Костница - это неуклюжий перевод на русский язык латинского слова оссуарий; а оссуарий, согласно академических словарей - это ящик, урна, колодец, место или здание для хранения скелетированных останков. Седлец - район города Кутна Гора.
Можно сказать - мечта и место вожделения некроманта.
В наш прошлый приезд 19 лет назад мы в Кутна Гору не поехали, кладбищенская романтика не затронула наши сердца. Но в этот раз решили посмотреть все по максимуму, и двинулись в путь.
На фото: город Кутна Гора со стороны собора святой Варвары.
Начнем с той самой мечты некроманта, а точнее с истории.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королем Пршемыслом Отакаром II в Святую землю. Обратно он привез немного земли с Голгофы и рассыпал ее по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Черной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлеченных из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привел в порядок груду сложенных костей. Доподлинно неизвестно - то ли семейство Шварценбергов впало в мрачную меланхолию, то ли резчик по дереву Франтишек Ринт был отъявленным мизантропом, то ли все вместе - но вместо порядка в груде костей получился храм смерти.
Легенда говорит что мастер вместе с одним из Шварценбергов съездил в Рим, где посетил небольшую церковь со сложным названием Санта-Мария-делла-Кончеционе или в переводе Церковь Непорочного зачатия Святой Девы Марии монастыря капуцинов на Виа Венето; крипта церкви украшена (если можно так сказать) черепами умерших монахов и скелетами умерших детей. Memento mori и так далее.
Сначала ничего не предвещало. Обычный чумной столб, как во многих местах в Европе.
Домик веселой расцветки.
И тут же скелет на стене. Чтобы не забывали куда приехали.
Еще один скелет на стене.
Часовня с черепами вместо крестов.
И череп со скрещенными костями над входными воротами.
Вход в часовню платный, и при входе висит строгое объявление - любая фото- или видеосъемка категорически запрещена. Для устрашения рядом с объявлением сидела миловидная девушка, зычным басом напоминавшая о запрете любой съемки расслабившимся туристам.
Ну да, съемка запрещена, но если очень хочется...
Я уже поднаторел в подобного вида как-бы съемки, сейчас буду делиться своим опытом. Надо повесить большой расчехленный фотоаппарат в область пуза (у кого нет пуза можно повесить в район пупка, но с пузом получается лучше. Так что отращивайте пузо пока есть время) и как бы невзначай изредка нажимать на кнопку затвора. Качество фотографий будет так себе, но что-то когда-то и возможно даже изредка выйдет более-менее смотрительное.
Дальше - то, что получилось.
И впечатлительным на такое лучше не смотреть, я предупреждаю.
Любознательные туристы решили приобщиться к миру некромантов.
Так. Перевели дух и пошли дальше.
Дальше был Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя или на чешском Kostel Nanebevzetí Panny Marie a svatého Jana Křtitele.
История: заложен около 1300 года в качестве замены старому романскому собору при цистерцианском монастыре. Собор построен в форме латинского креста в традициях северо-французской готической архитектуры. Собор стал первым в Чехии с венцом капелл в апсиде. Длина собора составила 87 метров, и он является крупнейшим из сохранившихся в Чехии построек конца XIII - начала XIV века. Собор, как и монастырь, был разрушен в 1421 году в ходе Гуситских войн и длительное время находился в руинах.
В 1700 году была начата реконструкция собора. Восстановленный собор был освящен в 1708 году. В 1742 году папа Бенедикт XIV передал собору мощи раннехристианских святых Феликса и Винцента.
В ходе реформ императора Иосифа II в 1784 году цистерцианский монастырь был ликвидирован, а собор закрыт. При этом с аукциона было распродано значительное число его художественных предметов. В здании собора разместили склад муки. В 1806 году собор возвратили церкви и он стал выполнять роль приходского храма.
В 1995 году собор в числе других памятников Кутна-Горы был включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор внутри.
Дальше был сам город Кутна Гора.
Как обычно - немного истории (опять из путеводителя). Город основан в первой половине XIII века. Центр средневековой серебродобывающей индустрии (в XIII веке рудники города давали треть общеевропейской добычи серебра), благодаря чему город был вторым по богатству в Чешском королевстве.
Именно рудники и стали причиной образования первых горняцких поселков, один из которых получил название Cuthna Antiqua, что означает "старая монашеская ряса". По легенде один из монахов заснул на соседнем холме, а во сне увидел серебряные слитки. Проснувшись, он действительно обнаружил их в указанном во сне месте и накрыл это место своей рясой. Кутна-Гора стала местом первой в Европе "серебряной лихорадки". Вокруг шахт появилось хаотическое нагромождение лачуг, трактиров, бань, лавок и тому подобных заведений. Затем разрозненные поселки объединились, и Кутна Гора обрела привилегии королевского города.
Город сильно пострадал во времена гуситских войн. Из-за истощения руд к середине XVI века город пришел в упадок.
Современная численность горожан (вместе с пригородами) - примерно 50 тысяч человек.
Город небольшой, аккуратный и чистый.
Разные красивые дома.
Иногда разукрашенные.
Вход. Сразу чувствуется что все очень серьезно.
Средневековый колодец.
Памятник национальному герою. Он указывает каким путем куда и кому надо идти.
Вход в музей, куда мы не попали, может потому, что не особо хотели.
Перед входом памятник Томашу Гарригу Масарику, первому президенту независимой Чехословакии.
Если кому-то интересно, то небольшое поселение Кфар Масарик на севере Израиля названо в его честь.
А это статуя во дворе музея, изображающая рудокопа на серебряных рудниках.
Еще один чумной столб.
И дальше - собор святой Варвары (или точнее - Храм Святой Барборы), куда мы и направились.
По дороге к храму.
Какой-то непонятный шар. Вероятно нечто философское.
И напротив шара - синагога.
Точнее, здание синагоги. Как я уже писал раньше, почти в каждом городе и городке в Чехии была еврейская община. Это было давно, до Второй Мировой войны. Потом были ужасы Холокоста, потом было дело Сланского (аналог "дела врачей" в Советском Союзе), государственный антисемитизм - в Чехии поменьше, в Словакии побольше. В итоге - здание синагоги есть, еврейские символы есть, евреев нет.
А мы все шли в сторону собора святой Варвары (или Барборы, если произносить на чешском языке).
Немного про собор (и опять из путеводителя): Chrám svaté Barbory - самый известный архитектурный памятник города Кутна-Гора, второй по величине и значимости готический храм в Чехии, построенный в стиле поздней (владиславской) готики. Относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе.
С архитектурной точки зрения это готический собор базиликального типа. Причина его строительства является совершенно уникальной. Он был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых горожан из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние, хотя Кутна Гора была королевским городом. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.
Строительство собора началось в 1388 году. Главный храм города серебряных рудников строился на средства жителей Кутна-Горы. Денег на него не жалели, но Гуситские войны (1419 - 1434 годы) надолго приостановили процесс строительства, который возобновился лишь спустя 60 лет. Длина здания составляет 70 метров, ширина - 40 метров, в высоту храм возвышается на 33 метра и имеет в общей сложности пять нефов. Несмотря на внушительные размеры, базилика кажется легкой и невесомой. Предполагается, что по первоначальному проекту собор должен был быть длиннее на 30 метров. Этим обстоятельством и объясняется свободное пространство со стороны западного фасада храма. Если бы эти планы осуществились, то строение ничем бы ни уступало знаменитому собору Святого Вита.
Строительство велось в несколько этапов и в значительной степени было связано с процветанием серебряных рудников. Работа остановилась в 1558 году и церковь была закрыта на западе лишь временной стеной.
Следующие вмешательства имели только поддерживающий характер. В 1626 году собор был передан иезуитам, которые построили рядом с ним колледж.
Между годами 1884 и 1905 по инициативе местного археологического общества была проведена реконструкция, здание было не только восстановлено, но и расширенно, был построен новый неоготический фасад.
С 1995 года собор находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор большой, в один кадр не влез. Поэтому сначала низ собора.
А теперь верх собора.
Внутри собора.
Все дорого и богато.
Алтарь.
Витражи на библейские темы.
Кафедра.
Потолок, украшенный гербами родовитых горожан.
Орган.
Все фигуры из золота.
Орган находится на втором этаже, туда можно подняться по винтовой лестнице, что я и сделал.
Фигуры ангелов, вид спереди, золото.
Фигуры ангелов, вид сзади. Совсем даже не золото.
На этом посещение собора закончилось.
Кутна Гора с высоты соборного холма.
На следующий день мы поехали на юг Чехии. Так что продолжение очень скоро обязательно последует.
Можно сказать - мечта и место вожделения некроманта.
В наш прошлый приезд 19 лет назад мы в Кутна Гору не поехали, кладбищенская романтика не затронула наши сердца. Но в этот раз решили посмотреть все по максимуму, и двинулись в путь.
На фото: город Кутна Гора со стороны собора святой Варвары.
Начнем с той самой мечты некроманта, а точнее с истории.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королем Пршемыслом Отакаром II в Святую землю. Обратно он привез немного земли с Голгофы и рассыпал ее по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Черной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлеченных из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привел в порядок груду сложенных костей. Доподлинно неизвестно - то ли семейство Шварценбергов впало в мрачную меланхолию, то ли резчик по дереву Франтишек Ринт был отъявленным мизантропом, то ли все вместе - но вместо порядка в груде костей получился храм смерти.
Легенда говорит что мастер вместе с одним из Шварценбергов съездил в Рим, где посетил небольшую церковь со сложным названием Санта-Мария-делла-Кончеционе или в переводе Церковь Непорочного зачатия Святой Девы Марии монастыря капуцинов на Виа Венето; крипта церкви украшена (если можно так сказать) черепами умерших монахов и скелетами умерших детей. Memento mori и так далее.
Сначала ничего не предвещало. Обычный чумной столб, как во многих местах в Европе.
Домик веселой расцветки.
И тут же скелет на стене. Чтобы не забывали куда приехали.
Еще один скелет на стене.
Часовня с черепами вместо крестов.
И череп со скрещенными костями над входными воротами.
Вход в часовню платный, и при входе висит строгое объявление - любая фото- или видеосъемка категорически запрещена. Для устрашения рядом с объявлением сидела миловидная девушка, зычным басом напоминавшая о запрете любой съемки расслабившимся туристам.
Ну да, съемка запрещена, но если очень хочется...
Я уже поднаторел в подобного вида как-бы съемки, сейчас буду делиться своим опытом. Надо повесить большой расчехленный фотоаппарат в область пуза (у кого нет пуза можно повесить в район пупка, но с пузом получается лучше. Так что отращивайте пузо пока есть время) и как бы невзначай изредка нажимать на кнопку затвора. Качество фотографий будет так себе, но что-то когда-то и возможно даже изредка выйдет более-менее смотрительное.
Дальше - то, что получилось.
И впечатлительным на такое лучше не смотреть, я предупреждаю.
Любознательные туристы решили приобщиться к миру некромантов.
Так. Перевели дух и пошли дальше.
Дальше был Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя или на чешском Kostel Nanebevzetí Panny Marie a svatého Jana Křtitele.
История: заложен около 1300 года в качестве замены старому романскому собору при цистерцианском монастыре. Собор построен в форме латинского креста в традициях северо-французской готической архитектуры. Собор стал первым в Чехии с венцом капелл в апсиде. Длина собора составила 87 метров, и он является крупнейшим из сохранившихся в Чехии построек конца XIII - начала XIV века. Собор, как и монастырь, был разрушен в 1421 году в ходе Гуситских войн и длительное время находился в руинах.
В 1700 году была начата реконструкция собора. Восстановленный собор был освящен в 1708 году. В 1742 году папа Бенедикт XIV передал собору мощи раннехристианских святых Феликса и Винцента.
В ходе реформ императора Иосифа II в 1784 году цистерцианский монастырь был ликвидирован, а собор закрыт. При этом с аукциона было распродано значительное число его художественных предметов. В здании собора разместили склад муки. В 1806 году собор возвратили церкви и он стал выполнять роль приходского храма.
В 1995 году собор в числе других памятников Кутна-Горы был включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор внутри.
Дальше был сам город Кутна Гора.
Как обычно - немного истории (опять из путеводителя). Город основан в первой половине XIII века. Центр средневековой серебродобывающей индустрии (в XIII веке рудники города давали треть общеевропейской добычи серебра), благодаря чему город был вторым по богатству в Чешском королевстве.
Именно рудники и стали причиной образования первых горняцких поселков, один из которых получил название Cuthna Antiqua, что означает "старая монашеская ряса". По легенде один из монахов заснул на соседнем холме, а во сне увидел серебряные слитки. Проснувшись, он действительно обнаружил их в указанном во сне месте и накрыл это место своей рясой. Кутна-Гора стала местом первой в Европе "серебряной лихорадки". Вокруг шахт появилось хаотическое нагромождение лачуг, трактиров, бань, лавок и тому подобных заведений. Затем разрозненные поселки объединились, и Кутна Гора обрела привилегии королевского города.
Город сильно пострадал во времена гуситских войн. Из-за истощения руд к середине XVI века город пришел в упадок.
Современная численность горожан (вместе с пригородами) - примерно 50 тысяч человек.
Город небольшой, аккуратный и чистый.
Разные красивые дома.
Иногда разукрашенные.
Вход. Сразу чувствуется что все очень серьезно.
Средневековый колодец.
Памятник национальному герою. Он указывает каким путем куда и кому надо идти.
Вход в музей, куда мы не попали, может потому, что не особо хотели.
Перед входом памятник Томашу Гарригу Масарику, первому президенту независимой Чехословакии.
Если кому-то интересно, то небольшое поселение Кфар Масарик на севере Израиля названо в его честь.
А это статуя во дворе музея, изображающая рудокопа на серебряных рудниках.
Еще один чумной столб.
И дальше - собор святой Варвары (или точнее - Храм Святой Барборы), куда мы и направились.
По дороге к храму.
Какой-то непонятный шар. Вероятно нечто философское.
И напротив шара - синагога.
Точнее, здание синагоги. Как я уже писал раньше, почти в каждом городе и городке в Чехии была еврейская община. Это было давно, до Второй Мировой войны. Потом были ужасы Холокоста, потом было дело Сланского (аналог "дела врачей" в Советском Союзе), государственный антисемитизм - в Чехии поменьше, в Словакии побольше. В итоге - здание синагоги есть, еврейские символы есть, евреев нет.
А мы все шли в сторону собора святой Варвары (или Барборы, если произносить на чешском языке).
Немного про собор (и опять из путеводителя): Chrám svaté Barbory - самый известный архитектурный памятник города Кутна-Гора, второй по величине и значимости готический храм в Чехии, построенный в стиле поздней (владиславской) готики. Относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе.
С архитектурной точки зрения это готический собор базиликального типа. Причина его строительства является совершенно уникальной. Он был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых горожан из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние, хотя Кутна Гора была королевским городом. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.
Строительство собора началось в 1388 году. Главный храм города серебряных рудников строился на средства жителей Кутна-Горы. Денег на него не жалели, но Гуситские войны (1419 - 1434 годы) надолго приостановили процесс строительства, который возобновился лишь спустя 60 лет. Длина здания составляет 70 метров, ширина - 40 метров, в высоту храм возвышается на 33 метра и имеет в общей сложности пять нефов. Несмотря на внушительные размеры, базилика кажется легкой и невесомой. Предполагается, что по первоначальному проекту собор должен был быть длиннее на 30 метров. Этим обстоятельством и объясняется свободное пространство со стороны западного фасада храма. Если бы эти планы осуществились, то строение ничем бы ни уступало знаменитому собору Святого Вита.
Строительство велось в несколько этапов и в значительной степени было связано с процветанием серебряных рудников. Работа остановилась в 1558 году и церковь была закрыта на западе лишь временной стеной.
Следующие вмешательства имели только поддерживающий характер. В 1626 году собор был передан иезуитам, которые построили рядом с ним колледж.
Между годами 1884 и 1905 по инициативе местного археологического общества была проведена реконструкция, здание было не только восстановлено, но и расширенно, был построен новый неоготический фасад.
С 1995 года собор находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор большой, в один кадр не влез. Поэтому сначала низ собора.
А теперь верх собора.
Внутри собора.
Все дорого и богато.
Алтарь.
Витражи на библейские темы.
Кафедра.
Потолок, украшенный гербами родовитых горожан.
Орган.
Все фигуры из золота.
Орган находится на втором этаже, туда можно подняться по винтовой лестнице, что я и сделал.
Фигуры ангелов, вид спереди, золото.
Фигуры ангелов, вид сзади. Совсем даже не золото.
На этом посещение собора закончилось.
Кутна Гора с высоты соборного холма.
На следующий день мы поехали на юг Чехии. Так что продолжение очень скоро обязательно последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий