритании.
Юноши щеголяют в шортах, девушки в коротких открытых маечках.
Лето.
Лето - это маленькая жизнь.
А наше короткое путешествие закончилось, и очень жаль, потому что так хотелось, чтобы лето не кончалось...
Но еще когда-нибудь туда приедем, потому что не попали на остров Скай, не увидели замок в Дареме, не сходили в музей Битлз в Ливерпуле, так и не попали в музей Шерлока Холмса, и не посетили Виндзор, и не полюбовались самым-самым средневековым замком в Уорике....
Да много еще чего не увидели, просто быстро пробежались по стране.
И на этом пока закончим.
Всем спасибо и до встречи.
Итак, закончилась наша поездка. 16 дней по Шотландии, Англии и Уэльсу, 1763 мили или почти 2800 километров (не 3000, конечно, просто три тысячи - очень круглое число).
Маршрут (я буду писать на английско-шотландско-валлийском языке, потому что с русской транскрипцией многих мест возникнет путаница): Edinburgh - Falkirk - Stirling - Pert - Aberdeen - Keith - Inverness - Drumnadrochit (Loch Ness) - Fort Augustus - Fort William - Balloch (Loch Lomond) - Glasgow - Durham - York - Leeds - Chester - Betws-y-coed - Llanfairpwllgwyncyllgogerychwyrndrobwllpwllllantysiliogogococh - Beaumaris - Holyhead - Caernarfon - Beddgelert - Warwick - Stratford-upon-Avon - Bath - Cardiff - Stonehenge - Salisbury - London.
Итого 29 мест. А если считать с полетом через Франкфурт, то получится все 30.
Много это или мало?
Да, много увидели, еще больше не увидели.
Далее - просто впечатления, про то, какую Великобританию увидели мы, или, лучше сказать, какой стороной повернулась к нам эта страна.
Люди: Люди очень доброжелательные. Везде и во всем. Дело не в улыбках, хотя все улыбаются всем; а в небольших, и даже в больших городах еще и здороваются со всеми подряд. Просто само отношение, готовность в любое время прийти на помощь - этого никак не ожидаешь от чопорных англичан, которые на проверку оказываются совсем даже не чопорными. Как не оказываются чопорными и шотландцы, и жители Уэльса, и даже множественные иммигранты.
Язык: По наивности, я всегда думал, что по приезду в Великобританию не будет проблем с языком. Надежды юношей питают, а уже давно не юноша, хотя очень даже молод душой (это я так надеюсь).
По крайней мере, в предыдущие визиты в Лондон, в Оксфорд и в Кембридж особых проблем с языком не было.
Как я ошибался.
В Шотландии принят свой, шотландско-английский язык. Наверно для носителя английского языка не составило бы особого труда понять, что говорят люди. Но для нас это оказалось не под силу.
Еще сложнее было в тех местах, где по разным причинам надо было общаться с иммигрантами. У них был очень сложный, шотландско-английский или валлийско-английский язык, отягощенный местным акцентом.
- Сэр желает чаувс?
Этот вопрос вогнал меня в ступор. Дело было в Баллоке, мы сидели в китайском ресторане, половина блюд была абсолютно нечитаема. А тут еще чаувс.
- What is it? - я попытался уточнить
- Это такие части из податоу - внес ясность официант
- Неси - великодушно разрешил я, и официант принес полную тарелку чипсов.
Зато какое обслуживание у азиатских людей. В городе Бате, в таиландском ресторанчике меня называли dear sir, а супругу dear madam.
Dear sir, please, your juice is ready yet, dear sir!
Dear sir, would you like to taste our dishes, dear sir?
Dear sir, are you comfortable, dear sir?
Причем все это произносилось как Dear Sir. С обязательным поклоном.
Мелочь, а приятно. К концу ужина я уже чувствовал себя очень дорогим сэром и искренне недоумевал, почему мне не кланяются все посетители ресторана.
Вообще на обычном, нормальном английском языке в Великобритании говорили только в Бате. В других местах самым нашим частым ответом было: Say it again, please.
Даже в Дареме, который вроде не Шотландия и не Уэльс, а самая что ни на есть настоящая Англия, девушка на рецепшн в гостинице произнесла такую замысловатую фразу, что мы только поняли Now I want to explain ...
Что она хотела нам to explain - осталось совершенно неясным.
Еда: Англичане отличаются от других народов мира тем, что у них нет своей национальной еды.
Немцы - сосиски и пиво. Итальянцы - разные пасты и пицца. Французы... ах, французы. Испанцы балуются разной паэльей. Русские не могут прожить дня без борща и водки. Казахи не могут помыслить жизнь без бешбармака и кумыса. Израильтяне изо всех сил нажимают на хумус и фалафель.
Зато англичане придумали traditional English breakfast.
Традиционный английский завтрак был придумал в средние века неким мизантропом. Раньше он работал в инквизиции, а после Реформации инквизицию упразднили, и он очень скучал по своей работе.
Он долго сидел у окна, думал, как больше всего испортить жизнь людям. И придумал же, на нашу голову.
Итак, традиционный английский завтрак - это консервированные бобы, жареные помидоры, яичница с беконом (для вегетарианцев бекон заменяется соевыми сосисками, которые почему-то жарят), жареный в большом количестве масла треугольник хлеба, масло, джем.
При длительном употреблении гастрит, а также колит, ларингит и прочий -ит гарантирован.
Еще у англичан есть fish and chips.
Это специально для тех, кто спасся от колита, бронхита и синусита после завтрака.
Умереть от фиш-энд-чипс нельзя, но полноценная изжога на весь день обеспечена.
Досуг: Среднестатистические жители Великобритании весь свой досуг проводят в пабах.
Кстати, кто сказал, что в России пьют как лошади? По всей Великобритании пьют не хуже, а может даже и лучше. Причем отмечаются все - и мужчины, и женщины, и старые, и молодые, и толстые, и худые.
В последний день в Лондоне мы решили вечером пройти по Сити, просто так, прощальная прогулка.
11 часов вечера. Вечерний Сити был неуютен, половина зданий были закрыты. Зато в пабах царило невероятное веселье.
Разного типа клерки, не снимая галстуков так лихо вливали в себе такое огромное количество виски с пивом, что становилось страшно за вместимость их желудков.
Большие боссы с большими животами пили с молодыми практикантами почти на брудершафт, а молодые и не очень секретарши уже были готовы исполнить танец живота прямо на столе.
Опять же, как легко рушатся стереотипы, ведь англичан считают чопорными людьми.
Кстати, это была середина недели, следующий день был рабочим.
Про падающих с каблуков женщин я писал в посте про Йорк, а про спящих под остановками шотландских рыцарей - в посте про Абердин.
Дороги: Дороги в Великобритании хорошие и разные.
Во многих местах ужасно узкие. Особенно это приятно в Шотландии и в Уэльсе, с одной стороны скала, с другой стороны ограда, ширина дороги чуть больше ширины машины. И навстречу выезжает трактор.
А как там любят ограничивать скорость. Великобританцев хлебом не корми, дай только поограничивать скорость. Это у них такая национальная забава, они ее любят даже больше, чем fish and chips.
Скоростная трасса. По 4 полосы движения в каждую сторону. Небольшое количество машин. И висит ограничение - 50 миль в час. И камеры слежения каждые метров 400. Или еще лучше - измерение средней скорости, о чем предупреждают заранее. И вот тащится поток машин, долго тащится, нудно тащится. И деваться некуда, потому как контроль ежеминутный.
Расстояние то Дарема до Йорка - менее 80 миль, а мы ехали более 2 часов. Потому что там меряется не только скорость, но и интервал между машинами. Приблизился больше, чем на 2 шеврона (они нарисованы на асфальте) - получи штраф.
А еще мы раз попали в пробку. Нет, пробки там обычное явление. Например, в городе обязаны быть пробки, потому что улицы широкие.
Кто не понял - объясню. Обычная городская дорога, те же 4 полосы движения в каждую сторону.
Первая полоса занята, на ней припаркованы машины.
По второй полосе движется общественный транспорт, никто другой по ней ехать не имеет права.
Четвертая полоса закрыта на ремонт. Если не на ремонт - закрыта просто так.
Весь поток машин едет по одной полосе, под номером три.
Но мы попали в пробку на скоростной трассе. Где-то была авария, и Waze отправил нас проехаться по дорогам старой доброй Англии.
Дороги старой доброй Англии были старыми, разбитыми, и совсем недобрыми.
Как там сказал поэт: "Кто разбил мои дороги"?
Нет, это не поэт сказал. Впрочем, это неважно.
Так вот, на отличной скоростной трассе скорость ограничена 50 милями в час. На разбитой старой английской дороге, последний раз ремонтировавшейся во время Кромвеля тоже стоит ограничения - 50 миль в час. Мы ехали со скоростью 10 миль в час, и я все время боялся, что машина сломается на ухабах.
А еще в Великобритании просто обожают светофоры и круги. В любом городе на каждом перекрестке стоит светофор. Если есть город, есть перекресток и нет светофора - вы не в Великобритании.
Светофоры сильно мешают дорожному движению и создают пробки. Поэтому иногда вместо светофоров строят круги. Хорошо, если есть место построить большой круг, с бордюрами, ограждением и прочими отличительными знаками. А если нет?
Великобританцы нашли отличный выход из положения. Если нет места для большого круга - на земле рисуется маленький круг, диаметром в полметра. Ставится знак кругового движения, и все машины его начинают объезжать. Естественно, когда мало места - тут же создается большая пробка, что и нужно было создателям этого круга.
А еще есть круги на скоростных трассах. Это когда две трассы пересекаются, чтобы не строить развязки.
В кругах на скоростных трассах великобританцы ставят одновременно и круги, и светофоры. Это чтобы не было мучительно больно долго размышлять - что же лучше поставить - или одно, или другое. Ставят и то, и другое, и все довольны, потому что сейчас есть полный комплект всего.
Светофоры ставят так - сначала при въезде на круг, потом по движению на круге, потом при съезде с круга.
Потому что если пробки нет, то ее нужно создать, это традиция такая.
Гостиницы: Мы жили в разных местах. За все время мы успели пожить в 9 разных гостиницах, от самых фешенебельных до самых простых.
И какая интересная закономерность - чем выше класс гостиницы, тем дешевле она стоила.В Абердине мы остановились в Хилтоне, отличная гостиница. Цена - 62 паунда.
Роскошный отель при гольф-клубе в Дареме. 70 паундов.
Восхитительный циммер в Уэльсе, с сауной и с бассейном - 85 паундов.
Просто крыша над головой в небольшой комнатке в Бате. 150 паундов.
Ужасный, тесный номер в занюханной гостинице в Лондоне (чтобы вытереться после душа надо было выходить в коридор) - 170 паундов.
Погода: Представьте себе суровый тель-авивский январь. Представили?
Очень хорошо представьте. С дождем, ветром, холодом.
Очень-очень хорошо представьте.
Вот это и есть лето в Великобритании.
Юноши щеголяют в шортах, девушки в коротких открытых маечках.
Лето.
Лето - это маленькая жизнь.
А наше короткое путешествие закончилось, и очень жаль, потому что так хотелось, чтобы лето не кончалось...
Но еще когда-нибудь туда приедем, потому что не попали на остров Скай, не увидели замок в Дареме, не сходили в музей Битлз в Ливерпуле, так и не попали в музей Шерлока Холмса, и не посетили Виндзор, и не полюбовались самым-самым средневековым замком в Уорике....
Да много еще чего не увидели, просто быстро пробежались по стране.
И на этом пока закончим.
Всем спасибо и до встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий