понедельник, 26 февраля 2024 г.

Прага, Карлов мост и Староместская площадь

Итак, понемногу и потихоньку мы дошли до Карлова моста.

Надо сказать что войти на мост, пройти по мосту и сойти с моста - действия не совсем обыденные, то есть заурядные. Прага вообще пользуется особо повышенным спросом у туристов всех полов, рас, народов и отдельных личностей, а Карлов мост считается одной из основных достопримечательностей. В любое время дня и ночи, в любой сезон и при любой погоде по мосту бесцельно шатаются толпы людей, и пробиться сквозь толпы и уйти не помятым дано отнюдь не многим.
У нас получилось, но мы серьезно к этому действу подготовились.

С фотографиями же получилось так себе, поэтому пока фотография части Староместсклй площади.


Рядом с мостом на небольшом притоке Влтавы смонтировано водное колесо. Еще в конце XIX века тут была небольшая мукомольная мельница.





Карлов мост, немного истории.
Предшественником Карлова моста был Юдитин мост, построенный в 1172 году, во времена короля Владислава II и его жены королевы Ютты (Юдиты) Тюрингской.
В 1342 году Юдитин мост был почти полностью разрушен во время наводнения.
Новый мост был задуман Карлом IV Люксембургским (имя при рождении - Вацлав, имя Карл было взято при коронации. Первый и единственный король Чехии, выбранный сеймом). Построили его почти на том же месте, что и Юдитин.
Строительство моста продолжалось с 1357 года до начала XV века.
По легенде, а также согласно исследованиям чешских историков с привлечением чешских же астрономов первый камень был заложен самолично королем Карлом IV 9 июля 1357 года в 5:31 утра. Дата и время были выбраны по рекомендации астрологов. Если записать числа следующим способом: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7 (месяц) 5 (час) 3 1 (минуты), то мы получим сначала восходящий, а потом нисходящий ряд нечетных чисел. В те времена очень большое значение придавали магическим цифрам. Заложенный в такой момент мост должен был выстоять столетия. Что в конечном итоге и получилось.

Не очень большие толпы на мосту.





Мост украшен скульптурами разнообразных христианских, в основном католических святых.
Вот типичная скульптура.



Ян Непомук, самый почитаемый чешский святой. Не только в Чехии, а и далеко за ее пределами.

Ян Непомук (или Ян Непомуцкий) родился приблизительно между 1340 и 1350 годом в городке Помук (современное название Непомук). Отец Яна был бурмистром (бурмистр - высший руководитель города с административной и судебной властью в городах с Магдебургским правом, аналог мэра) городка Помук, о матери ничего не известно. Базовое образование Ян получил в школе при церкви святого Иакова.
В 1370 году стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 году был рукоположен в священники. После получения сана продолжил образование, изучал право, в 1381 году получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 году в Падуе - докторскую степень. В 1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

Чешский король Вацлав IV постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.
Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном II король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого и еще нескольких церковных иерархов. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а сам он умер от мучительных пыток. После этого его тело сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с престола, об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах на Констанцском соборе Яна Гуса, который отрицал свое сочувствие королю. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого точно не известна. В 1433 году хронисты выдвинули ничем не доказанное предположение, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.

По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой.



У следующей статуи гиды любят рассказывать городскую легенду, выдавая ее за действительно произошедшие факты. Мол шел некий еврей (кто-то даже произносит имя и фамилию, хотя в те времена фамилий еще не существовало), увидел Иисуса, ухмыльнулся, и тем самым оскорбил чувства верующих христиан. На еврейскую общину наложили какой-то гигантский штраф, заставили написать на иврите хвалу Иисусу, с конкретным евреем тоже что-то сделали, и так далее.
На самом деле скульптура называется "Распятие", и второе название - Голгофа. Две фигуры по бокам - дева Мария и апостол Иоанн. А надпись на иврите, в переводе означающая "Святой Господь Спаситель" сделана самим скульптором. Скульптура была установлена на мосту в 1657 году, скульптор Матей Вацлав Еккель - католик, обучавшийся кроме мастерства лепки еще и в богословской академии. Учеба в академии включала обязательное изучение священных языков - латыни, древнегреческого, иврита и арамейского. В древней Иудее говорили отнюдь не на латыни и даже не чешском, так что автор скульптуры старался подойти как можно ближе к источнику.



Дальше - немного фотографии Влтавы, с Карлового моста.











Пражский Град, место съемки - тот же самый Карлов мост.



А это памятник тому самому Карлу под порядковым номером IV.



Дальше дворами и переулками мы пошли в сторону Староместской площади.

Дворы и закоулки Праги.



Дерево искусственное.



Девушка тоже искусственная.



Разные дома, рядом с закоулками.









И наконец - сама площадь.
Немного о площади из путеводителя: Староместская площадь (или Старогородская площадь, или Staroměstské náměstí) - старинная площадь Праги, расположенная в историческом центре города (Старе Место).
Данное место известно еще с XII века, в то время площадь была большим рынком, стоящим на перекрестке европейских торговых путей. В XIII веке площадь стала называться Старым рынком, а с XIV века - Староместский Рынок. В XVIII веке площадь сменила несколько названий - Староместский плац, Большая Староместская площадь, Большая площадь. В 1895 году площадь получила сегодняшнее официальное название.

В XIV веке на площади была построена городская ратуша, а в 1410 году на ратуше были установлены астрономические часы - Пражские куранты. С 1365 года рядом с площадью стал строиться Тынский храм. В 1591 году в северной части площади был построен фонтан Кроцинова Кашна, а в 1650 году, в честь освобождения Праги от шведов, здесь был поставлен Марианский столб, который простоял до 1918 года и восстановлен в 2020 году. На брусчатке посреди площади находится полуденная отметка - место, куда падает тень от Марианского столба в полдень солнечного дня. От этой точки в прошлом шел отсчёт Пражского времени. В конце XIX века площадь расширяется за счет снесённых строений. В 1915 году был установлен памятник национальному герою Чехии Яну Гусу. В 60-х годах XX века площадь стала пешеходной зоной.





Первые, кто нам встретился на площади - группа кришнаитов.





А мы тем временем любовались фасадами зданий.





Толпа собралась посмотреть на Пражские куранты.



Пражские куранты, или Орлой или Pražský orloj, и он же Staroměstský orloj. Название Орлой происходит от латинского horologium - часы. Часы являются третьими по возрасту астрономическими часами в мире и старейшими, которые все еще работают.

Дальше - из справочника: Орлой состоит из трёх основных компонентов, расположенных на башне по вертикали. В центре находится астрономический циферблат, который показывает старочешское, вавилонское, центральноевропейское (современное) и звездное время, время восхода и захода солнца, положение Солнца и Луны среди созвездий, входящих в зодиакальный круг, а также фазы Луны. По сторонам от астрономического циферблата расположены движущиеся каждый час фигуры, среди которых особенно выделяется фигура Смерти в виде скелета человека. Наверху по сторонам от центральной каменной скульптуры ангела имеются два окошка, в которых каждый час, когда бьют часы, показываются фигуры 12 апостолов, сменяя друг друга. Над каменной скульптурой ангела находится фигура золотого петуха, который кричит по окончании процессии апостолов. Под астрономическим циферблатом расположен календарный циферблат, позволяющий определить день и месяц календарного года, день недели, нерабочие дни, а также постоянные праздники христианского календаря. По сторонам от него также расположены скульптурные фигуры.

После того, как король Ян Люксембургский в 1338 году даровал жителям Старого города привилегию иметь собственную ратушу, для городских нужд у купца Волфлина из Камене был приобретен частный дом. Дом начали переоборудовать, чтобы приспособить к нуждам городского совета, и в 1364 году к нему пристроили башню. Часы были установлены на башне, видимо, в 1402 году, когда они впервые упоминаются. Однако, очевидно, вследствие недобросовестного ухода, в скором времени их потребовалось заменить, вследствие чего и был изготовлен Орлой.

Самая старая часть Орлоя – механические часы и астрономический циферблат была создана в 1410 году. Эти элементы были изготовлены часовым мастером Микулашем из Кадани по проекту математика и астронома Яна Шинделя. Скульптурное оформление астрономического циферблата происходит из мастерской знаменитого чешского архитектора и скульптора Петра Парлержа. Первый документ, в котором упоминается Орлой, датирован 9 октября 1410 года. В нем говорится о Микулаше из Кадани как об именитом и признанном часовом мастере, который изготовил куранты с астролябией для Старого Места Праги; староста и совет города упрекают предыдущего смотрителя мастера Альберта за недобросовестный уход за предшествующими часами и хвалят Микулаша за выдающуюся работу. Согласно документу в качестве вознаграждения за работу мастер получил дом у Гавельских городских ворот, 3000 пражских грошей единовременно и регулярное ежегодное пособие в 600 пражских грошей.

Следующие документальные сведения об Орлое относятся к 1490 году, когда пражский часовщик Ян Руже, известный также как мастер Гануш отремонтировал механизм, добавил нижний календарный циферблат и первую движущуюся фигуру - Смерть. Эти заметные усовершенствования и 80 лет забвения первых авторов способствовали тому, что следующие 450 лет именно мастера Гануша считали автором Орлоя. Историческая ошибка даже нашла свое отражение в легенде, согласно которой мастер Гануш был ослеплен по приказу членов Пражского совета, чтобы он нигде более не смог повторить свою работу. Эта легенда была особенно популяризирована среди широкой общественности благодаря писателю Алоису Йирасеку, включившему ее в свои "Старинные чешские сказания". Многолетний помощник Яна Руже, Якуб обслуживал Орлой до 1530 года. У Якуба не было последователя, и Орлой оставался без надлежащего ухода.

В 1552 году смотрителем Орлоя был назначен Ян Таборский. Он отремонтировал и усовершенствовал механизм, а также составил подробное техническое описание Орлоя. Именно в этом описании Ян Таборский впервые ошибочно называет автором Пражского орлоя Яна Руже. Ошибка произошла из-за некорректной интерпретации записей того периода. Ее исправил в 1962 году чешский историк и астроном Зденек Горски, специализировавшийся на истории науки.

В последующие столетия куранты неоднократно останавливались вследствие отсутствия опытных смотрителей и несколько раз ремонтировались. В ходе ремонта 1629 или 1659 года отбивающий механизм часов был перемещен из башни вниз к самому Орлою, а в дополнение к фигуре Смерти появились и другие деревянные фигуры. К этому же ремонту относится создание уникальной скрытой системы вращения Луны, показывающей ее фазы.

В XVIII веке Орлой целыми десятилетиями стоял без движения и находился в таком критическом состоянии, что, когда в 1787 году проводили перестройку ратуши, его хотели выбросить в железный лом. Часы были спасены от гибели служащими из пражского Клементинума: управляющий обсерваторией профессор Антонин Стрнад добился финансирования ремонта и совместно с часовщиком Симоном Ландспергером к 1791 году частично починил их (запустить удалось часовой механизм, а астролябия так и осталась в нерабочем состоянии). В это же время были добавлены движущиеся фигуры апостолов. В 1865-1866 годах был проведен капитальный ремонт Орлоя: исправлены все части его механизма, включая астролябию, для контроля за точностью хода в часовой механизм установлен хронометр Ромуальда Божека, добавлена фигура петуха, а художник Йозеф Манес расписал нижний календарный циферблат.

В самом конце Второй мировой войны Орлою был нанесён значительный ущерб. 5 мая 1945 года в Праге вспыхнуло антинацистское восстание. В городе были сооружены баррикады и повсюду шли бои, особенно упорные в центре Праги, у здания Чешского радио, занятого повстанцами. Радиопередатчик восставших, размещенный на башне Староместской ратуши, передавал воззвания к чешскому народу. Находившиеся в городе части немецкой группы армий "Центр" предприняли попытку подавить восстание и прежде всего прекратить вещание чешского радио. Немецкие войска расстреливали здание Староместской ратуши из зенитных орудий, и 8 мая 1945 года в него попал зажигательный снаряд, в результате чего в Староместской ратуше произошёл пожар. Орлой также пострадал от огня: деревянные фигуры апостолов и календарный циферблат сгорели, астрономический циферблат рухнул вниз.

Однако к 1 июля 1948 года куранты были полностью восстановлены: братья Рудольф и Йиндржих Весецкие отремонтировали изогнутые и поломанные детали часового механизма и снова его собрали, а мастер по дереву Войтех Сухарда вырезал новые фигуры апостолов. Последний незначительный ремонт Орлоя был произведен в 2005 году.

Ну и сам Орлой.



Доминанта площади - Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном, или на чешском - Kostel Panny Marie před Týnem.
Строился в период с XIV по XVI века.
Если кому интересно - в храме похоронен астроном Тихо Браге.



Тынский храм и памятник Яну Гусу.



Небольшая панорама площади.



Разные красивые дома на той же площади.







Опять встретились с кришнаитами.



И пошли дальше, бродить по переулкам и закоулкам Праги.



Опять автомобили "под старину".





Разные красивые дома.











Скульптура "Плащ совести" (или "Пустой плащ") у входа в Сословный театр.
На табличке перед скульптурой небольшое пояснение: Статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта "Дон Жуан". Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром.



Фонтан. Просто фонтан.



И закончим этот пост движущейся статуей Франца Кафки.
Кстати, это был последний день, когда статуя выставлялась широкой публике. На следующей день статую обнесли строительными лесами, и начался ремонт, который по плану должен завершиться летом 2024 года.






Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий