четверг, 4 июля 2024 г.

Будва / Budva

А мы тут совсем недавно и почти случайно съездили в Черногорию. О чем я сейчас и буду рассказывать долго, нудно и без расстановки.

Вообще в Черногорию мы хотели съездить давно, но все как-то не получалось. То одно, то другое, то надо срочно слетать во Францию с заездом в Германию, то срочная поездка в Швейцарию. Все время дела и заботы, если коротко.
И тут, почти внезапно и почти посреди недели нагрянул праздник Шавуот, который длился целых 2 дня подряд. А если к двухдневному празднику присоединить еще два дополнительных дня конца недели, и если взять еще день-другой в качестве будущего отпуска - можно наконец-то посетить то место, куда давно хотели попасть, но все было как-то недосуг.

Так вот почти случайно мы попали в Черногорию.

На фотографии - город Будва, где мы ночевали 6 дней и 6 ночей во время нашего пребывания в Черногории.
Если быть точным - то не сам город Будва, а Старая часть Будвы, с узкими улочками и крепостными стенами, где множество магазинов и кафе, а также невероятные толпы туристов разных видов и расцветок. Вдалеке - современный город Будва с современными многоэтажными домами.


Для начала мы прилетели в город Тиват, выгрузились из самолета и пошли получать заказанный ранее автомобиль.
Надо сказать что в Черногории два международных аэропорта - один в столице этого небольшого государства Подгорице, и второй - на побережье Адриатического моря, в городе Тивате. Ничего не могу сказать про аэропорт Подгорицы, но аэропорт Тивата поразил своей непритязательностью.
Представьте себе относительно большой склад готовых изделий относительно небольшой фабрики по производству чего-либо ценного и интересного, прилепите сбоку вывеску - в итоге получится международный аэропорт Тивата. Из самолета к зданию аэропорта пассажиры идут пешком прямо по территории аэродрома, но это никого не смущает, потому что туристам везде рады, а в Черногории - особенно. Этим черногорцы как-бы намекают - будьте как дома, у нас тут все просто и без затей.

Дальше мы пошли получать заказанный ранее автомобиль. Так как в здании склада готовой продукции небольшой фабрики, производящей нечто ценное и интересное, и именуемым аэропортом места для сторонних компаний попросту не было, то все прокатные компании привольно расположились на небольшой удалении от аэропорта. Удаление небольшое, пешком надо было идти не больше 10 минут. Ну ладно, 15 минут. Но не больше.
Наша прокатная компания располагалась в другом складе готовой продукции, гораздо меньшей по размерам фабрики готовой продукции тоже чего-то ценного и интересного. Склад был разделен на секции, и над каждой секцией была своя собственная гордая вывеска - Sixt, Avis и прочие символы богатой и разносторонней жизни.
Мы без труда нашли свою секцию, которая одновременно представляла сразу 3 относительно известные в мире автомобильного проката компании, с некоторым усилием протиснулись внутрь, подписали необходимые документы и пошли забирать свою машину.

У нас была заказана Skoda Fabia, и мы получили Skoda Fabia.
Надо сказать, что я немного расслабился и разбаловался в последнее время. Мы заказывали одну машину, но получали что-то немного выше классом. Или того же класса и того же типа, но с дополнительными причиндалами. И все эти машины были новыми, совсем недавно сошедшими с конвейера. Единственный прокол был в Грузии, где мы в свое время получили большого зеленого крокодила с весьма солидным жизненным опытом.
Наша Skoda Fabia тоже оказалась умудренной жизнью. Я уже привык что в комплектации обязаны быть и камера заднего вида, и сенсорный экран, и центральный электронный замок и прочие небольшие добавки, помогающие жить и творить. Наша же машина была выполнена в особенно бюджетном варианте; пришлось вспоминать что это такое - ручное открытие стекол. Пробег тоже был солидный, особенно для Черногории - около 90 тысяч километров. Это в стране, где максимальное расстояние от одной границы до другой в самом широком месте - не более 200 километров.

Ладно, переходим к Будве. И, как обычно - начнем с истории.

На фотографии - часть современной Будвы.



Первые поселения на территории города появились в V веке до нашей эры. Современные историки называют поселившихся в этих местах людей иллирийцами.
Небольшая справка: иллирийцы - это такой неведомый народ, у которого не было письменности, и у которого было множество культур. Так как зачастую абсолютно непонятно к кому можно отнести ту или иную группу людей, проживавших в какой-либо приморской местности, и явно не относящихся ни к эллинской, ни к этрусской, ни какой любой уже известной культуре - то ее можно назвать иллирийской. В переводе на обычный язык - какой-то неизвестный народ, а по научному - сингулярность.

А вообще любой город бассейна Средиземного моря обязан быть основан каким-либо древнегреческим героем, желательно полубогом. Будва не стала исключением, ее основал Кадм Финикийский. Если кому интересно, в его честь назван химический элемент кадмий.

Немного про Кадма, чтобы все знали кто он такой.
Сын финикийского царя Агенора и Телефассы, брат Европы, Фойника и Килика. Внук бога Посейдона. Помог богам во время битвы с Тифоном.
По пророчеству Дельфийского Оракула Аполлона следовал за коровой, и заложил город там, где она возляжет. Основал в Беотии Фивы, для чего ему пришлось убить священного дракона бога Ареса, который охранял находившийся рядом с тем местом источник. Дракон растерзал спутников Кадма, а Кадм убил его камнем. По совету Афины посеял в земле зубы побежденного им чудовища, и из них выросли воины, которые сразу же вступили в борьбу друг с другом, пока не остались в живых из них всего пятеро, ставшие соратниками Кадма.

За смерть дракона Ареса нес у того восемь лет искупительной службы, после чего Афина предоставила ему царскую власть. Зевс же дал ему в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты. Их свадьба была первой, на которой присутствовали все олимпийские боги.

Заодно изобрел письмо и впервые нашел медь.

И далее - прямо из древнегреческих сказаний: На старости лет Кадм покинул семивратный град Фивы и после долгих скитаний со своей женой пришел в далекую Иллирию. Здесь он с горечью воскликнул: "Не наказывают ли меня боги за убийство того змея? Если за его гибель меня карают боги так тяжко, не лучше ли мне самому превратиться в змея!" Только выговорил он эти слова, как тело его покрылось чешуёй, а вместо ног вырос хвост. Его супруга Гармония, увидев преображение своего любимого супруга, пожелала тоже превратиться в змею. И ее просьбу боги исполнили.

По другому сказанию Кадм и Гармония превратились в драконов, и Зевс (в другой редакции - Арес) отослал их на Элисийские поля.
А в другом источнике сказано, что они превратились в скалы в Иллирии. А согласно Птолемею Гефестиону, они превратились во львов.

Короче говоря - это была очень запутанная история. Хорошо что сейчас никто не превращается ни в драконов, ни в змей.

На фото: заснувший во время слушания древней истории Будвы лодочник.



Во времена античности во всем регионе регионе в общем и в Будве в частности жизнь кипела, и все время что-то происходило. Затем огромная Римская империя разделилась на Западную и Восточную, и раздел прошел как раз по этим местам. А после раскола христианской церкви на католическую и ортодоксальную (еще называемой православной) культуры населявших регион народов разделились, и до сих пор не могут соединиться обратно.
В раннем Средневековье жизнь в регионе не особо бурлила, а с начала XV века весь регион (и в том числе Будва) попал под власть Венеции и стал частью так называемой Венецианской Албании. В то время город носил название Будуа, был окружен неприступными стенами, защищавшими его от турецких набегов. Жители города говорили на венецианском диалекте итальянского языка. Город был невелик: число его жителей не превышало 1000 человек.

С начала XIX века Будва входила в состав Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи. После Первой мировой войны Будва вошла в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года - Королевство Югославия). С середины 1930-х годов город понемногу начал развиваться как международный курорт. В апреле 1941 года оккупирован соседней Италией. Во время войны погибло почти половина населения Будвы.
Начиная с 1970-х годов Будва приобретает статус модного среди туристов курорта.

Вот и вся история.

Раз с историей закончили - пора пойти в Старый Град.
Перед входом, прядом с крепостными стенами привольно раскинулся один из символов Будвы - колокол. К истории Будвы колокол не имеет никакого отношения - он служил декорацией во время съемок англо-югославского фильма The Long Ships (в советском прокате - Корабль викингов), в 1964 году. С тех пор так и стоит у стен.



Далее - узкие улочки Старого Града (интересно, кому нравятся узкие улицы, напрочь забитые туристами?).







Площадь поэтов.
Не знаю почему площади дали такое название.





Немного моря.









Скала. По ней можно изучать геологию.



В море развлекаются серфингисты. Один ленивый, другой активный.







Цитадель, основная туристическая познавательная аттракция.



С вершины Цитадели.
Скала, она же остров святого Николая.
На острове пляж и больше ничего интересного нет.





С другой стороны - современный гостиничный комплекс.



С третьей стороны - опять сплошные гостиницы.



С четвертой стороны - доминанта Старого Града, католический собор святого Иоанна Крестителя. Черногория - в основном православная страна, но центральный собор Будвы католический.





В самой Цитадели не так чтобы особо интересно. Виды сверху красивые, все остальное - так себе.







Один из символов Будвы - две рыбы, которые дали название городу.
Согласно легенде в Будве, которая тогда еще не была Будвой жили двое юных влюбленных - красавица Елена и каменотес Марко Митров (имя и профессия влюбленного варьируются - в одной редакции это бедный архитектор, в другой - бедный музыкант, в третьей - неважно кто по профессии, но тоже бедный. Имя тоже не особо важно). Но богатый отец Елены наотрез отказался выдавать дочь за бедного каменотеса. И тогда влюбленные бросились в бурное море с высоких скал. Но произошло чудо! Едва коснувшись воды, Елена и Марко превратились в двух прекрасных рыбок и уже никогда не разлучались.
Увидев это, кто-то сказал: Ko jedno nek budu dva или в переводе - Пусть двое будут как один. Так появилось название города – Будва.



Внизу, у стен Цитадели было какое-то представление.





Просто цветок на выходе. Название растения - каперс колючий.
Колючий, но зато красивый.



Закрытые ворота в Цитадель.



Понемногу начало темнеть.



Мы еще успели дойти до очередного символа Будвы - статуи балерины.
В путеводителях написано много всякой разной глупости про историю статуи - и что это символ верности невесты моряка, и памятник балерине, упавшей со скалы в бурное море, и прочее псевдонародное творчество. На самом деле статуя не посвящена никому и называется "Гимнастка".
У статуи имеется реальный прототип, и ее зовут Ольга Каливода. На момент создания статуи ей было 14 лет, сама статуя была создана в 1965 году скульптором Градимиром Алексичем.
Дело было так: Ольга была членом Атлетического клуба "Воеводина" города Нови Сад, главная спортивная дисциплина - бег на короткую дистанцию 80 метров с препятствиями. В 1962 году она отдыхала на хорватском пляже в городе Макарска с родителями. Там же абсолютно случайно наслаждался морем и солнцем белградский скульптор Градимир Алексич. И тут он заприметил Ольгу, и то ли воспылал страстью (в те году это не было настолько предосудительно как сегодня), то ли у него забурлили творческие силы. Не долго думая Градимир пришел к ее родителям спросить разрешения сфотографировать Ольгу в купальнике. Папа спортсменки немного, скажем политкорректно - опешил от такого предложения, но в конце-концов согласился.
А мы теперь любуемся юной гимнасткой.



Пока совсем не стемнело.

Картинная галерея на стене одного из ресторанов.



Крепостные стены Старого Града.





Венецианский лев.



Опять колокол из кинофильма.



Небольшой сквер поблизости.



Кусочек скалы (кто хочет изучить геологию по слоям в скале?).



Вечерний Старый Град.




Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий