четверг, 6 июня 2024 г.

Окрестности Турина. Sacra di San Michele

Мы продолжали исследовать окрестности Турина. в тот день наш путь лежал в аббатство Святого Михаила, или, как говорят в Италии - аббатство Сан-Микеле-делла-Кьюза. Если быть точнее - то в аббатство и монастырь при аббатстве.
Почему именно этот монастырь и это аббатство, хотя в окрестностях множество самых разных и разнообразных монастырей разной степени сохранности?
Может потому, что в 1980 году в Сан-Микеле побывал писатель Умберто Эко. Место произвело на него такое впечатление, что он сел и недолго думая написал свой самый известный роман - "Имя розы".

Мы тоже захотели восхититься увиденным и заодно впечатлиться.

На фото: Валь-ди-Суза или Долина Суза. Суза - это город, давший название долине.
По долине начиная с глубокой древности проходила дорога, связывающая разные части Альпийской горной системы - от Грайских Альп на севере до Коттских Альп на юге.


Мы выехали из Турина и поехали по хорошей широкой и, что особо неприятно - платной дороге. Платная часть скоро закончилась, но дорога все еще оставалась хорошей и широкой. Так мы ехали, ехали, ехали, и доехали до города с названием Avigliana, что произносится как Авильяна. Хорошая дорога уходила куда-то вбок, во Францию, а к монастырю, который аббатство вела тоже хорошая, но уже совсем не широкая, а совсем даже узкая и извилистая горная дорога.
Путь к храму непрост и тернист.

Мы так проехали еще немного и вышли немного передохнуть, и заодно полюбоваться окружающей действительностью.

Примерно такой:



Небольшое озеро, ожидаемо называемое Lago Grande di Avigliana. Рядом еще одно озеро, которое так же ожидаемо называется Lago Piccolo di Avigliana, но которого нет на фотографии.



Город, или даже лучше сказать - городок Авильяна.



Основная достопримечательность городка - развалины средневековой крепости.



На все это великолепие мы полюбовались издали, ибо впереди ждало аббатство, то есть монастырь.
На всякий случай сфотографировали клумбу с цветами.





И поехали дальше, по узкой, кривой и горной дороге.

Так мы ехали, ехали, ехали. Недолго, потому что впереди, на вершине горы уже был монастырь.



Немного сухой информации из справочника: Комплекс построен на скалистой 26-метровой вершине и находится на высоте 960 метров над уровнем моря. Является одним из самых известных памятников Пьемонта. Здесь находится первая на итальянской территории остановка популярной паломнической дороги Via Francigena.

Via Francigena или Дорога франков - вторая по популярности после пути святого Иакова паломническая дорога средневековой Европы. По ней жители Англии и Франции следовали в Рим, а итальянцы - на север, в Кентербери. При движении в северном направлении она называлась дорогой франков (Via Francigena), а при движении на юг - дорогой римлян (Via Romea).
Первые свидетельства о существовании паломнического пути из Италии во Францию и обратно (Iter Francorum) датируются 870-ми годами. В конце X века по этой дороге проследовал из Кентербери в Рим архиепископ Сигерик Серьезный, оставивший описание своего маршрута.

Так мы доехали почти до самого монастыря. Дальше надо было парковаться (парковка платная, один час парковки стоит 5 евро. Невероятно предприимчивые эти самые монахи, однако), затем подниматься вверх по не очень крутой дороге.
Специально для любителей верховый езды - можно за отдельную плату подняться вверх на лошадке.



А дальше любознательных путешественников встречают руины.



Немного истории, а то я все вокруг до около.

Во времена Римской империи здесь находился военный гарнизон, стороживший перевал на случай возможного вторжения галлов. В память о тех временах сохранилась мемориальная доска, установленная проживавшей здесь в I веке римской семьей Сурио Клементе.

Впоследствии бывший римский форт использовался лангобардами для защиты от вторжений франков. Многие лангобарды почитали Архангела Михаила. Предполагается, что Валь-ди-Суза уже в VI веке была возведена небольшая ему часовня. Этот культ позднее поддерживал в своих владениях император Фридрих I Барбаросса, а затем его племянник Фридрих II Гогенштауфен.

В Средние века в Европе было построено множество религиозных сооружений, посвященных Архангелу Михаилу. В числе прочих оказался и комплекс Сан-Микеле. Начало масштабного строительства относится к периоду с 983 по 987 годы. Хотя ряд исследователей считает, что полноценные работы начались позднее, между 999 и 1002 годами. Наиболее достоверные источники указывают на времена подвижничества Святого Джованни Винченцо, архиепископа Равенны, который удалился от мирской суеты и стало вести жизнь отшельника в этих областях. То есть речь идёт о рубеже X и XI веков. Согласно легенде, бывшему архиепископу было видение. Ему явился сам архангел Михаил, который приказал начать строить святилище. Первую часовню освятили ангелы, и проживавшие рядом крестьяне ночью видели яркий свет.

Начальные этапы строительства описаны скупо. Самые ранние документы восходят к некоему монаху Вильгельму, который жил в монастыре примерно в конце XI века. Он написал Chronicon Coenobii Sancti Michaelis de Clusa. Датой основания обители назван 966 год. Однако тот же монах в другом месте своего труда говорит, что строительство началось при понтификате папы Сильвестра II (999 - 1003), бывшего настоятеля аббатства Сан-Коломбано-ди-Боббио.

Еще в конце X века активным жертвователем строящегося комплекса стал французский граф Гуго де Монбуасье. Граф желал искупить свои грехи и по требованию папы Сильвестра II выделил значительные суммы на строительство Сан-Микеле. Благодаря его помощи появился небольшой монастырь, где могли постоянно проживать нескольких монахов и останавливаться паломники.

C середины XI века в Сан-Микеле ключевую роль стали играть монахи-бенедиктинцы. Они сыграли важную роль в возвышении обители. По их инициативе было построено более просторное здание гостевого дома, отделенное от монастыря и способное вместить многочисленных паломников, которые следовали по пути Via Francigena к перевалу Мон-Сени и нуждались в отдыхе.

С XIV века значение комплекса стало постепенно снижаться. Ключевые события, серьезно отразившиеся на обители, произошли в 1362 году. Князь Жак Савойский из-за конфликта с представителями Савойского дома был лишен власти и владений. Его сын, Филипп II Савойско-Ахайский, лишенный права наследования, решил отомстить. В числе прочего он разграбил деревню Сант-Амброджо-ди-Суза и разрушил многие здания аббатства. Как ни странно, на стороне Филиппа II оказался тогдашний аббат Петр III Фонгеретский. В 1381 году граф Амедей VI Савойский обратился к папе Урбану VI с просьбой удалить из монастыря строптивого аббата. С этого момента обитель окончательно потеряла свою прежнюю автономию, и теперь ею управляли назначенные извне коменданты. Это катастрофически отразилось на популярность Сан-Микеле среди паломников.

В 1622 году кардинал Маурицио Савойский убедил папу Григория XV вовсе закрыть комплекс, в котором проживало на тот момент всего три монаха. Одной из целей такого решения было желание лишить бенедиктинцев одного из их главных центров, а значит уменьшить их общее влияние. Еще одной причиной были огромные суммы, которые приходилось тратить на регулярные ремонтные работы в огромном комплексе.

Монастырь пришел в упадок после событий 1629 года, когда сюда прибыли французские войска под командованием маршала Николя Катина. Новые бедствия монахам принесла осада Турина в 1706 году. Многие сооружения обветшали или вовсе оказались лежащими в руинах.

В 1836 году король Карл Альберт Савойский, стремясь укрепить престиж католической церкви Пьемонта, а также своего владетельного рода, решил возродить религиозную общину в Сан-Микеле. Папа Григорий XVI в августе того же 1836 года назначил отцов Росминиан распорядителями аббатского дохода. И король принял решение устроить в монастыре усыпальницу своих предков. Прах 24 представителей Савойского дома был перенесен из Туринского собора в Сан-Микеле. Для этого создали специальные тяжелые каменные саркофаги. Пришлось прокладывать специальную дорогу для их транспортировки в горы. Доставить такой груз удалось далеко не сразу. Но в конце концов первые 16 тяжелых саркофагов доставили в обитель. Среди самых известных имен, чей прах привезли в монастырь, оказались Маргарита Французская (дочь Франциска I), герцог Эммануил Филиберт, герцог-младенец Франциск Гиацинт, король Виктор Амадей II (известный под прозвищем "Савойский лис"), герцогиня Мария Джованна Савойская и кардинал Маурицио Савойский. Перезахоронение последнего оказалось особенно символичным. Ведь он настаивал, что Сан-Микеле вообще подлежит забвению.

А пока добрались до монастыря. Заплатили за вход (монахи, без всякого сомнения - самые лучшие бизнесмены в мире. Платить надо за все - и за парковку посреди леса, и за вход, и за рекламную брошюру. Выход бесплатный, это они чего-то упустили), и пошли смотреть на древности.



Кстати, древностей в монастыре немного. То, что было найдено при раскопках и при реставрациях - сейчас находится в музеях. Единственные древности, представляющие какой-либо интерес - фигурки ангелов, когда-то украшавшие крышу. И то, фигурки современные, воссозданы по старым рисункам.



И деревянная дверь тоже неплоха, хотя тоже совсем новодел. Но красивый новодел.



Зато виды с высоты абсолютно крышесносные (или как лучше сказать, чтобы выразить крайнюю степень восхищения?).

Какой-то небольшой городок в долине.



Лесная лужайка.



Долина Суза в одну сторону.



Долина Суза в другую сторону.



И горы, горы, горы.









Развалины монастыря.





На склонах гор напротив какие-то небольшие деревушки (или городки).





И опять горы.









Еще немного развалин того же самого монастыря.





В небе пролетел небольшой самолет.



Ну, а мы поехали дальше, потому что впереди ожидалось много всякого интересного.






Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий