Примерно на расстоянии километра два или три от развалин Мадраса привольно расположились еще одни руины - древнего поселения или древней деревни, которую назвали Этри или Итри.
На самом деле в этой части Иудеи сельскохозяйственные поселения шли одно за другим. Самые известные из них - Азека, Лахиш и Мареша (у меня было несколько постов про Бейт Гуврин, но они куда-то потерялись, невнимательно я слежу за собственным блогом). И довольно большое количество мелких и менее известных городков и деревень.
На фото: руины городка.
Немного истории.
Как это обычно бывает в Израиле (к огромному сожалению, подавляющее число археологов лихорадочно ищут любые поселения времен Первого Храма, и не жалуют своим вниманием более "молодые" города), долгие годы это место никого из профессионалов не привлекало. В конце 90-х годов прошлого века кто-то все же обратил внимание на подозрительную активность "черных археологов" и, после долгих бюрократических проволочек наконец была отправлена экспедицию для более-менее детального исследования.
Надо сказать что первым профессиональным исследователем был уже несколько раз упоминавшийся французский историк и путешественник Виктор Герен, потом там немного покопались англичане и финны. И наконец пришел черед израильских исследователей.
Раскопки проводились в три этапа - не потому, что так было задумано с самого начала, а потому, что было найдено много всякого разного интересного.
Первый этап в период с 1999 по 2000 год был обусловлен в основном желанием спасти остатки артефактов от окончательно разграбления. Второй этап, для уточнения найденных экспонатов - в 2004 году. И в 2016 году была проведена еще одна экспедиция, как для уточнения происхождения уже обнаруженных предметов, так и для подготовки преобразования руин в туристический объект.
Что выяснилось: впервые деревня была основана примерно в IV веке до нашей эры, в персидский период. Были найдены монеты Иудеи, одна монета Вавилона и две фальшивые монеты Афин (фальшивомонетчики существовали уже в античности).
Деревня развивалась, но очень медленно. За время эллинистического и хасмонейского периодов размеры деревни увеличились незначительно, общая площадь всего поселения не превышала 1 гектар.
К этим периодам относятся найденные монеты Хасмонеев и монеты селевкидских правителей Антиоха VII и Деметрия II, отчеканенные на монетном дворе Тира.
Деревня переживает период расцвета в ранний римский период, в начале I века нашей эры. Общая площадь увеличивается в полтора раза, появляются новые дома. Жители занимаются разными видами деятельности - разводят голубей (как одного из источников питания, как и для производства удобрений), также были обнаружены ткацкие станки и веретена для прядения и ткачества. Кроме прочего - разведение коз, выращивание овса, а также производство вина.
Во время Первой иудейско-римской войны в период с 66 по 73 года нашей эры деревня пострадала, некоторые ее строения были разрушены, и на какое-то время она была заброшена.
К этому периоду относятся находки мелких монет 2-го и 3-го года восстания, например серебряная монета достоинством в полшекеля, на которой выбиты слова "Полшекеля" палеоеврейским шрифтом, а также бронзовая монета с финиковой пальмой и надписью "Эльазар-священник" на лицевой стороне и гроздью винограда с надписью "Год первый свободы Израиля" на оборотной стороне.
На основании найденного на месте остракона с названием עתרי и размера деревни накануне восстания было высказано предположение, что это место следует отождествить с Кафетрой (искаженное от Кфар Этри или Кфар Итри), деревней в предгорьях Иудеи, упомянутой Иосифом Флавием как разрушенной во время кампании подразделений V Македонского легиона (Легион V "Македоника" или Legio V Macedonica VII Pia VII Fidelis Constans)в этом районе в 69 году нашей эры.
После подавления восстания деревня была частично восстановлена, но занимала примерно половину площади от старого поселения. Была выстроена новая синагога и отремонтированы несколько микв (миква - бассейн для ритуальных омовений).
Поселение было жестоко разрушено во время восстания Бар-Кохбы (132 - 135 годы нашей эры), о чем свидетельствует слой разрушений. Около 15 человек, погибших в боях, были похоронены в братской могиле в одной из ритуальных ванн. Кости были смешаны с пеплом, сожженными кусками дерева, гнутым стеклом, инструментами и монетами Траяна и Веспасиана. Один из похороненных там, возможно, был обезглавлен мечом, судя по порезам на его шейных позвонках.
Там же были обнаружены свечи, характерные для того периода, а также 3 перечеканенные бронзовые монеты периода восстания.
Еврейское население покинуло это место и больше туда никогда не возвращалось.
В поздний римский период в начале III века нашей эры кто-то пытался заново обустроить жизнь на старом месте. Явно что у этих людей не было необходимых навыков ни в строительстве, ни в сельском хозяйстве, потому что никаких особых работ по восстановлению не проводилось. Место было полностью заброшено во второй половине IV века нашей эры, и после этого там никто никогда уже не жил.
Вот такая история, в основном печальная.
Проход в деревню скрывается за деревом.
Обычно археологов встречает бесформенная груда камней, ее надо аккуратно перенести с места на место и попытаться понять как это было организовано изначально.
Тут немного повезло, остался небольшой кусок стены.
Это уже восстановленные стены.
Проход в подземные склады.
Еще один проход, в микву.
Восстановленная часть здания, тут была синагога.
Тут тоже было здание, но стены еще не восстановили.
А это соседние холмы, там тоже были какие-то поселения, но их еще даже не начинали раскапывать.
Последнее фото в этой серии - так выглядит золотая осень на холмах Иудеи. Хотя правильнее назвать эту осень зимой.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий