пятница, 12 июля 2024 г.

Херцег Нови / Herzeg Novi

Из Будвы, где была наша гостиница, в Херцег Нови, который в тот день мы собирались посетить можно доехать двумя путями. Первый путь - через Котор. Про этот путь я уже писал - сначала более-менее сносная дорога, потом жуткая пробка в Которе, потом опять более-менее сносная дорога.
И есть еще второй путь - используя паромную переправу через пролив Вериге, сам паром курсирует между городками Каменари и Лепетане. По времени первый и второй пути совпадали, но совсем не хотелось стоять в пробке, к тому же переправиться через пролив на пароме - это прикольно.
И мы поехали.

На фотографии: один из пляжей Херцег Нови.

Мы быстро доехали до Лепетане, быстро заплатили 5 евро за перевозку автомобиля и стали ждать отправки.

Пролив Вериге - самое узкое место в районе Бока Которска, ширина - примерно 500 метров, плюс / минус. Когда-то тут планировали построить мост, но столкнулись с серьезными препятствиями - во-первых глубина пролива довольно значительна, и во-вторых - через пролив проходят огромные многоэтажные пассажирские лайнеры, то есть мост должен быть очень высокий, а очень высокий мост требует очень высоких эксплуатационных расходов. Поэтому пока с мостом решили подождать, а пока использовать паромную переправу.
Паромов на линии несколько, я насчитал 8 штук, плавают они довольно шустро, и работают круглосуточно.

И буквально два слова про пролив. На сербском, он же хорватский, он же черногорский и одновременно боснийский данное место называется Пролаз Вериге. Пролаз - это пролив, а верига - цепь.
В Средние века пролив перегораживали цепями с целью защиты от пиратов, оттуда и пошло это название.

Небольшая яхта в проливе.

Небольшой катер, опять же в проливе.

Паром, плывущий нам навстречу.

Еще один паром.

С другой стороны - залив Бока Которска.
О заливе, точнее - о бухте будет отдельный пост.

На нашем пароме.

Все плавание заняло менее 10 минут, и вот мы уже в городке Каменари, рядом с Херцег Нови.

Херцег Нови встретил фонтаном и лодками на фоне синего моря.

Совсем немного истории.
Город был основан как крепость в 1382 году боснийским королем Твртко I под названием Свети Стефан. После смерти короля Твртко I крепость перешла под власть князя Сандаля Хранича из династии Косача. Во время его правления здесь сформировался важный центр торговли солью. От Сандаля Хранича крепость унаследовал его племянник, герцог Стефан Вукчич. При нем населенный пункт получил права города и свое современное название (от титула Стефана Вукчича в названии появилось слово Херцег).
В 1466 году Венецианская республика предложила герцогу обменять города Херцег-Нови и Рисан на остров Брач в Адриатическом море и дворец в Сплите - однако Стефан Вукчич отказался.

В 1482 году Османская империя захватила города Рисан и Херцег-Нови у сына герцога Стефана, Владислава Херцеговича, и владела этим городом в течение двух веков с кратким перерывом в 1538 - 1539 годах, когда город ненадолго захватили испанцы. Только в 1688 году венецианцы отбили оба города у турок и включили Херцег Нови в состав Венецианской республики как часть провинции Венецианская Албания под итальянским названием Castelnuovo.
В последующие столетия судьба Херцег Нови не отличалась от судьбы всей Боки Которской - венецианское господство до 1797 года, недолгое российское покровительство в 1806 - 1807 годах в период наполеоновских войн, краткий период французского правления в составе Иллирийских провинций, австрийское владычество до 1918 года, вхождение в состав Югославии до ее распада.

На этом с историей покончим.

Крутая лестница с названием города. Чтобы ничего не перепутать.

Памятник трубочисту Нюне.
У памятника был (а может и есть) реальный прототип, которого звали Рудольф Каружич и которого ласково называли Нюней. Нюня был единственным официально зарегистрированным трубочистом, он всегда ходил с полным набором нехитрых инструментов, охотно принимал заказы, которые аккуратно записывал в блокнот, и никогда не приходил на вызовы. Еще он всем рассказывал что буквально сегодня-завтра собирается переехать в Белград, при этом достоверно известно что он никогда не покидал пределы Херцег Нови.
Известно что он родился в 1926 году, а в начале 2000-х годов трубочист внезапно исчез. По документам он до сих числится в живых; кто знает - может он в самом деле уехал в Белград.

В 2008 году горожане поставили ему памятник; Нюня был невысокий, так что на памятнике он изображен в полный рост.
Перед памятников табличка "Памтимо наше Орибинале" - "помним наших Оригиналов".
Считается, если загадать желание и потереть ему нос - желание обязательно сбудется.

А мы пошли дальше.

Башня с часами.

Почему-то музей Булгакова. Сам Булгаков никогда не был в Югославии, но в Югославии нашло убежище большое количество беженцев из Российской империи. В Херцег Нови есть даже большое русское кладбище. Но музея русской диаспоры в Югославии нет, а музей Булгакова почему-то есть.

Идем дальше.

Церковь святого Михаила. В церкви смешались все стили - тут и готика, и барокко, и еще что-то от Византии.
И флаг, указывающий принадлежность к Сербской православной церкви.

Просто дерево.

Относительно узкие улицы.

Музей якорей.
Под открытым небом собрали примерно штук 30 якорей разных стран и разных эпох. Этот самый крупный.

Вышли к набережной.

Справа - крепость.
Мы уже немного пресытились разными крепостями, и эту решили пропустить.

Остатки крепости.

Эта часть крепостных стен просто рухнула в море.

Море. Вдалеке - Бока Которска.

Так мы по жаре добрели до памятника королю Твртко I, основателю Херцег Нови.

Идем дальше.
Это - пляж, бетонный.

Это другой пляж, каменно-песчанный.

Набережная.

Бывший железнодорожный туннель. Построен австрийцами в начале XX века, через туннель шел поезд в Дубровник. В конце 50-х годов прошлого века югославы разобрали железную дорогу, и туннель стал просто туннелем, без всякой дополнительной нагрузки.

Еще две фотографии моря.

И мы поехали дальше.

Продолжение обязательно очень скоро последует.