понедельник, 16 сентября 2024 г.

Мюнхен, дворец Nymphenburg

На следующий день мы покидали Мюнхен, и по пути заехали в один из дворцов, ранее принадлежащих королевской династии Виттельсбахов, долгие годы бывшие сначала курфюстами, а затем королями Баварии.


Ситуация была следующей - все (ну не все, а почти все) европейские монархи разных калибров исходили лютой завистью к Людовику XIV. Еще бы - у него и Версаль, и Лувр, и даже целый Париж в придачу. И при любой возможности старались строить себе дворцы "под Версаль", чтобы было не хуже, как у французского короля.
Семейство Виттельсбахов не было исключением. И, как только появлялись деньги - тут же начали строить себе дворец, подобный Версалю, чтобы окружающие понимали - вот это настоящий король, а не какой-то замороченный герцог, или еще хуже - граф, или даже барон.

В 1664 году тогдашний курфюст Баварии по имени Фердинанд Мария с удивлением обнаружил в подведомственном королевстве профицит бюджета. С деньгами надо было что-то делать, просто так деньги лежать не должны, иначе они могут куда-то внезапно исчезнуть - на новых лошадей, на новых фавориток, или просто так - на очередную войну с соседями. И он принял важное и в высшей мере ответственное решение - построить новый дворец, чтобы соседи завидовали.
Работа закипела и через каких-то 11 лет дворец был построен.
С тех пор сменилось много разных курфюстов и королей, и каждый считал своим долгом внести изменения в облик дворца. Один король добавил систему водных каналов, другой разбил красивый парк, третий изменил фасад, четвертый тоже сделал что-то полезное. Короче говоря, каждый из королей занимался чем-то полезным. И получился довольно неплохой дворцовый комплекс, не Версаль, но очень близко к этому.

В правом крыле дворца располагается резиденция герцога Франца Баварского из дома Виттельсбахов.
Последний король Баварии Людвиг III правил до 1918, точнее - до поражения Германской империи в Перовой мировой войне. После чего империя закончилась, преобразовалась в Веймарскую республику, и все титулы, в том числе королевские были отменены.
Виттельсбахи остались в Германии и стали вести жизнь обычных граждан. Точнее, не совсем обычных граждан, богатства и приставку von к фамилии никто не отменял.
Приход нацистов к власти бывший королевский дом воспринял отрицательно. В 1939 году принц Альберехт с семьей перебрался в Венгрию. Они жили в Будапеште, а через четыре года, в конце 1943 года, переехали в свой замок в Шарваре. В марте 1944 года немецкие войска оккупировали Венгрию, а 6 октября 1944 года вся семья была арестована. Виттельсбахи были заключены в концлагеря Заксенхаузен и Дахау, в конце апреля 1945 года были освобождены третьей армией США.

Главой дома Виттельсбахов сейчас является Франц Баварский, правнук последнего баварского короля Людвига III, носит титул герцога, хотя официально титулы так и не разрешены. Как и все королевские особы дома Виттельсбахов увлекается коллекционированием предметов искусства.
Просто для информации - Франц родился в 1933 году, то есть сейчас он пребывает в весьма почтенном возрасте. Его наследником и будущим главой дома Виттельсбахов является младший брат, принц Макс, родившийся в 1937 году, тоже герцог Баварии. Однако Макс Баварский в браке имеет пять дочерей, а сыновей у него нет. Следующим после Макса в линии преемственности дома Виттельсбахов идет их троюродный брат, принц Луитпольд, родившийся в 1951 году.



Еще одно здание рядом со дворцом - фарфоровая мануфактура Нимфенбург, основана в 1747 году.
В 1745 году баварский курфюрст Максимилиан III Иосиф, вступив в должность, вознамерился создать собственное производство фарфора, считавшееся в то время особенно престижным, и тем самым поправить государственные финансы. Предприятие было создано в крепости Нойдек близ Мюнхена. При поддержке курфюрста мюнхенскому арканисту (так в XVIII веке так называли алхимиков, пытавшихся раскрыть "китайский секрет" производства фарфора) Францу Игнацу Нидермайеру в 1747 году удалось создать первую фигурку из настоящего белого фарфора.
В 1761 году производство перевели в Нимфенбург. На мануфактуре производили изделия, расписанные яркими — голубой, розовой, красной — красками, с черным и золотом, под блестящей свинцовой глазурью.
Мануфактура работает, в магазине можно приобрести разные красивые (в самом деле очень красивые) изделия по трех-, четырех- и пятизначным ценам.
Кто-то покупает.



Еще одно небольшое здание рядом с дворцом.
Позади - Мюнхенская телебашня.



Ладно, пора пройти немного по дворцу.

Расписной потолок.





Кровать, на которой спал Наполеон Бонапарт.



И, откровенно говоря - смотреть там особо нечего.
Да, там есть зал с портретами 36 выдающихся красавиц XIX века, но он как-то не впечатлил.
Все остальное можно описать двумя словами - "дорого-богато". Много блеска, и больше ничего интересного.

Зато парк красив и приятне.





Разные птицы.







Каналы.





И ручьи.



Традиционный баварский дедушка в традиционной баварской одежде неспешно шествует по мостику.



Еще каналы.







Дальше начинается лес. В таком особенно хороши романтические прогулки.
Но мы торопились, что нам романтические прогулки, когда впереди целая романтическая дорога.











И внезапно в лесу встретился Pagodenburg - дом в китайском стиле. Высший свет увлекался всем китайским и японским в те непростые времена (речь идет о середине XIX века).



Внутреннее убранство "под Китай", как себе это представляли европейцы.





Роспись на кафеле, больше похожая на португальские азулежу.







Дальше были фонтаны.







А дальше был Амалиенбург - малый дворец, он же охотничий домик.
Построен в 1734 - 1739 годах по распоряжению курфюрста Карла Альбрехта для его супруги Марии Амалии. Мария Амалия Австрийская была дочерью императора Иосифа I и Вильгельмины Амалии Брауншвейг-Люнебургской. В 1722 году она вышла замуж в Мюнхене за будущего баварского курфюрста Карла Альбрехта, который в 1741 году стал королем Богемии, а в 1742 - императором Священной Римской империи. У них было семеро детей. Мария Амалия страстно любила охоту. Для нее и был построен в парке "Охотничий домик".



Внутри скромного "охотничьего домика".





Скромное ложе, для отдыха после тяжелой охоты.



Роспись на стене. Опять под португальские азулежу, и опять на псевдо-восточные мотивы.



Дворец со стороны парка.



Скульптуры и опять фонтаны.







И фотография уже на выходе.



И мы поехали дальше, навстречу романтике.


Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий