понедельник, 18 мая 2020 г.

Эйн Керем или Москубия.

Из Восточного Иерусалима, где расположена долина Кедрон в Западную часть города можно попасть двумя путями - либо проехав через весь Иерусалим, либо выехать на скоростное шоссе в сторону Тель-Авива, доехать до съезда на Мевасерет Цион (есть такой небольшой городок неподалеку), и вернуться обратно в Иерусалим.
Первый путь гораздо ближе, а второй значительно быстрее.

В Иерусалиме в основном живут две большие группы населения: восточную часть населяют арабы, преимущественно мусульмане; а в центре прочно обосновались ультраортодоксы.
Восточно-иерусалимские арабы очень гордые, воспринимают любое ограничение как покушение на собственные права и свободу. Поэтому красный свет светофора для них даже не рекомендация, а так - некая несущественная помеха. (В скобках отмечу что по той же причине они наиболее часто тонут в море - что с того, что на пляже вывешен черный флаг, означающий штормовое предупреждение - если очень хочется искупаться, то что может остановить?).
Ультраортодоксы все время изучают Тору. С момента рождения и в каждую минуту жизни. И вождение автомобиля никак не может быть помехой такому важному занятию. А иногда во время изучения возникает непреодолимое желание помолиться...
И что с того, что рядом другие автомобили и другие люди? Святая Книга защитит всегда, везде и во всем. А если случайно все же попал в аварию - значит недостаточно усердно молился во время движения. В следующий раз молиться надо более внимательно, не отвлекаясь на сигналы соседних автомобилей.

Я выбрал первый путь, и этот путь оказался не самым простым.
Но тем не менее - Эйн Керем.

IMG_2734.jpg


Для начала - что такое Москубия.
В XIX веке в тогдашней Османской Палестине жил архимандрит Антоний, в миру Андрей Капустин, богослов, полиглот, историк, археолог и прочее. Заодно и начальник Русской духовной миссии на Святой Земле.
Чем он знаменит - скупал земли под церкви и монастыри почти по всей территории Святой Земли. Почти все церкви и монастыри, принадлежащие Русской Православной Церкви в Иерусалиме, Бейт Лехеме, Тель-Авиве, Нацерете, рядом с Кинеретом и так далее - его прямая заслуга.
В этом месте была приобретена земля, на которой немного позже был выстроен Горний, или Горненский женский монастырь — православный женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Все земли, поменявшие принадлежность также меняли свое название по названиям государств. В арабском языке не говорили Россия, говорили Московия, или более аутентично - Москубия. Так появилось это имя на географической карте.

А древнее, восстановленное уже в наши название - Эйн Керем. Или в переводе - Источник в Винограднике.

Самое известное событие, благодаря которому это место стало знаменитым - встреча праведной Елизаветы с девой Марией, что произошла на рубеже I века до нашей эры и I века нашей эры.
Нулевой эры не было, все об этом помнят?

Итак, святая Елисавета. Или праведная Елисавета.
Как это принято среди святых, святую Елисавету звали Элишева. Она была дочерью святой Анны, которую на самом деле звали Ханна.
Скорее всего в те времена так было принято - если в семье образовался какой-то святой - все остальные тоже автоматически становятся святыми. Обычай такой.
А еще у Елисаветы, которая Элишева был муж, по имени Захария или Закария, которого и на самом деле звали то ли Закария, то ли Захария. Он сам точно не помнил, но охотно отзывался на оба имени.
Редкий случай в мировой практике - реальное имя совпадает с каноническим.
Естественно, он тоже был святым, нельзя же нарушать семейную традицию.

Так вот, жили супруги вместе много-много-лет, а детей у них не было.

Захария вместе с супругой жили в Хевроне и достигли пожилого возраста, но детей не имели.

Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника.
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

Захария усомнился в вести и был за это наказан немотой: «я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время»


Так, теперь пара слов о деве Марии, но прежде о ее родителях - святой Анне, которая на самом деле Ханна, и святом Иоакиме, которого на самом деле звали Иехоаким, но это уже не суть важно.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»), детей у них не было. Однажды, когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», тот удалился в пустыню. Там Иоакиму явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь.

Я так понимаю, что это у них было семейное. То старшая сестра не могла забеременеть, то младшая.
Им бы пройти хорошее медицинское обследование, так и проблем бы не было.

И пятьдесят лет жили в супружестве - то есть Анне, которая Ханна было как минимум 62 года. Если учесть что женились в те непростые времена рано, по сегодняшним меркам она вполне могла бы выйти на пенсию, ездить на экскурсии, слушать популярных певцов.

Но возвращаемся в те давние времена.
Иоаким собрал свои стада и ушел с ними в пустыню. И не было долго, почти полгода. И наконец он вернулся.

И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

И примерно менее чем через полгода у супругов родилась дочь, которую назвали Мария, но на самом деле ее все звали Мириам. Не подумайте ничего, имело место непорочное зачатие, обычное дело в те времена, непростые и давние.

А потом святой Иоаким умер, и святая Анна повторно вышла замуж. И родилось у нее еще две дочери, о которых нам мало что известно.
Что-то подсказывает, что Анне явно было не 60 с лишним лет. Или тогда время двигалось как-то по другому.

Мария, которая Мириам росла, хорошела, и потом ее выдали замуж за Иосифа, по профессии плотника. Обручи он делал, поэтому иногда его еще называли Иосифом - Обручником. И да, на самом деле звали его Иосиф, что опять же очень необычно.
Иосиф был стар, все время был занят в своей плотницкой мастерской, и молодой Марии было очень скучно. А жили они в Назарете, кстати.
Однажды, от нечего делать Мария решила - а не проведать ли святую Елисавету, сестру двоюродную. Поговорить о том, о сем, о новых веяниях моды, старых сериалах по телевизору. И пошла она одна из Назарета прямо к пригороду Иерусалима. История не говорит как она добиралась - то ли на такси, то ли общественным транспортом, то ли ловила тремпы по дороге.

Одним погожим днем святая Елисавета пришла к колодцу водицы студеной напиться - а там Мария, которая Мириам. И -

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И тут же спела Ave Maria.



Мария пожила немного, всего месяца три, не больше, в доме Елисаветы и Захарии и вернулась домой в интересном положении. Не думайте ничего плохого, непорочное зачатие было очень распространено в той части света в те времена.

А в Эйн Керем у Закария и Елисаветы потом родился ребенок, позже ставший известным как Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча. Но это немного другая история.


Фотографии.
День был жаркий. Даже очень жаркий, еще не хамсин, но совсем рядом. Людей на улицах немного, что не могло не радовать. Ели бы не изнуряющая жара - было бы вообще чудесно.

Церковь святого Иоанна Крестителя.
Кто-то бросил машину на перекрестке, все равно движение практически нулевое.

IMG_2721.jpg

IMG_2722.jpg

Монастырь Систер Сиона, или Notre-Dame de Sion.
Из монастыря самый лучший вид на речку Сорек и на Горненский монастырь.
Но пока карантин не закончился монастырь закрыт.

IMG_2723.jpg

IMG_2724.jpg

Заброшенная мечеть.

IMG_2729.jpg

Еще немного зданий монастыря.

IMG_2730.jpg

IMG_2732.jpg

IMG_2733.jpg

IMG_2741.jpg

IMG_2742.jpg

Обычные жилые дома в Эйн Керем.

IMG_2744.jpg

Склон горы и церковь Святого Иоанна Крестителя.

IMG_2748.jpg

Роскошный куст.

IMG_2731.jpg

Больница Хадасса Эйн Керем, одна из крупнейших больниц Израиля.
Там же медицинский факультет Еврейского университета.
Тарелка на здании - посадочная площадка для вертолетов.

IMG_2725.jpg

IMG_2726.jpg

Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии. Принадлежит Кустодии Святой Земли ордена францисканцев.
На этом месте, по преданию, находился загородный дом праведных Захария и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя.

Церковь закрыта по случаю карантина.
Зря карабкался по жаре.

IMG_2750.jpg

Зато виды на окрестности неплохие.

IMG_2751.jpg

IMG_2752.jpg

Небольшая панорама (кликабельно)

IMG_2735-Pano.jpg

Еще одна панорама (тоже кликабельно)

IMG_2745-Pano.jpg

IMG_2753.jpg

Золотые купола Горненского монастыря.

IMG_2759.jpg

Те же купола в небольшом увеличении.

IMG_2755.jpg

IMG_2763.jpg

На этом пока все.
Было жарко, а на следующий день стало еще жарче.


Продолжение обязательно когда-нибудь последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий