Сразу хочу сказать - в Турине мы были несколько дней, поэтому все фотографии ниже не относятся к одному дню, а немного растянуты по времени. Разное время, разная погода, и разные дни.
Для начала - королевский Дворец.
В Турине мы остановились не в гостинице, а в Apartments to Art, большой переделанной двухэтажной комнате в старинном доме XVIII века. От того самого старинного века остался только фасад здания, внутренности же были довольно современные. Для антуража добавили лифты со стилизацией под 50-е годы (неудобная штука, скажу я вам). Место шикарное, на Piazza Statuto, почти исторический центр города. От площади начиналась центральная историческая пешеходная улица Via Garibaldi, то есть лучше место было трудно найти. За исключением парковки, но парковки и передвижение на автомобилях по историческим центрам итальянских городов - это отдельный рассказ, изобилующий разными экскурсами в область преодоления непреодолимых препятствий.
Немного истории. Буду кратким. Вся информация из путеводителя, авторский стиль сохранен.
Все началось в 28 году до нашей эры, когда на этой территории римлянами был устроен военный лагерь, который назывался Castra Taurinorum. В начале I века уже нашей эры лагерь был преобразован и одновременно переименован в честь императора Октавиана Августа в колонию Augusta Taurinorum.
В середине X века Турин стал резиденцией маркграфов Ардинуичи, правивших феодом, известным как Туринская марка. С XI века - совместное владение графов Савойских и местных князей-епископов.
В 1563 году Эммануил Филиберт сделал Турин столицей могущественной Савойской династии. Он возвёл новые дворцовые резиденции и возобновил работу Туринского университета, учрежденного в 1404 году, но впоследствии закрытого.
Одним из центральных событий Войны за испанское наследство была 117-дневная осада Турина французами, начало XVIII века. Победив французов, савойские правители приняли королевский титул и поручили архитектору Филиппо Юварра вывести город на уровень других королевских столиц Европы.
Город в XIX веке являлся важным политическим центром Европы. В 1861 году Турин стал первой столицей объединенной Италии, и наряду с этим являлся столицей для Савойского дома, правящей династии Королевства Италии. Несмотря на то, что большая часть политической значимости Турина была растеряна после отмены монархии в Италии, город остается важным промышленным, экономическим и торговым центром Европы и Италии.
С историей на этом покончили.
И хочу сразу сказать - в основные известные места мы не попали. С одной стороны - немного помешала погода, с другой - в очередной раз допустили ошибку, не проверили расписание местных праздников. Кто же знал, что для посещения Египетского музея надо обязательно приобретать билеты только через Интернет. Мы-то надеялись - спокойно придем, купим билеты и будем наслаждаться историей и тишиной. А тут внезапно - День освобождения от фашизма, национальный праздник, все празднуют и никто не сидит дома.
Чтобы не было так печально - небольшие рассказы об основных достопримечательностях Турина.
Начнем с Египетского музея.
Египетский музей или Museo Egizio, содержит одну из крупнейших коллекций древнеегипетских артефактов, более 30 тысяч предметов. Первый в мире музей, посвященный цивилизации Древнего Египта. Основан в 1824 году.
По иронии судьбы первым древнеегипетским экспонатом, прибывшим в Турин в 1630 году, стала Скрижаль Исиды - алтарная табличка, подражающая египетскому стилю, которая якобы была создана для храма Исиды в Риме. То есть первым экспонатом была подделка. Но тогдашний король Карл Эммануил III загорелся идеей узнать про древнюю цивилизацию гораздо подробнее и отправил в 1753 году в Египет ботаника Виталиано Донати на поиски египетских древностей. Донати привез около 300 артефактов из Карнака и Коптоса, легших в основу Туринского египетского музея.
В 1824 году Шампольон, работая над папирусами из туринского собрания, объявил о расшифровке иероглифов, и Европу захлестнула волна египтомании. В том же году король Карл Феликс, не скупясь на издержки, приобрел для своего музея собрание Бернардино Дроветти, который, представляя интересы Наполеона в Каире, на протяжении многих лет скупал египетские древности.
В продолжение XIX века музей пополнился собраниями египтолога Эрнесто Скьяпарелли, однако со временем музейная коллекция стала уступать по полноте и значимости как собранию Лувра, так и берлинскому Египетскому музею. Последним значительным добавлением к коллекции стал небольшой храм, вывезенный из Нубии в период строительства Асуанской плотины.
Следующая достопримечательность, куда мы тоже не попали - башня Mole Antonelliana.
Здание высотой в 168 метров, возведенное в XIX веке. Самое высокое кирпичное здание в Европе, высота кирпичной части без учета башенки, выполненной на металлической основе - около 120 метров. Подобно парижской Эйфелевой башне, здание со временем стало восприниматься как символ Турина. До 2011 года было высочайшим зданием Италии.
Башня была заложена как главная синагога страны в 1863 году, когда Турин являлся столицей всей Италии. Архитектор Антонелли, который только что закончил возведение 120-метрового купола базилики Сан-Гауденцио в провинциальной Новаре, пообещал уложиться в бюджет, составлявший 280 тысяч лир. Однако к 1876 году расходы превысили 620 тысяч лир, а высота все еще недостроенного здания по настоянию архитектора была увеличена с 66 до 168 метров.
Еврейская община отказалась продолжать финансирование проекта и передала его городским властям, которые и завершили строительство в 1889 году, уже после смерти Антонелли. В 1908 году в здание въехал Музей Рисорджименто, который стал, таким образом, самым высотным музеем в мире. В 1938 году музей был переведен в палаццо Кариньяно, а его место в 2000 году занял новообразованный Национальный музей кинематографии.
И третья достопримечательность - Туринская плащаница.
Саму плащаницу публике показывают очень редко, в среднем один раз в 12 лет. К лицезрению допускаются только католики, записываться надо сильно заранее, буквально за несколько лет. В соборе Святого Иоанна Крестителя, где в подвальных помещениях хранится сама плащаница публике демонстрируется только ее копия, и то - доступ для праздношатающийся туристов серьезно ограничен.
И к тому же - историки считают что это средневековая подделка.
Туринская плащаница или Sindone di Torino - льняное полотно размером 4.37 на 1.11 метра с негативным изображением мужчины в полный рост, видами спереди и сзади, почитаемое как святыня христианской церковью. Многие христиане считают, что именно в это полотно завернули тело Иисуса Христа после смерти.
В евангелиях написано примерно следующее (за основу взяты 4 основных канонических евангелиста): После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. <…> Пришел также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
Алтарные покровы с изображением Христа размером в человеческий рост распространились в Византии в конце XI века, такие покровы, хранившиеся в различных церквях Константинополя, упоминаются в ряде источников XIII века.
По свидетельству Николая Месарита, летопись 1201 года, в часовне Богородицы Фарос в константинопольском дворце Буколеон почитаются "Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием".
Участник и летописец IV крестового похода, в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, Робер де Клари также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской "саван, которым был обернут наш Господь", на котором "можно было хорошо видеть лик нашего Господа", исчезнувший после взятия Константинополя - "и никто - ни грек, ни француз никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят".
Впервые реликвия была документально зафиксирована во Франции в 1353 году: Жоффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.
В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах четко проступивший человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображенного на ней человека. Однако провести серьезные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.
В 1988 году было проведено датирование Туринской плащаницы методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделен на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Датировки в этих трех лабораториях проводились слепым методом и независимо друг от друга и дали практически один и тот же результат, с учетом небольшой погрешности. Анализ показал радиоуглеродный возраст плащаницы 691 ± 31 год, что после калибровки с 95% вероятностью указывает на дату изготовления между 1260 и 1390 годами, c округлением до ближайших 10 лет. В целях контроля наряду с образцами плащаницы в лабораториях анализировались три других образца тканей, возраст которых был заведомо известен историкам, но не экспертам, проводившим радиоуглеродный анализ: плащ Людовика IX, сделанный между 1240 и 1270 годами; саван из египетского погребения, сотканный около 1100 года; и ткань, укутывавшая египетскую мумию, датируемую приблизительно 200 годом. Во всех трех случаях полученные в лабораториях датировки совпали с исходными данными.
Результаты радиоуглеродного анализа подтверждаются и данными гуманитарных наук. Возраст, полученный радиоуглеродным анализом, совпадает с первым документально зафиксированным упоминанием плащаницы - 1353 год. Искусствоведческий анализ, проведённый в 1973 году, также показал, что внешний вид изображения на плащанице по многим параметрам соответствует представлениям, принятым после 1300 года. Этот вывод подтверждается и данными исторической науки: в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на лобковой области, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были "уступкой стыдливости" того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице.
Профессор механико-термических исследований Падуанского университета Джулио Фанти проводил исследования нахождения ткани относительно тела. В исследовании 2010 года было обнаружено, что изображение передней стороны тела на Туринской плащанице длиной 1.95 метра непосредственно не совместимо с изображением задней части тела длиной 2.02 метра.
В 2018 году судебно-медицинским экспертом и антропологом Маттео Боррини и химиком-органиком Луиджи Гарлашелли было проведено исследование по моделированию стока крови с тела на плащаницу. Согласно полученным результатам, часть отпечатков на плащанице является совершенно нереалистичной и не могла быть оставлена телом ни в каком положении, а часть должна была бы иметь совершенно иной характер.
Копии Туринской плащаницы находятся в Беларуси, Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Мальте, Аргентине и в России. Самая ранняя копия Туринской плащаницы, датированная 1516 годом, находится в ризнице церкви Святого Гоммера в Лире, расположенном в Бельгии.
Католическая церковь не имеет официальной позиции по вопросу происхождения Туринской плащаницы. Антипапа Климент VII в конце XIV века благословил поклонение Туринской плащанице как святыне, являющейся образом или представлением истинной плащаницы. Более поздние Папы римские, начиная с Юлия II, не ставили под сомнение подлинность плащаницы. В 1958 году папа римский Пий XII одобрил поклонение плащанице как иконе Христа. Иоанн Павел II назвал плащаницу "чудом Евангелия", а в 1980 году во время визита в Турин назвал ее "выдающейся реликвией, связанной с таинством нашего спасения". В то же время, папы Бенедикт XVI в 2010 году и Франциск в 2013 году продолжили традицию осторожных высказываний о плащанице, используя термин "икона", а не "реликвия".
Православная церковь также не имеет официальной позиции по вопросу подлинности.
Ладно, что-то я расписался изрядно. Пора переходить к фотографиям.
То самый собор святого Иоанна Крестителя.
Палаццо Мадама.
Название необычное, немного истории. Вообще это часть средневекового замка, потом перестроенного в отдельно стоящее здание. Западная часть средневекового замка получила название Палаццо Мадама, поскольку в период с 1620 по 1663 год в нем проживала мадам Кристина Бурбон-Французская или Madama Cristina di Borbone-Francia, которую называли первой королевской мадам или la prima Madama Reale, а затем, в период 1666 - 1724 годов Мария Джованна Баттиста Савой-Немурская, называемая второй королевской мадам или seconda Madama Reale. Именно для последней в 1721 году придворным архитектором Филиппо Юваррой был спроектирован существующий фасад дворца.
В разное время палаццо служило резиденцией членам младшей ветви Савойского дома, вдовствующих регентш, отсюда название: Мадама, а также для размещения гостей правящего монарха.
Сейчас там музей.
И тут нам не повезло, замок был на ремонте.
Как куда не приедем - обязательно кто-то что-то где-то ремонтирует.
С другой стороны - Torre Littoria, первое многоэтажное здание Турина, в народу называемое "пальцем Муссолини".
Построено в 1932 - 1933 годах, 19 этажей. Здание было предназначено для штаб-квартиры Национальной фашистской партии, но в конечном итоге было приобретено компанией Societa Reale Mutua Assicurazione и использовалось для роскошного жилья и офисов.
Королевский дворец и Королевский сад.
Дворец снаружи - так себе, особо не впечатлил.
А в саду, как это сейчас принято - выставка псевдохудожественных изделий.
Сад.
Псевдохудожественные изделия.
Еще один музей, название которого я совершенно забыл.
Разные статуи. Это мы уже в другой день двигались от Torino Porta Nuova (железнодорожного вокзала) в сторону еще одной центральной площади - Piazza San Carlo.
И сама площадь имени Карло.
Памятник этому самому Карло.
За его спиной две церкви-близнецы. Она обычная, вторая подвергается
Еще один следующий день.
Улица Гарибальди, аптека. Аптека была открыта в 1715 году и работает на том же месте до сегодняшнего дня.
Памятник.
В Италии очень мало памятников, посвященных Первой мировой войне, и почти нет памятников, посвященных Второй мировой. Зато множество разынх как памятников, так и мемориалов, посвященных объединению Италии. Это один из них.
Рядом с памятником приходила демонстрация в поддержку террористического движения ХАМАС. В демонстрации участвовало 4 человека, у одного был флаг Палестинской автономии (на самом деле демонстрант взял флаг Иордании и художество-небрежно замазал на нем восьмиконечную звезду), второй демонстрировал под флагом партии коммунистов, и еще был некий член ЛГБТ с флагом-радугой. Четвертым членом был оператор с очень большой видеокамерой.
Я эту тусовку не сфотографировал, а жаль - в мире немало полезных идиотов, надо бы их всех знать в лицо.
Piazza Madama, фонтаны и люди.
Разные здания, красивые и разнообразные.
Еще несколько памятников.
Palazzo Carignano, дворец XVII века.
И еще один дворец.
Национальная библиотека.
Воздушно-железные леди при входе в библиотеку.
А дальше мы поехали в Милан, так что продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий