вторник, 27 февраля 2024 г.

Прага еврейская и прогулка вдоль Влтавы

Про евреев в Чехии в общем и про евреев в Праге в частности писать относительно непросто. Не потому, что не хватает материала - наоборот, материала в избытке, и на этот избыток уже написано столько разных исторических книг разной степени достоверности, диссертаций (тоже разной ценности) и разнообразного другого прочего, что одно перечисление займет не один десяток страниц.
Поэтому постараюсь быть кратким, насколько это возможно.

Для начала - вид на Пражский Град и на Карлов мост с набережной Влтавы.


Первые евреи на территории Богемии появились в X веке, скорее всего это были переселенцы из немецких княжеств, бежавшие от погромов.
Дальше вся история евреев похожа на качели - то их уравнивали с другими подданными чешских королей, и даже предоставляли какие-либо преференции, то обкладывали непомерными налогами, то изгоняли, то возвращали обратно.
С чем согласны многие историки - основной причиной такого отношения к евреям в Чехии были не ксенофобия или религиозная нетерпимость, а банальная жадность. Христианам было запрещено отдавать деньги в рост, а евреям запрещалось владеть землей или заниматься ремеслами. Поневоле евреи были вынуждены заниматься ростовщичеством, и со временем у них скапливались значительные суммы. Магнаты и сам император постоянно нуждались в деньгах, а тут под боком столь не бедные подданные, велик соблазн все отобрать и забрать себе.

Самый яркий пример - 18 апреля 1389 года в Праге, где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам произошел крупный погром, в ходе которого погибло около трех тысяч человек; принадлежавшая им собственность отошла в казну, при этом вес поступившего серебра достиг 5 тонн. Король не только не наказал убийц, но и приказал на следующий день после погрома арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество. 15 сентября того же года последовало новое распоряжение о содействии евреям при взыскании долгов, при этом деньги передавались не евреям-кредиторам, а опять же в казну.

Евреи в Праге. Полноценный еврейский квартал образовался в Старом городе в середине XIII века. Евреи жили отдельно от христианского населения, поскольку власти стремились отстранить их от участия в политической жизни города, часто провоцируя антисемитские погромы. И сами евреи не особо стремились соседствовать не с единоверцами. В это время появились Староновая синагога и Еврейское кладбище, где по традиции хоронили только представителей еврейской диаспоры.

К началу XVII века евреи составляли не менее 30% населения Праги, превратив ее в город трех народов - чехов, немцев и евреев (все население Праги тогда составляло примерно 50 тысяч человек).

Евреи окончательно получили на чешской земле гражданские и политические права после революции 1848 года, когда австрийские власти отменили все сословные, национальные и религиозные ограничения.
В 1850 году Пражское гетто официально стало одним из административных кварталов Праги, получив название Йозефов, так как именно австрийский император Иосиф II издал указы об уравнивании евреев в правах с христианским населением. В конце XIX века значительная часть квартала была уничтожена во время расчистки и перепланировки бывших еврейских трущоб, но некоторая часть архитектурных памятников при этом сохранилась.

Во время Второй Мировой войны большая часть евреев была перемещена в Терезиенштадт.
Далее - из энциклопедии: Одной из задач концентрационного лагеря Терезиенштадт была пропаганда, представлявшая так называемое "гетто для пожилых" в качестве образцового лагеря. С 1942 года, после Ванзейской конференции, нацисты стали массово депортировать сюда пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран.

Терезиенштадт отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключенных, среди которых было немало ученых, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В нем действовали синагоги и христианские молитвенные дома. Были лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли и выставки. Случаи организованного сопротивления не выявлены. Случались единичные побеги.

В октябре 1943 года из Дании в Терезиенштадт были депортированы 476 евреев, при этом большинству евреев Дании удалось бежать в Швецию. Под давлением датского правительства руководство СС решило продемонстрировать делегации Красного Креста "образцовый" лагерь. Для того, чтобы скрыть факт перенаселения Терезиенштадта, нацисты усилили депортацию заключенных в Освенцим. Там их содержали в так называемых "семейных бараках", для того, чтобы иметь возможность представить их делегации в ответ на вопросы о родственниках. После отъезда гостей все депортированные в Освенцим заключенные были убиты. 23 июня 1944 года Красному Кресту демонстрировались школа, больница, театр, кафе, бассейн и детский сад. Дети сыграли перед гостями оперу "Брундибар", написанную заключенным в Терезиенштадте композитором Гансом Красой.

Разговоров с заключенными с глазу на глаз делегация не вела. В заключение визита гостям был продемонстрирован фильм заключенного режиссёра Курта Геррона о жизни в Терезиенштадте под названием "Терезиенштадт. Документальный фильм из еврейского поселения" ("Theresienstadt. Ein Dokumentarfilm aus dem jüdischen Siedlungsgebiet"), более известный под неофициальным названием "Фюрер дарит евреям город" ("Der Führer schenkt den Juden eine Stadt"), использованным в опубликованных записях и воспоминаниях выживших заключенных. Визит комиссии и фальсификация жизни в Терезине к ее приезду сохранились в рисунках узников, высмеивавших это событие с черным юмором.

Скученность, плохое питание и отсутствие элементарных санитарных условий в гетто приводили к болезням, зачастую сопровождавшимся эпидемиями. В 1942 году здесь умерло примерно 15000 человек, или немногим более 50% узников гетто среднего возраста. До освобождения 8 мая 1945 года через гетто Терезиенштадт прошли более 155000 евреев; 35440 из них погибли в самом гетто, а около 80000 были отправлены в лагеря уничтожения, в основном в Освенцим, Бухенвальд и Маутхаузен.

Если кому-то интересно - ссылка на Еврейскую энциклопедию, где все рассказывается более подробно.

Место, где когда-то было гетто сейчас один из наиболее фешенебельных и престижных районов Праги. Центральная улица называется Rue de Paris, и на ней расположены дорогие бутики и модные магазины. Об евреях напоминают только названия некоторых улиц, синагоги, превращенные в музеи и еврейское кладбище.
А всего в Чехии сейчас живет по разным оценкам от 2500 до 10 тысяч евреев.

Дома на Rue de Paris.









Майзелова синагога. Построена в XVI веке, финансировал строительство богатый финансист Мордехай Майзель.



Очередь в историческую часть гетто.





И за стеной - еврейское кладбище.
Захоронения на кладбище производились с начала XV века до 1787 года. Чтобы не нарушать покой умерших, захоронения производились слоями. В некоторых местах количество слоев доходит до 12. Старейшее уцелевшее надгробие датировано 1439 годом. По некоторым подсчётам, на кладбище покоятся не менее 100 тысяч человек, причем к настоящему времени сохранились приблизительно 12 тысяч надгробных камней.







Могила Йехуды Лива бен Бецалеля, более известного как Махараль из Праги, известного мистика, персонажа многих мифический историй. Согласно одной Махараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее, во время военного парада, он остановил внезапно взбесившегося коня императора одним словом. После этих событий он стал личным другом императора.
И он же считается создателем Голема - искусственного человека из глины, который защищал евреев от погромов. Махараль оживил глиняного человека, написав ему на лбу слово אמת - истина. Когда Голем вышел из повиновения Махараль стер букву алеф, и глиняный человек рассыпался в прах. (Для не знающих иврит - слово מת в переводе означает мертвый).

И да, один из членов нашего дружного коллектива (открою секрет - это не я) является очень дальним потомком уважаемого раввина. Так что можно сказать посетили место упокоения давнего предка.



Часы на бывшей еврейской ратуше.
Сверху - обычные часы, снизу - так называемые еврейские. Вместо цифр - буквы ивритского алфавита, и стрелки часов описывают круг не справа налево, а наоборот - слева направо, то есть в обратном направлении.



Идем дальше.



Старонова синагога. Единственная действующая синагога Чехии, и одновременно старейшая действующая синагога Европы. Построена в 1270 году.
Согласно легенде на чердаке синагоги находятся остатки Голема. В годы Второй мировой войны некий нацист поднялся на чердак и попытался ударить Голема, но при этом погиб. Лестницу, ведущую на чердак с внешней стороны после войны от греха подальше убрали, и чердак закрыли для широкой публики.



Дальше - Испанская синагога, сейчас музей и концертный зал.
Испанская - не потому, что ее построили испанцы, а потому, что построена в неомавританском стиле, который ассоциировался с периодом господства мавров в Испании.

Рядом с синагогой - памятник Францу Кафке.



И внутри синагоги.











Дальше пошли в сторону реки Влтавы, любуясь разными красивыми домами.







Дальше был мост через Влтаву.







На другом берегу реки некий храм.



И неподалеку - Пражский Метроном.
Ранее на этом месте стоял огромный памятник Сталину. Из путеводителя: памятник назывался "Народ Чехословакии - своему освободителю", и в свое время был крупнейшей скульптурной группой в Европе. Памятник представлял собой фигуру Сталина, за ней были изображены представители народа: рабочие, крестьяне, военные. В народе памятник прозвали "очередью за мясом".
Памятник просуществовал с 1955 по 1962 год, после чего был снесен.
В 1991 году на время проведения Всеобщей Чехословацкой выставки на месте памятника на старый пьедестал было решено поставить гигантский метроном. По замыслу автора движение метронома высотой в 24 метра над Прагой должно было подчеркнуть неумолимость бега времени. Согласно первоначальному плану по окончании выставки метроном должен был быть демонтирован, но затем городские власти решили оставить достопримечательность.



Идем дальше.





Памятник Йозефу Манесу, чешскому художнику XIX века.



Здание филармонии.



Памятник Яну Палаху.
Ян Палах, герой Чехии, студент философского факультета Карлова университета в Праге. 16 января 1969 совершил самосожжение на Вацлавской площади в Праге в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и других стран Варшавского договора.
В 1991 году Палах посмертно награжден чешским орденом Томаша Гаррига Масарика первой степени.



И так мы незаметно дошли до Карлова моста.



И пошли дальше.

Вывеска у входа в ресторан.



Разные красивые здания.



Фонтан Краннера, очень необычное сооружение для фонтана.



Какое-то непонятное здание.



Река Влтава и Карлов мост.



Люди в лодке. Оригинально.



Это оперный театр, а не многократно увеличенная мыльница.



Рядом с оперным театром какие-то люди в удивительных костюмах. Не иначе артисты ставят новую пьесу на очередную злободневную тему.



А мы смотрим по сторонам на красивые дома.



Мост Легии.



Еще немного красивых домов.













И так мы добрели до Танцующего дома.




Продолжение очень скоро обязательно последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий