Небольшие итоги поездки, но сначала - коллаж, просто для привлечения внимания.
Немного истории как вообще появилась Романтическая дорога. Потому что во многих популярных путеводителях пишут откровенную чушь, нечто вроде "древней дороги, основанной римлянами".
Я уже несколько раз говорил по разным поводам, что не все путеводители одинаково полезны, тем более путеводители популярные. Когда-то, еще до эпохи исторического материализма авторы и редакторы путеводителей старались каким-то образом сверяться с историческими данными, сейчас же на первое место вышли безудержные фантазии.
Поэтому - немного исторических фактов.
Сначала был "Золотой винный путь", появившийся перед Первой мировой войной, и проходивший по винодельческой западной части Баварии. Причин было несколько, в первую очередь экономическая - виноделы в те времена не продавали свою продукцию напрямую, а сбывали весь свой товар виноторговцам до довольно низким ценам, и зачастую вся прибыль доставалась не производителю, а продавцу. К тому же в Германии той поры уже начал активно развиваться велосипедный туризм (достаточно вспомнить книги Джерома Клапки Джерома, мы его знаем как автора "Трое в лодке, не считая собаки", хотя до 1914 года самой популярной его книгой была "Трое на четырех колесах", рассказывающая о путешествии той же троицы по Германии на велосипедах. С началом Первой мировой войны книга потеряла свою популярность, и, насколько я знаю - больше не переиздавалась).
В соответствии с Версальским договором 1919 года часть территории Германии подлежала оккупации англо-французскими войсками и передавалась на 15 лет под управление Лиги Наций. Франция ограничивала торговлю, а также немецкие вина имели крайне низкий уровень популярности во Франции. После рекордного урожая винограда в Пфальце в 1934 году (урожай был в среднем в два с половиной раза выше среднего) в регионе произошло резкое падение цен, что поставило многие винодельческие хозяйства на уровень финансовой катастрофы.
В 1934 году в оккупированных областях прошел плебисцит, в результате которого через год оккупация была прекращена и территории перешли под управление Германии.
Осенью того же 1935 года состоялось открытие Deutsche Weinstraße или Немецкого Винного Пути. Германия того времени жила под рефрен "Ein Volk, ein Reich, ein Führer", и открытие Винного Пути сопровождалось немного измененным лозунгом "Борьба и народ - вино и истина". Правителям национал-социалистов удалось за короткий период времени увеличить туризм и продажи вина, не понеся при этом больших экономических затрат.
После Второй мировой войны эстафету переняли французы. В 1953 году французское правительство анонсирует открытие Route des vins d'Alsace или Винную дорогу Эльзаса, цель та же самая - поднятие экономики региона без существенных финансовых вливаний.
Далее инициатива опять переход к немцам. В 50-ые годы прошлого века правительство Конрада Аденауэра принимает решение основать Романтическую дорогу. Цели две:
- первая, экономическая: восстановление региона, в первую очередь небольших городков, разрушенных во время Второй мировой войны.
- вторая, культурная: возрождение национальной памяти как нации не столько агрессоров, сколько романтиков.
Тут надо отметить, что еще в XIX веке немцы воспринимались соседними народами как люди излишне сентиментальные, рыдающие над судьбой юного Вертера и часами слушающих Ach, du lieber Augustin. И, если на первых порах экономическая составляющая не работала, то культурная часть оказала довольно благотворное влияние.
Ладно, с историей покончили.
Романтическая дорога, протяженность 366 километров, начинается в Вюрцбурге и заканчивается в Фюссене. Второе название дороги - путь от Майна до Альп.
Дорога проходит через следующий города (посещенные нами места я отметил жирным шрифтом)
Вюрцбург
Таубербишофсхайм
Лауда-Кёнигсхофен
Бад-Мергентхайм
Вайкерсхайм
Рёттинген
Креглинген
Ротенбург-об-дер-Таубер
Шиллингсфюрст
Фойхтванген
Динкельсбюль
Валлерштайн
Нёрдлинген
Харбург
Донаувёрт
Райн
Аугсбург
Фридберг
Ландсберг-ам-Лех
Хоэнфурх
Шонгау
Пайтинг
Роттенбух
Вильдштайг
Штайнгаден
Хальблех
Швангау
замки Хоэншвангау и Нойшванштайн
Фюссен
В последние годы к Романтической дороге также причисляют дворцы Линдерхоф и Херренкимзе.
То есть мы посетили даже менее трети всех городов на Романтической дороге.
Сама дорога на карте выглядит так:
А это путь, проделанный нами.
Общее. Основной проблемой я бы назвал нехватку времени, все получалось на ходу, бегом, галопом по Европам. Отпуск недолгий, хочется увидеть побольше, и тут надо выбирать - или количество увиденного, или качество. Мы выбрали количество в ущерб качеству, и не могу сказать что это был оптимальный выбор.
Немного по городам. Тут я хочу сразу предупредить, что это мои личные впечатления, и они вполне могут отличаться от личных впечатлений других людей. Поэтому дальше - только то, что я лично увидел и что лично почувствовал.
Мюнхен - хороший город, только очень большой. По существу мы были в нем неполных полтора дня, надо бы еще день-два-три для более-менее плотного ознакомления.
Фюссен - у нас на него были планы, кроме как посещения замков Хоэншвангау и Нойшванштайн; в окрестностях города замечательные горные виды и замечательные пейзажи. Еще хотели доехать до Цугшпитце - самой высокой горы Германии, и добраться до Инсбрука в Австрии. Но в этом случае подвела погода.
Мемминген - не знаю, город как-то не лег на душу. По моему мнению, в данном случае прав автор путеводителя, который сказал что для знакомства с Меммингеном достаточно половины дня.
Ульм - город неплохой, но мы его не разглядели. Тоже вероятно надо было посвятить ему полный день, а не пару часов.
Ландсберг - как ни странно, город оставил равнодушным. Вроде как были в нем, а вроде как и не были. Обычная остановка в пути.
Аугсбург - не понравился абсолютно. Не знаю, есть такие города, про которые сразу можно сказать - "не мой город". Вот как раз тот случай "не моего города".
Донаувёрт - маленький атмосферный городок, очень приятный. Делать в нем особо вроде как и нечего, весь исторический центр города - две улицы, но в нем какая-то располагающая атмосфера. Было жалко из него уезжать.
Харбург - крепость (то есть замок) так себе, но виды с высоты крепостного холма замечательные. Сам городок совсем небольшой, но тоже очень атмосферный. Вместе с замком (то есть с крепостью) образуют взаимодополняющий ансамбль.
Нюрнберг - тоже надо было потратить на него день, а может даже и два. Проведенные нами в Нюрнберге полдня - это очень мало.
Ротенбург - его не зря назвали "сказочным городом". Даже толпы туристов не смогли его испортить, хотя очень пытались. Вроде ничего особенного, похожие города мы видели в разных странах, но опять - дело в какой-то необычной атмосфере. Очень приятное место.
Динкельсбюль - можно сказать все то же, что говорил про Ротенбург, только Динкельсбюль поменьше размерами, и не настолько известен широким туристическим массам. А так - очень хороший город.
Вюрцбург - откровенно говоря, я ожидал от него гораздо большего, возможно потому, что до поездки прочитал множество восторженных отзывов - это и музей архитектуры под открытым небом, и столица немецкого барокко, и законодатель разных средневековых архитектурных стилей. Ожиданий было много, реальность оказалось иной. Не разочарование, а несбыточные надежды. И надо было остановиться еще на день или даже два, потому что толком город не разглядели.
Айбельштадт, в который мы попали абсолютно случайно - вот в таком городке я бы хотел жить на пенсии. Тихо, спокойно, все друг друга знают, никто никуда не торопится. Что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить свою старость?
Франкфурт и Висбаден - мы в них уже бывали раньше. Хорошие города, особенно в хорошую же погоду.
Дороги. Германские дороги не нуждаются в рекламе, качество на высшем уровне (это не относится к дорогам в восточных землях, там еще работать и работать над качеством покрытия). А так - выехал на скоростную трассу, и поехал вперед, не смотря на спидометр (на тех дорогах, где нет ограничения скорости). Это если ехать по асфальтированной дороге.
А еще в Германии есть дороги с бетонным покрытием. Вот тому человеку, который придумал такой тип покрытия я бы оторвал ручонки по самые ножонки. Бетон через короткое время сбивается в кучи, кучи превращаются в застывшие волны и дорога превращается в сплошную стиральную доску. Ехать неприятно, а быстро ехать невозможно.
Понятно, что бетонную дорогу гораздо легче и гораздо дешевле ремонтировать, гораздо легче и так же гораздо дешевле строить; а в случае необходимости ее гораздо быстрее можно демонтировать, а землю под дорогой рекультивировать. Но то, что через довольно короткое время дорога превращается в стиральную доску это никак не компенсирует.
А еще на многих дорогах проводится ремонт. Понятно, что покрытие со временем изнашивается и требует замены, но когда ремонт одновременно на многие десятки километров, причем ремонт по множеству дорог, причем с обязательным лимитом скорости - это начинает сильно напрягать.
Цены. На мой взгляд цены за прошедший год (а мы были в последний раз в Германии ровно год назад) выросли примерно на 20%. Как говорят серьезные экономисты, тут виноваты несколько факторов:
- общая рецессия мировой экономики, вызванная как необоснованным вливанием необеспеченных денег на мировой рынок (спасибо товарищу Байдену за 3 триллиона пустых долларов), так и снижением уровня потребления в европейских странах; к этому надо добавить торговую экспансию Китая, а также влияние российско-украинской войны и войны на Ближнем Востоке.
- необоснованно быстрый переход промышленности Германии на так называемую "зеленую" энергетику, когда постоянно генерируемые мощности внезапно катастрофически уменьшились, а стоимость электроэнергии так же внезапно выросла (кто-то из экономистов говорит о росте себестоимости киловатт/часа в 8 раз, кто-то даже в 20 раз).
Ассортимент товаров в супермаркетах тоже почему-то уменьшился. Естественно, мы были не во всех торговых сетях, но количество наименований в Rewe, Lidl и Netto наводило на грустные размышления. У нас уменьшение ассортимента товаров связано с войной, а что произошло с Германией? При том, что в соседней Италии, где мы были весной этого года таких проблем не наблюдалось.
Погода. Погода в общем была хорошей. За исключением двух дней, когда мы были в Фюссене - было холодно, непрерывно шел дождь. Потом погода исправилась, и в некоторые дни было не просто жарко, а очень жарко, почти как у нас.
Но в общем все было очень даже неплохо. Оптимальным было бы отвести на все перемещения гораздо больше времени, но как получилось - так получилось.
Увидели красивые места, посмотрели на людей, немного отрешились от повседневных забот, насколько это было возможно.
Вообще - было хорошо.
А пока - Auf Wiedersehen Deutschland, wir kommen wieder.
Продолжение обязательно когда-нибудь последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий