воскресенье, 4 июля 2021 г.

Пустые хлопоты, или немного о Палестине, часть 1

 Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей сильнее, чем они ненавидят евреев.

Голда Меир, 5-й премьер-министр Израиля

Я начал писать один пост, и хотел быть краток. В процессе написания пост разросся до совершенно нечитаемых размеров. А если учесть, что размер одного поста в ЖЖ ограничен размером в 64 КБ, то вместо одного поста у меня получилось целых 6, и это был еще не предел.
Получилось совсем нечитаемое чтиво. И это кроме того, что современные люди развращены разными Twitter'ами и Tik-Tok'ами, где вся мысль выражается максимум двумя короткими предложениями, то есть длинный текст гарантированно никто читать не будет.
И в конце-концов, это же не диссертация на свободную тему, а просто небольшое размышление о мирном сосуществовании нескольких народов в небольшом регионе на одной отдельно взятой обитаемой планете Солнечной Системы галактики Млечный Путь.

Что меня подвигло на столь неблагодарный труд (я имею в виду размышления)?
Наверное то, что во время последней войны между Израилем и исламистами освещение конфликта в мировых средствах массовой информации было, мягко говоря, очень однобоким. К тому же вокруг Израиля и вокруг Палестины наверчено столько мифов, имеющих очень отдаленное отношение к действительности, что только одно их перечисление займет пару постов.
Достаточно того, что для моего одноклассника, очень эрудированного и очень начитанного человека было откровением узнать, что арабы в Израиле не только не лишены основных прав, а даже избираются депутатами в Кнессет, служат членами Верховного Суда, бывают министрами и руководителями государственных предприятий, и даже дослуживаются до званий генералов в армии.

Итак, что не так с государством под названием Палестина.

Для привлечения внимания - запечатанные навсегда Золотые Ворота в восточной стене Храмовой Горы.

Согласно еврейской традиции, это ворота, через которые в Иерусалим войдет Машиах (Мессия).
«И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».
Сулейман Великолепный (а современный Старый Город Иерусалима был заново перестроен по приказу Сулеймана в XVI веке) распорядился навсегда замуровать ворота, дабы воспрепятствовать входу Мессии. Мусульмане также расположили перед воротами кладбище, полагая, что предшественник Мессии, пророк Илья (Элияху), не сможет пройти через Золотые ворота, и таким образом Мессия никогда не явится.



Для начала три основных действующих лица.

Первое действующее лицо - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации, или просто религия.
Ничего особенно плохого в любой религии нет - в любой, начиная от анималистических культов и заканчивая марксизмом-ленинизмом или верой в антропогенные причины глобального потепления.
Да, ничего особенного в религии нет, но только до той поры пока она (религия) не овладевает массами и не становится основной государственной идеологией. И тогда религиозная доктрина, в полном соответствии с теориями социального дарвинизма начинает бороться сначала с ересями в своей среде, а затем и с другими системами взглядов, обусловленными верой в сверхъестественное.

Ислам. Не будем сейчас вдаваться в тонкости философских систем ислама, остановимся только на том, как видит мир обычный мусульманин.
Весь мир с точки зрения ислама состоит из:
Дар аль-ислам - территория ислама (синонимы: дар ат-таухид - территория единобожия, или дар ас-салям - территория мира, или дар аль-амн - территория безопасности), мусульманский мир, традиционное мусульманское обозначение земель, жители которой являются мусульманами и где действует мусульманский религиозный закон. Дар аль-ислам включает в себя все страны с исламской системой правления, в которых соблюдаются исламские законы. Немусульманское меньшинство в этих странах может пользоваться определенными правами.
В идеале весь земной шар - территория ислама.
Дар ад-дава - территория призыва, земли, на которых недавно были введены исламские законы.
Дар аль-хийад - нейтральная территория, неисламские страны, которые исламскими странами официально признаны нейтральными (в настоящее время таких территорий нет).
Дар ас-сульх - территория перемирия (синоним: дар аль-ахд - территория договора), земля мирного договора, которая согласно традиционным представлениям мусульман, является промежуточной категорией между дар аль-ислам и дар аль-харб, где при существовании политической власти немусульман мусульмане находятся под защитой и пользуются религиозной свободой, живут по своему религиозному закону, где власти мусульманских стран имеют определённые политические права, определяемые специальными договорами.
Сегодня к дар ас-сульх относятся почти все страны Европы, а также США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и прочие.
Дар аль-худна - территория перемирия, земли на которых установлено перемирие между исламской и неисламской странами. Обычно такое перемирие устанавливается в случае, если силы мусульман слабы по сравнению с противником. Договор о перемирии можно нарушить в любой удобный момент, потому что с неверными (кафирами) запрещено заключать долгосрочные договора о мире.
Дар аль-куфр - территория неверия, страна, жители которой являются немусульманами. Из современных развитых государств к такой территории относится только Япония.
Дар аль-харб - территория войны, земли, где ислам не господствует, или где не действует в качестве главного мусульманский религиозный закон, или где мусульмане подвергаются притеснениям или где ислам еще не распространился - все, что не входит в дар аль-ислам.
К территории войны относятся также территории, где раньше главную роль играли мусульмане, а затем по разным причинам законы шариата были отменены, и мусульмане потеряли свою власть.
Современный Израиль относится к дар аль-харб не потому, что мусульмане так не любят иудеев, а потому, что ранее эта территория находилась под управлением султана, а после ликвидации Османской империи перешла не к мусульманам, а к евреям.

Второе действующее лицо - народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств.
Евреи. Евреи как этнос сформировались примерно в период между VI и I веками до нашей эры.
В популярной литературе родословная евреев отодвигается примерно до XIII века до нашей эры, а некоторые исследователи вообще датируют появление евреев на исторической сцене XVIII веком до нашей эры, и относят их появление к полумифическому народу хабиру - кочевников, разбойников, торговцев, лучников, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и так далее.
Как считается сегодня, протоеврейские семитские племена вторглись на территорию Ханаана во время Катастрофы Бронзового века (и сами стали частью этого события), затем в течение нескольких веков объединялись со множественными местными и пришлыми народами (легенда о Моисее и о сорокалетнем путешествии по пустыне пришла от гиксосов; легенды о праотцах, пророках и судьях, а также о первых израильских царях - общие для всех семитских народов).
В IV веке до нашей эры завершается кодификация священных текстов, к тому же времени относится почти вся основная философская литература, включая Песнь Песней и Книги Екклесиаста.
Во II веке до нашей эры Иудея становится независимым государством древнего мира, к власти приходят Маккавеи (они же Хасмонеи). Ранее относительно разрозненные племена становятся единым народом, имеющим свою социальную структуру, собственную мораль и систему поведения.
Маккавеи царствуют недолго, по историческим меркам. К власти приходят ставленники Рима Иродиады; все заканчивается сначала разрушением Второго Храма в 70 году нашей эры, а в 135 году после разгрома восстания Бар Кохбы Иерусалим переименовывают в Элия Капитолина, а Иудею в Палестину.
Евреям запрещено посещать Иерусалим; запрет действует до 638 года. Начинается галут или жизнь в рассеянии. Как написано во всех учебниках уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное большинство евреев оказалось оторвано от своей исторической родины Иудеи, которая подверглась интенсивной арабизации и исламизации во времена арабских завоеваний.

Евреи начинают расселяться по известному тогда миру, как в пределах Римской империи, так и за ее пределами. Небольшое количество остается в Иудее, где не очень хорошие условия для жизни - мало источников воды, каменистые почвы, скудная растительность. Большая часть переселяется в более благоприятную для жизни Галилею и Перею; еще часть народа расселяется по всему миру.

Третье действующее лицо - группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Арабы. В этом случае надо говорить не об одном народе, а о нескольких близкородственных народах. Либо о субэтносах, кому как больше нравится.
Термин "арабы" встречается еще в очень древних источниках, датируемых X веком до нашей эры. К современным арабам те самые "арабы" не имели никакого отношения, обычные семитские племена, частично оседлые (мощное Сабейское царство, расположенное на юге Аравийского полуострова с колониями в районе современной Эфиопии основали именно эти народы), но большей частью кочевники-животноводы.
Арабы Аравии спокойно себе жили в пустыне вокруг редких оазисов, полонялись общим семитским богам (общее количество божеств превышает несколько сотен, почти все их имена сегодня полностью забыты). Главным божеством был У-Баал (Владыка Всего, примерный перевод), повелитель неба, Солнца и Луны, покровитель племен.
Так продолжалось до начала VII века, когда появился ислам.

Ислам объединяет арабов, точнее клан курайшитов из Мекки под знаменем ислама объединяет многие арабские племена.
Палестина того времени находится под властью Византии. Византия ослаблена, в первую очередь из-за первой официально зарегистрированной пандемии в мировой истории - Юстинианова чума выкашивает примерно треть всего населения Византии. Как потом написал Прокопий Кесарийский, сам переболевший в то время чумой, но оставшийся в живых (летальность чумы - 80%): «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло…»

Арабы катком проходят по Палестине, уничтожая все, что подворачивается под руку, и уходят дальше на запад, в сторону Магриба и Иберийского полуострова.

Далее в истории Палестины появляются разные народы. Для начала отмечаются арабы, под властью которых местное эллинизированное население массово переходит в ислам; их сменяют тюркоязычные Тулуниды из Египта, потом власть переходит к туркам-сельджукам, затем опять воцаряются египтяне, уже Фатимиды. Затем из Европы приходят крестоносцы, которых изгоняет глава курдской династии Фатимидов Салах ад-Дин, его сменяют мамлюки под руководством Бейбарса. Наконец, а начале XVI века Палестина попадает под власть Османской империи.

И немного в продолжение третьего действующего лица - структура арабского общества.
Основой арабского общества является хамула. Дословный перевод этого слова - семья, но для понимания всех процессов лучше сказать клан. Родоплеменной уклад жизни, если взять за основу марксистско-ленинскую диалектику.
Через этот этап развития проходили все народы. У кого-то он закончился быстро, и о клановом обществе напоминает только народная мифология; какие-то народы так и не смогли перерасти клановую раздробленность и исчезли в песках времен. У арабов кланы играют основную роль в жизни. Так получилось исторически, нет единого народа, есть множество близкородственных кланов. (Кстати, именно поэтому провалилась идея панарабизма - вроде как есть множество людей, говорящих почти на одном языке, и имеющих почти одинаковую культуру и мораль. Но интересы кланов всегда превыше единой национальной идеи, тем более когда понятие национальности ограничено только внутриклановыми связями).
Кланы могут быть совсем небольшими, несколько десятков человек. И могут быть огромными, насчитывающим десятки, а то и сотни тысяч разных людей. Кланы могут объединяться, дробиться, распадаться и воссоединяться.
Во главе клана стоит шейх, обладающей всей полнотой власти. В зависимости от клана должность шейха может быть как выборной, так и наследуемой. Изредка кланы могут кратковременно объединяться в более крупные союзы (например, для войны с другими крупными кланами) - бану, которые после выполнения поставленной задачи распадаются.
Все кланы живут по своим законам, причем законы одного клана не всегда совпадают с законами, по которым живем другой клан. Все проблемы решались (и решаются сейчас) трайбалистскими судами, по существу - собирались шейхи и договаривались о каком-либо компромиссе. Или не договаривались, тогда один клан начинал войну с другим кланом. Хотя почему в прошедшем времени, так арабы в подавляющем большинстве арабских стран живут и действуют до сих пор.

История арабов, согласно народной мифологии.
Сначала были древние арабы, или аль-араб аль-баида, они происходят от сына Ноя (Нуха в арабской транскрипции) Сима, а через него - от Адама. Судьба была к ним немилостива, они возгордились, и построили большую башню, с помощью которой намеревались подняться на небо. Бог разгневался и уничтожил их всех. Вместе с башней.
Далее - автохтонные арабы, или аль-араб аль-ариба. От уцелевших и раскаявшихся древних арабов произошли автохтонные арабы; к ним относятся жители южной части Аравийского полуострова (современный Йемен).
К ним же относят себя бедуины - кочевой арабоязычный народ. Бедуины считают себя "настоящими арабами", особенно почитаются бедуины, занимающиеся разведением верблюдов. (Непонятно для чего сегодня нужны верблюды. В древности в самом деле верблюды представляли большую ценность - основное тягловое животное в условиях пустыни. Но сейчас верблюд большей частью - экзотика, даже в традиционном хозяйстве).
Оседлые арабы называют бедуинов "неразумными арабами" или "дикими арабами", и вполне открыто их презирают.
И наконец - арабизированные арабы, или аль-араб аль-муста'ариба. Какие-то пришельцы, которые случайно заглянули на Аравийский полуостров и смешались с местным населением. В дальнейшем покинули Аравию и расселились в другие места.

Это была преамбула, очень большая.
Продолжаем дальше.

Дальше - это ближе к современности.

Один из мифов, получивший широкое распространение среди прогрессивной либеральной общественности, а особенно среди прогрессистов - евреи покинули Иудею во II веке нашей эры, и с тех пор там не жили. Приехавшие в Палестину в XIX и XX веках люди никакого отношения к древним евреям не имеют.
Мягко говоря - это не так. Евреи в самом деле не могли жить в Иерусалиме со 135 по 638 годы, но рядом с Иерусалимом были построены несколько небольших городов, где жили только евреи, без римлян или других народов. Относительно процветали Явне, Бней Брак, Йехуд и прочие города (современный центр Израиля); евреи жили в Негеве и в Галилее; количество еврейских поселений в Галилее всегда превышало количество поселений других народов, заселивших эти территории в более поздние времена.
Так было в раннем Средневековье, так было в Средние Века (Биньямин из Туделы, путешествовавший в XII веке по территории тогдашней Палестины оставил множество описаний еврейский поселений с подробным описанием численного состава и бытовых привычек местного населения).
В XIX веке количество еврейских жителей в некоторых регионах тогдашней Палестины превышало количество жителей других народов.
Французский историк, археолог и географ Виктор Герен (Victor Guérin) в период с 1852 по 1888 годы организовал 8 полноценных экспедиций по территории Святой Земли. Он же впервые описал арабоязычных евреев (арабы, которые молятся в синагогах); оседлых и кочевых бедуинов, друзов, арабоязычных армян, арабоязычных самаритян (арабы, которые молятся в синагогах, но не евреи). Его энциклопедический труд Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine в 7 томах актуален до сих пор.

Другой миф - арабы (под арабами понимаются любые арабоязычные люди) тут жили начиная с VII века без перерыва.
Для начала - не любой арабоязычный человек является арабом. Как не любой русскоязычный является русским, а не любой англоязычный - обязательно англичанин.
Да, кто-то жил. Например, кочевые бедуины на юге Негева. Как они пасли верблюдов 2000 лет назад, так и продолжают пасти верблюдов сегодня. Неважно, что сегодня верблюды мало кому нужны - деды пасли, значит внуки должны пасти тоже.
Да, есть два семейства, непрерывно живущие в Иерусалиме на протяжении более 1000 лет. Есть еще несколько кланов, живущих давно и относительно неплохо. И это всё.

В середине XIX века Палестина представляла из себя самую нищую и самую необустроенную окраину огромной Османской империи. Жизнь с трудом теплилась только в крупных городах вроде Иерусалима, Яффо или Тверии. Страшная безработица, ужасающая антисанитария, отсутствие любой медицинской помощи. Нет нормальных дорог, нет порядка. От Яффо до Иерусалима надо было добираться двое суток, с обязательной усиленной охраной - рядом с дорогами были грабители, которые вполне могли убить.
И вот в этот регион стали прибывать евреи и немцы. Немцы были представлены темплерами. Было такое движение Tempelgesellschaft, или Общество друзей Иерусалима, одно из течений лютеранской церкви.

И евреи, и немцы привозят с собой деньги. Возникают первые предприятия, на предприятия требуется рабочая сила. Безработица стремительно исчезает, возникает дефицит рабочих, как квалифицированных (в основном обеспечиваемых из Европы), так и просто рабочих рук "на подхвате". Местных жителей не хватает, в регион начинают переселяться люди из соседних регионов - из Сирии, из Египта, из Ирака, из Хиджаса. С работой у турок совсем плохо, а тут появляется возможность немного заработать.
Все эти переехавшие люди потом будут называть себя арабами-палестинцами, и будут придумывать себе богатую историю. Но это потом, а пока в Палестине начинается экономический бум.
Через короткое время начинаются арабо-еврейские и арабо-немецкие столкновения. Причина сугубо экономическая - уже есть предприятия, но их не так много, рынок насыщен. А работа, обеспечивающая получение средств к существованию нужна всем. И поток вновь прибывающих не уменьшается, а наоборот, даже увеличивается. То есть рабочие места существуют, но на всех вновь прибывающих их не хватает. Поэтому самое простое что можно сделать - убрать с рынка труда конкурентов, даже силовыми методами.
С немцами такой трюк не проходит, немцы довольно жесткие ребята, очень хорошо организованы, и умеют неплохо давать отпор всяким разным.
У евреев так не получается, евреи в своей основной массе занимаются рефлексией и горестно вопрошают - за что же нас так не любят.

Далее - середина XX века и провозглашение Государства Израиль.

Продолжение будет немного позже, в один пост текст никак не влез.
И тексты будет не менее нудный чем тот, что только что прочитали.
Запаситесь терпением, впереди много разных букв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий